Проект «Через игру в профессию» (2019-2020 гг.)
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

ШВЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Через игру в профессию»

Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации

Актуальность проекта

В последние год в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования.

«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Внимание к воспитанникам дошкольных образовательных учреждений обусловлено их важностью в качестве стратегического источника пополнения персонала и значительным социальным эффектом.

Профориентация в системе дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннюю профориентацию для обеспечения стабильного притока трудовых ресурсов в регионе; социализацию детей и подростков и содействие формированию полноценной личности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.

Переход на профориентационное обучение детей ДОУ актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание детям и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Примерно от 70 % детей, посещающих массовые дошкольные учреждения, имеют признаки нарушения развития речи разной степени выраженности.

Развитие личности дошкольников с нарушениями речи характеризуется качественным своеобразием. У детей наблюдается отставание в развитии как вербальной, так и невербальной коммуникации. Дошкольники с нарушениями речи к старшему возрасту не достигают необходимого уровня речевой готовности и сформированности мыслительных процессов. Связную речь детей характеризуют нарушения связности изложения, смысловые несоответствия, нарушения последовательности изложения, бедность употребляемых языковых средств.

Стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи.

Речемыслительная деятельность – есть целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами. Тем не менее, область исследований речемыслительной деятельности до настоящего времени относится к числу малоразработанных. Благодаря данному виду деятельности ребенок воспринимает, переосмысливает и реструктурирует информацию, чтобы затем использовать ее вновь в речи. В полной мере речемыслительная деятельность возможна только при условии нормального развития речи и мышления.

Таким образом, актуальность активизации речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями приобретает большое значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В процессе ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями, нас интересовали современные разработки в сфере развития связной речи дошкольников с использованием интеллект-карт, пиктограмм, схем, позволяющих осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Одним из методов структуризации изученного материала о труде взрослых, и развития логического мышления выступают интеллект-карты ( В. М. Акименко). Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками при формировании представлений о мире профессий состоит в том, что применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограммы используются как:

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Методика В.К.Воробьевой «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» взята нами за основу работы по формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых, которая направлена на сознательное овладение связной речью, как вида речемыслительной деятельности, на развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Активизация речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования интеллект карт ,пиктограмм и схем при ознакомлении с трудом взрослых, их профессиями – работа не только актуальная , но и интересная. В ней важно все – форма проведения, содержание, обстановка, общение детей, родителей и педагогов.

Таким образом, необходимо создать эффективную систему коррекционно-логопедической работы для активизации речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи в процессе формирования представлений о мире профессий.

Постановка проблемы.

Принимая во внимание сложность усвоения программного материала ввиду специфики развития детей с нарушениями речи, необходим поиск новых форм работы с детьми данной категории. Практика работы показывает, что у детей:

- недостаточно первоначальных знаний и представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества;

- снижен интерес к труду, вследствие чего к концу дошкольного детства наблюдается низкий уровень сформированности трудовой деятельности.

В связи с чем, возникает необходимость реализации системы формирования представлений о труде взрослых посредством тех форм, методов и средств, которые могли бы оптимальным образом развивать познавательные возможности детей с общим недоразвитием речи. Только в этом случае сформированные представления о труде взрослых будут способствовать развитию личностных качеств, познавательной активности, речи, что является немаловажным аспектом активизации речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи, а в дальнейшем, способствовать профессиональному самоопределению на последующих ступенях развития.

Проблема.

Недостаточно совершенна системы целенаправленной коррекционно-развивающей работы по активизации речемыслительной деятельности в процессе сознательного овладения знаниями и первоначальными представлениями о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Актуальность и важность данной проблемы на современном этапе развития общества побудила нас обобщить теоретические положения по проблеме и рассмотреть её на практическом уровне. Научный аппарат нашей работы составляют:

Объект исследования: процесс формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Создание эффективной системы работы для активизации речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы по формированию представлений о мире профессий.

Задачи проекта:

- проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии работы по активизации речемыслительной деятельности у детей в процессе знакомства с профессиями взрослых;

- разработать пакет документов по ознакомлению с профессиями взрослых дошкольников через активизацию речемыслительной деятельности;

- повысить уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей;

- способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей по ранней профориентации дошкольников.

Мероприятия:

Для реализации поставленных задач были намечены следующие мероприятия.

Для решения 1 задачи - проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии работы по активизации речемыслительной деятельности у детей в процессе знакомства с профессиями взрослых:

- изучить методическую литературу, ресурсы сети Internet, компьютерные программы по составлению интеллект карт xMind и mindmeister.net;

- апробировать теоретические и организационные основы применения графического метода интеллект-карт, пиктограмм и схем в образовательном процессе.

Для решения 2 задачи - разработать методический пакет по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей:

- разработать перспективное планирование и конспекты занятий для детей по расширению представлений дошкольников о мире профессий через знакомство с технологиями наглядного моделирования;

- подготовить обучающие презентации для детей и педагогов по современным инновационным технологиям для активизации речемыслительной деятельности детей;

- разработать картотеку специальных игр, рассказов и дидактического материала (интеллект карты, пиктограммы, схемы – таблицы, раскраски, видеотека и т.д.) по ознакомлению детей с профессиями;

- подобрать и модифицировать диагностические методики и критерии оценки.

Для решения 3 задачи - повысить уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей:

- предложить педагогам для изучения список литературы, ресурсы сети Internet по ознакомлению с профессиями взрослых, современными инновационными педагогическими технологиями;

- выступить на педсовете по темам: «Через игру в профессию»; «Вариативность использования инновационных образовательных технологий в практике работы с дошкольниками», «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников»;

- провести круглый стол с педагогами по теме: «Актуальность работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста», «Развитие познавательной сферы дошкольников: взаимосвязь профессий в одной сфере деятельности»;

- выстроить модель взаимодействия с социальными партнерами (предприятия и организации города Хабаровска);

- разработать консультации для педагогов по следующим темам: "Формирование речемыслительной деятельности дошкольников», «Использование методики Воробьевой В.Н. для развития связной речи у дошкольников» и др.;

- провести мастер-классы для педагогов по темам: «Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста», «Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Для решения 4 задачи - способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей по ранней профориентации дошкольников:

- провести родительское собрание;

- организовать семейные КВН;

- привлечь родителей к изготовлению игр и пособий, интеллект карт, мини - книжек и.т.д

- подготовить мастер – классы для родителей по темам: «Интерактивный семейный альбом», «Супермышление»;

- оформить выставки детских работ «Мир профессий глазами детей»;

- провести открытые занятия с привлечением родителей «Город профессий», «Думаю и говорю»;

- выпустить газету «Профессии моей семьи»;

- разработать консультаций для родителей по теме: «Что такое речемыслительная деятельность», «Этапы создания интеллект карт», «Использование пиктограмм и схем для развития связной речи».

 

 

Дорожная карта поэтапной реализации проекта «Мои первые шаги в мир профессий».

(активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект-карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации)

№ п/п

Направления деятельности

Содержание деятельности

Сроки исполнения

1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2019г.)

1.

Организационная деятельность

Определение цели и задач проекта;
Разработка плана реализации проекта;
Подбор методической литературы для реализации проекта;
Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

до 05.09
до 15.09
до 15.09
До 15.09

2.

Нормативно-правовая деятельность

программой Н.В. Меркуловой по ранней профориентации «Детский гудок».
Утверждение перспективного и календарного планирования.

До 20.09.

3.

Информационная деятельность

Оформление информационного стенда.
Презентация проекта для педагогов ДОУ.

До 10.10.
До 01.04

4.

Взаимодействие с родителями

Проведение организационного родительского собрания.
Анкетирование родителей.
Консультации для родителей.

До 30.09
До 15.10
До 30.10

5.

Методическая деятельность

Разработка диагностического материала.
Разработка презентаций для родителей.
Разработка презентаций для воспитателей.
Отбор технологического инструментария.

До 01.10
До 30.10
До 30.10
До 30.09

6

Контрольно-оценочная деятельность

Прогнозирование результата.
Контроль выполнения мероприятий 1 этапа.

До 15.09
До 30.09

2 этап - практический (ноябрь 2019г. - апрель 2020г.)

1.

Образовательная деятельность

Ознакомление дошкольников с инновационными технологиями: интеллект картами (И - К), пиктограммами.

октябрь

Что такое интеллект карта? Пилотный показ составление И-К педагогом для детей и работа с картой. «Осень. Профессия лесник (егерь)».
Пилотный показ составление И-К педагогом для детей и работа с картой. Расширение словаря по теме: «Хлеб. Профессия комбайнер»
Что такое пиктограммы? Пилотный показ подбора пиктограмм к И-К по теме: «Перелетные птицы. Профессия орнитолог»
Пилотный показ подбора пиктограмм к И-К по теме: «Домашние животные. Профессия фермер (животновод)

Составление И-К и пиктограмм совместно с детьми

ноябрь

Совместное составление И-К, пиктограмм. Расширение словаря по теме «Человек: части тела. Профессия доктор»
Совместное составление И-К, пиктограмм. Расширение словаря по теме «Домашние птицы. Профессия птичница»
Совместное составление И-К, пиктограмм. Расширение словаря по теме «Транспорт водный и воздушный. Профессия капитан (пилот)»
Совместное составление И-К , пиктограмм. Расширение словаря по теме «Транспорт наземный и железнодорожный. Профессия шофер, машинист»
Совместное составление И-К, пиктограмм. Расширение словаря по теме «Семья. Дом. Профессия домработница».

Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов.

декабрь

Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов по теме «Мебель. Дом. Квартира. Профессия мебельщик, архитектор»
Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов по теме «Зима. Профессия дворник»
Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов по теме « Дикие животные. Профессия зоолог».
Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов по теме «Зимующие птицы. Профессия эколог»
Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов по теме «Новый год. Профессия артист, аниматор»

 

 

Составление рассказов с использованием схем В.К. Воробьевой

январь

Пилотный показ педагогом составления описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Народные праздники. Рождество. Профессия экскурсовод»
Пилотный показ педагогом составления описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Зимние виды спорта. Профессия по выбору детей»
Пилотный показ педагогом составления описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Животные севера и Юга. Профессия полярник»
Пилотный показ педагогом составления описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Посуда. Профессия гончар, стеклодув»

Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Продукты питания. Профессия повар-кондитер».
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Одежда. Обувь. Профессия портной, сапожник»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Защитники отечества. Профессия военнослужащий (по выбору детей)»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Библиотека. Книги. Профессия библиотекарь»

февраль

Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Семья. Профессии родителей»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Почта. Профессия почтальон»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Первоцветы. Профессия садовник»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Игрушки. Профессия продавец»

март

 

 

Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Бытовые приборы. Инструменты. Профессия плотник, слесарь»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Космос. Профессия космонавт».
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Рыбы. Водный мир. Профессия ихтиолог, рыбак»
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Комнатные растения. Профессия ботаник»

апрель

Самостоятельное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « 9 мая. Военная техника. Профессия военнослужащий (по выбору детей)»
Самостоятельное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Насекомые. Профессия энтомолог.»
Самостоятельное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Времена года. Растения сада леса, луга. Профессия ландшафтный дизайнер»
Самостоятельное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Мой город. Профессии нашего города»

май

2.

Методическая работа

Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями.
Проведение мастер-классов для педагогов.
Творческая гостиная для педагогов.
Мастер-классы для родителей.
Разработка и выпуск методического пособия
Участие в работе краевого инновационного комплекса
«Системная модель ранней профориентационной подготовки детей дошкольного возраста в контексте компетентностного подхода»

в течение года

3 этап - аналитический

1.

Контрольно-оценочная деятельность

Анализ выполнения перспективного и тематического планов
Анализ реализации проекта
Составление аналитической справки по реализации проекта.

по завершению проекта

 

Ожидаемые результаты.

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи профессий в одной сфере деятельности; активизируется познавательная деятельность, интерес к профессиям взрослых; сформируется чувство уважения к людям разных профессий;

- повысится уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей;

- будет разработан методический пакет по ознакомлению дошкольников с нарушениями речи с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей: перспективный план работы с детьми; конспекты занятий для детей; интеллект карты для детей; пиктограммы и схемы-таблицы; консультации для педагогов и родителей; мастер-классы для педагогов и родителей; набор необходимых диагностических карт; дополненный теоретический и практический банк педагогических рекомендаций по развитию речемыслительной деятельности;

-наладится взаимосвязь между родителями, детьми и педагогами по ранней профориентации дошкольников.

Продукты проекта.

- перспективное планирование;

- конспекты занятий, досугов и тематических мероприятий для детей по расширению представлений дошкольников о мире профессий через знакомство с технологиями наглядного моделирования;

- обучающие презентации для детей и педагогов по современным инновационным технологиям для активизации речемыслительной деятельности детей;

- пакет методических и дидактических материалов (обучающие презентации для детей, картотека специальных игр, рассказов и дидактического материала, интеллект карты, пиктограммы, схемы – таблицы, раскраски, мини - книжки, видеотека, буклеты, папки, консультации) по ознакомлению детей с профессиями;

- диагностические методики и критерии оценки;

- мастер – классы для родителей и педагогов

- выставка детских работ «Мир профессий глазами детей»;

- открытые занятия с привлечением родителей «Город профессий», «Думаю и говорю»;

- газета «Профессии моей семьи».

Ресурс.

Кадровый: коллектив детского сада.

Социальный: дети, родители (законные представители), социальные партнеры. Материально-технический: помещение, набор инструментов и материалов для проведения занятий, мультимедийное оборудование.

Информационный: ресурсы сети Internet, литература по теме проекта, компьютерные программы по составлению интеллект карт xMind и mindmeister.net.

Тип проекта: временной - 1 год.

Возможные риски проекта и способы их преодоления.

Возможные риски

Пути преодоления

Дети

Недостаточный уровень сформированности развития речи, представлений о ближайшем окружении и о профессиях взрослых.

Усиление индивидуально - ориентированной направленности педагогического процесса, позволяющего максимально развивать потенциальные возможности ребенка.

Педагоги

Непонимание педагогами необходимости расширения сферы участия в проекте сотрудников детского сада.

Усиление координационных связей между педагогами и узкими специалистами для обеспечения целостности и непрерывности воспитательно - образовательного процесса при реализации проекта.

Недостаточное оснащение методическим сопровождением проекта.

Приобретение методических пособий, литературы и наглядного материала, компьютерных программ.

Родители

Недостаточная готовность родителей к участию в образовательном процессе при реализации проекта.

Поиск эффективных методов для активизации родителей в педагогическом процессе.

Социум

Недостаточно разработан механизм взаимодействия социальных партнеров (предприятий и организаций)

Наладить механизм взаимодействия социальных партнеров (предприятий и организаций)

 

Список литературы и Интернет-ресурсы.

  1. Акименко В. М «Развивающие технологии в логопедии ». – Ростов н/Д: Феникс, 2011
  2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
  4. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
  5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
  6. Воробьева В.Н.
  7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528с.
  8. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
  9. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004..
  10. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  11. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова,
  12. Меркулова Н.В Программа по ранней профориентации дошкольников «Детский гудок» /Хабаровск 2011
  13. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
  14. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
  15. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» /Санкт –Петербург2014.-203 с.
  16. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
  17. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
  18. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
  19. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011
  20. .http://www.maaam.ru/detskijsad/-nagljadnoe-modelirovanie-v-razviti-svjaznoi-rechi-starshih-doshkolnikov-s-onr-iii-urovnja.html
  21. http://logoportal.ru/piktogrammyi-dlya-detey-s-onr/.html
  22. http://festival.1september.ru/articles/630307/
  23. http://www.mindmap.ru/
  24. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml8. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/
  25. http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33
  26. http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii
  27. http://festival.1september.ru/articles/602963/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

Проект "Выпускной в условиях самоизоляции"(2019-2020 уч. год.)

Создание праздника для детей и родителей в условиях самоизоляции....

Проект «Театр в жизни малышей» 2019-2020 учебный год

Проект направлен на формирование интереса детей раннего  возраста к театрально-игровой деятельности и развитие познавательной активности в игре с разными видами театров....

Тема самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей через организацию художественного труда» 2019 - 2020 уч.год

Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей способствовует всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании д...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...