Формирование эстетическо - нравственных чувств у детей старшего возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

    Эстетическое воспитание неразрывно связано формированием нравственных чувств у детей.

Дети не рождаются с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, как и с определёнными нравственными чувствами. Все это они приобретают, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. К ребёнку приходит понимание красоты, через вкусовые оценки взрослого. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент, прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальности, по своему развитию и настроению, тем сильнее они разойдутся в эстетической оценке. Поэтому, для меня очень важно, чтобы эстетическо - нравственное развитие моих детей имело положительный результат; через тесное сотрудничество с родителями. Работа велась с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_iz_opyta_raboty.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта.

Тема: «Формирование эстетическо -  нравственных чувств

у детей старшего возраста»

воспитатель: Топорищева Е.И.

Эстетическое         воспитание        неразрывно         связано        формированием нравственных чувств у детей.

Дети не рождаются с готовыми эстетическими потребностями, вкусами, как и с определёнными нравственными чувствами. Все это они приобретают, живя в определённой обстановке, общаясь с другими людьми. К ребёнку приходит понимание красоты, через вкусовые оценки взрослого. Один и тот же предмет может казаться разным людям в определённый момент, прекрасным и уродливым. И чем разнороднее будут эти люди по своей индивидуальности, по своему развитию и настроению, тем сильнее они разойдутся в эстетической оценке. Поэтому, для меня очень важно, чтобы эстетическо - нравственное развитие моих детей имело положительный результат; через тесное сотрудничество с родителями. Работа велась с раннего возраста. Эти задачи решались через:

1. Знакомство с изобразительным искусством;

2. Художественную литературу;

3. Музыку;

4.Социальное развитие;

В начале года была проведена маленькая диагностика.

Беседа: «Красота», цель - выявить представление детей о красоте.

Задавала такие вопросы:

««Что такое по - твоему красота?»

«Что ты видел красивое?»

«Что можно назвать красивым?»

«Можно ли сделать красивое?»

«Кто может сделать красивое?»

Предлагала детям картинки:

Цель - выявить представления детей о красоте произведений живописи, вкусовые предпочтения детей.

«Выбери картинку, которая тебе кажется красивее других. Почему ты считаешь её красивой?»

«Что красивого нашел художник в природе, человеке, предметах?» чтобы выявить эстетическое отношение детей к своим работам.

 Задавала детям вопросы:

-Как ты считаешь, рисунки детей могут быть красивыми?

Как ты считаешь, твой рисунок красивый и т. д.

Такая маленькая диагностика показала, что у детей существует самостоятельное и определённое мнение по поводу красоты. Они не равнодушны к красоте, они замечают её проявление.

Поэтому я наметила для себя план работы.

Продолжать учить детей понимать гармонию красоты: в искусстве, быту, природе, человеческих отношениях. Видеть  красоту, понимать её, беречь её.

Провела с детьми Уроки красоты. Основной целью которых было показать детям на различных примерах красоту окружающего мира, пробудить эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивать у детей творческое начало, воспитывать нравственные качества любовь и доброту.

1. Занятие, «Что такое красота?»

На занятии рассматривали разные предметы: матрёшку, шаль вязаную, цветок розу, книгу с иллюстрациями художников, слушали музыку и стихи.

Дети увидели, что каждая вещь по-своему красива.

Обсуждали - чем?

• Роза — лепестками, матрёшка - росписью и т.д. Вся эта красота приносит людям радость, удивление и приходим к выводу с детьми: Красота это то, что приносит людям радость.

2. Занятие, «Красота в человеке»

Рассказала детям сказку «Орешки», беседовали по сказке.

Как же узнать, какой человек?

Чего в нем больше — хорошего или плохого?

Дети рассуждали, пришли к единому мнению, что узнают по его делам. Заканчивалось занятие чтением сказки о «Холодном и горячем сердце».

З. Занятие. «Красота души — доброта» через эту сказку: «Искорка Доброты» - подвела к пониманию детей того, что тем людям , которые дарят доброту - жить легче.

Играли в игры: «Передай добро», «Цепочка доброты». Дети в игре через ласковое поглаживание рук друг друга передавали свою любовь и доброту.

Занятие. «Кто нам дарит Красоту?» На этом занятии дети знакомились с различными видами искусства. Подводила к пониманию, что Красоту можно сотворить — поэт, художник, композитор, народные умельцы. Что каждый человек может выразить свою душевную красоту, в добрых делах и поступках,

Занятие «Рукотворная красота» На занятии дети знакомились с народным декоративным прикладным искусством. Рассматривали красивые поделки из различного материала, изготовленные народными умельцами (ложки, чашки, корзину, шкатулку, вышивка. кружева, игрушки из глины и дерева).

Занятие «Чем ты красив?»

Дети рассматривали внимательно друг друга и называли, что именно нравится во внешности друг друга..

Играли в игру «Волшебные зеркала», дети давали словесное описание и рисовали «Автопортреты». Эти занятия вызвали у детей яркое эмоциональное состояние: и радость, и удивление и восторг.

 В течение года рассматривали и знакомились с картинами различных художников:

И.И. Левитан «Март», «Грачи прилетели» В.Д. Поленов «Московский дворик»  И.И. Мошков «Натюрморты», «Снедь московская», «Хлебы».

Занятие, «Чем ты красив?»

Дети рассматривали внимательно друг друга и называли , что именно нравится во внешности друг друга..

Играли в игру «Волшебные зеркала», дети давали словесное описание и рисовали «Автопортреты». Эти занятия вызвали у детей яркое эмоциональное состояние: и радость, И  удивление и восторг.

 В течение года рассматривали и знакомились с картинами «зличных художников:

И.И. Левитан «Март», «Грачи прилетели» В.Д. Поленов «Московский дворик»  И.И. Мошков Натюрморты:

«Снедь московская», «Хлебы».

«Натюрморты с маками и васильками»

В.М. Васнецов: «Иван – царевич на сером волке», «Снегурочка»

П.Брейгель «Зима»

Неизвестный художник «Санные гонки»

Ж.Б.Грез «Балованное дитя»

Рассматривая картины,обращала внимание детей на содержание, учила детей передавать словами настроение, которое вызвала эта картина. Побуждала задуматься над замыслом художника с помощью вопросов:

- Почему он так назвал картину?

- А как бы вы назвали?

Как вы думаете , какое настроение было у художника , когда писал эту картину?

Какие краски использовал художник?

Дети не всегда понимают, что в произведении художник является главным.

Поэтому привлекала детей к сопоставлению увиденного на картине с нашей повседневной жизнью. На прогулке обращаю внимание на цвет неба в разное время суток, на различные оттенки деревьев, цветов, предметов в солнечную погоду и хмурую. Рассматривая разные картины о весне учила видеть, как по разному изображают художники весну её приход . С помощью  каких цветов и оттенков показывают яркий солнечный день, хотя солнца на картине не видно.

При рассматривании репродукций В.М.Васнецова к сказкам, «Снегурочка», « Иван-царевич и Серый волк» обращала внимание детей, что художник через природу, передает печаль и грусть своих героев — образов.

Использовала рассматривание в сопровождении с музыкальными произведениями П.И.Чайковского «Времена бода», читала детям короткие поэтические строчки.

В конце года, дети познакомились с творчеством нашего местного художника Г.А.Кузьминова. Рассматривали картины «Спящий кот», «Натюрморт», «Корабль в бухте». Беседуем о том, что художники видят красоту во всем, что нас окружает, и хотят её оставить навсегда в своих картинах, А мы любуемся,

Большой интерес у детей вызывают работы художников иллюстраторов Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Рачева. Так как эти картинки детям очень нравятся , они видят зверюшек любознательными, забавными, удивленными похожих на маленьких детей.

Обращаю внимание на выразительность этих иллюстраций, какие художник использовал: формы, цвета, внешние характерные особенности. Я видела, такие работы у детей вызывали теплоту, нежность волнение и переживание, добрые чувства.

Окружающий мир так ярок и красив, но подчас дети играют и не замечают этой красоты. Поэтому я ежедневно обращала внимание детей на красоту природы, на её цветовое богатство. Это и красоту осенних деревьев в золотом убранстве, в осеннем листке и в мелком тихом дожде, в ярком цветке, птичке, камушке. Дети стали более наблюдательными.

Индивидуально с детьми беседовала и играла.

«Выбери самый красивый осенний цветок и сложи сказку»

«Кто лучше всех понял красоту осеннего дождя?»

 «Нарисуй красоту лета»

«Что значит быть добрым, и когда ты был добрым по отношению к природе?»

«Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»

«Что сегодня рассказала тебе природа?»

На прогулке и во вторую половину дня читали рассказы и сказки о природе А. Седугина, Л. Толстого, Д. Мамина - Сибиряка, И. Тургенева, М. Горького, К. Ушинского.

Услышанное в сказках и рассказах, заставляло их думать рассуждать, сопереживать, оценивать поступки других детей.

Любовь к прекрасному воспитывала у детей и при ознакомлении с произведениями народного и прикладного искусства. Продолжали знакомиться с историей народных промыслов. Читала детям стихи о дымковской игрушке загадки и сказки о Городце, Хохломе. Обращала внимание на особенности композиций, состав элемента и колорит. Показывала детям, как орнамент может сделать игрушку, предмет — нарядным и праздничным или простым и строгим. Лепили и расписывали с детьми дымковские игрушки.

Сделали свою маленькую выставку: «Дымковская карусель».

Посетили с детьми выставку в музее «Золотая Хохлома»

Для закрепления различных видов росписи проводила игры:

«Откуда узор»

«Отгадай и назови»

«Магазин игрушек»

«Отгадай, что я нарисовала?»

«О чем говорит рисунок?»

После такого знакомства детей с различными красивыми        предметами, дети стали рассказывать о том, что у них дома        есть тоже разные красивые вещи. Предложила детям принести что-нибудь красивое для знакомства с этими вещами. Родители тоже откликнулись и поддержали нас. Принесли много различных вышивок своих прабабушек,        рассматривали        плетеные корзинки, керамическую посуду и игрушки, гравюры по дереву. Вся эта красота нашла отклик в душе каждого ребёнка. Обращала внимание детей на каждый предмет, что это огромный труд        мастера, в нем мы чувствуем тепло его души. В течение всего времени учила детей и обращала внимание на то, что каждый человек , в том числе и дети , красивы своими делами , поступками, поведением, внешностью.

Каждую неделю, во второй половине дня проводила маленькие беседы , разработанные П.Ф.Мулько по таким разделам:

«Я и моя семья»

«Мир взрослых»

«Среди сверстников»

«Мир предметов»

«Я и природа»

Беседы помогали нам с детьми решать этические задачи через обсуждение и сами же искали правильное решение, и я увидела , что самостоятельно принятые детьми правила выполняются наиболее добросовестно.

Вся образовательная деятельность  помогла формированию в детях        более совершенного отношения к окружающему миру, природе, людям.

Дети научились видеть красоту и создавать её в своих рисунках, лепке, аппликации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...

Игры для формирования патриотическо-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Патриотизм – это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие. Почему же патриотизм – это чувство, которое должно быть нужно не толь...

Музейная педагогика как средство формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Статья знакомит с музейной педагогикой в ДОУ как средством активизации познавательного развития ребенка....

Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.

В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме»  была подготовлена ...

Проект формированию нравственно-патриотических чувств у детей старшего возраста «Пусть новые поколения знают и помнят!»

Проект разработан по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Проблема патриотического воспитания приобрела в последние годы государственное значение. Нестабильность в обществ...

Сказка, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста

в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...