Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Педагогические средства коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка»

     Л.С.Выготский:

    I. - В соответствии с традицией нашей группы каждое собрание мы начинаем с приветствия. Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Добрые мысли – добрые чувства». Встаньте, пожалуйста, в круг! Давайте передадим друг другу (соседу слева и справа) добрые мысли и добрые чувства.

    - А сейчас в нескольких словах расскажите нам о своих эмоциях. 

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx33.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования  и науки Самарской области

    Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

    профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

    Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки

    работников образования

    Итоговая работа

    «Педагогические средства коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

    Курсы повышения квалификации по ИОЧ

    «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

    ВБ:  30.03.2015 г. – 03.04.2015 г.

    Выполнил: Григорьева Валентина Николаевна

    Проверил: доцент кафедры педагогики

    и психологии, к.пс.н. Шевченко О.Ю.

    Самара, 2015 г.

    Родительское собрание на тему:

    «Педагогические средства коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

    Цель: выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Познакомить родителей с понятием эмоционального развития, с базовыми эмоциями;
    2. Дать представление родителям, какая работа была проведена по диагностики детей;
    3. Разработать рекомендации для родителей в общении с тревожными детьми.

    План работы:

    1. Понятие эмоционального развития. Базовые эмоции и чувства;
    2. Тревожность, как эмоциональное состояние;
    3. Сообщение о результатах диагностики тревожности детей по методики "Выбери нужное лицо" Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен;
    4. Рекомендации для родителей в общении с тревожными детьми.

    «Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка»

     Л.С.Выготский:

    I. - В соответствии с традицией нашей группы каждое собрание мы начинаем с приветствия. Сегодня я предлагаю вам сыграть в игру «Добрые мысли – добрые чувства». Встаньте, пожалуйста, в круг! Давайте передадим друг другу (соседу слева и справа) добрые мысли и добрые чувства.

    - А сейчас в нескольких словах расскажите нам о своих эмоциях.  

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

    Выделяют несколько базовых эмоций: радость, гнев, страдание, удивление, отвращение, призрение, страх.

    В свою очередь страх включает в себя такие эмоции как: волнение, опасение, беспокойство, испуг, тревога, паника, кошмар.

    II. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о педагогических средствах коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

    Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные дети живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: "А вдруг что-нибудь случится?"

    Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, плечи опущены, выражение лица грустное и безразличное; с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

         Тревожные дети – это обычно не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких  детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носит защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

         Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений, запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение ребенка и взрослого носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-то не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

         Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. К установлению таких отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами ребенка, то есть способствует формированию у него тревожности. Мать, находящаяся в состоянии, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.

         Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности, которая легко перерастает в тревожность.

         Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – частые упреки, вызывающие «чувство вины». В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей, тревог.

         Излишняя строгость также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами, вроде: «Заберет тебя дядя», «Уеду от тебя» и др.

         Помимо перечисленных факторов, страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встречи со всем, что олицетворяет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т. д.

         Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе как черта характера – это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы. Тревожность как черта характера – это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

         Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышено внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.

              Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.

         Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

    III. Мною была проведена проективная методика «Выбери нужное лицо», позволяющая исследовать тревожность детей по отношению к ряду типичных для них жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тест разработан американскими психологами Р. Теммл, М. Дорки и В. Амен. (см. Приложение I)

    И я заметила, что в нашей группе имеет место быть средний уровень тревожности детей.

    IV. На основании результатов диагностического обследования родителям раздаются «Правила работы с тревожными детьми, для родителей» (см. Приложение II)

    Список используемой литературы

    1. http://vsetesti.ru/327/
    2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
    3. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. – №4
    4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – Москва, 2014

    Приложение I

    Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.

    Инструкция.

    В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

    Вопросы:

    Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

    Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

    Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

    Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

    Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

    Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

    Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

    Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

    Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

    Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

    Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

    Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

    Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

    Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

    Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

    Рисунок

    Высказывание ребенка

    Выбор

    Веселое лицо

    Грустное лицо

    1. Игра с младшими детьми

     

     

     

    2. Ребенок и мать с младенцем

     

     

     

    3. Объект агрессии

     

     

     

    4. Одевание

     

     

     

    5. Игра со старшими детьми

     

     

     

    6. Укладывание спать в одиночестве

     

     

     

    7. Умывание

     

     

     

    8. Выговор

     

     

     

    9. Игнорирование

     

     

     

    10. Агрессивность

     

     

     

    11. Собирание игрушек

     

     

     

    12. Изоляция

     

     

     

    13. Ребенок с родителями

     

     

     

    14. Еда в одиночестве

     

     

     

    Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

    Ключ, интерпретация.

    Количественный анализ.

    На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

    ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х 100%

                                                      14

    В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

    а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

    б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

    в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

    Качественный анализ

    Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).

    Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

    Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

    Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках,  моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).





    Приложение II.

    Правила работы с тревожными детьми, для родителей

    • Избегать публичных порицаний и замечаний!
    • Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
    • Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина).
    • Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения.
    • Не замечать ошибки, неудачи. В самой плохо сделанной работе можно найти что-то достойное похвалы.
    • Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку.
    • Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки.
    • Большое значение имеет оценка, она всегда должна быть положительной.
    • Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
    • Нельзя угрожать ребенку такими наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!» «Отдам тебя дядьке!»).
    • Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
    • Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

    В данном материале представлен план-конспект занятия по коррекции тревожности с детьми старшего дошкольного возраста....

    Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно - ролевой игры.

    В настоящее время увеличилось число тревожных детей, необходимо вовремя распознавать таких детей и оказывать им помощь....

    Коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Одной из общих закономерностей проблемы ребенка с недостатками речевого развития являются отклонения в формировании личности. Доказано, что речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений р...

    Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

    Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...

    Родительское собрание на тему: Воспитание самостоятельности и трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

    Родительское собрание на тему: Воспитание самостоятельности и трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста...

    Доклад на родительском собрании на тему: "Использование блоков Дьенеша для самореализации детей старшего дошкольного возраста".

    Успешная деятельность дошкольника – это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности в плане наличной действ...

    Тема по самообразованию: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Цель коррекционной работы на 2018-2019 учебный год: воспитание у детейправильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом иуровнем развития связной речи, направленного на развитие реч...