Проект «Зачем говорить «Здравствуй»?
проект (подготовительная группа)

Моисеенко Анастасия Андреевна

Предварительный просмотр:

МБДОУ №39 «Теремок»

Проект

«Зачем говорить «Здравствуй»?

Выполнил: Моисеенко А.А.                                                                                                    воспитатель

 

2022 год

г.Канск

Информационная карта проекта.

Длительность: краткосрочный (1 неделя)

Направленность: социальный.

Срок реализации: третья неделя ноября.

Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (подготовительная группа).

Участники проекта: коллектив педагогов ДОО, дети, родители.

Продукт:  баннер «Нам здороваться не лень!».

Пояснительная записка 

Сегодняшнее общество устанавливает пред воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного юного поколения, обладающего абсолютно всеми достижениями созданной человечеством культуры.  Поведенческая культура, являясь составляющей общечеловеческой, отображает состояние социального развития и совместно с этим проявляет на него значительное воздействие, еще содержит в себе нравы, традиции, обычаи, порядки, этикет.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и развивается личность. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и оттого насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Проблема: Наблюдения за детьми позволили сделать вывод о том, что большинство из них пренебрегают элементарными нормами этикета и не всегда приветствуют как друг друга, так и педагогов.

Целью настоящего проекта стало обогащение представлений детей о нормах культуры общения на примере ритуала приветствия.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить представление детей о вежливости;
  • дать представление о нормах этикета на примере ритуала приветствия;
  • способствовать расширению словаря;
  • формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать желание быть вежливым.

Ожидаемые результаты проектной деятельности:

  • у детей расширится представление об этикете;
  • дети станут приветствовать друг друга и взрослых первыми.

Планирование деятельности:

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

1. Подготовительный

Работа с печатными и электронными ресурсами.

Подготовка необходимых материалов и оборудования для реализации проекта (наглядный материал, подборка этических сказок, игровых ситуаций).

Первый день

2. Основной

Работа с воспитанниками

Введение ритуала приветствия: «Давайте поздороваемся»

Беседа «Как правильно приветствовать друг друга?»

Чтение и обсуждение сказки: «Вредная ворона»

Первый день

Ритуал приветствия: «Мой друг»

Чтение и обсуждение сказки: «Невежливый бобренок»

Формулировка правил этикета приветствия

Второй день

Ритуал приветствия: «Доброе утро!»

Беседа «Зачем говорят «Здравствуй?»

Пластилинография «Складываем буквы в вежливые слова»

Третий день

Ритуал приветствия: «Здравствуй, солнышко!»    

Разыгрывание ситуаций: «Встреча друзей», «Встреча мамы и ребенка», «Встреча с соседом»

Четвертый день

Ритуал приветствия: «Здравствуйте!»

ОД «Какие бывают приветствия?»

Изготовление баннера «Нам здороваться не лень!»

Пятый день

Работа с родителями:

Оформление информационного стенда: консультация «Давайте здороваться!».

Первый день

3. Заключительный

Подведение итогов.

Анализ результативности проекта.

Пятый день

Список информационных ресурсов

  1. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.
  2. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Давайте здороваться»

Вежливость — одна из главных ценностей человеческого общества.         Какими бы замечательными качествами человек ни обладал, но если он не воспитан, то и воспринимается окружающими достаточно негативно. Многие родители понимают это и беспокоятся, сталкиваясь с нежеланием ребенка соблюдать правила этикета. Смущение, неловкость, стыд, вина, которые испытывают родители малыша — не самые приятные чувства и заботливые мамы и папы всеми силами стараются исправить недочеты в воспитании.

Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать. И так как детский сад — это первый социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей, то именно воспитатель должен помочь молодым мамам и папам понять своего ребенка.

Попробуем разобраться, на что же следует обратить внимание педагогу при подготовке консультации для родителей по данной теме.

В первую очередь  родителям нужно понять, что  авторитарностью и безосновательной требовательностью  трудно достучаться до современных детей. Чтобы не оттолкнуть ребенка от вежливости, ни в коем случае нельзя принуждать его здороваться-прощаться насильно. Ребенок — это тоже личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо и приказной тон здесь неуместен.

Помните и о том, что зачастую ребенок отказывается от слов приветствия не потому, что он не воспитан, а просто потому, что он занят другим, более интересным для него делом или своими размышлениями и не может переключиться и понять, что от него хотят.

Во-вторых, не забывайте и о том, что дети дошкольного возраста по природе своей подражатели. Сколько бы вы не говорили красивых и правильных слов, но если сами при этом не желаете здороваться, делая вид, что не замечаете друг друга, ребенок будет перенимать ваш стиль поведения. Лучше учить малыша собственным примером и избегать при этом двойных стандартов поведения: критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет.

Кроме того, важно формировать у ребенка понимание, осознанность тех или иных действий.

Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для  чего нужны слова приветствия. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Делать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.

Помните и том, что при таком подходе результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика.

Итак, вот основные правила, которым необходимо следовать при обучении детей правилам этикета:

1. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно!

2. Первые уроки основ этикета малыш получает дома.

3. Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы.

Способы обучения ребенка словам приветствия.

Личный пример. Здоровайтесь друг с другом и с ребенком, легко, радостно и непринужденно. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют

старших до мелочей.

Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.

Читайте вместе. В детской литературе есть множество замечательных сказок и рассказов, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом.

Предоставляйте право выбора. Разрешайте ребенку принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

Хвалите ребенка. Похвала для маленьких детей — замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ритуалы приветствия

Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью невербальных и вербальных средств общения, создание доброжелательной, творческой, спокойную атмосферы в коллективе.

«Здравствуй, волшебная комната»

- Здравствуй, комната волшебная, волшебная комната, мы пришли за хорошим настроением, покоем расслаблением. Руки протягивают вперед, ладони вверх.

«Букет»

Вправо, влево повернись и в цветочек превратись.

Собираемся в букеты: по два, по четыре, все вместе.

Какой красивый, большой букет у нас получился.

Кому бы вы хотели его подарить?

«Башенка дружбы»

Дети из кулачков строят башню дружбы.

«Передай улыбку по кругу»

-У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (психолог улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.)

«Мой друг»                                                                                                                                         - Доброе утро!                                                                                                                                                       Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

«Бабочка – ледышка»                                                                                                                          По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то бабочка, то горячая картошка.

«Здравствуй, солнышко родное!»

Все вместе в кругу:

   Здравствуй, солнышко родное!

   Здравствуй,небоголубое                        Здравствуй, матушка-земля!

  Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

«Милый друг»

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

«Дружба начинается с улыбки»

Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.

Возьмёмся за руки ,друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

«Солнечные лучики»

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

«Волшебный клубочек»

Дети сидят по кругу. Психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени  или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

«Круг радости»

Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом –этот цветок.

Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания).

 «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу ,надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

«Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие .Начинает психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы . Пусть же она вас не покидает и греет».

«Назови имя друга»                                                                                                                      Улыбнитесь всем вокруг                                                                                                                                   И скорей вставайте в круг                                                                                                                            Мячик ты передавай,                                                                                                                                     Имя друга называй.

«Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

«Дружная семья»

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она-

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Педагог: Поднимаем правую руку над головой и гладим  по голове соседа справа, приговаривая:

-Он такой хороший!

-Я такой хороший!(гладим себя),

Я лучше всех!

«Доброе Животное»                                                                                                                      Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

  «Приветствие с разным настроением»                                                                                                                                  Для проведения упражнения используется «кубик настроений»,на гранях которого расположены изображения смайликов с разным настроением. Ребёнок здоровается, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.Психолог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга с разным настроением. Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое приветствие вызвало у вас приятные чувства?                                    

Пожелание                                                                                                                                                          Все встают в круг, психолог пускает по кругу бубен.                                                                                               Ты катись, весёлый бубен, Быстро-быстро по рукам.                                                                                  У кого весёлый бубен,                                                                                                                                   Тот пожелание скажет нам.                                                                                                                         Дети  произносят друг другу пожелания. Можно упражнение  проводить под музыку.

         Игра «Интервью»                                                                                                                                      Участники сидят полукругом, у ведущего микрофон. Произнося реплику, он одновременно передаёт микрофон партнёру справа. Тот должен передать его следующему игроку, ответив при этом на заданный ему вопрос. Например:-Какое у тебя настроение?-Хорошее.-Кого ты рад видеть сегодня? -Что ждёшь от сегодняшнего занятия? и т.д.

«Улыбка»

Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Упражнение «Язык фотографий»

Психолог раскладывает на полу фотографии по какой-либо теме. Каждый ребёнок выбирает одну фотографию и коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой занятия.Комментарий. Предложенные фотографии служат толчком к размышлению над темой встречи.                                                                                                                                                                

«Здравствуй, солнышко!»                                                                                               

Психолог: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.                                                                                                                     «Солнечные лучики»                                                                                                                                    Психолог: Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые? Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.                                                                                                                                    

«Волшебная палочка»                                                                                                                               Психолог держит в руках “волшебную палочку” и приглашает детей:

- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Дети подходят, берутся рукой за “волшебную палочку” и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.

«Хорошее настроение» (Звучит лёгкая приятная музыка).                                                             Сделайте глубокий вдох, выдох.                                                                                                           Вдохните здоровье, выдохните напряжение!                                                                                              Вдохните добро, выдохните неприятности!                                                                                        Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!                                                                                           Нам легко и приятно.

«Назови ласково своё имя»

Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовём ласково каждый своё имя.

«Снежинка»                                                                                                                                               Дети передают по кругу большую снежинку и приветствуют друг друга, говорят друг другу ласковые слова.

«Здравствуй»                                                                                                                                           Здравствуй солнце золотое (руки в стороны)

Здравствуй небо голубое( руки вверх)

Здравствуй вольный ветерок( качаем руками над головой)

Здравствуй маленький дружок( мама обнимает своего ребеночка)

Все проводится в кругу сидя или стоя в зависимости от занятия,

«Здравствуйте! »

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девченки и мальчишки, здраааавствуууйтеее)

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

«Волшебный клубочек».

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.

Психолог приглашает детей встать в круг.

- Дорогие, ребята! Я хочу рассказать вам одну очень занятную историю про маленького паучка Витю. Она называется «Паутина». Паучок Витя прилетел на паутинке на ромашковую полянку. Там было солнечно и весело. Букашки и насекомые шумно и дружно играли. Витя решил познакомиться с этой весёлой компанией. Он достал клубок паутины и предложил поиграть, а заодно и познакомиться. И так весело перекидывая клубок, букашки знакомились и запутывались в паутине. А потом Витя свернул свой чудесный клубочек и продолжил играть вместе с шумной компанией.

- Ребята, давайте и мы с вами поиграем и познакомимся. Смотрите, у меня есть чудесный клубочек. Его мне подарил паучок Витя. Сейчас у каждого из вас есть возможность сообщить нам своё имя и что – нибудь рассказать о себе. Может кто – нибудь захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься. (Психолог берёт в руки клубок и начинает игру сам.)

«Чудесный колокольчик».

Цель: настроить детей на доброжелательный лад.

В еловом лесу на очень высокой ели жила белочка по имени Маша. Она дружила с мышкой по имени Глаша, которая жила в норке у подножия ели. Каждый день они вместе собирали ягоды и грибы, лакомились ими, а потом весело играли до самого позднего вечера. Но однажды утром белочка не нашла в норке свою подругу. Белочка в волнении прыгала по веткам. С высоты она надеялась увидеть Глашу. Но мышка пропала! Маша расстроилась и даже собиралась уже заплакать, но тут увидела Глашу, весело бегущую по дорожке. Мышка рассказала белочке, что желая сделать своей подруге сюрприз, она рано утром собралась за ягодами. Прибежав в соседний лес, мышка стала собирать голубику, которую так любила Маша. Но заблудилась в чужом лесу. Глаша испугалась и стала звать на помощь. И вдруг она услышала мелодичный звон. Из-за высокой травы показался ёжик по имени Вася. Он держал в лапках маленький колокольчик. Вася рассказал, что с помощью этого колокольчика он играет вместе со своими друзьями и колокольчик не позволяет потеряться в высокой траве. Ёжик проводил Глашу до елового леса и подарил чудесный колокольчик. С тех пор белочка и мышка, весело звеня колокольчиком, часто ходили в гости в соседний лес к ёжику. Там они подружились с другими зверушками и весело играли в разные игры.

Психолог:

- Ребята, я вам тоже предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом, при помощи колокольчика.

Дети становятся в круг. Психолог подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Лена! ». После этого колокольчик берёт Лена и идёт приветствовать другого ребёнка.

Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

«Весёлые лилипундики».                                 Далеко – далеко, в стране Лилипундии жили маленькие человечки. Маленькие человечки были весёлыми и добрыми. Самым любимым делом их было собираться на площади и много болтать, веселиться, играть. Так проходили дни за днями. Лилипундия процветала, потому что там царил мир и доброта. Но однажды над волшебной страной пролетал злой колдун Пакость Пакостиевич. Он очень разозлился, увидев радость и мир в этой прекрасной стране. Ведь в стране, где правил злой колдун царили зло и ссоры. Подумав, он решил лишить любимого занятия человечков: он сделал их немыми! И вот, как всегда утром, лилипундики собрались на площади поболтать и поиграть, но, о ужас! Они не смогли вымолвить не словечка! Бедные человечки со слезами на глазах разбрелись домой. Закончились их шумные и весёлые игры. Закончился мир и процветание волшебной страны. Потому что лилипундики больше не дружили друг с другом, а всё больше сидели дома и грустно смотрели в окно. Даже солнышко загрустило и спряталось за тучку. Но в волшебной стране жил самый весёлый и находчивый лилипундик. И он кое-что придумал! Однажды утром лилипундиков разбудил звон колокола. Они сбрелись на площадь, утирая слёзы и вытирая носы. Находчивый человечек показал, что он придумал. Он начал приветствовать своих горожан разными частями тела. Он показывал на нос и все касались носиками, приветствуя друг друга. Показывал на щёчки и лилипундики здоровались щёчками. Показывал на пяточки и все приветствовали друг друга пяточками. И малышам так понравилось это изобретение, что они опять стали встречаться каждое утро и придумывать уже вместе новые весёлые игры и приветствия. И опять в их стране засветило солнышко и наступил мир. А злой колдун понял, что он не в силах навредить лилипундикам и улетел далеко- далеко. - Дорогие, ребята! Я вам предлагаю поиграть в волшебную игру лилипундиков. Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга необычным способом. Я называю часть тела, а вы касаетесь ею, и таким образом, приветствуете друг друга.- Носик к носику! (дети должны поздороваться носиками) .- Локоток к локотку!- Спинка к спинке! И т. д.

«Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

В ладоши твои. Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой

(тихо, спокойно садятся на свои места)

Что за чудо-чудеса:

раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить!

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

 «Страна настроений»

Педагог -психолог:

В стану настроений направляемся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

С героями этой волшебной страны

На каждом занятии будем встречаться.

Нас ждут приключения, сказки, игра,

Задания разные нового друга.

Ну что. Вы готовы? Тогда нам пора!

Друг другу приветствия скажем по кругу.

(дети передают по кругу приветствие.)

Вот и мы и в волшебной стране.

Собрались все дети в круг.

Я — твой друг и ты — мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,)

здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,)

здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,

здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)

здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)

мы стоим рука в руке,

вместе мы большая лента,

можем маленькими быть (приседаем)

можем мы большими быть (вырастаем на носочках)

но один никто не будет (соединяемся в середине) .

 



Предварительный просмотр:

Этическая беседа с детьми 6-7 лет (на 2 дня)

Тема «Как правильно приветствовать друг друга?»

Дорогие ребята! Давайте поговорим сегодня о том, как люди приветствуют друг друга при встрече.

♦ Вспомните, какие вежливые и добрые слова мы употребляем при этом.

Верно! «Здравствуйте» — хорошее, доброе слово! Ведь, сказав его, мы желаем человеку здоровья.

Куда бы вы ни пришли — в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или поликлинику, — везде нужно сказать вежливое слово: «Здравствуйте»! Недаром одно из правил вежливости гласит: «Всюду сначала поздоровайся».

Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шел навстречу, — со знакомыми и даже незнакомыми людьми. Так приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!

Представьте себе, что вы идете с папой, мамой или бабушкой на прогулку и встречаете знакомого человека.

♦ Что нужно сделать, поравнявшись с ним?

Правильно, поздороваться.

♦ А как лучше поздороваться?

Лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть человеку в глаза и негромко, но четко сказать: «Здравствуйте».

♦ Какие еще слова приветствия вы знаете?

С добрым утром или доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной или доброй ночи. Конечно, очень легко догадаться, что, приветствуя человека утром, мы говорим: «С добрым утром!» или «Доброе утро!»; днем — «Добрый день!», а вечером — «Добрый вечер!». Наконец, укладываясь в постель спать, мы желаем домашним — маме и папе, бабушке и дедушке, братьям

и сестрам — «Спокойной ночи!». Представьте, что вы только что проснулись, открыли глаза и еще нежитесь в теплой кроватке. Мама склоняется к вам, мягко щекочет пушистыми волосами, целует в щечку и ласково говорит: «С добрым утром!»

Послушайте стихотворение.

С добрым утром!

С добрым утром, дочка! 

Пролетела ночка. 

Небо блещет перламутром. 

С добрым утром, с добрым утром!

Вы тоже целуете и обнимаете маму и желаете ей доброго утра:

«С добрым утром, дорогая, 

Мама милая, родная!» — 

Крепко маму обнимаю, 

Утра доброго желаю!

Потом вы встаете, одеваетесь, причесываетесь, словом, приводите себя в порядок, чтобы иметь опрятный вид, и идете завтракать на кухню. Конечно, вы желаете всем домашним доброго утра.

Послушайте сказку.

Вредная ворона

Жила-была ворона. Говорящая, но вредная. Она очень любила всех дразнить и ссорить. Однажды говорящая ворона прилетела на детскую площадку и уселась на нижней ветке высокого зеленого тополя. Стала вредная ворона думать, кого бы ей подразнить и поссорить?

На детской площадке собралось много детворы: кто качался на качелях, кто катался с деревянной горки, кто прыгал через веревочку, а Витя и Валера строили крепость из песка.

Ворона стала наблюдать за мальчиками. Витя лепил дворец, в котором будут жить король с королевой, а Валера окружал дворец высокой стеной с башнями и воротами. Мальчики решили, что охранять крепость станут пластмассовые солдатики, а в воротах будут стоять часовые.

Работа кипела! В это время к строителям подошла маленькая Анечка. Она робко попросила Валеру:

— Дай мне, пожалуйста, совочек на минутку, я хочу для куклы кулич сделать.

♦ Как вы думаете, Аня — вежливая девочка?

♦ Почему вы так решили?

Валера как раз прорывал подземный ход под дворцом, ему очень не хотелось отрываться от этого интересного занятия, и мальчик ответил:

— Не дам! Совочек мне самому нужен, видишь, я подземный ход рою!

♦ Правильно ли поступил Валера?

♦ Как вы поступили бы в этом случае?

Ворона услышала разговор детей и громко закаркала:

— Не давай, не давай ей совочек! Ишь, какая хитренькая! Свой надо из дома приносить! Совок тебе и самому нужен! Кар-кар-кар!

Витя поднял голову и крикнул вороне:

— Кыш отсюда, вредина! — Он протянул Ане совочек. — Сделай кулич, а я пока соберу камешки и прутики — построю дорогу и мост через ров.

Скоро дворец и крепость были готовы. Дети отошли в сторонку полюбоваться своей работой.

А вредная ворона снова закаркала:

— У Валеры дворец красивый, ровный, а у Вити — стена кривая, того и гляди рухнет, дорога ухабистая, а мост хлипкий!

Но Валера не дал друга в обиду:

— Врешь ты все, вредная ворона! Поссорить нас хочешь!

♦ Правильно ли поступил Валера в этот раз?

— Кажется, этих мальчишек я не смогу поссорить, — вздохнула ворона и, тяжело взмахнув крыльями, перелетела на другое дерево.

Под деревом стояли качели. Две подружки — Оля и Вера по очереди качались на них.

Оля раскачивала качели, а Вера взлетала так высоко, что задевала зеленую веточку клена, на котором сидела вредная ворона.

— Ишь, как старается, раскачивает! — сердито проворчала ворона. — Сейчас я вас поссорю, милые подружки! — И она каркнула: — Почему ты сама не качаешься, Оля? Вера уже накаталась, пусть слезает и освобождает тебе качели!

— Отстань, вредная птица! — ответила Оля. — Мы по очереди качаемся — сначала она, потом я.

Но ворона не унималась:

— Тебя скоро домой обедать позовут, и ты не успеешь покачаться!

Тут Вера спрыгнула с качелей, уступив Оле место:

— Олечка, давай теперь я тебя покачаю. А ты, вредная ворона, улетай отсюда!

♦ Как вы думаете, Оля и Вера умеют дружить?

♦ Почему вы так решили?

Не удалось вороне поссорить девочек, полетела она на другую детскую площадку в надежде, что там ей посчастливится больше.

♦ Что строили Витя и Валера на детской площадке?

♦ Что попросила Анечка у Валеры?

♦ Кто дал девочке совочек?

♦ Что вы можете сказать о Вите, какой он?

♦ Как вредная ворона хотела поссорить Валеру и Витю?

♦ Удалось ли ей это? Почему?

♦ Как вы поступили бы на месте Валеры и Вити?

♦ Поссорила ли вредная ворона Олю и Веру? Почему?

♦ Почему все дети называли ворону вредной?

♦ Как вы поступите, если встретитесь с вредной вороной?

Правила дружбы

♦ Всегда делитесь игрушкой с другом.

♦ Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.

♦ Не стремитесь всегда быть первыми.

♦ Не злитесь и не завидуйте, когда проигрываете.

♦ Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.

♦ Умейте уступать, не спорить по пустякам.

♦ Не зазнавайтесь, если что-то умеете делать лучше других.

♦ Умейте принять помощь, замечание и совет друга.

Послушайте песенку.

***

С добрым утром, лес зеленый, 

С добрым утром, липы, клены, 

С добрым утром, тополя 

И родимая земля!

Припев:

С добрым утром золотистым, 

Ясным, солнечным, росистым! 

С добрым утром, облака 

И широкая река, 

Шелестящие дубравы, 

Бабочки, шмели и травы.

Припев.

С добрым утром, мама, папа, 

Брат Андрей, сестренка Капа, 

Дедушка и бабушка! 

С добрым утром, ладушки!

Припев.

А теперь поговорим о приветствии «Добрый день».

♦ Когда уместно так приветствовать друг друга?

Днем. Представьте, вы пришли из детского сада и вас встречает бабушка. На небе еще светит солнце, за окном сияет весенний день.

♦ Что вы скажете своей бабуле?

Правильно! Добрый день!

Теперь вообразите, что днем вы идете по улице и встречаете знакомых.

♦ Как нужно поприветствовать их?

Вы можете с вежливой улыбкой сказать им: «Добрый день!» По правилам этикета младший первым кланяется старшим, мужчина — женщине, проходящий — стоящему.

Теперь представьте — вы встретили воспитательницу детского сада или учительницу.

♦ Как вы с ней поздороваетесь?

Остановитесь, улыбнетесь, доброжелательно посмотрите ей в глаза и скажете мягко и негромко: «Добрый день, Анна Анатольевна». Можно приветствовать воспитательницу и такими словами: «Здравствуйте, Анна Анатольевна!»

♦ Можно ли издали крикнуть взрослому человеку «привет!» и махнуть рукой?

Так здороваться со взрослыми людьми нельзя! Это невежливо и неуважительно.

♦ Как нужно здороваться, если вы встретили друга или подружку?

Можете помахать им рукой или сказать: «Привет!» Постарайтесь запомнить, что правила этикета существуют для того, чтобы члены общества, в котором мы живем, уважали личность другого: и ребенка, и взрослого, и человека преклонного возраста.

Я знаю одного мальчика, который не любит и не умеет правильно здороваться. Если он идет куда-то с мамой, то, встретив знакомого человека, вместо «здравствуйте!» что-то нечленораздельно пробурчит и спрячется за мамину спину.

А если окажется на улице один, то постарается сделать вид, что не заметил знакомого. Отвернется и опустит глаза.

♦ Правильно ли он поступает?

Конечно, нет! Я уверена, что вы умеете здороваться. И так никогда не поступите.

♦ Как вы здороваетесь с домашними, знакомыми на улице, воспитательницей детского сада или с друзьями?

Любопытно, что еще давным-давно, в начале XVIII в. русский царь Петр I писал:

Никто не смеет, повеся голову и потупив глаза вниз, по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но идти надо прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством.

Иногда у человека бывает грустное, плохое настроение. Про такие дни говорят: «Все из рук валится». Но чье-то доброе приветствие может улучшить ваше настроение, сделать день радостнее, светлее.

Послушайте стихотворение.

* * *

Птицы улетели,

На опушке пусто,

А на сердце грустно!

Вдруг я слышу: тень-тень-тень —

Пискнула синица, —

Пожелала «добрый день»

Маленькая птица. 

Сразу стал денек светлей, 

А на сердце веселей!

А вот стихотворение о том, как веселый журчащий родничок приветствует красавца-оленя, который пришел к роднику на водопой.

Добрый день

Добрый день, добрый день, 

Добрый день, король-олень! 

Вот извилистой тропою 

Вы спустились к водопою... 

Родничок журчит, искрится, 

Угостит он вас водицей, 

Пропоет вам: «Добрый день! 

Добрый день, король-олень!»

В природе маленькие зверьки, бабочки, пчелы, муравьи, стрекозы, может быть, тоже приветствуют друг друга.

Послушайте стихотворение о том, как маленькие, но вежливые бельчата беседуют с тетушкой-пчелой.

* * *

— Здравствуй, тетушка-пчела! 

Много ль меду собрала?

— Добрый день, бельчата! 

Медом лес богатый. 

Прилетаю я к цветку, 

Мне цветок дает медку, 

Сладкого, душистого, 

Густого, золотистого. 

Над цветком я покружу, 

Ему «спасибо» я скажу!

Вечером вы возвращаетесь из детского сада или продленки. Близкие уже ждут вас.

♦ Что вы скажете им?

Правильно! Добрый вечер! Конечно, вы можете удивиться — зачем так часто здороваться? Ведь с бабушкой, дедушкой и другими членами семьи вы виделись утром, а может быть, и днем. Но, во-первых, хорошего слишком много не бывает, а во-вторых, вы желаете родным провести хороший, приятный вечер. Ведь вечером вся семья в сборе. Можно вместе поужинать, рассказать об интересных играх в детском саду, послушать, что делали на работе папа и мама, чем занимались бабушка и дедушка. Вечером мама почитает вам книжку, бабушка расскажет сказку, дедушка поиграет с вами, папа смастерит игрушку. Словом, вечер дается людям для отдыха, и вы желаете всем приятного, доброго вечера.

Послушайте стихотворение.

***

Добрый вечер

Уселись на пеньки 

Жучки-светлячки. 

Мерцают, будто свечи, 

И шепчут: «Добрый вечер!»

Слышали вы когда-нибудь такое выражение: «Шапочное знакомство»?

♦ Как вы думаете, что оно означает?

В старину люди при встрече слегка приподнимали, а иногда и вовсе снимали шапку, делая это с легким поклоном.

Может быть, они были едва знакомы, но по правилам этикета того времени должны были оказать друг другу такой знак внимания, как снятие головного убора. «Шапочное знакомство» относится к крылатым выражениям, и его скрытый смысл состоит в том, что люди мало знакомы, не являются близкими друзьями, их связывает только «шапочное знакомство».

Вот и прошел долгий день, наполненный играми, прогулками, стихами, песенками, сказками. Вы захотели спать, трете глазки, кладете головку маме на колени.

Значит, нора укладывать вас в кровать. А чтобы сон был глубоким и спокойным, мама споет сыну или дочке колыбельную песню. Колыбельная песня — тихая, нежная, убаюкивающая, сопровождающаяся мягким покачиванием, запоминается ребенку порой на всю жизнь. Ведь в ней материнская любовь, ласка и тепло!

Но колыбельная песня не просто убаюкивает малыша, она незаметно приобщает его к жизни, вызывает у него доверие к окружающему миру.

Может быть, ребенок еще не понимает значения многих слов песни, но звуковой образ, который создается спокойной, размеренной, усыпляющей мелодией колыбельной, глубоко проникает ему в душу. Послушайте одну из таких песен.

1

Ночь пришла, кругом ни звука, 

Дремлет сонная река, 

В темной зыби дремлет щука, 

Дремлют в небе облака. 

Спят цветы, уснули пчелки, 

И стрекозы, и шмели. 

В темной чаще дремлют елки, 

Свесив лапы до земли.

2

Баю-бай, баю-бай, 

Спи, сыночек, засыпай! 

Ночь пришла, вокруг стемнело, 

За рекою солнце село. 

Вслед за первою звездой 

Вышел месяц золотой, 

И в кроватках до утра 

Засыпает детвора. 

Баю-бай, баю-бай! 

Спи, сыночек, засыпай.

3

Спит медведица на льдине, 

Дремлют с мамой малыши. 

И уснули рядом с ними 

И тюлени и моржи. 

Север — белый-белый край, 

Спи, малышка, засыпай.

Вьются белые метели, 

Всюду белые снега, 

Ветры песенку запели, 

Подпевает им пурга. 

Север — белый-белый край, 

Спи, малышка, засыпай. 

Пышный иней серебрится 

На иголках у сосны, 

Спят деревья, звери, птицы, 

Белые им снятся сны. 

Север — белый-белый край, 

Спи, малышка, засыпай.

4

Баю-баюшки-баю, 

Баю девочку мою. 

Крепче глазки закрывай, 

Поскорее засыпай. 

Под ногой скрипит снежок, 

Звездочки мерцают. 

Месяц золотой рожок 

В небе зажигает. 

Баю-бай, баю-бай, 

Поскорее засыпай! 

С ясным месяцем светлей 

В небе темно-синем, 

Россыпью цветных огней 

Вспыхивает иней. 

Баю-бай, баю-бай, 

Спи, дочурка, засыпай!

5

Стали звездочки ясней, 

Засыпай, малыш, скорей. 

Может быть, тебе приснится 

Яркое перо жар-птицы 

Или аленький цветок, 

Засыпай скорей, сынок. 

В темном небе месяц светит, 

Словно цветик-семицветик,

Звездный хор поет: «Бай-бай! 

Спи, сыночек, засыпай!»

6

То сильней, то тише, тише 

Дождь стучит по старой крыше. 

Дождик песенку поет, 

Знает — Аня здесь живет. 

Он поет ей: «Кап-кап-кап! 

Что же ты не спишь никак?» — 

Дождь баюкает: — «Бай-бай! 

Спи, Анюта, засыпай! 

Завтра утром выйдешь в сад — 

Всюду лужицы блестят. 

По дорожкам ты пройдешь, 

Про осенний вспомнишь дождь».

7

Поживи-ка, козлик, 

Ты у нас недельку, 

Покачай-ка, козлик, 

С Ваней колыбельку. 

Спой ему ты: «Бе-бе-бе! 

Спать, дружок, пора тебе!»

8

Засыпай, малютка, сладко. 

Над твоей кружит кроваткой 

Яркий коврик-самолет, 

Он тебя зовет в полет. 

Полетай, дружок, во сне, 

Утром возвратись ко мне.

9

Баю-баю-баиньки, 

Спи-усни, мой маленький. 

Спят корова и коза, 

Дремлет кот, прикрыв глаза. 

Спит в сарае петушок, 

Сладко в будке спит Дружок.

В темной норке дремлет мышь 

Засыпай и ты, малыш!

10

Сны, как шелковые шали, 

Опускаются с небес. 

Сны укутывают дали, 

Укрывают дальний лес. 

Сны над детскою кроваткой, 

Словно птицы, запорхали. 

Приоткрыв глаза украдкой, 

Ты заметишь эти шали. 

И едва к твоей подушке 

Прикоснется бахрома — 

Вмиг уснут твои игрушки, 

И задремлешь ты сама.

11

Кошке Мурке снится мышка, 

Длиннохвостая воришка. 

Косточка Трезору снится — 

Хорошо ей угоститься! 

Снится кролику морковка, 

Снится лошади подковка, 

А корове снится луг, 

Травы сочные вокруг 

И душистые цветы... 

Что во сне увидишь ты?

Какую колыбельную песню споет вам мама, я не знаю, она сама выберет песенку, которая ей понравится.

Приветствие имеет очень большое значение, в общении людей, ведь именно с него общение и начинается. С приветствия начинается и любой разговор. В старину на Руси в небольших городах, селах, деревнях здоровались друг с другом даже люди незнакомые.

Формы приветствий в разных странах отличаются. Но при всем их многообразии, международный этикет в своей основе одинаков: люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, здоровья и успехов.

Правила этикета приветствия

♦ Всюду сначала здоровайтесь.

♦ Человеку, с которым вы здороваетесь, смотрите в глаза дружелюбно и приветливо.

♦ Слова приветствия произносите негромко, но четко и ясно.

♦ Первым кланяется мужчина женщине, младший старшему, проходящий стоящему.

♦ Входящий первым здоровается с присутствующими.

♦ Придя в гости, прежде всего здоровайтесь с хозяйкой дома, затем с хозяином, потом с остальными.

♦ Здороваясь или знакомясь, старший первым протягивает руку младшему, а женщина — мужчине.

♦ Рукопожатие должно быть дружеским и коротким.

Послушайте сказку.

Невежливый бобренок

Видели ли вы бобровую хатку? Если нет, то послушайте, как она выглядит. В самом деле, бобровая хатка похожа на маленькую избушку. Бобры — прекрасные строители, они мастерят хатки из поваленных и обрубленных стволов деревьев, растущих на берегах рек, озер, прудов.

♦ А какие деревья и кустарники любят влагу и растут по берегам водоемов?

Верно! Это ольха, ива, осина. У бобров очень острые, крепкие зубы, как заточенные ножи. Передние зубы большие, их называют резцами. Вот этими зубами-резцами бобры и «пилят» деревья, а потом разрезают на небольшие кругляши и складывают из них свои хатки.

Бобренок Борис, о котором идет речь, жил в такой уютной хатке на берегу озера вместе со своей дружной семьей — мамой, папой, сестрами и братьями.

Родители обучали малышей всем премудростям бобровой жизни, показывали, как надо ловко нырять, плавать, грызть сочные молодые веточки.

Бобрята росли послушными и вежливыми. Мама учила малышей:

— Если встретите взрослых бобров или бобрят-малышей, обязательно поклонитесь и негромко, спокойно скажите: «Здравствуйте, тетушка-бобриха, очень рады видеть вас. Как ваше здоровье?» И с бобрятами, вашими сверстниками, вежливо и приветливо поздоровайтесь. Пригласите их в гости или поиграйте вместе. А когда расстанетесь со знакомыми, обязательно ласково попрощайтесь и не забудьте сказать: «До свидания!»

Бобрята быстро выучили вежливые слова и с удовольствием говорили их. Только один упрямый бобренок по имени Борис не хотел ни здороваться, ни прощаться. Он вообще не любил вежливых слов и считал их совсем ненужными.

— И кто же придумал глупые любезности? — ворчал он. — Здравствуйте, до свидания. Зачем это нужно? Только время зря тратишь!

♦ А как вы думаете, зачем нужны вежливые слова?

Незаметно пролетело теплое, веселое лето. Бобрята подросли и окрепли.

Однажды мама сказала детям:

— Завтра не озере соберутся бобры со всей округи. Молодые бобрята будут соревноваться в ловкости, умении плавать и нырять, а потом начнутся игры и танцы. Праздник, как всегда, откроет пара самых старых бобров, мы называем их Королем и Королевой. Каждый из вас должен подплыть к королевской чете и вежливо поздороваться с ней. После этого вы сможете принять участие в соревнованиях и играх.

На следующее утро на озере собралось множество бобров. Журавли и цапли важно расхаживали по берегу, гуси плавали со своими выводками, все радостно здоровались друг с другом, всем был интересен бобровый праздник. Старейшины приветствовали гостей. Бобры подплывали к ним и вежливо здоровались. Когда очередь дошла до Бориса, он нехотя подплыл к Королю и Королеве, а в ответ на ласковое приветствие что- то проворчал и быстро поплыл прочь.

♦ Правильно ли поступил бобренок Борис?

— Какой невоспитанный бобренок! — возмутились все. — Он, наверное, еще не вырос, его нельзя допускать к соревнованиям!

— Ну и не надо! Не нужен мне ваш праздник, мне и одному весело! — запальчиво крикнул Борис, поплыл к берегу и скрылся в густой осоке.

Скучая, он плыл вдоль берега, как вдруг услышал чей-то вкрадчивый голос:

— Вы так молоды и красивы, не стоит грустить!

Бобренок посмотрел по сторонам и увидел лисицу. Она стояла у самой кромки воды и внимательно рассматривала малыша.

— Позвольте вас спросить, почему вы не на празднике?

— Старейшины обиделись на меня, ведь я не захотел с ними поздороваться. Теперь никто не хочет со мной играть.

— Это не беда. Плывите ко мне, я очень люблю играть с невоспитанными бобрятами, — сказала лиса и облизнулась.

Борис доверчиво приблизился к лисице, хотя в последнюю минуту вспомнил мамино предостережение: «Детки! Опасайтесь рыжей разбойницы-лисы. Это хитрый, ловкий и очень опасный зверь!»

Но было поздно! Лиса протянула лапу, чтобы схватить бедного бобренка. Тут бы ему и конец, но в это время из-за кустов выскочила мама. Она набросилась на лису, сильно ударила ее лапой и больно вцепилась острыми зубами в нос. Борис громко закричал. На его крик собрались все бобры.

Дружно они прогнали рыжую разбойницу. Борис с восторгом смотрел на друзей и радостно повторял: «Здравствуйте! Здравствуйте!» Все засмеялись, а мама сказала...

♦ Как вы думаете, что сказала мама?

— Видишь, сынок, какая беда могла случиться с тобой оттого, что ты остался один!

С тех пор прошло немало времени, Боря вырос и превратился в красавца-бобра. Но он никогда не забывал урок вежливости.

♦ Каким вежливым словам учила бобриха своих малышей?

♦ Что означает слово «здравствуйте»?

♦ Что означают слова «до свидания»?

♦ Прав ли был бобренок Боря, когда говорил, что вежливые слова не нужны, что на них только зря тратишь время?

♦ Почему Бориса называли невоспитанным?

♦ Почему бобренок остался один?

♦ Что случилось с бобренком, когда он оказался в одиночестве?

♦ Кто спас Бориса?

♦ Как вы думаете, для чего существуют правила вежливости (этикета)?

Ответьте па вопросы

1. С чего начинаются любое общение между людьми, любой разговор?

2. Какие вы знаете приветствия?

3. Что означает приветствие «здравствуйте!»?

4. Когда говорят «спокойной ночи!» и «приятных сновидений»?

5. Как здороваются со взрослыми, людьми преклонного возраста?

6. Как можно поздороваться со сверстниками?

7. Как с помощью приветствия выразить свое уважение к человеку?

8. Расскажите, как вы здороваетесь с домашними?

9. Соблюдаете ли вы дома правила этикета?

10. Где бы вы ни оказались, какие слова нужно сказать в первую очередь?



Предварительный просмотр:

Духовно - нравственная беседа для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Зачем говорят «Здравствуй?»

Задачи:

- образовательная: сформировать представление о воспитанном человеке;

- развивающая: развивать представления о правилах культурного поведения;

- воспитательная: воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми. 

Оборудование: карточки со словами приветствия, иллюстрации со сценами приветствия. 

Форма проведения: игровая. 

Гость: - Здравствуйте!

Дети здороваются в ответ.

Воспитатель:

Придумано кем - то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

«Доброе утро»!

Доброе утро

Солнцу и птицам

Доброе утро

Приветливым лицам!

«Здравствуйте»«привет всем вам»«как вы поживаете?»,

Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете!

Без меня прожить нельзя, просто невозможно!

Что за слово я, друзья, угадать несложно.

Воспитатель: Ребята, а вы догадались о каких словах сегодня будем говорить?

Дети: о словах приветствиях.

Воспитатель: Ребята, что вы говорите, приходя утром в детский сад?

Дети: «здравствуйте»«доброе утро».

Воспитатель: кому вы говорите «здравствуйте»«доброе утро»?

Дети: ребятам, воспитателю, младшему воспитателю, родителям ребят в раздевалке.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел очень расстроенный Винни - пух и просит у вас помощи, на него обиделся его друг кролик. Но Винни - пух не поймет за что? Попросим Винни рассказать что произошло?

Винни - пух: Вини - Пух решил навестить своего друга Кролика. Подойдя к домику Кролика, Пух открыл дверь,вошел и громко крикнул: «Я пришел узнать, какой мультфильм сегодня мы будем смотреть?». Кролик любил Пуха, но не любил тех, кто был невежлив.

Пух, почему ты не сказал мне «здравствуй»?

Но ведь мы же друзья, - удивился Пух.

А разве другу ты не хочешь пожелать здоровья? - обиделся Кролик.

Воспитатель: Ребята, давайте объясним Винни для чего необходимо здороваться. Какими словами мы друг друга приветствуем и что они обозначают? Фото 1

Воспитатель: Я предлагаю вам отгадать загадки и узнать какие бывают приветственные слова. (Игра солнышко)

Обнаружив на рассвете,

Что роса попалась в сети,

Паучиха Шудра-Вудра

Ей сказала: «…»

(С добрым утром)

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула. 

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса. 

Оленята и олень

Ей сказали: «…»

(Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек. 

Мы, конечно, рады встрече. 

Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер)

Воспитатель: Правильно, мы говорим: здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер. 

Кому мы можем сказать "привет", вместо "здравствуйте", а кому нельзя?

Дети: (ответы детей).

Своим приветствием мы показываем своё уважение к окружающим. "Привет" мы говорим друзьям, приятелям, своим ровесникам, родственникам. А взрослым или малознакомым людям мы говорим "Здравствуйте". Буквальное значение слова– «здравия (здоровья) желаю». Некоторые медики утверждают, что если с человеком здороваются от души, то у него, в самом деле, прибавляется здоровья. 

Куда бы вы не пришли - в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или в поликлинику,- везде первым делом нужно сказать вежливое слово: "Здравствуйте!" С этого слова начинается дружба. 

А вы знаете, как правильно здороваться? Не достаточно просто сказать "Здравствуйте", для этого существуют правила приветствия. Давайте с ними познакомимся и потренируемся правильно здороваться. 

Игровая ситуация «Кто первым поздоровается?»

- Встретились ребенок и взрослый. Кто первым должен поздороваться?

- Встретились люди одного возраста. Кто поздоровается первым?

- Ты увидел знакомых в автобусе, но они от тебя далеко. Как поздороваться?

- Ты подошел к двум людям, один из них не знаком. Как поздороваться?

- Ты зашел в группу, где уже много детей.

- Нужно ли здороваться, садясь в такси?

- Надо ли здороваться с человеком вечером, если виделся с ним утром? А если вы встречаете человека несколько раз в день? Как быть? Нужно поздороваться по-разному. Если встретим утром, скажем "Доброе утро!". Днём - "Добрый день!". Вечером - "Добрый вечер!".

- Люди звонят по телефону друг другу. Кто первым здоровается?

Правило 1. Если вы идёте по улице и встречаете знакомого человека, лучше всего остановиться на минутку или замедлить шаги, приветливо улыбнуться, дружелюбно посмотреть человеку в глаза и негромко, но чётко и ясно сказать: "Здравствуйте!" (дети проигрывают эту ситуацию)

Правило 2. Когда входит девочка или женщина, мужчины должны встать поклониться и поприветствовать женщину первым (проигрывается ситуация: мальчики сидят, входит девочка, мальчики встают, кивают головой - поклон, здороваются)

Правило 3. Первым здоровается младший со старшим. Например, дети со взрослыми, молодые мужчины и женщины со стариками. Этим мы выказываем своё почтение и учтивость к старшим по возрасту, по мудрости, по работе. (Ситуация: один из детей изображает старушку проходящую навстречу)

Правило 4. Входящий первым здоровается с присутствующими. (Ситуация: дети, приходя в детский коллектив, где уже находятся дети, первым здороваются со всеми)

Музыкальная игра

Давным-давно, во времена древних предков появились первые приветствия. Однажды хмурый древний человек озирая окрестности, случайно обнаружил рядом своего сородича и издал неописуемый звук. Сородич, услыхав этот возглас, был приятно удивлен, что заметили его персону, и тоже что-то прорычал в ответ. И оба, вроде бы, остались довольны. С тех пор и до сего времени приветствие – это неотъемлемая часть общения.

Первые слова очень важны. Они демонстрируют уровень культуры, вежливости человека, могут многое сказать о том, что он из себя представляет и о настроении человека. К примеру, если человек говорит «здравствуйте» тихо, «через губу», то, скорее всего, что он в плохом настроении. Другое дело, если человек произносит приветствие громко, уверенно, так, что все вокруг тоже в ответ спешат поздороваться. Однако зачастую приветствие говорит не столько о самом здоровающемся, сколько о его отношениях с окружающими. Простое слово «здравствуйте» – в зависимости от интонации, с которой оно произнесено – может свидетельствовать об уважении, безразличии, пренебрежении и даже любви к адресату приветствия. По первым словам можно определить, формально общаются люди или у них установились близкие отношения. 

Раньше в русских деревнях был прекрасный обычай здороваться со всеми, кто шел навстречу - со знакомыми и даже незнакомыми людьми. 

Так принято быть вежливым и желать человеку доброго здоровья!

А вы знаете как здороваются в разных странах?

В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.

Латиноамериканцы – обнимаются.

Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.

Японцы – кланяются.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия. 

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатие. Пожимающие друг другу правые руки показывают, в них нет оружия, наши намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила и пожать руку – значит приветствовать, а не сломать пальцы. Не стоит бурно и долго трясти руку, как не следует “ронять” ее не успев пожать. Лучше всего короткая, энергичное пожатие. За руку здороваются только взрослые. Если вам протягивают руку для пожатия, не принять ее- невежливо и даже оскорбительно. Первой при рукопожатии должна подавать руку женщина- мужчине. Старший – младшему. Слайд 10

Немного из истории: давным - давно важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом разнообразные движения, реверансы. 

Представьте себе, чтобы было, если мы в наше время тратили столько сил на поклоны, реверансы (дети рассуждают)

Я предлагаю вам придумать свое приветствие и показать его в парах Приветствие «Способы приветствий»

Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Ход приветствия:детям необходимо поприветствовать друг друга разными способами: поклоном (как японцы, пожать руку (как деловые партнеры, хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены, соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры, прислониться щекой к щеке (как родственники).

Заключительная часть. 

Ребята, вы убедились, что приветствия бывают самыми разнообразными, непохожими одно на другое. 

Давайте каждый день будем стараться выполнять правила приветствия и у нас в группе и за пределами группы. 

Запомните эти добрые слова и не забывайте о них. Это очень приятно быть вежливыми людьми. Вежливый – значит добрый!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие: «Урок вежливости» в средней группе по развитию речи «Зачем говорят, здравствуйте?»

Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «волшебные слова», но и всегда старается сделать приятно другим людям....

Этическая беседа «Зачем говорят «Здравствуй?»

Цель: закрепить знания детей о вежливых словах.Задачи:  напомнить детям вежливые слова, разъяснить, что они выражают доброе отношение к другим людям. Совершенствовать коммуникативно-речевые навык...

Конспект "Занятие о вежливости: Зачем говорят "здравствуйте?"

Занятие о вежливости для детей второй группы раннего возраста. Знакомить детей с этикой общения и приветствия. Учить их правильно здороваться....

Зачем говорят "Здравствуй?"

Беседа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Ситуативная беседа "Зачем говорить "здравствуйте" и "до свидания""

Ситуативная беседа "Зачем говорить "здравствуйте" и "до свидания""...