Конспект НОД по экспериментированию "Волшебник-воздух" для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Елена Александровна Путилина

Конспект НОД по экспериментированию "Волшебник-воздух" для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx53.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка- детский сад № 7 «Изумрудный город»

Конспект НОД

по экспериментированию:

«ВОЛШЕБНИК-ВОЗДУХ»

(средняя группа «Росточек»)

2022-2023 учебный год

                                                                                                                      Разработала: воспитатель, Путилина Елена Александровна,

высшая квалификационная категория

г. Верхняя Пышма,

2023 год

Конспект НОД по экспериментированию:

 «ВОЛШЕБНИК-ВОЗДУХ»

(средняя группа «Росточек)

Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: 

  • познакомить детей со свойствами воздуха;
  • закрепить знания детей об известных свойствах воздуха;
  • формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;

Развивающие: 

  • развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом;

Воспитательные: 

  • прививать бережное отношение к природе;
  • развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать аккуратность при проведении опытов, осторожность.

Методы и приёмы:

  • Игровые (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
  • Наглядный (физминутка)
  • Практический (опыты)
  • Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера)

Материал и оборудование:

Полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, пластмассовые стаканчики, пластмассовые трубочки, кораблики и веера (по количеству детей), 2 апельсина, 2 пластмассовых тазика среднего размера, крышечки от фломастеров, свистульки.

ХОД НОД:

Звучит спокойная музыка, дети сидят на стульчике полукругом.

Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, а сделаем мы это с помощью ладошек. Я показываю вам ладошку, и вы здороваететсь тем способом, котрый

Воспитатель: А начнем мы с загадки и узнаем тему сегодняшнего занятия.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Что это? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, это ВОЗДУХ, сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные! А давайте отправимся в лабораторию и проведем интересные эксперименты.

(играет громкая музыка). Вбегает Незнайка с шариками в руках.

Незнайка: здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Незнайка, а почему ты такой грустный?

Незнайка показывает два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый,

а второй - маленький и грустный.

Воспитатель: как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

Дети: шарик сдулся!

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять). А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть).

Воспитатель: ребята, предлагаю помочь Незнайке, а для этого надо сделать так, чтобы маленький шар снова стал большим! А как мы это сделаем?

Дети: шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей). 

Незнайка: а как же мы его будем надувать, ведь у нас нет насоса.

Воспитатель: Незнайка, а ты разве не знаешь, что шарики надувают воздухом? Мы как раз сегодня с ребятами собрались поговорить о воздухе и узнать много интересного.

Незнайка: о воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: нет, не видим.

Воспитатель: раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Незнайка: вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он нам нужен, чтобы дышать, чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!

Воспитатель: для чего нам нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Воспитатель: сделайте глубокий вдох, выдох. А каким воздухом полезно дышать? Дети: чистым!

Воспитатель: что необходимо делать, чтобы воздух был чистым?

Дети: проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.

Воспитатель: а кому ещё нужен воздух?

Дети: рыбам, животным, растениям.

Воспитатель: правильно, всему живому. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, это помещение называется ЛАБОРАТОРИЯ. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Незнайка, пойдем с нами. Мы с ребятами приглашаем тебя в лабораторию.

Незнайка: здорово! Я тоже хочу стать настоящим ученым!

Воспитатель: очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.

По периметру группы стоят столы с табличками, на которых обозначены эксперименты: «глаз», «руки», «нос», «ухо», «весы». На столах приготовлено все для проведения эксперимента.

Воспитатель: посмотрите на столы, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено?

Дети: глаз, руки, нос, ухо, весы.

Воспитатель: посмотрите на модель («ГЛАЗ»). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Дети: как можно увидеть воздух?

Опыт № 1 «Поймай воздух»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (ответы детей)

Посмотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? На, что стал похож пакет? (ответы детей).

Воспитатель: молодцы! Все верно сказали, воздух занял всё место в мешке. Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: в нём нет воздуха.

Воспитатель: дети, а воздух какого цвета? (ответы детей) воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Незнайка: а мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был…ну вот вспомнить не могу, дети может вы видели, что люди берут с собой на речку, где есть «запертый» воздух? (ответы детей: надувной матрас, спасательные жилеты, спасательный круг, надувные мячи).               

Незнайка: точно! Вспомнил, молодцы ребята, ну что идемте в следующую лабораторию.

Воспитатель: Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано? Руки. Как вы думаете, что «РУКИ» могут обозначать? Как ощутить воздух?

Опыт № 2 «Движение воздуха»

Воспитатель: Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта). А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор). Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете?

Дети: чувствуем, как воздух движется.

Опыт № 3 «Кораблики»

Воспитатель: опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Физминутка

«Пяточка-носочек» аудио

Воспитатель: итак, мы продолжаем проводить эксперименты, какой следующий значок?

Дети: «НОС». 

Воспитатель: как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт № 4 «Есть ли запах у воздуха?»

Воспитатель: Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу. Давайте проверим – имеет ли воздух запах.

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха.

Дать понюхать детям чеснок, хлеб, мыло, лук.

Дети должны понять, что воздух может запахи передавать.

Воспитатель: посмотрите, на следующую модель, нарисовано «УХО», на какой вопрос мы должны найти ответ?

Дети: как можно услышать воздух?»

Опыт № 5 «Слышим воздух»

Воспитатель: если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Дети должны понять, что воздух можно услышать разными способами.

Незнайка: а можно я задам вам вопрос? (обращается к ученым) вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: как вы думаете, ребята (ответы детей). Давайте проверим?

Опыт № 6 «Есть ли внутри человека воздух?»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (ответы детей, есть ли внутри нас воздух?

Воспитатель: но чтобы подуть ещё, мы что сначала делаем?

Дети: вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Незнайка: понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети: через нос!

Воспитатель: конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. (быстро, медленно). Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: нет!

Воспитатель: нам осталась последняя лаборатория. Что же мы узнаем в этой лаборатории, если изображены «ВЕСЫ?

Дети: сколько «весит» воздух!

Опыт № 8 «Вес воздуха»

Воспитатель: у меня есть апельсин и сейчас я положу его в миску с водой, что с ним случилось?

Дети: апельсин плавает.

Воспитатель: и даже, если очень постараться, утопить его не удастся, почему?

Дети: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Воспитатель: у меня есть очищенный апельсин положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

Дети: без кожуры апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

Воспитатель: какие же вы молодцы, все правильно сказали.

Воспитатель предлагает детям вернутся на стульчики

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз напомним Незнайке, что мы узнали про воздух.

Дети: воздух можно увидеть несмотря на то, что он прозрачный.

Воздух можно ощутить несмотря на то, что руками мы его не ощущаем!

Воздух можно понюхать несмотря на то, что не имеет запаха, но очень легко переносит ароматы.

Воздух также можно услышать, хотя нам и кажется, что он бесшумный!

И воздух влияет на предметы, он есть почти везде!

Воспитатель: Какой эксперимент вам понравился больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: Какой эксперимент вам хочется повторить дома со своими родителями? (Ответы детей). 

Воспитатель: наши эксперименты подошли к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо нашим ученым!

Незнайка: Ребята, мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Я для вас приготовил подарок – вертушку, чтобы вы могли на прогулке наблюдать за движением воздуха. Спасибо за работу, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной организационной деятельности для детей средней группы с диагнозом ОНР. ТЕМА " В гости к гномику Толе в сад.."

Содержание:Коррекционные цели.Оборудование.Ход деятельности ( игры и задания  с гномиком).Приложение ( презентация).Оценка....

Конспект занятия по валеологическому воспитанию детей средней группы "Витаминный калейдоскоп"

Цель:закрепить у детей знания о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых и детей; закреплять названия различных овощей, обоб...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект семинара-практикума для родителей детей средней группы на тему: «Учите детей этике поведения»

Цель: Вовлечь родителей в обсуждение успехов и трудностей воспитания этики поведения у ребенка....