Способы организации и проведения русских народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста
консультация

Капусткина Татьяна Тимофеевна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Способы организации и проведения русских народных подвижных игр с детьми дошкольного возраста»

       

Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. В настоящее время также актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. М.Ф. Литвинова и многие другие авторы отмечают значение русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц, а значит более равномерном их развитии. Эмоциональная же насыщенность игры повышает двигательную активность.  В игре начинают развиваться произвольное внимание, память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. В начале работы главная цель, это научить играть детей в русские народные подвижные игры активно и самостоятельно, используя считалки, жеребьевки, заклички и другие средства народной педагогики.

Задачи:

  1. Обучение соблюдению правил в игре. Обогащение двигательного опыта, приобщение детей к русской народной культуре через русские народные подвижные игры.
  2. Формирование физических качеств (ловкость, быстрота, сила, гибкость, общая выносливость).
  3. Воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь) и распределению ролей с помощью средств народной педагогики.

Критерием для подбора игр являются программные требования

  1. соответствие возрасту;
  2. сочетаемость с общими задачами развития движений детей и физических качеств;
  3. сезонность (зимой игры более динамичные, меньше слов; летом в жаркую погоду исключать игры с быстрым бегом на скорость);
  4. постепенность усложнения игр, от простых к сложным.

При проведении игр необходимо учитывать место проведения игры (игры с метанием, бегом на скорость не имеют эффекта в помещении), время игры в режиме дня (на первой прогулке игры более динамичные, особенно после занятий с умственным напряжением, на второй прогулке игры с разным двигательным содержанием, но нежелательно разучивать новые игры), уровень двигательного развития ребенка. В течение дня используются игры разной степени подвижности (на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, прогулке, на других занятиях в виде физкультурных минуток, на праздниках и развлечениях). Наиболее ярко свои двигательные потребности дети могут реализовывать в подвижных играх на прогулке.

Таким образом, на первом этапе идет работа по изучению русских народных подвижных игр, их содержания, отбор и планирование. Изучаются старинные способы выбора водящих, деления на партии, накапливания считалок. Для удобства   работы была составлена картотека русских народных подвижных игр, которая включает название игры, краткое содержание, правила.

Особенностями технологии являются интегрированный характер и разноуровневый подход к образовательной деятельности дошкольников. Материал делится на три уровня:

 первый - обязательный для все минимум, доступный большинству (самый главный материал);

 второй- дополняет первый и предназначен «слабым» для ознакомления;

третий- предназначен детям, проявляющим повышенный интерес к русским народным подвижным играм и народному фольклору.

Использование в работе с детьми карточек схем положительно влияет на усвоение и запоминание русских народных подвижных игр. Главное, дети начинают играть в эти игры самостоятельно. Родители также получают информацию и практический опыт по организации русских народных подвижных игр с детьми, что способствует повышению их двигательной активности дома, формированию потребности в здоровом образе жизни.

        Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

      В настоящее время использование РНПИ (Русской Народной Подвижной Игры) является актуальным в рамках формирования национального самосознания, интереса к культуре родной страны. РНПИ имеют большую ценность для всестороннего развитии ребенка, повышения его двигательной активности. С помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого надо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

Требования к отбору подвижных игр.

  1. Соответствие возрастным задачам развития движений.

Игра - есть средство закрепления двигательных навыков.

  1. Выбор игры зависит от времени года, состояния погоды.

Игра должна обеспечить высокий уровень двигательной деятельности. На зимних прогулках-игры, обеспечивающие активность движений. («Ловишки».) При большом ветре, низкой температуре не даются игры со словами. Также игры малой подвижности, где дети долго стоят.

  1. Подбор игры зависит от места проведения.

В зале нельзя провести игры с метанием («Городки», «Лапта»), на участке - с ползанием («Пастух   и стадо»).

  1. Выбор игры зависит от ее времени в режиме дня.

В день Физкультурных Занятий (ФЗ) - игра средней подвижности и малой, если нет ФЗ, то большой подвижности.

Утром - малой подвижности (МП), средней подвижности (СП).

На прогулке - большой подвижности (БП).

  1. Учитывается подготовленность группы.

Сбор детей на игру.

Сбор должен проходить быстро, иначе интерес к игре снижается. Надо продумывать в какой момент собирать на игру, место сбора. Надо собирать в том месте, откуда начнется игра.

Приемы сбора детей на игру:

Старший возраст:

  1. Можно договориться о сборе на игру до выхода на прогулку и назначить на главную роль, аргументируя выбор.
  2. Познакомить с сигналом игры: «Будем играть в интересную игру, когда я заиграю в дудочку-бегите ко мне»
  3. Использовать зазывалочки: 1, 2, 3, 4, 5 - я зову играть
  4. Дать поручение кому-то из детей собрать всех остальных.

  Младший т возраст:

Заранее договариваться о месте сбора нельзя, сбор идет только на площадке.

  1. Заинтересовать детей началом действия (рисовать дом, говорить сам с собой)
  2. Использовать игрушку, маски-шапочки
  3. Использовать песенку из игры
  4. Зазывалочки со 2 половины года с использованием имен. Нельзя просто кричать, ждать одних, зазывая других.

        Создание интереса к игре.

Тесно связаны с приемами сбора.

Младший возраст:

  • внесение игрушки, обратить внимание на необычного гостя, использовать игрушку загадку.
  • одевание шапки- маски.
  • использование предметов- атрибутов игры (платок, бочонок и т.д.)

Средний, старший возраст:

Дети уже любят и ждут игру. Приемы:

чтение четверостишья, зачина игры или стихотворения, попевки («У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке...»)

  • использование загадки о персонажах игры, названии. («Любит мед, сладкоежкою зовет»)

Объяснение игры.

Имеет большое значение, т.к. от него зависит как поймут дети игру и насколько четко представляет ее ход. Оно должно быть интересным, содержательным, кратким и эмоциональным. В РНПИ   вначале можно познакомить детей с новыми словами, предметами, которые есть в этой игре. Например, городки, бита, пояснить значение слов изгородь, колода, лапти.

Особенности объяснения зависят от возраста:

В младшем возрасте: объяснение ведется поэтапно, в ходе самой игры, т.к. детям  

заранее   трудно усвоить содержание и правила игры.

Со среднего возраста и в старшем имеет место предварительное объяснение.

Оно должно вестись в строгой последовательности.

Последовательность объяснения игры:

  1. Назвать игру и дать краткое ее содержание.
  2. Подчеркнуть правила, не путать их содержанием (например, по какому сигналу дети должны двигаться)
  3. Показ движений, если это необходимо. (Как бросать камешки, биту, как забивать мяч)
  4. Распределение ролей.
  5. Начало игровых действий...

Заботиться о правильном размещении детей. Если в игре есть слова, их не стоит разучивать заранее. Воспитатель произносит их по ходу сам, а дети повторяют.

Если игра детям хорошо знакома, то нет необходимости объяснять ее снова. Можно отметить только отдельные моменты.

Руководство ходом игры:

Должно быть направленно на выполнение программного содержания. Во время игры нужно следить за выполнением движений, но не злоупотреблять замечаниями.

  • За выполнением правил, за самочувствием детей, осуществляет подачу сигналов (словесных, звуковых, зрительных) 

В младшем возрасте воспитатель участвует в игре и выполняет ведущую роль. Во 2 половине    года   привлекаем   детей.

В среднем, старшем возрасте - роли выполняют дети, а воспитатель руководит ходом игры.

Подведение итогов.

Младший возраст - Подводим общий итог в виде поощрения. Но необходимо отметить качество движений детей (образовательную задачу)

Старший возраст - Даем не только общую оценку, но и обращаем внимание на индивидуальное качество выполнение движений, проявление волевых качеств.  Можно привлечь детей к оценке. Итог не должен быть длительным, затмить положительные моменты игры.

Особенности распределения ролей в РНПИ    

а). Как выбирать водящего:  

Использовать считалки. Желательно старинные.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи- считалки и быстро их запоминают. Дети могут стоять в кругу, в ряд стоять или сидеть на скамейке. Тот, кто считает. Поочередно прикасается или показывает на каждого и не исключает себя самого. На кого выпадет последнее слово, тот становится водящим.

Если участников игры не много, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалочку произносят до тех пор, пока не останется 1 играющий.

Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчета. Например: «Ехал мужик по дороге, сломал колесо на пороге. Сколько гвоздей, говори поскорей, не задумывайся!» На кого пали слова, тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа не называть. От водящего, его активности во многом зависит успех игры, поэтому не всегда целесообразно выбирать считалочкой, а можно назначить, аргументируя свой выбор.

б) Как бросать жребий:

Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.

Особенности проведения   игр:

  1. Игра объясняется предварительно.
  2. Руководство опосредованное, иногда по обстоятельствам воспитатель участвует в игре.

Старшая группа.

Незнакомую игру объясняем полностью. Знакомую игру называем, уточняем некоторые правила. Широко используются жеребьевки для деления на группы.

Вариация и усложнение подвижных игр.

Одну и ту же игру можно проводить в разное время и в разных условиях. Игра должна иметь другой оттенок. Нельзя менять замысел и композицию. Усложнять увеличивая дозировку или расстояние Изменять расположение детей на площадке.

  1. Изменять условия проведения
  2. Изменять сигнал

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены русские народные подвижные игры для детей  дошкольного возраста....

Русские-народные-подвижные-игры-для-детей-дошкольного возраста

ull;Народная игра – это игра, придуманная народом,  передающаяся из поколения в поколение....

Консультация. Русские народные подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Консультация. Русские народные подвижные игры с детьми дошкольного возраста...

Конспект ОД по организации и проведение русских народных подвижных игр в режиме дня «Народные игры». Старшая группа.

Задачи:Образовательная:1. Знакомить детей с народными подвижными играми:а) закреплять умение подбрасывать мяч кверху и целится в игрока, быстро реагировать на сигнал «стой», имя ребенка на...

Картотека русских народных подвижных игр для детей дошкольного возраста

Здесь вы можете ознакомиться с русскими народными подвижными играми и применять их во время прогулок и занятий по физической культуре...

Картотека русских народных подвижны игр для старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).

Через народные игры для дошкольников дети познают окружающий мир. Русские народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игры для дошкольников - своеобразная школа ребён...