Применение кейс-технологии в сюжетно-ролевой игре как способе социально-коммуникативного воспитания и развития одаренности детей старшего дошкольного возраста
статья

Полякова Наталья Николаевна

Кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Надо проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sri_s_primeneniem_keys-tehnologii.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кейс-технологии в сюжетно-ролевой игре как способе социально-коммуникативного воспитания и развития одаренности детей старшего дошкольного возраста

Игра – способ развития, воспитания и формирования личности в дошкольном детстве. Главным условием реализации игры является позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность. Прежде всего, это креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам, преодолеть сложившиеся стереотипы. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией. Для этого нужны специфические личные качества: открытость, артистичность, эмоциональная выразительность и, что особенно важно, – серьезное отношение к игровой ситуации. Играющий верит в созданную им ситуацию и живет в ней. Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Игрой нельзя управлять директивно, давая указания и контролируя действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел. Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство. Здесь недопустимы как авторитарная позиция взрослого, так и его полное устранение от игры детей. И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.

Однако важный момент – это, как было сказано выше, позиция взрослого-воспитателя. И тут в помощь педагогу приходят современные технологии. Рассмотрим кейс-технологию (case от англ. - случай) применительно к сюжетно-ролевой игре как варианту социально-коммуникативного воспитания и развития одаренного ребенка.

Для начала охарактеризуем данный метод. Суть метода довольно проста: для организации игры используется описание конкретной ситуации. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Кейс-технологии в педагогике основаны на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней и передаче их воспитанникам для самостоятельного рассмотрения (с возможностью консультации у педагога) и решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.

Анализ конкретных ситуаций – метод, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта. Соответственно, решить кейс – это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

Детям предлагают, доступным для их понимания способом, осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

Рассмотрим стадии кейс-метода:

1 шаг: формулирование конкретной проблемы;

2 шаг: выявление и фиксация на бумаге основных причин ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»);

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс»;

3 шаг: переформулирование проблемы в цель;

4 шаг: причины становятся задачами;

5 шаг: определение комплекса мероприятий-шагов по решению каждой задачи;

6 шаг: определение критериев эффективности решения задачи.

Распределения функций между воспитанниками и педагогом:

Фаза работы

Действия педагога

Действия воспитанника

До игры

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки воспитанников, например, приемы складывания различных сюжетов (реального и сказочного)

3. Разрабатывает сценарий игры

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится к игре

Во время игры

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает воспитанников дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других

3. Принимает или участвует в принятии решений

После игры

1. Оценивает роли воспитанников

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Формулирует тезисы в виде обратной связи

Итак, вспомним, что источником сюжетно-ролевых игр дошкольников служит окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых. Основным содержанием роли у детей старшего дошкольного возраста является выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные неигровые отношения.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Так, в игре «Парикмахерская» для развития творчества и воображения можно использовать участие в игре детей по созданию ситуаций, мешающих развитию сюжета, предлагать каждый раз по-новому играть в одну и ту же игру. Это заставляет детей искать выходы из ситуаций. Например, парикмахер один раз делает прическу моднице, в другой раз стрижет капризного ребенка или пожилого человека и т.д. Соответственно, игровые действия, игровые диалоги будут иные.

Таким образом, мы получим результат в сфере познавательного развития:

- развитие разносторонних представлений о действительности;

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;

- развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социального развития:

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей;

- развитие эмоций.

В сфере речевого развития:

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

- овладение выразительными средствами общения.

В сфере эстетического развития:

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

В сфере развития движений:

- согласование действий и сопровождающей их речи;

- развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа.

Главным системообразующим фактором в применении кейс-метода является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Постепенное освоение деятельности в режиме от кейса к игре в режиме исследовательского кейса  даёт  возможность детям  проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал, что положительно скажется при  формировании компетенций.

Список источников и литературы

  1. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. – 2010. – № 4. – С. 22-23.
  2. Зворыгина Е., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное образование. 1989, № 5.
  3. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой, М., 1989. 
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. 450 с.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. М., 1982. 
  6. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой,
  7. М., 1980, гл. 9. 
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры, М., 1987.

 [Электронные ресурсы]:

  1.  http://www.casemethod.ru/ Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
  2. http://planeta.tspu.ru/index.php?ur1=846 материал для реализации всероссийского сетевого проекта, подготовлен  Прищепа Т.А., доцент, к.п.н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современн...

Игра как способ реализации общей образовательной программы ДОУ у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

  Развитие речи у детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач. Весь дошкольный возраст – это время интенсивного развития речи, овладения правильным звукопроизноше...

Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования  основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....

Конспект: Непосредственно образовательной деятельности по речевой, познавательной, социально- коммуникативной области на тему: «Всезнайки» для детей старшего дошкольного возраста.

Непосредственно образовательной  деятельности по речевой, познавательной, социально- коммуникативной области на тему: «Всезнайки» для детей старшего дошкольного возраста....