Долгосрочный проект "Птицы наши друзья"
проект (старшая группа)

Лыткина Екатерина Николаевна

Долгосрочный прект "Птицы наши друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_ptitsy-nashi_druzya_.docx38.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Ростовской области Семикаракорского района  

Детский сад  «Тополёк»  

                                             

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ    «Птицы – наши друзья»

Разработчик проекта

Воспитатель: Лыткина Е. Н.

г. Семикаракорск 2022-2023

ПРОЕКТ    «Птицы – наши друзья»

                                          Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Птицы-наши друзья» разновозрастной  группы (4-7 лет) муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада «Тополёк»

Назначение

проекта

Проект разновозрастной  группы (4-7 лет) муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада «Тополёк» разработан на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы», Программа воспитания и обучения в детском саду/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Сроки реализации проекта

Ноябрь 2022-март 2023

Разработчик

проекта

 

Воспитатель: Лыткина Е. Н.

Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 4-7 лет и направлен на формирование общей экологической культуры,

Вид проекта:   

Долгосрочный, групповой, творческий

Продолжительность проекта:

Ноябрь-март

Участники проекта:

дети разновозрастной  группы (4-7 лет) , родители воспитанников,  воспитатели ДОУ 

Возраст детей

 4-7 лет.

Образовательная область:

«Познание» экологическое воспитание.

   

  Актуальность проекта: 


   * Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.                         
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской деятельности. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
  *    Приоритетное направление в работе нашего детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

          

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы -птицам. Изучение детьми объектов живой природы зимующих птиц во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Цели:  формирование  общей экологической культуры  у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира –птицам. Развивать и стимулировать познавательную активность детей.

Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения.        

Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей

Задачи:  Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц способы передвижения, особенности внешнего строения, позволяющие летать).

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Принципы реализации проекта:

  • Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у детей.
  • Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями.
  • Воспитательная ценность знаний и умений.
  • Поиск согласия в решении главных вопросов.
  • Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта. 

             

Условия реализации проекта:

-заинтересованность педагогов ДОУ, детей, родителей воспитанников.

-регулярность, системность организации работы

-создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

        

Предполагаемые результаты:

  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц.
  2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5.  Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
  6. Ребята узнают значение птиц в жизни человека.
  7. Ребята узнают значение птиц в жизни природы.
  8. Ребята  узнают много интересного из жизни птиц   ( домашние, лесные, птицы разных континентов),

К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое

просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей

Ресурсное обеспечение проекта

     Материально-техническое

  • мультимедийные презентации, выполненные педагогами ДОУ,
  • информация в СМИ
  • уголки природы в групповых помещениях;
  • игротека;
  • видеотека;
  • методические и дидактические пособия, картотека.

Учебно-методическое.

Пособия и оборудование в ДОУ: иллюстрации, коллекции открыток, картины художников с изображением птиц.

Парциальные программы по экологическому воспитанию Николаева С.Н.

«Юный эколог», методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ, Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду,  

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, перспективно - тематический план

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие детей в  выставке птиц из пластилина  «Лучшая птичка ».

Содержание  и формы работы с детьми  в процессе реализации проекта.

Игровая деятельность:

  1. Дидактические игры.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Театрализация.
  4. Подвижные игры.
  5. Упражнения на дыхание.
  6. Моделирование  игровых ситуаций;

Познавательная деятельность:

  1. Формирование целостной картины мира.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Беседы.
  4. Решение проблемной ситуации.
  5. Наблюдение за птицами.

Художественное творчество:

  1. Рисование.
  2. Лепка из пластилина.
  3. Аппликация.

Работа с родителями.

  1. выставки рисунков и поделок;
  2. привлечение родителей к книжным  выставкам по теме;
  3. участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
  4. размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек
  5. участие  в изготовлении кормушек для птиц.
  6. участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»    

                               

Время проведения

Формы, темы

Программное содержание

Словарная работа

Работа с родителями

Ноябрь

Познание / Коммуникация.

Беседа "Птицы"

Совместная деятельность с педагогом.

Художественное творчество - рисование. "Птицы - наши друзья"

Чтение худ. Литературы

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Учить передавать характерные особенности птиц, самостоятельно придумывать композицию рисунка. Воспитывать художественно - эстетический вкус.

В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова

Класс птицы

Привлечь родителей к изготовлению скворечников.

Ноябрь

Социализация / Коммуникация.

Дидактическая игра "Расскажи о птице"

Презентация "Перелетные птицы".

Самостоятельная

 художественная

деятельность

рисование-

«Снегири на ветке рябины»

Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Закрепить названия перелетных птиц.

учить передавать внешний вид снегирей.

Перелетные.

Изготовление мини альбомов про птиц.

"Перелетные птицы",

"Зимующие птицы".

Декабрь

Чтение художественной литературы.

Чтение сказки "Сорока"

Самостоятельная деятельность детей.

Художественное творчество - рисование.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.

Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно - эстетический вкус.

Сорока - белобока,

синичка,

 сорочата,

Привлечь к подборке иллюстраций и материала о птиц.

Изготовление книжки  - малышки с поговорками, пословицами и потешками про птиц.

Декабрь

Социализация / Коммуникация.

Подвижная игра "Птичьи стайки"

Презентация книжки - малышки с пословицами, поговорками и потешками про птиц.

Закреплять знания о внешнем виде птиц, развивать наблюдательность. Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам.

Знакомить с народным творчеством. Развивать память, внимание, слуховое восприятие.

Стая птиц

Изготовление мини альбомов про птиц.

"Птицы

Красной книги  РТ",

Заучивание стихотворений

«Воробей» Н. Рубцов.

 

 

Январь

Социализация/ Коммуникация. Сюжетно - дидактическая игра "Птицы прилетели на кормушку".

Презентация "Птицы Красной книги "

Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой. Развивать воображение детей в игре, мышление при решение проблемных вопросов.  

Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу .

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Гагара чернозобая,

цапля,

 беркут,

 дятел

 

Оформление уголка книги

 подбор книг о птицах,

 

 

Январь

Социализация / Коммуникация.

Дидактическая игра "Знай и назови".

Самостоятельная деятельность детей.

Художественное творчество - лепка.

Закреплять знания детей названий птиц по описанию. развивать внимание, память, речь.

Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных птиц, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки.

 

Подборка стихов и загадок про птиц.

Чтение худ. литературы:

Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», стих О.Григорьевой «Синица», «Покормите птиц» А.Яшин.

 

 

Февраль

Чтение художественной литературы.

чтение стихов и загадок про птиц.

Социализация / Коммуникация.

Настольно - печатная игра

"Знаешь ли ты зимующих птиц"

Продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать образные содержания стихов и загадок.

Совершенствовать знания названий птиц. Развивать память, речь, внимание.

 

Совместные рисунки детей  с родителями "Птицы  - наши друзья"

Оформление альбома:

Зимующие птицы,

 

 

 

Подвижные игры

«Перелёт птиц», «Птички в    гнёздышках», «Совушка – сова».

 

 

Февраль

Непосредственная образовательная деятельность. Художественное творчество - аппликация. "Сказочные птицы."

Презентация рисунков детей нарисованные совместно с родителями.

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы. Воспитывать любовь к художественному творчеству.

Продолжать формировать навыки творческого рассказывания. Развивать память, речь, воображение.

Жар - птица

 

 

Музыка

- прослушивание грамзаписи с голосами птиц

 

 

Март

Познание / Коммуникация.

Беседа "Зимующие птицы нашего края"

Презентация "Зимующие птицы"

Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам.

Закрепить названия зимующих птиц, отмечать их характерные особенности.

Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм.

Изготовление кормушек для птиц

акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой»    

Март

Выставка совместных рисунков детей и родителей

Птицы –наши друзья

 

Участие родителей в развлечении

Выставка птиц из пластилина  

 «Лучшая  птичка »

 

 Перспективно-тематический план по проекту

Презентация проекта «Птицы – наши друзья» 

 Показатели сформированности экологической культуры ребенка. 

100% детей показывают высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.

Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;

С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.

Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  5. Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Долгосрочный проект "Наши зелёные друзья"

Долгосрочный проект "Наши зелёные друзья" реализуется в старшей группе.Цель проекта:развитие эмоционально -чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры. Итогом...

Долгосрочный проект в старшей группе: «Птицы – наши друзья»

Долгосрочный проект в старшей группе: «Птицы – наши друзья»...

Долгосрочный и краткосрочный проекты на тему «Наши друзья-звуковички для детей 5-6 лет».

Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны) происходит в период дошкольного возраста. Эти достижения в речевом развитии детей значительны, что можно ...

Краткосрочный проект "В гостях у сказки"; Долгосрочный проект "Витамины - наши друзья" в группе раннего возраста

Краткосрочный проект«В гостях у сказки» в группе раннего возраста.Авторы проекта:Воспитатели группы раннего возраста «Звездочки»Подготовила: Фай А.А.Тип: информационн...