Программа социально коммуникативной направленности «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-психологи всех типов образовательных организаций, работающие с детьми 5-7 лет.

Тревожные дети чувствуют себя беспомощными, бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении. Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. То есть такие дети нуждаются в коррекционных, поддерживающих и обучающих мероприятиях, поскольку высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них.  Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx172.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа социально коммуникативной направленности  «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста по средствам арт-терапии».

                            Выполнила: педагог психолог

                                 Богатырева Елена Евгеньевна

Структура программы.

1. Пояснительная записка.

2. Актуальность психолого-педагогической программы.

3. Цели и задачи психолого-педагогической программы .

4. Форма реализации программы.

5. Ожидаемый результат психолого-педагогической программы.

6 Структура психолого-педагогической программы.

7. Методы и формы по формированию психолого-педагогической программы.

8. Конспекты занятий.

Пояснительная записка

 Коррекционно-развивающая программа арт-терапевтических занятий с детьми  МКДОУ Детский сад №96 г. Кирова  разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 М 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Основная образовательная программа МДОУ составленная с учетом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • Уставом МКДОУ № 96.

Направление дополнительной образовательной программы – психолого-педагогическое.

Проблема проявления тревожности у старших дошкольников актуальна в связи с увеличением числа детей, склонных к тревожным формам поведения.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: именно в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.  Нужно отметить, что тревожные дети чувствуют себя беспомощными, бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении. Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. То есть такие дети нуждаются в коррекционных, поддерживающих и обучающих мероприятиях, поскольку высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Так же, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие у дошкольника становления саморегуляции собственных действий – важнейшие задачи в рамках социально-коммуникативного развития детей.

В настоящее время решение проблемы детской тревожности  в условиях ФГОС ДО  требует практической проработки, т.к. отсутствует система работы с детьми по данному направлению работы, какие-либо методические рекомендации .

Данная программа призвана помочь педагогам-психологам выстроить системно коррекционно-развивающую работу с детьми 5-7 лет по снижению тревожности. Работать по программе могут воспитатели, педагоги-психологи всех типов образовательных организаций, работающие с детьми 5-7 лет.

Объект: тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: средства работы по снижению тревожности с помощью арт-терапии.

Цель: преодоления детской тревожности средствами арт-терапии.

Задачи программы:

  1. снизить уровень тревожности у дошкольников;
  2. обучить способам регуляции эмоционального поведения;
  3. обучить анализу своего внутреннего состояния;
  4. обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций.

         Участники программы: подгруппы детей старшего дошкольного возраста (6-8 человек).

Общее время необходимое для реализации программы: 26 часов, с частотой встреч 1 раз в неделю, занятия длятся 25-30 минут, работа  выстраивается с подгруппами детей (до 8 человек), проводятся в игровой форме, занятия могут проводиться как в первую половину дня, так и во вторую половину дня, что не противоречит требованиям Сан Пин.  

Структура программы: программа разделена на модули.

  1.  Модуль  Я – хозяин эмоций. Занятия данного модуля направлены на эмоциональную разрядку детей и снятие у них мышечного напряжения.
  2.  Модуль Я и мой внутренний мир. Занятия данного модуля направлены на обучение детей анализировать свое внутреннее состояние, понимания себя.
  3.  Модуль Я умею общаться. Занятия данного модуля направлены на обучение детей средствам речевого общения с другими людьми, умение общаться конструктивно, умение находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

 Формы работы: групповая.

Структура занятий: 

1. ритуал приветствия, который позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия;

2. основная часть - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия, непосредственная творческая деятельность (беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения);

3. подведение итогов;

4. ритуал прощания.

 Необходимое оборудование: детская мебель, компьютер, иллюстрации, картинки, игрушки.

 Художественные материалы и инструменты:

- краски гуашевые 12 цветов,

- акварельные краски,

- кисти разного размера (№ 2, 3, 6, 9),

- коктейльные трубочки,

 - цветные и простые карандаши,

 - фломастеры,

- восковые мелки,

 - ватные палочки,

- цветная бумага,

- линейка.

Бумага: 

- листы белой бумаги (формат А4, А3, А1)

- листы разноцветной двухсторонней бумаги,

- рулоны обоев на бумажной основе,

 - ватманы.

Кроме этого требуются дополнительные материалы: материал для коллажа, ножницы, клей ПВА, посуда для воды.

 Музыкальный ряд: К. Орф «Осень. Гномы» Д. Христов «Золотые капельки» Е. Ботляров «Драчун» С. Рахманинов «Итальянская полька» П. И. Чайковский «Вальс цветов» П. И. Чайковский «Щелкунчик» М. Мусоргский «Слеза» М. К. Чюрленис Симфоническая поэма «Море» (фрагмент) К. Дебюсси «Облака» Л. Шестакова «Сказка про дождик и тучу» (фрагмент) П. И.Чайковский «Времена года», «Лето». П. И.Чайковский «Щелкунчик» (танец феи Драже) Э. Гольденберг «Этюд на черных клавишах» Н. Артболевская « Дрессированные собачки» П. И. Чайковский «Зимние грезы» (пьесы «Декабрь», «Январь», «Февраль») Е. Ботляров «Музыкальная шкатулка» В. А. Моцарт «Колыбельная» Сборник «Величайшие композиторы нашей эпохи»: Бетховен, Бах, Моцарт. Релаксационная музыка: «Лунная ночь», «Океан», «Огонь», «Весна», «Закат». Легкая инструментальная музыка Chakras Dream & Anne Dubley.

Форма подведения итогов итоговое занятие совместно с родителями, диагностика в начале и в конце освоения программы.

Новизна программы заключается в интеграции специальных заданий психологического характера и арт-терапевтических технологии.

Отличительные особенности программы в том, что она выстроена по отдельным модулям, каждый из которых направлен на решение определенных микро-задач.

Ожидаемые результаты при реализации программы:

- снижение степени тревожности, страха, агрессии;

- повышение умения контролировать свое поведение;

- проявление активности и самостоятельности у пассивных детей;

- развитие коммуникативных навыков;

- принятие себя;

- повышение умения понимать свои эмоции;

- повышение самооценки.

Учебно-тематический план

Разделы программы

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Модуль «Я – хозяин эмоций»

8

3

Модуль «Я и мой внутренний мир»

6

4

Модуль «Я умею общаться»

8

Итоговое занятие

2

Итого количество занятий

26

Методические рекомендации по реализации программы

Организация работы с детьми по данной программе строится на следующих принципах:

•        гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку;

•         конфиденциальности - информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению;

•         компетентности - психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;

•        ответственности -  психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред;

  • контакт с ребенком;
  • положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
  • безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
  • сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в   отреагировании проблемных ситуаций и выработки навыков саморегуляции и контроля.

Программа реализуется через следующие этапы:

1.      первоначальный диагностический этап;

2.    этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность);

3.     этап непосредственной работы с детьми;

4.     вторичный диагностический этап.

На протяжении всего периода реализации программы осуществляется консультативная работа семей и педагогов, работающих с детьми. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с  тревожным поведением  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации дошкольников.

Работа с родителями осуществляется в виде лекций, бесед, теоретических и практических семинаров, круглых столов и т.д.

Сведения о выявленных результатах диагностических обследований родители получают в ходе индивидуальных консультаций.

Содержание программы и ее программно-методическое обеспечение

Тема

Часы

Цели и задачи

Методы и техники коррекционного воздействия на детей

1

Вводное занятие

2

- установление контакта с детьми, определение и формирование поля взаимного доверия

- диагностика степени тревожности у детей старшего дошкольного возраста

1) Игры на установление контакта

2)  Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

3) Тест детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн)

4) Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)

2-9

1 модуль

«Я – хозяин эмоций»

8

- знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку

-обучение конструктивным способам управления собственным поведением Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, анализу групповых ситуаций, проблем отдельных участников.

1) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;

2) придумывание историй, раскрывающих причину эмоционального состояния

3) рисование, лепка эмоций;

4) пластическое изображение эмоций;

5) работа с эмоциями через сенсорные каналы;

6) изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений;

7) разыгрывание сценок (этюдов), отражающих различные эмоциональные состояния;

8) ролевые игры, отражающие проблемную ситуацию.

10-15

  1. 2 модуль

 «Я и мой внутренний мир»

6

- повышение самооценки

- обучить анализу своего внутреннего состояния и понимания себя

Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки.

1) упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;

2) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, дипломы, аплодисменты и т.д.);

3) пластическое выражение гнева, отреагирование чувства через движения;

4) рисование, лепка из пластилина, обсуждение (если ребёнок хочет), в каких ситуациях он испытывает те или иные чувства;

5) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать»);

6) осознание своего чувства через сенсорные каналы (на что похож твое чувство? какой он на цвет, на слух, на вкус, на ощупь?);

7) осознание своего чувства через телесные ощущения (сокращения мышц лица, шеи, рук, грудной клетки, живота)

16-23

  1. 3 модуль

 «Я умею общаться»

8

- формирование адекватного отношения к себе и другим

-обучение средствам речевого общения с другими людьми

Формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

1) работа с картинками, отражающими проблемные ситуации;

2) разыгрывание сцен, отражающих вымышленные конфликтные ситуации;

3) использование игр, включающих в себя элементы соперничества;

4) использование игр, направленных на сотрудничество;

5) разбор вместе с ребёнком последствий различных поведенческих реакций, выбор позитивной и закрепление её в ролевой игре;

6) введение на занятиях определённых правил поведения с использованием системы поощрений и привилегий (награды, призы, медали т.п.);

7) включение ребёнка в командные игры (канализация агрессии, взаимодействие в коллективе, соблюдение определённых правил)

24

Итоговое занятие

2

- подведение итогов совместного общения детей и педагога;

-занятие с родителями;

-заключительная диагностика степени выраженности агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

1) совместная деятельность с родителями, подведение итогов;

2)  Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»;

3) Тест детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн);

4) Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)

Конспекты коррекционно-развивающих занятий.

Занятие № 1-2 Вводное занятие (2 часа)

Цель занятия: установление контакта с детьми, определение и формирование поля взаимного доверия; диагностика степени выраженности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание занятия: 

Ритуал приветствия 

Предлагается поиграть в игры на снятие эмоционального и физического напряжения.

Упражнение1 Игра «Радужный шар»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает разноцветный мягкий мяч (не менее 7 цветов). По кругу, по ходу часовой стрелки передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках ищет цвет на мяче соответствующий его настроению. «Мое настроение сегодня похоже на голубой  цвет, оно как голубое небо спокойное и радостное»
Упражнение 2 «Пересядьте все, у кого…»

Водящий произносит слова: «Пересядьте все, у кого и называет какой-либо признак (светлые волосы, кто добрый и т.д.)»  Все кто относится  к названной категории, старается занять новое место, ведущий то же. Кому не хватит места, становится ведущим.

Основная часть

Диагностика

  1. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»
  2. Тест детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн)
  3. Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)

Подведение итогов. Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

1 модуль

«Я – хозяин эмоций»

Цели:

 - знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

-обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снимать мышечное и эмоциональное напряжение);

- формирование у детей способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свои эмоции.

Занятие №3 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Игра «Радужный шар»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает разноцветный мягкий мяч (не менее 7 цветов). По кругу, по ходу часовой стрелки передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках ищет цвет на мяче соответствующий его настроению. «Мое настроение сегодня похоже на голубой  цвет, оно как голубое небо спокойное и радостное»

Выработка правил группы.

Ведущий озвучивает необходимые правила поведения на занятиях, относящиеся ко всем участникам:

  1. Относиться друг к другу с доверием, общаться к участникам группы на занятиях на «ты».
  2. Не бояться отвечать, нет правильных или неправильных ответов, высказывать свое мнение.
  3. Нельзя обсуждать и оценивать выступление другого участника, без его просьбы на это.
  4. Относиться с уважением к говорящему, не перебивать его.
  5. Активное участие на занятиях.
  6. Постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятия.

Текст правил  вывешивается в кабинете на видном месте.
Основная часть

Упражнение 1 Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева). Методики исследования эмоционально – личностного развития дошкольника

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Волшебная страна чувств

http://gigabaza.ru/images/34/66338/m1c7ac50c.png

Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

Инструкция 1«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.

Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.

Обработка результатов.

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);

— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Упражнение 2 Работа с таблицей чувств и эмоциональных состояний

Рассматриваю плакат гномов с разными эмоциональными

 состояниями. Дают объяснения как они определили состояние гнома.

Упражнение 3 Я веселый гном

Воспитатель одевает на ребенка колпак гнома, ребенок должен http://50ds.ru/img/_3MO0YTSO4.jpg

изобразить какое чувство он сейчас испытывает, все остальные

отгадываю. Затем ребенок объясняет, почему он испытывает

такое чувство.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания:

Досвиданья, досвиданья, вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №4 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.  Игра «Радужный шар»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает разноцветный мягкий мяч (не менее 7 цветов). По кругу, по ходу часовой стрелки передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках ищет цвет на мяче соответствующий его настроению. «Мое настроение сегодня похоже на голубой  цвет, оно как голубое небо спокойное и радостное»

Основная часть

 Упражнение 1 Зоопаркhttp://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp122/rabot/16/images/2.jpg

Дети получают карточки с разными животными (каждое животное имеет свое настроение), сначала дети изображают животное и его настроение, а затем обсуждают, как художнику удалось изобразить настроение животного.

Упражнение 2 Каракули Д. Винникотта.

Алглритм:

-каждый на своем листе А4

 -детям предлагается выбрать карандаш или мелок любого цвета который сейчас хочется;

-взять карандаш не ведущей рукой;

-можно закрыть глаза, если хочется и «отпустить руку» и нарисовать «клубок» линий;

- в этом «клубке» линий постараться увидеть какой либо образ (или несколько)

-педагог записывает все образы (нужно чтоб все дети назвали несколько), затем зачитывает все и совместно выбирают самые понравившиеся 3-5 слов;

-все вместе придумывают историю или сказку используя эти слова;

-рефлексия.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №5 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.  Игра «Радужный шар»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает разноцветный мягкий мяч (не менее 7 цветов). По кругу, по ходу часовой стрелки передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках ищет цвет на мяче соответствующий его настроению. «Мое настроение сегодня похоже на голубой  цвет, оно как голубое небо спокойное и радостное»

Основная часть 

Упражнение 1 Работа с таблицей чувств и эмоциональных состояний

Вспоминают эмоциональные состояния гномов с прошлого занятия. Педагог предлагает продолжить предложение «Для ребенка радость – это….», «Маме грустно, когда …», «Ребенку страшно, когда…», «Другу обидно, когда ….» и т.д.

Упражнение 2 Рисунок в круге «Мандала»

Беседа о круге. Круг – символическая фигура, гармоничная, целостная.

— Что в жизни, в природе вам встречалось круглое?

— Какие ассоциации у вас вызывает «круг»?

Детям предлагается нарисовать что-либо в круге (какой-то узор либо конкретный образ), начиная с центра. Дать название своей работе, рассказать о ней.

По результатам проводится обсуждение: Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Что вы хотели, чтобы у вас получилось?  Что получилось в итоге? На что похоже изображение? Дайте ему название. Что вы вкладываете в тот или иной цвет? Нравится ли вам результат? Что хотите исправить?

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №6 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.  Игра «Радужный шар»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает разноцветный мягкий мяч (не менее 7 цветов). По кругу, по ходу часовой стрелки передаем мяч. Тот, у кого мяч в руках ищет цвет на мяче соответствующий его настроению. «Мое настроение сегодня похоже на голубой  цвет, оно как голубое небо спокойное и радостное»

Основная часть

Упражнение 1 Превратись в животное

Воспитатель, затем дети по одному превращаются в животное и изображают разные эмоции и чувства. Все отгадывают.

Упражнение 2    Арт-терапевтическое упражнение «Волшебные краски»: 

«Волшебная краска» изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была, как густая сметана. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. 

          Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

        При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный — немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет разной интенсивности. Конечно, хорошо, если цвета не будут повторяться.

           Готовая краска выставляется в центр. Детям раздаются листы бумаги и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя свою полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

          Обсуждения полученных работ и ощущений от рисования.

     Когда работы будут готовы, следует сделать выставку с последующими комментариями.

Обсуждение: Какие ощущения у вас были, когда вы рисовали волшебными красками? Понравилось или не понравилось рисовать? Что вы хотели изобразить? Что получилось? Что хотелось бы изменить? Дайте название своей работе.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

 Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №7 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.  Игра «Радужный шар»

Основная часть

Упражнение 1 Превратись в животное.

Дети изображают радостное, грустное, злое животное. Остальные отгадывают.

Упражнение 2 Как доставить радость другому человеку.

Дети вспоминают все способы, как можно доставить радость другому.

Упражнение 3 . Арт-терапевтическое упражнение «Кукла из фольги».

       Каждому участнику предлагается  сделать из фольги и салфеток куколку – себя. Фольга – очень гибкий и податливый материал. В качестве одежды можно использовать салфетки. После этого проводится обсуждение: Нравится ли вам получившаяся кукла? Какие ассоциации она у вас вызывает? Чем она похожа на вас?

Далее участникам предлагается сочинить сказку про куклу. После этого сказки зачитываются. 

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №8 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.  Игра «Радужный шар»

Основная часть

Упражнение1  Котенок

Дети представляют, что мама принесла маленького котенка. Ему грустно и страшно. Каждый из детей превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.

Упражнение Арт-терапевтическое упражнение «Я в натуральную величину»

     Ребятам предлагается постелить куски обоев на пол и затем лечь на них так, чтобы другой ребенок мог обвести силуэт карандашом. Далее участникам предлагается изобразить себя таким, каким бы каждый хотел быть (свое идеальное Я). 

     После завершения работы проводится знакомство участников с каждой фигурой. Автор рассказывает о своем изображении: нравится ли получившаяся работа, какой он по характеру, его образ жизни. Можно придумать и рассказать о нем какую-либо историю. Дети могут задавать автору уточняющие вопросы.

     После этого ребятам предлагается нарисовать каждой фигуре подарок или написать письмо с пожеланием. 

Рефлексия. Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о работе.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №9 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Игра «Радужный шар»

Основная часть

Упражнение 1 Мысленные картинки.

Дети под музыку закрываю глаза, и рисуют мысленные картинки. Когда музыка закончится, по желанию рассказываю свои картинки. Можно оживлять картинки.

Упражнение 2 Арт-терапевтическое упражнение «Рисование ладонями».

       Психолог предлагает ребятам разукрасить свою ладонь гуашью и поставить отпечаток на бумагу. Должны получиться картины-отпечатки. Предложить детям приглядеться, на что похож отпечаток? Превратить его в сказочного героя процессе рисования психолог предлагает подумать, что это за герой и сочинить небольшую сказку. Психолог помогает вопросами чтобы натолкнуть на сочинении сказки.

-как зовут;

-какое настроение;

-что любит делать, а что не любит;

-где и с кем живет;

- из какой он страны;

-куда держит путь;

-о чем мечтает;

-кто его друзья и т. д..

 Обсуждение: Нравится ли тебе, что у тебя получилось? Как бы ты назвал эту картину? Какие мысли у тебя возникли в процессе рисования? Что хотелось бы дорисовать, изменить? 

Рефлексия. Обсуждение занятия. 

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

Занятие №10 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Игра «Радужный шар»

Основная часть

Упражнение 1 «Поссорились — помирились»

Дети выбирают двух участников, которые должны представить, что их правые руки — это человечки, выполняющие на столе разные действия по команде ведущего: знакомятся, идут гулять вместе, ссорятся, дерутся, обижаются друг на друга, мирятся, идут играть вместе. Затем руки превращаются в двух петушков и выполняют те же действия, но с добавлением «петушиных» звуков.

Упражнение «Мое имя»: психолог рассказывает ребятам сказку. В те далёкие-далёкие времена, когда нас с вами ещё не было на свете, появилась в нашей галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они прозрачны как воздух и серебрились переливами  красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А ещё любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Спускались они, переливаясь разноцветными огоньками, в то время, когда люди спали. И тогда  всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

      Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имени на земле.

Вот такая история. 

       Сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имён. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезёт, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их.

       Детям предлагается написать свое имя на листе А3 украсить его красиво, наклеить пайетки. Далее психолог читает значение имени, что имя означает в словаре имен

Обсуждение:  Нравится ли тебе твоё имя? Почему? Что ты изобразил на рисунке? Почему именно так? А что для других значит это имя? Нравится ли тебе значение твоего имени? Можно попросить детей рассказать почему его назвали именно так. Какова история твоего имени? Далее ребятам предлагается закрыть глаза и мысленно поблагодарить родителей за то, что они дали им имя. Если не знают то предложить спросить у родителей.

Подведение итогов. Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.

Досвиданья, досвиданья вместе было хорошо,

Досвиданья, досвиданья, скоро встретимся еще.

  1. модуль

«Я и мой внутренний мир»

Цели:

- повышение самооценки;

- обучить анализу своего внутреннего состояния и понимания себя.

Занятие №11 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия.  «Я очень рада…»

Дети сидят на ковре в круге. Передают игрушку друг другу по кругу и поют песенку называя соседа по имени (Я очень рада, что Аня в группе есть….)

 Упражнение  1 «Если бы я был»

 Участникам предлагается проассоциировать себя с каким-либо предметом, явлением и т.д.

Основная часть

Упражнение 2 «Солнечный зайчик»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».      

Упражнение 2 ««Моя планета»

Детям раздаются круглые листы бумаги. Закрой глаза и представь себе планету в космосе. Какая планета? Кто населяет эту планету? Легко ли до неё добраться? По каким законам на ней живут? Чем занимаются жители? Как твою планету зовут? Нарисуй эту планету. Дети выполняют рисунки, после чего наклеивают свои планеты на большой ватман покрашенный в темный цвет, предложить детям провести дорожки из звезд от планеты к планете, проводится обсуждение работ.

Подведение итогов. Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания. Игра « Круг друзей»
Стоя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

 Занятие №12 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. «Я очень рада…»

Дети сидят на ковре в круге. Передают игрушку друг другу по кругу и поют песенку называя соседа по имени (Я очень рада, что Аня в группе есть….)

Основная часть

Упражнение 1 «Солнечный зайчик»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот, погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».      

Упражнение 2  «Цветок»

- Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он еще совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти. Лепесточки цветка раскрываются. Он поворачивает бутончик по направлению солнца. Лепестки раскрываются все шире и шире. Наши руки тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью цветочный запах. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы. Пусть каждый из вас даст название своему цветку. Вот какая пестрая цветочная поляна. Расскажите  как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него. Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Упражнение 3  «Тренируем эмоции»

Попросите ребенка улыбнуться как:

-кот на солнце;

-само солнце;

-как хитрая лиса;

-как радостный ребенок;

-как будто ты увидел чудо.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания. « Круг друзей»
Стоя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Занятие №13 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. «Я очень рада…»

Дети сидят на ковре в круге. Передают игрушку друг другу по кругу и поют песенку называя соседа по имени (Я очень рада, что Аня в группе есть….)

Основная часть

Упражнение 1 Игра «Злые - добрые кошки»

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…,» и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого.       Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга!  Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Упражнение 2 Закончи предложение.

      Дети заканчивают следующие фразы: «Дети обычно боятся...» «Взрослые обычно боятся...» «Мамы обычно боятся...» «Учителя обычно боятся...» В результате обсуждения этой работы делается обобщение: каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх — это не то, чего следует стыдиться, хотя и полезно учиться его преодолевать.

Упражнение 3 «Раздувания краски»

       Нанесите на лист бумаги  краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его. Получаемое изображение всегда отличается от того, что изображалось на первоначальной форме. Оно может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены автором. В процессе выполнения работы происходит спонтанное самовыражение, актуализация чувств и эмоций, снятие напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания. « Круг друзей»
Стоя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Занятие №14 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. «Я очень рада…»

Дети сидят на ковре в круге. Передают игрушку друг другу по кругу и поют песенку называя соседа по имени (Я очень рада, что Аня в группе есть….)

Основная часть

Упражнение 1 Игра «Злые - добрые кошки» см. занятие 13

Упражнение 2 «Коробка переживаний»

Психолог. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

Упражнение 3 «Дом моей мечты».

Групповая работа. Обсуждаем дом мечты, предлагаем его нарисовать, выбираем место на ватмане, используя любые изоматериалы, даем резинку, ластик. «У вас должно быть какое –то общее пространство, где вы все вместе могли пообщаться…., к домам друг друга проведите дорожки оформить территорию вокруг дома (скамеечки, клумбы, деревья, кусты) и др. Обязательно сообща дать название получившемуся городу.» Презентация своей работы.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания. « Круг друзей»
Стоя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Занятие №15 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. «Я очень рада…»

Дети сидят на ковре в круге. Передают игрушку друг другу по кругу и поют песенку называя соседа по имени (Я очень рада, что Аня в группе есть….)

Основная часть

Упражнение 1 «В чем твоя сила?»

Ребенок садится на стульчик в центре круга и берет в руки игрушечного льва. Ведущий предлагает детям поискать внутреннюю силу этого ребенка, то есть назвать главное хорошее качество, которое отличает его от других. Дети с помощью ведущего выбирают это качество и хором выкрикивают его, например: «Артем — умный», «Жанна — нежная». На стульчике должны побывать все дети. 

Упражнение 2 « Коллаж какой я»

       Включается релаксационная музыка. На минутку  ребенок закрывает глаза.

 Представьте себе ту жизнь, которой вы хотели бы жить. Яркую, интересную, насыщенную желанными для вас событиями.  Представьте себя в этой жизни. Побудьте в этом моменте.

      Затем откройте глаза, и возьмите журналы. Начните их листать, выбирая те картинки, которые отзываются вашей душе. Можно вырвать листы с этими образами, или просто загнуть уголок странички.

      После того, как вы почувствуете: все, картинок хватит, — начните их вырезать.

      Разложите все картинки на листе бумаги. Меняйте их местами, передвигайте до ощущения «вот так здорово!». Затем приклейте все вырезанные элементы.

Когда завершите работу, посмотрите на нее внимательно. Ответьте себе на вопросы:

  • Нравится ли вам ваше творение?
  • Как вы его назовете (лучше надписать сверху на коллаже)?
  • Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
  • Если бы коллаж мог говорить, что бы он вам сказал?

Подведение итогов. Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания. « Круг друзей»
Стоя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

Занятие №16 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. «Я очень рада…»

Дети сидят на ковре в круге. Передают игрушку друг другу по кругу и поют песенку называя соседа по имени (Я очень рада, что Аня в группе есть….)

Основная часть

Упражнение 1«Кто сегодня молодец» 

Ведущий предлагает детям Узнать, кто из них сегодня молодец, и говорит: «Молодец, кто сегодня улыбался». Дети, которые считают, что сегодня: Много улыбались, громко кричат: «Это я!» Далее ведущий продолжает игру со словами: «Молодец, кто сегодня помог другу», «Молодец тот, кто старался на уроке», «Молодец, кто говорил только правду», «Молодец, кто с радостью шел в школу» и т.п. 

Упражнение 3 «Общая радость». Беседа, что такое радость?  Психолог на лист ватмана предлагает детям нарисовать общий рисунок радости. Дети выбирают место на листе, изображают на нем то, что ассоциируется у них с радостью. Обсуждение, почему их изображение подходит для этого рисунка. Предложить общий рисунок объединить каким- то одним сюжетом.

Упражнение 3 «Тренируем эмоции»

Попросите ребенка устать, как:

-человек, поднявший тяжелый груз;

-муравей, притащивший большую муху.

Отдохнуть, как:

-ребенок, который много потрудился, но помог взрослым;

-как уставший воин, после победы.  

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и помашите рукой.


3 модуль

«Я умею общаться»

Цели:

- формирование адекватного отношения к себе и другим;

- обучение средствам речевого общения с другими людьми;

- умение общаться конструктивно, умение находить пути выхода из конфликтных ситуаций по возрасту.

Занятие №17 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это я?».

Основная часть.

Упражнение 1 Этюды с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»

•        Дети помогают взрослым убирать территорию детского сада: собирают мусор, метут дорожки и т.д. Один мальчик просто сидит на скамейке.

Упражнение 2  Техника « Трехмерное Я»

        Дети садятся за стол, ведущий зачитывает инструкцию. Инструкция: Каждому участнику выдается лист А3, простые карандаши, ластики. Лист необходимо разделить на 3 равные части. Первая часть - мое детство, вторая - я сейчас, третья - мое будущее. Участникам необходимо в 1 части нарисовать что-то из своего детства: первую игрушку, любимый праздник и т.д., во второй части нарисовать свои увлечения в настоящее время, а в третьей части нарисовать, что они видят в будующем, свои ассоциации с тем временем, когда ребенок станет взрослым. Дети выбирают для работы любые изоматериалы. Участники презентуют свои рисунки.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания. Ведущий раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

 Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю. 

Занятие №18 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Психолог задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты. Психолог предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это я?».

Основная часть

Упражнение 1 Этюды с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»

•        Дети собирают урожай. Одна девочка набрала так много фруктов, что не может удержать их в руках.

Упражнение 2 Техника « Монотипия».

        Дети рассаживаются на свои места. Психолог зачитывает инструкцию поэтапно:

1) обмакните кисть в воду и затем опустите в цвет, наиболее приятный в данный момент и поставьте несколько пятен на стекле или нарисуйте образ. Можно добавить любые цвета, но перед этим не забудьте промыть кисть. Если рисуете  акварелью, то берите больше воды, если гуашью - больше краски. Положите стекло на бумагу и хорошо прижмите, а затем снимите с листа плавным или резким движением. Так необходимо повторить несколько раз, создавая каждый раз новый образ.

2)Внимательно рассматриваем все изображения, на что они похожи, придаем смысл пятнам. Выбираем из них наиболее понравившиеся и вырезаем. На лист бумаги формата А3 наклеиваем вырезанные образы, так чтобы получилась картина.

3) Когда все образы наклеены, рисуем рамку. Даем название картине. Ставим подпись. Последовательность действий рассказывается участникам поэтапно. Участники презентуют свои рисунки.         

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю. 

Занятие №19 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это я?».

Основная часть.

Упражнение 1 Этюды с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»

В детском саду ты захотел поиграть в игрушку. Твой друг тоже направляется к этой игрушке – она понравилась ему.

Упражнение 2 Техника « Драконовы ключи»

Материалы: 12 картинок «Драконовы ключи»

        Дети садятся за стол, ведущий зачитывает инструкцию. Инструкция: Участникам показывают все 12 карточек, ведущий спрашивает, что на них изображено (индивидуально каждому).  Каждый участник выбирает себе картинку и раскрашивает ее при помощи любых изоматериалов. В процессе раскрашивания необходимо придумать историю, связанную с раскрашиваемой картинкой. Участники презентуют свои рисунки, рассказывают историю.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю. 

Занятие №20 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это я?».

Основная часть

Упражнение 1 Этюды с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?»

•        К тебе пришли гости. Пока ты ходил в кухню за фруктами, сломалась твоя новая машина.

Упражнение 2 Техника «Нарисуй противоположности».

        Дети делятся по парам и рассаживаются за столы. Инструкция: каждая пара выбирает тему рисунка, это должны быть противоположности, например: мир-война, живое-неживое, домашние животные - дикие животные и др. Затем эту тему раскрывают в рисунке, используя любые изоматериалы. Презентация рисунка.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю. 

Занятие №21 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это я?».

Основная часть

Упражнение 1 Разыгрывание ситуаций.

•        Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

Упражнение 2 «Маски».

Ребятам предлагается сделать двухстороннюю маску. «Каким я хочу, чтобы меня видели», «Каким меня видят».  Перед началом работы следует рассказать о масках, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя любые изоматериалы создается маска. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Надев на себя маску с разных сторон, ребенок повторяет те слова, которые хотела сказать маска.  

Обсуждение: Какая маска понравилась? Почему?

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю. 

Занятие №22 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это  не я?».

Основная часть

Упражнение 1 Разыгрывание ситуаций

•        Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.

Упражнение 1 «Рисуем музыку».

Проводится беседа о музыке: Какая музыка нравится вам? Какую музыку слушаете, когда вам грустно? Когда радостно? Почему? 

Детям включается музыка, передающая разные настроения. После прослушивания, или во время, каждый должен нарисовать то, что ему  навеяла эта музыка (настроение, впечатления, что-то конкретное или абстрактное). 

 Обсуждение после каждой мелодии: Что ты изобразил? Почему именно это? Какие чувства у тебя вызвала мелодия? Чья еще картина похожа на твое настроение после мелодии?

Рефлексия. Обсуждение занятия. 

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю. 

Занятие №23 (1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это  не я?».

Основная часть

Упражнение 1 Разыгрывание ситуаций.

•        Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его.

Упражнение 2 «Аутентичные движения с визуальными средствами»

Каждый ребенок выбирает бумагу, ткань, такого цвета какой ему нравиться. Участники начинают двигаться по залу с выбранными материалами в течении 10 минут Музыка не используется. Ребенок вживается в свое состояние и двигается телом. Психолог записывает все что происходит с участниками, предупреждает травматизацию. Можно предложить темы. «Какой я есть на самом деле», а затем — танец «Каким бы я хотел быть» Обсуждение:

Что чувствовали танцующие?

 Как в нескольких словах можно охарактеризовать танец?

 Насколько отличаются танец «Я-реальное» от танца «Я-идеальное»?

Танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с другими?. Обмен впечатлениями. Вспомнить свой танец «Какой я есть на самом деле», а затем — танец «Каким бы я хотел быть» и изобразить на бумаге чувства, которые возникают при воспоминаниях об этих танцах.

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю.

 

Занятие №24(1 час)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это  не я?».

Основная часть

Упражнение 1  Разыгрывание ситуаций.

•        Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее.

Упражнение 2 Изготовление альбома.

Все индивидуальные работы детей раскладываются на столах или полу. Дети рассматривают работы, делятся впечатлениями. Какие разные и интересные получились работы, такие же разные и интересные как сами художники. Вспоминают истории создания. После собирают все работы сой арт-альбом, сшивают. Обложкой альбома служит работа занятия № 10 «Мое имя» по желанию дети украшают обложку дополнительно.

Подведение итогов.  Что больше всего понравилось? С каким настроением ты уходишь? Что было наиболее интересным?

Ритуал прощания.  Психолог раскладывает перед участниками спектрокарты, дети выбирают по одной, соответствующей их настроению в настоящий момент и рассказывают о своем настроении.

Участники по очереди произносят пожелания друг для друга на следующую неделю.

Итоговое занятие.

Цели:

- подведение итогов совместного общения детей и педагога;

-заключительная диагностика степени выраженности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Занятие №25-26 (2 часа)

Содержание занятия:

Ритуал приветствия. Дети сидят в круге. Ведущий задает участникам вопрос о том, как прошло время с их предыдущей встречи. Дети поочередно рассказывают о том, как прожили неделю перед занятием.

 Спектрокарты.  Ведущий предлагает участникам вытащить из колоды спектрокарт любую карту в слепую и ответить на вопрос «Почему это  не я?».

Основная часть.

Диагностика

  1. Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус».
  2. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

Подведение итогов Что больше всего понравилось? Какие задания оказались трудными, интересными? 

Ритуал прощания.  Психолог дарит детям подарки. Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь и помашите рукой.

Структура занятия

Этапы работы

Комментарий

Ритуал приветствия.

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия).

Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

Рефлексия – оценка занятия (беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.

Заключение. «Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт – терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Именно на этом языке происходит динамическое взаимодействие участников так называемого «арт – терапевтического процесса» в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии ребенка. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что средства арт – терапии используемые на занятиях с детьми позволяют:

  Создать положительный эмоциональный настрой в группе;

 Облегчить процесс коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;

  Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

 Дать возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;

 Способствованию творческого самовыражения, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

  Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;

 Выстраивать отношения с ребѐнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт.Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) средствами песочной терапии»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного ...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Дом дружбы" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.Задачи:  обобщить знания детей по теме «дружба», познакомить детей с «правилами дружбы»; развивать у ребенка осознанное эм...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Школа Аркадия Паровозова»

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Школа Аркадия Паровозова»Цель: развитие осознанног...

Применение кейс-технологии в сюжетно-ролевой игре как способе социально-коммуникативного воспитания и развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Надо проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение....

Методическая разработка для воспитателей по изготовлению слайдов для презентации к педсовету "Социально - коммуникативное развитие через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста".

Данная методическая разработка окажет помощь воспитателям при изготовлении слайдов к выступлению на педсовете по теме экологического воспитания детей....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...