Методические рекомендации при подборе и планировании народных подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (младшая группа)

Хитрова Надежда Анатольевна

Методические рекомендации при подборе и планировании народных

подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для

разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста,

формирования личности каждого ребенка. Для старшего возраста они

являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет

им большое удовольствие.

Одной из методических рекомендаций является проведение

подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности

детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, следовательно,

увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное

влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,

укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма

различным заболеваниям.

Педагогическое руководство подвижными играми имеет свои

особенности. Наиболее важными моментами организации и проведения их с

детьми являются:

- определение подвижным играм места в режиме дня;

- правильный выбор подвижной игры;

- постепенное усложнение подвижных игр и упражнений;

- предварительная подготовка в конкретной игре;

- организация непосредственного руководства проведения игр;

- реализация подхода к каждому ребенку;

- создание необходимых условий для проведения игр и игровых

упражнений.

Немаловажным является правильное распределение подвижных игр в

течение дня. Подвижные игры входят в общую структуру жизнедеятельности

детей как самостоятельный вид двигательной деятельности и как

обязательная часть физкультурного занятия.

Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные

отрезки времени:

- во время утреннего приема;

- во время утренней гимнастики;

- физкультурных занятий;

- дневной прогулки;

- во второй половине дня.

В утренние часы, целесообразно дать возможность поиграть

самостоятельно или провести несложные игровые упражнения спокойного

характера с небольшими группами детей. Перед занятиями или свободное от

них время уместны игры средней подвижности, такие игры чаще всего

индивидуального порядка или малокомплектные.

Сразу после дневного сна или в конце дня игры должны быть

спокойными. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, разной двигательной

нагрузки.

Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также

хороводные.

При выборе народных подвижных игр для детей необходимо

руководствоваться следующими требованиями:

- содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям

детей, быть доступным и интересным для них;

- необходимо, чтобы детям были хорошо знакомы образы или

персонажи, которым они подражают в играх;

- необходимо обеспечить и понимание игрового задания: для этого

целесообразно широко использовать приемы опосредованного обучения,

основанные на образности и имитации движений;

- необходимо помнить о том, что педагогический эффект подвижной

игры во многом зависит от реализации основных образовательно -

воспитательных задач;

- воспитатель должен учитывать состав группы детей, и общее

эмоциональное состояние детей группы;

- нужно учитывать, в какое время года проводится подвижная игра.

Народные подвижные игры могут быть организованы как со всей группой,

так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества

играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.

Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке

недостаточно, организуют игры по подгруппам. К знакомым играм, повторяемым часто и без изменений, дети быстро теряют интерес. Поэтому воспитательное и образовательное значение подвижных игр значительно усилится, если при повторении постепенно их

усложнить или несколько видоизменить. Это можно достичь различными

путями, такими как: - включение в подвижную игру новых движений, потребовав более

точного выполнения двигательного задания;

- изменение темпа движений;

- предложение выполнить одно и тоже движение при разном

построении и в разных ситуациях: ходьба группой по кругу, взявшись за

руки, парами или врассыпную и т. п.;

- внесение в игры некоторые элементы разнообразия, повышающие

интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы,

самостоятельности, а часто и творчества, выдумки;

- использование в играх новые пособия, которые сами по себе

привлекают внимание детей и вызывают желание играть; - повторение одной и той же игры в течение года в разных условиях: в

групповой комнате, спортивном зале, спортивной площадке, групповом

участке;

 - создания вариантов подвижных игр, за счет изменения условий

проведения их и внесения дополнений в двигательные задания. Например,

при повторении подвижных игр увеличить расстояние для бега, усложнить

ориентировку детей в пространстве, применить другие пособия.

Принципы систематизации подвижных игр:

Народные подвижные игры систематизируются с учетом следующих

принципов:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,

заключается в развитии двигательных умений и навыков ребенка, его

двигательной способности, функциональной возможности организма в

определенный возрастной период времени.

2. Принцип систематичности и последовательности, заключается в

следующем:

- система подготовленных и подводящих упражнений позволяет

перейти к освоению нового и приступить к познанию последующего более

сложного материала - в последовательности построена работа по развитию физических

качеств: диагностика, обучающие мероприятия в течение года, подведение

итогов;

3) Принцип комплексного подхода, осуществляется во

взаимодействии разных специалистов детского сада и родителей, по

решению данной проблемы: привлечение медицинского персонала,

музыкального работника, воспитателей к совместным мероприятиям с

родителями.

4) Принцип деятельного подхода, обусловил выбор народных

подвижных игр как ведущего вида деятельности ребенка, которая является

основным в дошкольном возрасте.

5) Принцип оздоровительной направленности, направлен на

сохранение и укрепление здоровья ребенка, физические нагрузки в сочетании

с определенными процедурами, повышают функциональные возможности

организма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при подборе и планировании народных

подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего

дошкольного возраста.

Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для

разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста,

формирования личности каждого ребенка. Для старшего возраста они

являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет

им большое удовольствие.

Одной из методических рекомендаций является проведение

подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности

детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, следовательно,

увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное

влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,

укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма

различным заболеваниям.

Педагогическое руководство подвижными играми имеет свои

особенности. Наиболее важными моментами организации и проведения их с

детьми являются:

- определение подвижным играм места в режиме дня;

- правильный выбор подвижной игры;

- постепенное усложнение подвижных игр и упражнений;

- предварительная подготовка в конкретной игре;

- организация непосредственного руководства проведения игр;

- реализация подхода к каждому ребенку;

- создание необходимых условий для проведения игр и игровых

упражнений.

Немаловажным является правильное распределение подвижных игр в

течение дня. Подвижные игры входят в общую структуру жизнедеятельности

детей как самостоятельный вид двигательной деятельности и как

обязательная часть физкультурного занятия.
Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные

отрезки времени:

- во время утреннего приема;

- во время утренней гимнастики;

- физкультурных занятий;

- дневной прогулки;

- во второй половине дня.

В утренние часы, целесообразно дать возможность поиграть

самостоятельно или провести несложные игровые упражнения спокойного

характера с небольшими группами детей. Перед занятиями или свободное от

них время уместны игры средней подвижности, такие игры чаще всего

индивидуального порядка или малокомплектные.

Сразу после дневного сна или в конце дня игры должны быть

спокойными. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, разной двигательной

нагрузки.

Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также

хороводные.

При выборе народных подвижных игр для детей необходимо

руководствоваться следующими требованиями:

- содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям

детей, быть доступным и интересным для них;

- необходимо, чтобы детям были хорошо знакомы образы или

персонажи, которым они подражают в играх;

- необходимо обеспечить и понимание игрового задания: для этого

целесообразно широко использовать приемы опосредованного обучения,

основанные на образности и имитации движений;

- необходимо помнить о том, что педагогический эффект подвижной

игры во многом зависит от реализации основных образовательно -

воспитательных задач;

- воспитатель должен учитывать состав группы детей, и общее

эмоциональное состояние детей группы;

- нужно учитывать, в какое время года проводится подвижная игра.

Народные подвижные игры могут быть организованы как со всей группой,

так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества

играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.

Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке

недостаточно, организуют игры по подгруппам. К знакомым играм, повторяемым часто и без изменений, дети быстро теряют интерес. Поэтому воспитательное и образовательное значение подвижных игр значительно усилится, если при повторении постепенно их

усложнить или несколько видоизменить. Это можно достичь различными

путями, такими как: - включение в подвижную игру новых движений, потребовав более

точного выполнения двигательного задания;

- изменение темпа движений;

- предложение выполнить одно и тоже движение при разном

построении и в разных ситуациях: ходьба группой по кругу, взявшись за

руки, парами или врассыпную и т. п.;

- внесение в игры некоторые элементы разнообразия, повышающие

интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы,

самостоятельности, а часто и творчества, выдумки;

- использование в играх новые пособия, которые сами по себе

привлекают внимание детей и вызывают желание играть; - повторение одной и той же игры в течение года в разных условиях: в

групповой комнате, спортивном зале, спортивной площадке, групповом

участке;

 - создания вариантов подвижных игр, за счет изменения условий

проведения их и внесения дополнений в двигательные задания. Например,

при повторении подвижных игр увеличить расстояние для бега, усложнить

ориентировку детей в пространстве, применить другие пособия.

Принципы систематизации подвижных игр:

Народные подвижные игры систематизируются с учетом следующих

принципов:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,

заключается в развитии двигательных умений и навыков ребенка, его

двигательной способности, функциональной возможности организма в

определенный возрастной период времени.

2. Принцип систематичности и последовательности, заключается в

следующем:

- система подготовленных и подводящих упражнений позволяет

перейти к освоению нового и приступить к познанию последующего более

сложного материала - в последовательности построена работа по развитию физических

качеств: диагностика, обучающие мероприятия в течение года, подведение

итогов;

3) Принцип комплексного подхода, осуществляется во

взаимодействии разных специалистов детского сада и родителей, по

решению данной проблемы: привлечение медицинского персонала,

музыкального работника, воспитателей к совместным мероприятиям с

родителями.

4) Принцип деятельного подхода, обусловил выбор народных

подвижных игр как ведущего вида деятельности ребенка, которая является

основным в дошкольном возрасте. 

5) Принцип оздоровительной направленности, направлен на

сохранение и укрепление здоровья ребенка, физические нагрузки в сочетании

с определенными процедурами, повышают функциональные возможности

организма.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при подборе и планировании народных

подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего

дошкольного возраста.

Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для

разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста,

формирования личности каждого ребенка. Для старшего возраста они

являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет

им большое удовольствие.

Одной из методических рекомендаций является проведение

подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности

детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, следовательно,

увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное

влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,

укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма

различным заболеваниям.

Педагогическое руководство подвижными играми имеет свои

особенности. Наиболее важными моментами организации и проведения их с

детьми являются:

- определение подвижным играм места в режиме дня;

- правильный выбор подвижной игры;

- постепенное усложнение подвижных игр и упражнений;

- предварительная подготовка в конкретной игре;

- организация непосредственного руководства проведения игр;

- реализация подхода к каждому ребенку;

- создание необходимых условий для проведения игр и игровых

упражнений.

Немаловажным является правильное распределение подвижных игр в

течение дня. Подвижные игры входят в общую структуру жизнедеятельности

детей как самостоятельный вид двигательной деятельности и как

обязательная часть физкультурного занятия.
Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные

отрезки времени:

- во время утреннего приема;

- во время утренней гимнастики;

- физкультурных занятий;

- дневной прогулки;

- во второй половине дня.

В утренние часы, целесообразно дать возможность поиграть

самостоятельно или провести несложные игровые упражнения спокойного

характера с небольшими группами детей. Перед занятиями или свободное от

них время уместны игры средней подвижности, такие игры чаще всего

индивидуального порядка или малокомплектные.

Сразу после дневного сна или в конце дня игры должны быть

спокойными. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, разной двигательной

нагрузки.

Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также

хороводные.

При выборе народных подвижных игр для детей необходимо

руководствоваться следующими требованиями:

- содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям

детей, быть доступным и интересным для них;

- необходимо, чтобы детям были хорошо знакомы образы или

персонажи, которым они подражают в играх;

- необходимо обеспечить и понимание игрового задания: для этого

целесообразно широко использовать приемы опосредованного обучения,

основанные на образности и имитации движений;

- необходимо помнить о том, что педагогический эффект подвижной

игры во многом зависит от реализации основных образовательно -

воспитательных задач;

- воспитатель должен учитывать состав группы детей, и общее

эмоциональное состояние детей группы;

- нужно учитывать, в какое время года проводится подвижная игра.

Народные подвижные игры могут быть организованы как со всей группой,

так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества

играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.

Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке

недостаточно, организуют игры по подгруппам. К знакомым играм, повторяемым часто и без изменений, дети быстро теряют интерес. Поэтому воспитательное и образовательное значение подвижных игр значительно усилится, если при повторении постепенно их

усложнить или несколько видоизменить. Это можно достичь различными

путями, такими как: - включение в подвижную игру новых движений, потребовав более

точного выполнения двигательного задания;

- изменение темпа движений;

- предложение выполнить одно и тоже движение при разном

построении и в разных ситуациях: ходьба группой по кругу, взявшись за

руки, парами или врассыпную и т. п.;

- внесение в игры некоторые элементы разнообразия, повышающие

интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы,

самостоятельности, а часто и творчества, выдумки;

- использование в играх новые пособия, которые сами по себе

привлекают внимание детей и вызывают желание играть; - повторение одной и той же игры в течение года в разных условиях: в

групповой комнате, спортивном зале, спортивной площадке, групповом

участке;

 - создания вариантов подвижных игр, за счет изменения условий

проведения их и внесения дополнений в двигательные задания. Например,

при повторении подвижных игр увеличить расстояние для бега, усложнить

ориентировку детей в пространстве, применить другие пособия.

Принципы систематизации подвижных игр:

Народные подвижные игры систематизируются с учетом следующих

принципов:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,

заключается в развитии двигательных умений и навыков ребенка, его

двигательной способности, функциональной возможности организма в

определенный возрастной период времени.

2. Принцип систематичности и последовательности, заключается в

следующем:

- система подготовленных и подводящих упражнений позволяет

перейти к освоению нового и приступить к познанию последующего более

сложного материала - в последовательности построена работа по развитию физических

качеств: диагностика, обучающие мероприятия в течение года, подведение

итогов;

3) Принцип комплексного подхода, осуществляется во

взаимодействии разных специалистов детского сада и родителей, по

решению данной проблемы: привлечение медицинского персонала,

музыкального работника, воспитателей к совместным мероприятиям с

родителями.

4) Принцип деятельного подхода, обусловил выбор народных

подвижных игр как ведущего вида деятельности ребенка, которая является

основным в дошкольном возрасте. 

5) Принцип оздоровительной направленности, направлен на

сохранение и укрепление здоровья ребенка, физические нагрузки в сочетании

с определенными процедурами, повышают функциональные возможности

организма.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при подборе и планировании народных

подвижных игр для формирования двигательных навыков у детей старшего

дошкольного возраста.

Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для

разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста,

формирования личности каждого ребенка. Для старшего возраста они

являются жизненной потребностью, выполнение игровых заданий доставляет

им большое удовольствие.

Одной из методических рекомендаций является проведение

подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности

детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, следовательно,

увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное

влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,

укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма

различным заболеваниям.

Педагогическое руководство подвижными играми имеет свои

особенности. Наиболее важными моментами организации и проведения их с

детьми являются:

- определение подвижным играм места в режиме дня;

- правильный выбор подвижной игры;

- постепенное усложнение подвижных игр и упражнений;

- предварительная подготовка в конкретной игре;

- организация непосредственного руководства проведения игр;

- реализация подхода к каждому ребенку;

- создание необходимых условий для проведения игр и игровых

упражнений.

Немаловажным является правильное распределение подвижных игр в

течение дня. Подвижные игры входят в общую структуру жизнедеятельности

детей как самостоятельный вид двигательной деятельности и как

обязательная часть физкультурного занятия.
Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные

отрезки времени:

- во время утреннего приема;

- во время утренней гимнастики;

- физкультурных занятий;

- дневной прогулки;

- во второй половине дня.

В утренние часы, целесообразно дать возможность поиграть

самостоятельно или провести несложные игровые упражнения спокойного

характера с небольшими группами детей. Перед занятиями или свободное от

них время уместны игры средней подвижности, такие игры чаще всего

индивидуального порядка или малокомплектные.

Сразу после дневного сна или в конце дня игры должны быть

спокойными. На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, разной двигательной

нагрузки.

Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также

хороводные.

При выборе народных подвижных игр для детей необходимо

руководствоваться следующими требованиями:

- содержание игр должно соответствовать возрастным особенностям

детей, быть доступным и интересным для них;

- необходимо, чтобы детям были хорошо знакомы образы или

персонажи, которым они подражают в играх;

- необходимо обеспечить и понимание игрового задания: для этого

целесообразно широко использовать приемы опосредованного обучения,

основанные на образности и имитации движений;

- необходимо помнить о том, что педагогический эффект подвижной

игры во многом зависит от реализации основных образовательно -

воспитательных задач;

- воспитатель должен учитывать состав группы детей, и общее

эмоциональное состояние детей группы;

- нужно учитывать, в какое время года проводится подвижная игра.

Народные подвижные игры могут быть организованы как со всей группой,

так и по подгруппам. Это зависит от характера игровых действий, количества

играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.

Так, если детей в группе много, а места в помещении или на площадке

недостаточно, организуют игры по подгруппам. К знакомым играм, повторяемым часто и без изменений, дети быстро теряют интерес. Поэтому воспитательное и образовательное значение подвижных игр значительно усилится, если при повторении постепенно их

усложнить или несколько видоизменить. Это можно достичь различными

путями, такими как: - включение в подвижную игру новых движений, потребовав более

точного выполнения двигательного задания;

- изменение темпа движений;

- предложение выполнить одно и тоже движение при разном

построении и в разных ситуациях: ходьба группой по кругу, взявшись за

руки, парами или врассыпную и т. п.;

- внесение в игры некоторые элементы разнообразия, повышающие

интерес детей, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы,

самостоятельности, а часто и творчества, выдумки;

- использование в играх новые пособия, которые сами по себе

привлекают внимание детей и вызывают желание играть; - повторение одной и той же игры в течение года в разных условиях: в

групповой комнате, спортивном зале, спортивной площадке, групповом

участке;

 - создания вариантов подвижных игр, за счет изменения условий

проведения их и внесения дополнений в двигательные задания. Например,

при повторении подвижных игр увеличить расстояние для бега, усложнить

ориентировку детей в пространстве, применить другие пособия.

Принципы систематизации подвижных игр:

Народные подвижные игры систематизируются с учетом следующих

принципов:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,

заключается в развитии двигательных умений и навыков ребенка, его

двигательной способности, функциональной возможности организма в

определенный возрастной период времени.

2. Принцип систематичности и последовательности, заключается в

следующем:

- система подготовленных и подводящих упражнений позволяет

перейти к освоению нового и приступить к познанию последующего более

сложного материала - в последовательности построена работа по развитию физических

качеств: диагностика, обучающие мероприятия в течение года, подведение

итогов;

3) Принцип комплексного подхода, осуществляется во

взаимодействии разных специалистов детского сада и родителей, по

решению данной проблемы: привлечение медицинского персонала,

музыкального работника, воспитателей к совместным мероприятиям с

родителями.

4) Принцип деятельного подхода, обусловил выбор народных

подвижных игр как ведущего вида деятельности ребенка, которая является

основным в дошкольном возрасте. 

5) Принцип оздоровительной направленности, направлен на

сохранение и укрепление здоровья ребенка, физические нагрузки в сочетании

с определенными процедурами, повышают функциональные возможности

организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Методическая разработка по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников....

Рекомендации для родителей «Формирование учебных навыков у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»

Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством народных подвижных игр.

Особенности формирования двигательных навыков у детей старшегодошкольного возраста посредством народных подвижных игр. Народные подвижные игры служат методом формирования ужеосвоенных детьми двиг...