Уголок экспериментирования
консультация

Пупатенко Ирина Алексеевна

Предметно-развивающая среда,уголок экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_eksperimentirovaniya_.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Содержание уголков экспериментальной деятельности в ДОУ»

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), книги познавательного характера ,тематические альбомы.

  • место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • место для проведения опытов
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям:

  • «Песок и вода»,
  • «Звук»,
  • «Магниты»,
  • «Бумага»,
  • «Свет»,
  • «Стекло и пластмасса»,
  • «Резина».

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • доступность, соответствие возрасту детей .
  • эстетика оформления.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки, различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы  и т.д.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям.

Персонажи, наделанные определенными чертами - (прим. "Незнайка", "Почемучка" и т.д.) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

Содержание уголков экспериментирования

2 младший возраст

Содержание компонентов и оснащение уголка

1. Сравнение предметов: предметы для сравнения по величине (большой-маленький, выше-ниже, шире-уже, сенсорные эталоны, пирамидки, вкладыши).

2. Стол с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки.

3. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья и т. п.

5. Материалы по сезону, календари, макеты.

6. Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя".

Средний возраст

1. Стол для экспериментов с ёмкостями для воды и песка, фартуки, лодочки, формочки, совочки, сита для песка, прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля, палочки, воронки, мерные кружки, весы, щеточка и совок для подметания.

2. Сухие бассейны, поднос для рисования манкой, песком.

3. Комнатные растения с указателями, паспорта растений и предметы по уходу за ними

4. Природный материал: глина, камушки, ракушки, деревяшки, шишки, плоды, мох, перья, сыпучие продукты (сахар, соль, пищевые красители, мыло)

5. Материалы по сезону, календари, макеты.

6. Лупа, зеркальца, прозрачные контейнеры для наблюдений за насекомыми, предметы из разных материалов, виды бумаги

7. Картотеки с описанием опытов

8. Журнал опытов для зарисовки результатов.

9.Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

10. Дидактические игры по экологии.

Старший возраст

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

Серии картин с изображением природных сообществ;

Книги познавательного характера, атласы;

Тематические альбомы; Коллекции

Мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

сито, воронки

Половинки мыльниц, формы для льда;

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки ;

Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";

Персонажи, наделённые определенными чертами, от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе "Лучший центр исследовательской деятельности(уголок экспериментирования)"

Смотр конкурс проводился в ДОУ в рамках перехода на ФГТ.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность эксп...

Буклет: "Уголок экспериментирования в детском саду"

То должно быть в уголке экспериментирования по всем возрастным группам детского сада...

Уголок экспериментирования в детском саду

Представленная презентация на мой взгляд весьма акктуально на сегодняшний день. Наши дети очень любознательны и мы должны помочь им познавать и открывать для себя новый мир....

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе»

Смотр-конкурс  «Лучший  центр  исследовательской  деятельности  (уголокэкспериментирования) в группе» организуется и проводится в Детском саду №79в целях формирования познават...

Консультация для педагогов о создании уголка экспериментирования в детском саду «Уголок экспериментирования в детском саду»

laquo;Уголок экспериментирования в детском саду».На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социали...

Смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе».

В нашем детском саду был проведен смотр – конкурс «Уголок экспериментально-исследовательской деятельности (уголок экспериментирования) в группе». В ходе конкурса выявлено, во всех гр...