Проект по театрализованной деятельности «Сказка ходит где-то рядом»
материал

Филиппенкова Мария Сергеевна

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44  «Красная Шапочка»  города Смоленска                

 

Проект

по театрализованной деятельности

«Сказка ходит где-то рядом»

(средняя группа №5)

                                                                                             

                                                       Воспитатели: Нилова М.С.                                                                                            

г. Смоленск

2021 г    

Проект по театральной деятельности в средней группе

«Сказка ходит где-то рядом»

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир!»

С.И.Мерзлякова

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность проекта.

Сейчас дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10−15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают.

Всё чаще дети проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы, как правило, ограничены, а игры отличаются однообразностью. Многие дошкольники увлечены компьютерами, и взрослые, зачастую идут на поводу у детей, приобретая компьютерные игры-войны с монстрами, вампирами, не задумываясь о том, какой вред это наносит личностному развитию ребёнка.

Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время, им скучно и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

У большинства дошкольников к 5 годам не отсутствуют интерес к театральному искусству и деятельности, а, скорее всего, преобладает безразличие. Поскольку театр отражает явления окружающей действительности, то недостаточно сформированные знания по такой интересной и захватывающей деятельности вызвало потребность подробней поработать как с детьми, так и с их родителями. Итак, мы решили узнать о театре все что можно.

Участвуя, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Основная театрализованная деятельность заключается в проигрывании сюжетно-ролевых игр, применение к себе разных социальных ролей.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, я стремлюсь донести до детей, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И делаю это в процессе слушания произведения. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Чтобы понять, какой герой, мы с детьми анализируем его поступки, оцениваем их. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.).

Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей.

Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.

Учитывая актуальность проблемы и важность её для гармоничного развития детей, поставила свою цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Проблема. 

  • недостаточно внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

Цель проекта:

Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, познавательной, двигательной сферы, речи, развитие позитивных качеств личности каждого ребенка.

Задачи проекта:

1. Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым

литературным произведениям, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

2. Поддерживать интерес детей к театральной игре путём приобретения игровых умений и навыков, способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.

3. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников, артистические способности детей через театрализованную игру.

4. Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театральную деятельность.

5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.

6. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

7. Пробудить интерес детей к театру.

8. Привить детям первичные навыки в области театрального искусств (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения).

9. Развивать память, выразительную грамотную речь, словарный запас, формировать правильное звукопроизношение.

10. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.

11. Расширить взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской.

12. Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.

Ожидаемый результат проекта

  • Обогащённая среда в группе;
  • Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
  • Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
  •  Активизация творческих способностей детей;
  • Активное участие родителей в жизни группы;

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

- Воспитатели группы;

- Дети 4-5 лет;

- Родители;

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: годовой

Материально-технические ресурсы:

- Сказки, иллюстрации;

- Аудио, видеоматериалы;

- Мультимедийная техника;        

- Костюмы для театрализованной деятельности;

- Атрибуты для разных видов театров.

 Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: итоговый

Тематический план работы

по театрализованной деятельности

детей средней группы.

Тема

Работа с детьми, с родителями

Месяц

«Подгото-

вительный»

- Сбор литературы по данной теме.

- Составление плана работы.

- Разработка содержания проекта.

- Изготовление карточек с изображением пиктограмм.

- Изготовление кубиков для сторителлинга.

сентябрь

«Знакомство с театром»

1. Беседа о театре «Здравствуй, театр!».

2. Разучивание этюдов «Расскажи сказку».

3. Знакомство детей с пиктограммами. Пантомимика по стихотворению З. Александровой «Муравей».

4. Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка… »

5. Речевая игра «Скажи, какой»

6. Игра – драматизация «Киска- брысь»

7. Консультация для родителей «Театр в жизни ребёнка».

8. Игра-ситуация «Дождик, пуще!», «Калачи из печи»

9. Знакомство с кубиками сторителлинга.

октябрь

«Театральные игры»

1. Обыгрывание ситуаций-диалогов «Договорим то, чего не придумал автор», «На базаре».

2. Беседа «Как управлять своими эмоциями»

3. Игра- инсценировка с игрушками

4. Театрализованный праздник «Мешок яблок» В. Сутеев.

5. Игра – имитация «Пьем чай»

ноябрь

«Знакомство с мимикой и жестами»

1. Разучивание этюдов на выразительность жеста «Разговор по телефону», «Три синички».

2. Знакомство с народным инструментом, прослушивание записи.

3. НОД «Знакомство с эмоциями», «Интонация»

4. Беседа «Знакомство с мимикой и жестами», «Что такое пантомимика?»

5. Речевая игра «Зайка» с использованием пиктограмм эмоций.

6. Игра-ситуация «Стоит в поле теремок»

7. Инсценировка сказки В. Сутеева «Кот-рыболов»

8. Знакомство с уловными обозначениями, изображёнными на кубиках сторителлинга.

декабрь

«Чудесное перевоплощение»

1. Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска».

2. Игра-ситуация «Елочная песенка»

3. Танец-инсценировка «Шёл весёлый дед мороз»

4. Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актерского мастерства (выразительность, проникновенность).

5. Драматизация сказки «Три поросенка».

6. Заучивание скороговорок.

7. Этюды на развитие памяти, фантазии «Обезьянки-фиалки».

8. Речевая игра «Какой, какая, какие»

9. Игра – импровизация «Теремок»

январь

«Знакомство с этюдами»

1. Этюды на восприятие отдельных черт характера «Бараны», «Мне грустно».

2. Импровизация на музыкальных инструментах «Русская народная песня «Петушок».

3. Театр на фланелеграфе «Маша и медведь» .

4. Настольный театр «Снегурушка и лиса»

5. Заучивание А. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч… » (из сказки «О мертвой Царевне и семи богатырях») .

6. Игра-ситуация «Шишечки»

7. Артикуляционная гимнастика: Зарядка для губ «Весёлый пятачок»

8. Игра-ситуация «Метели зашумели», «Хлопья снежные кружат»

9. Введение сторителлинга при составлении рассказов.

февраль

«Мамочки любимые»

1. Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо», «Хитрая лиса»

2. Праздник в группе с приглашением мам, бабушек. Мастер-класс «Домашний театр».

3. Игра-ситуация «Вот поезд наш едет».

4. Разучивание стихотворений про мам и бабушек.

5. Язычковая гимнастика: «Путешествие язычка. У кого какие песенки»

6. Настольный театр «Заюшкина избушка».

7. Игра на развитие двигательных способностей: «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем!»

8. Игра-ситуация «Мама согревает», «Солнечные зайчики»

9. Консультация для родителей «Что такое сторителлинг?»

март

«Веселые друзья»

1. «Праздник смеха» в группе – рисование масок с различным выражением лица, костюмированный праздник.

2. Инсценировка сценки «Мыши».

3. Чтение стихов о весне – работа над речевой выразительностью.

4. Интерпретация сказки В. Сутеева «Медведь и все-все-все».

5. Игра для развития мимики «Люблю – не люблю»

6. Пальчиковая гимнастика: «Весёлые человечки»

7. Игры-ситуации «Капают капели», «Подрастай, молодой дубок!», составления рассказа по сторителлингу

апрель

«Мы маленькие актеры»

1. Игра-пантомима «Поиграем – угадаем» А. Босева.

2. Этюды на выразительность жеста «Звонкий день».

3. Речевая игра «Назови одним словом», «Закончи предложения» «Скажи какой»

4. Праздник-драматизация сказки «Непослушная Даша»

5. Игры на опору дыхания: «Дрессированные собачки» «Эхо»

6. Игра-ситуация «Петрушкин концерт», «Волшебная дудочка».

7. Пальчиковый театр «Кто сказал мяу»

8. Коллективное составление сказки на новый лад при помощи кубиков сторителлинга

9. Показ сказки «Домик, в котором никто не хотел жить»

май

3 этап. Заключительный

  • Праздник в группе с приглашением мам, бабушек. Мастер-класс «Домашний театр».
  • Фото отчёт «Мы Актёры».
  • Показ сказки «Домик, в котором никто не хотел жить»

Содержание работы с родителями.

-Консультация для родителей на тему:

«Театр в жизни ребёнка »

«Как устроить домашний театр для детей »

«Сказочные герои, глазами детей »

«Роль художественной литературы в развитии речи детей »

«Играйте вместе с детьми»

«Вовлечение в сказку»

-Выставка рисунков «Мы из сказки»;

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

- Задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

-Чтение сказок с детьми.

-Проведение родительского собрания на тему: «В гостях у сказки».

-Совместное творчество в изготовлении декораций, костюма персонажей

-Придумывание сказок с детьми.

-Помощь в пополнении книжного уголка сказками

Список литературы:

  1. Программа дошкольного образования «Детство». Детство – Пресс. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под ред. Ушакова О. С.
  2. Развитие речи и творчества дошкольников/Под ред. Ушакова О. С. Методика работы со сказкой. Рыжова Л. В
  3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1983.
  4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе по театрализованной деятельности «Сказка за сказкой».

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи,  интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспит...

Театрализованная деятельность "Сказка о том, как Колобок в школу ходил" в рамках подготовки воспитанников старшего возраста к школе.

Театрализованная деятельность-кладовая для решения многих педагогических задач, в том числе формирования школьной мотивации  у воспитанников подготовительной группы. Материал представляет собой с...

Проект в средней группе по театрализованной деятельности «Сказка за сказкой»

Проект в средней группе по театрализованной деятельности                                      ...

Познавательно-речевой проект по театрализованной деятельности «Сказки рядом с нами»

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Чтение сказок становится невостребованным. Книги пылятся в полках. Современному родителю пр...

Краткосрочный творческий проект по театрализованной деятельности «Сказки рядом с нами»

ТЕАТР - ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ,В КОТОРОМ РЕБЕНОК РАДУЕТСЯ,ИГРАЯ, А В ИГРЕ ОН ПОЗНАЕТ МИР...

Проект по театрализованной деятельности "Сказки рядом с нами"

Проект по театрализованной деятельности...