Рабочая программа "Мой край"
рабочая программа (средняя группа)

Рабочая программа для детей 4-5 лет по ознакомлению с родным краем, ориентированная на специфику национально-культурных, социальных и природных условий, осуществляемая в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_kray_yakusheva.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Светлячок» города Лесосибирска»

ПРИНЯТО                                                                             УТВЕРЖДАЮ

На педагогическом совете                                                   Заведующий МАДОУ

Протокол №_____от                                                             Детский сад №6 «Светлячок»    

«__» _________20__ г.                                                          ___________________ Т.В.Шемец

                                                                                                Приказ №____ от «__» ____20__ г.

Рабочая программа по краеведению

«Мой край».

Возраст детей 4-5 лет.

Срок реализации 1 год.

                                                                     Составитель: Якушева  Оксана Викторовна,

    воспитатель высшей квалификационной категории

г. Лесосибирск, 2021г.

Оглавление.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка…………………………………………….........3
  2. Цель, и задачи  программы……………………………………………3-4
  3. Принципы реализации программы……………………………………4-5
  4. Значимые для разработки и реализации Программы

характеристики…………………………………………………………...5

  1. Целевые ориентиры освоения программы…………………………….5-6
  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности программы………...6-7

2.2.Календарно-тематическое планирование……………………...7-12

2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…...12-13

2.4 Взаимодействие с узкими специалистами……………………….13

2.5 Характеристика окружающего социума……………………...13-14

  1. Организационный раздел

         3.1. Формы, способы, методы реализации Программы…………..14-15

3.2 Материально-техническое обеспечение Программы…………...15

3.3 Обеспечения методическими материалами, средствами обучения    и воспитания………………………………………………………..15-16

Список используемой литературы

Приложение

I. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.  

Настоящая Рабочая программа по ознакомлению с родным краем для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) (далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок», в соответствии с требованиями ФГОС ДО - ориентирована на специфику национально - культурных, социальных, природных условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.

Основу для разработки программы составил Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае».

Актуальность.  Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко обладают чувством эмпат. По этому, возникла необходимость в дополнительных занятиях по формированию нравственной личности, гражданина и патриота России.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность  поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с дошкольного возраста прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств необходимо проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Программа по ознакомлению с родным краем для детей среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) «Мой край» дополняет основную образовательную программу ДОУ.

 Программа размещена на сайте детского сада и может быть использована воспитателями для реализации в ДОУ регионального компонента.

1.2 Цель, задачи и основополагающие принципы Программы

Цель. Создание  условий  для  формирования  целостного представления о малой Родине – Красноярском крае на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического  характера, конструированных на краеведческом материале. 

Задачи Программы:

  • Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.
  • Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к

прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою

малую Родину.

  • Формировать интерес к истории и  к традициям своей семьи, углублять представления о своей семье, её членах и родственных связях.
  • Формировать интерес к своему детскому саду, к сотрудникам детского сада,  детскому коллективу, развивая чувство общности с другими детьми
  • Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Воспитывать любовь уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Воспитывать у дошкольников чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества.
  • Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, защищающих границы нашей родины, работающих в родном городе, в детском саду.

1.3 Принципы реализации Программы

Содержание рабочей образовательной  программы соответствуют основным  положениям  возрастной  психологии  и  дошкольной  педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка, обеспечивающее единство воспитательных и обучающих целей и задач.Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными  ФГОС ДО:

- принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного  окружения. Территория края рассматривается как универсальная ценность для  людей, которые считают ее своей родиной

- принцип гуманизации предполагает  умение педагога встать на позицию ребенка, учесть  его  точку  зрения,  не  игнорировать  его  чувства  и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие  понятия — любовь к семье, родному  краю, Отечеству;

- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности;

- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;

- принцип  интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые  программы  дошкольного  образования;

- принцип  тематического планирования  материала  предполагает подачу изучаемого  материала по тематическим блокам: природа родного края, родной город, родная страна, родная культура;

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного  материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети  усваивали знания постепенно, в определенной системе.

1.4.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Психологические особенности детей  среднего дошкольного возраста ( по программе)

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики: развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить  группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Начинает складываться произвольное запоминание. Развивается образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого: оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая  выражается в предпочтении одних детей другим. Начинают выделяться лидеры. Основные  достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью  познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной

мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшем развитии образа Я ребенка, его детализацией.

1.5 Целевые ориентиры освоения программы

У детей сформируются

 - чувства любви к родному краю, к Родине, уважение к защитникам Отечества;

-имеют представления о себе, совей семье, близких родственниках;

- имеют  представления о самых красивых местах родного города и края,  его достопримечательностях;  

- представления  о культурных явлениях, их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения;

- доступные представления о  государственных праздниках  (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.);

 -представления о Российской армии.

Предполагаемый результат

  • Имеют представления о семье, ее членах.
  • Первоначальные представления о родственных отношениях.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе, его достопримечательностях.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
  • Произведения  искусства и художественной литературы поэтов, писателей и художников родного края.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.
  • Иметь представления о животных  севера и Красноярского края, его растительности.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

II. Содержательный раздел

2.1  Описание образовательной деятельности программы

В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.(как реализуется программа по областям)

Социально-коммуникативное развитие направлено на: использование знаний о семье, родном крае в игровой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культуре и традициям города Лесосибирска и Красноярского края.

Познавательное развитие: приобщение детей к истории города Лесосибирска и Красноярского края.

Речевое развитие: знакомство детей с писателями и художниками Красноярского края.

Художественно-эстетическое развитие: приобщение детей к музыкально-художественному творчеству Красноярского края.

Физическое развитие: развитие эмоциональной свободы, физической выносливости, смекалки, ловкости через народные и  традиционные игры и забавы  Красноярского края.

2.2 Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Педагогическая диагностика

Определить знание, представления детей о родном городе, крае, своей семье.

Сентябрь

«Моя семья  я»

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, познакомить с понятием «семья», прививать духовно-нравственные ценности.

«Мой любимый детский сад»

Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду

«Осень на улицах города»

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте, воспитывать умение наблюдать за ней, продолжать формировать представления об осени, как о времени года, устанавливать взаимосвязь   между явлениями в природе

«Мой край»

Дать начальные представления об истории возникновения Красноярского края, его первопроходцах и его достопримечательностях.

 Воспитывать чувства гордости и любви к родному краю.

Октябрь

«Мой дом»

 Продолжать воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать этические представления.

 «Я и мои друзья»

Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам, развивать умение сотрудничать в детском коллективе, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

«Природа родного города»

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного города, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению растительного мира родного города, умение делать выводы.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

«Животный мир Красноярья»

Формировать представления о животных, обитающих на территории нашего края, с их уникальными особенностями.  Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Воспитывать любовь к своему родному краю, животным, растениям, умение правильно вести себя в ней.

Ноябрь

«Разноцветные острова»

Воспитывать уважительное отношение к флагу нашей страны, закреплять зрительное представление о российском флаге, воспитывать чувство патриотизма.

«Труд взрослых в детском саду»

Воспитывать в детях уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные умения, желание помогать взрослым, продолжать знакомить с профессиям сотрудников детского сада.

«Я и моё имя»

Формировать представление о себе, как о личности через собственное имя ребёнка.

Развивать речевые умения детей рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт.

 «Бескрайние просторы родного края»

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Декабрь

 «Зимние  сибирские забавы»

Уточнить представления детей о сезонных измененьях в природе, закрепить приметы замы, назван зимних игр, закрепить название родного города рек.

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы. Развивать умение называть зимние игры, забавы, название улиц поселка. Воспитывать любовь к родному краю.

       «Народные игрушки.  Народно - прикладное искусство»                                

Формировать представления детей о русской народной игрушке, предметам  народно – прикладного искусства

Воспитывать уважение к русскому ремеслу.

 «Зима в Лесосибирске»

Продолжать развивать у детей интерес и любовь к родной природе, красоте зимы, воспитывать умение наблюдать  за изменениями, сформировать представления о русской зиме, как о времени года, устанавливать взаимосвязь   между явлениями в природе.

«В наш край родной приходит Новогодний год»

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Январь

«Рождественские колядки»

Продолжать знакомить детей с празднованием Рождества,  с обычаями и традициями колядования.

Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству и забавам русского народа

«Любимые сказки»

Продолжать формировать представления детей о сказках, их значении для людей. Продолжать знакомить с русскими народными сказками

Воспитывать уважение и любовь к сказкам.

«Народные Чудо - мастера»  

Расширить представление детей о народных промыслах.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Закрепить и обобщить представление детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти.

Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Февраль

«Улицы родного города»

Знакомить с трудом взрослых по благоустройству улиц родного города. Формировать представления о многообразии и домов, о том, что каждый дом имеет свой номер. Люди, живущие в нашем городе знают свой дом и адрес, по которому он проживают.

«Город, что сердцу дорог»

Продолжать  формировать представление о городе, знакомит с природными достопримечательностями города (сибирская тайга, могучая река Енисей). Воспитывать доброжелательное отношение к родному городу. 

«Наша армия»

Продолжать знакомить детей с Российской армией  – надёжной защитницей  нашей Родины. Формировать чувство уважения к мужчинам–защитникам родины. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к символам страны.

 «Флажок»

Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к гербу и

флагу нашей страны.

Март

«Мамочка моя, любимая»

Раскрыть детям многогранный образ мамы -труженицы, воспитывать любовь и уважение к своим мамам, доброе, заботливое отношение к женщинам, стремление помогать им.

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

Воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны, продолжать знакомить детей с образом солнца в народном творчестве, развитие образного мышления  эстетического восприятия окружающего мира.

«История

нашего города»

Закрепить название родного города, формировать у детей чувство любви к своему городу, познакомить с историей его возникновения.

 «Достопримечательности родного края»

Формировать представление детей об особенностях Красноярского края, его достопримечательностях, традициях, обычаях. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории своей малой родины.

Апрель

«Самые старшие в моей семье»

Воспитывать в детях гуманные чувства к людям пожилого возраста: к бабушкам и   дедушкам, прививать духовно-нравственные ценности.

«Все профессии нужны, все профессии важны».

Продолжать знакомить детей с профессиями в детском саду.

Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

«Ледоход на Енисее»

Формировать умение у  детей устанавливать причинно - следственные  связи между природными явлениями весной. Углублять представления об условиях жизни растений и животных. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов. Воспитывать любовь к родной природе.          

«Яичко не простое, яичко золотое»

Познакомить детей с праздником Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими.

Май

«Красноярск – столица нашего края»

Формировать представления о городе Красноярске, о его многообразии, как главного города нашего края. Воспитывать любовь к малой родине, гордость за исторические и трудовые достижениях.          

«День Победы»

Познакомить детей с историей начала Великой Отечественной войны. Весь народ поднялся на защиту Родины: героический вклад в победу над врагом армии, в тылу, взрослыми и детьми. Традиция - празднование Победы всей страной.  Воспитывать уважение и память о погибших защитниках Родины.

«Прошлое города Лесосибирска»

Приобщать детей к историческим корням нашего города, развивать интерес к быту, ремёслам населения, проживавшим на территории города в прошлом. Воспитывать любовь к родному городу.

«Здравствуй сибирское лето!»

Продолжать наблюдать за явлениями природы. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и деревьями. Расширять и уточнять представления о деревьях и кустарниках, пользе деревьев: тень, кислород, эстетика, укрепление почвы. Знать, называть и узнавать, по коре, листьям, расположению веток деревья, наиболее часто встречающиеся на нашей российской территории: береза, клен, сосна, ель, тополь, липа, рябина и др. развивать внимательность. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к русской природе.

Итоговое мероприятие: Викторина: «В каком городе мы живём?»

Закрепить в игровой форме знание  представления о родном городе  крае.

2.3.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ согласно плану воспитателя, это могут быть такие формы: экологические акции; экологические досуги, развлечения и праздники; информационные стенды в группе ДОУ; родительские собрания; родительские клубы; участие в тематических выставках; совместные экологические проекты; страничка на сайте ДОУ. Цель: включение родителей в совместный образовательный процесс и повышение их педагогической компетентности, в вопросах краеведческого образования ребенка.

Мероприятия

Срок

Ответственные

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей родном крае

Сентябрь

Воспитатели

Оформление информационного стенда «Наш Красноярский край» памятки, буклеты.

В течение года

Воспитатели

Оказание консультационной поддержки родителям в вопросах ознакомления детей с родным краем

В течение года

Воспитатели

Участие в совместных праздниках,выступлениях, конкурсах

В соответствии с перспективным планом

Воспитатели

Создание мини – книг, презентаций, макетов по темам

В течение года

Воспитатели

Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье.

В течение года

Воспитатели

Совместное участие детей, родителей и воспитателей в проектной деятельности

В течение года

Воспитатели

Совместное участие в акциях («Трудовой десант», «Экологическая акция «Чистый Енисей»)

Осень, весна

Воспитатели

2.4 Взаимодействие с узкими специалистами

Решение задач по освоению содержания регионального компонента осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре. Сотрудничество между специалистами и воспитателями ДОУ регламентируется общим планом деятельности Учреждения и осуществляется через: консультации, круглые столы, семинары – практикумы, наставничество, акции, походы на природу, реализацию проектов, подготовку и участие в совместных утренниках, спектаклях, досугах, выставках и др.

  2.5 Характеристика окружающего социума        

Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе. Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества. Динамика в развитии ребенка, формирование у него этнокультурных компетентностей не может протекать только в какой-то одной среде (только в ДОУ, или только в социуме). Опыт показывает, что только объединив усилия педагогов, родителей, специалистов разных организаций, занимающихся вопросами воспитания и образования детей, создав единое информационное поле можно достичь максимальных результатов в работе. Все звенья сетевой цепочки объединены едиными образовательными и воспитательными задачами по формированию у детей не только этнокультурной компетентности, но и деятельностной (технологической), информационной, социально - коммуникативной, здоровьесберегающей.

Дошкольное учреждение удачно расположено. Его местоположения позволяет активно взаимодействовать и осуществлять содержательные взаимовыгодные связи с близлежащими учреждениями и организациями. Вокруг дошкольного учреждения функционируют разнообразные учреждения социального уровня: культуры, образования. Тесное сотрудничество с учреждениями строится на взаимных договорах, программах и планах работы, предусматривающих разные виды и формы совместной деятельности. МАДОУ взаимодействует с учреждениями культуры и социокультурными учреждениями города.

К таким учреждениям относятся:

- Детская библиотека;

- Лесосибирский краеведческий музей;

- Лесосибирский театр «Поиск»

Сотрудничество с учреждениями социокультурной сферы микрорайона и города позволяет: укреплять физическое здоровье, удовлетворять познавательные потребности детей, обогащать их эстетический опыт, расширять кругозор, приобщать к истокам народной культуры. Открытость и интегрированность дошкольного образовательного учреждения позволяют устанавливать и расширять партнерские связи.

III.Организационный раздел.

3.1.Формы, способы, методы реализации Программы.

Программа разработана  для  детей среднего дошкольного возраста.

Длительность образовательной деятельности - 20 минут.

Построение образовательного процесса по данной программе основывается на формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно.

Формы организации занятий.

-экскурсия;

- проекты;

- наблюдения;

- беседы;

- рассказ педагога;

- исследовательская деятельность;

- художественное творчество;

- дидактические игры.

Методы:

Словесные: 

- беседы;

- рассказ;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

 Наглядные:

 - наблюдения;

 - выставки, конкурсы;

- рассматривание иллюстраций;

- ознакомление с художественными образами искусства;

- информационные стенды.

- личный пример взрослых.

 Практические:

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- создание развивающей среды;

- экскурсии и наблюдения;

- Создание мини-музеев в ДОУ;

- оформление уголков для нравственно-познавательного развития;

- реализация проектов.

Структура занятий

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Рефлексия

3.2 Материально-техническое обеспечение Программы

В соответствии с ФГОС ДО, материально-техническое обеспечение программы включает в себя: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям: определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой; к материально-техническому обеспечению программы.

3.3.Обеспечения методическими материалами, средствами обучения    и воспитания 

В МАДОУ созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Рабочая Программа обеспечена учебно-методическими рекомендациями, средствами обучения и воспитания.

Методическое обеспечение:

- гербарий культурных растений;

-  гербарий дикорастущих растений;

- коллекция плодов, семян, шишек, грибов;

- карточки условных топографических знаков

Дидактический материал: 

1.Символы России: Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2019.

 2. Праздники России. Наглядно  – дидактическое   пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2019

3. Наша Родина. Развивающая игра. «Русский стиль» - М: 2011.

4. Большое путешествие по Красноярскому краю. Настольная игра. – «Издательство Поликор». – Красноярск, 2016.

5. День Победы: Наглядно –дидактическое  пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.

6. Деревья и  кустарники: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

7.Животные средней полосы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

8.Насекомые: Наглядно – дидактическое  пособие. – М.:Мозаика  –  Синтез, 2011.

9. Расскажите детям о птицах: Карточки для занятий в детском саду.– М.:Мозаика – Синтез, 2017.

10.Грибы и ягоды: Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2013.

11. Полевые цветы: Наглядно – дидактическое пособие. – «Проф-Пресс»- Ростов-на-Дону, 2017.

12. Развивающее лото: «Дикие животные».

13. Развивающее лото:  «Деревья, плоды, листья».

 Список  используемой  литературы:

  1. Лесосибирск: прошлое, настоящее, будущее. Часть I С. Максимов
  2. Государственные символы России. Е. К. Ривина
  3.  Мы живём в России. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова
  4. .Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Н.В. Микляева,  Ю.В. Микляев, А. Г. Ахтян
  5. 5. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средняя группа Л, В, Абрамова, И. Ф. Слепцова
  6. 6. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию Л, В, Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова
  7. 7. Любовь Рычкова Благодарение

Приложение 1.

Мониторинг реализации Программы

С целью  определение наличия у детей знаний, представлений, умений, навыков по содержанию Программы «Мой край» два раза в год проводится мониторинг.

Периоды диагностики:

 - сентябрь: выявление уровня знаний детей о родном крае;

 -  май: выявление уровня знаний детей о родном крае и определение степени реализации программы. (приложение 1)

Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная семья»

 Ф.И. ребѐнка

Умение называть членов семьи(мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Умение называть членов семьи по именам, образовывая ласковые формы имён

Понимание возрастных отличий (кто в семье старше всех, кто младше всех)

Знание пословиц о семье

Умение рассказывать о семейных традициях

Умение составлять короткий рассказ о семье

Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная природа»

 Ф.И. ребѐнка

Умение называть приметы по временам  года

Умение называть диких животных  родного края

Умение называть жилище животных (нора, дупло, белога)

Умение коротко рассказывать, как звери готовится к сезонным изменениям в природе

Умение рассказывать, как зимуют звери  и птицы

Умение рассказывать о зимних забавах

Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родной город»

 Ф.И. ребѐнка

Название родного города

Название реки: Енисей

Умение называть приметные места города по иллюстрациям.

Умение называть профессии родителей

Уровень ЗУН по тематическому блоку «Родная страна – родной  край»

 Ф.И. ребѐнка

Название  родного края - Красноярский

Умение узнавать  флаги РФ и красноярского края

Умение называть главные праздники РФ  

Наличие уважительного отношения к государственным символам

Уровень освоения программы

Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге, имеет представления о традициях в своей семье. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, может назвать близких ласковым именем. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном городе  – название города, о реке, на берегу которой стоит наш город, может назвать несколько примечательных мест родного города,  знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает название  своего края, имеет представления о главных праздниках своей страны и о государственных символах. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных,  может назвать где они живут, как меняется их жизнь в сезонные изменения в природе, как готовятся к зиме и как зимуют, знает 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.

Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном городе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.  

Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком. Знания о родном городе  неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...

Рабочая программа "Народные промыслы Тамбовского края"

Данная программа знакомит дошкольников с историей развития  промыслов на Тамбовщине и их видах...

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

Рабочая программа "Мой Оренбургский край"

Региональный компонент основоной программы....

Проект рабочей программы «Развитие связной речи старших дошкольников через ознакомление с растениями Алтайского края»

Данная рабочая программа является комплексной программой развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Работа по данной теме осуществлялась в течение одного года, во время непос...

Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"

Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...

Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский»

Рабочая тетрадь «Край Северный, Ямальский» предназначена для занятий  с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия по  рабочей тетради помогут закрепить материал....