Проект «Через игру в профессию» (2019-2020 гг.)
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 40.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Через игру в профессию»
Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации
Актуальность проекта
В последние год в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования.
«Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Внимание к воспитанникам дошкольных образовательных учреждений обусловлено их важностью в качестве стратегического источника пополнения персонала и значительным социальным эффектом.
Профориентация в системе дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннюю профориентацию для обеспечения стабильного притока трудовых ресурсов в регионе; социализацию детей и подростков и содействие формированию полноценной личности.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей.
Переход на профориентационное обучение детей ДОУ актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание детям и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Примерно от 70 % детей, посещающих массовые дошкольные учреждения, имеют признаки нарушения развития речи разной степени выраженности.
Развитие личности дошкольников с нарушениями речи характеризуется качественным своеобразием. У детей наблюдается отставание в развитии как вербальной, так и невербальной коммуникации. Дошкольники с нарушениями речи к старшему возрасту не достигают необходимого уровня речевой готовности и сформированности мыслительных процессов. Связную речь детей характеризуют нарушения связности изложения, смысловые несоответствия, нарушения последовательности изложения, бедность употребляемых языковых средств.
Стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладению средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Успешная социальная адаптация ребенка зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи.
Речемыслительная деятельность – есть целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности речевыми средствами. Тем не менее, область исследований речемыслительной деятельности до настоящего времени относится к числу малоразработанных. Благодаря данному виду деятельности ребенок воспринимает, переосмысливает и реструктурирует информацию, чтобы затем использовать ее вновь в речи. В полной мере речемыслительная деятельность возможна только при условии нормального развития речи и мышления.
Таким образом, актуальность активизации речемыслительной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями приобретает большое значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В процессе ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями, нас интересовали современные разработки в сфере развития связной речи дошкольников с использованием интеллект-карт, пиктограмм, схем, позволяющих осуществлять интеграцию областей: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Одним из методов структуризации изученного материала о труде взрослых, и развития логического мышления выступают интеллект-карты ( В. М. Акименко). Данный метод особенно эффективен для дошкольников, так как у них преимущественно развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками при формировании представлений о мире профессий состоит в том, что применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Пиктограммы используются как:
- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);
- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).
Методика В.К.Воробьевой «Развитие связной речи у детей с системным недоразвитием речи» взята нами за основу работы по формированию представлений о профессиональной деятельности взрослых, которая направлена на сознательное овладение связной речью, как вида речемыслительной деятельности, на развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Активизация речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования интеллект карт ,пиктограмм и схем при ознакомлении с трудом взрослых, их профессиями – работа не только актуальная , но и интересная. В ней важно все – форма проведения, содержание, обстановка, общение детей, родителей и педагогов.
Таким образом, необходимо создать эффективную систему коррекционно-логопедической работы для активизации речемыслительной деятельности у детей с общим недоразвитием речи в процессе формирования представлений о мире профессий.
Постановка проблемы.
Принимая во внимание сложность усвоения программного материала ввиду специфики развития детей с нарушениями речи, необходим поиск новых форм работы с детьми данной категории. Практика работы показывает, что у детей:
- недостаточно первоначальных знаний и представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества;
- снижен интерес к труду, вследствие чего к концу дошкольного детства наблюдается низкий уровень сформированности трудовой деятельности.
В связи с чем, возникает необходимость реализации системы формирования представлений о труде взрослых посредством тех форм, методов и средств, которые могли бы оптимальным образом развивать познавательные возможности детей с общим недоразвитием речи. Только в этом случае сформированные представления о труде взрослых будут способствовать развитию личностных качеств, познавательной активности, речи, что является немаловажным аспектом активизации речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи, а в дальнейшем, способствовать профессиональному самоопределению на последующих ступенях развития.
Проблема.
Недостаточно совершенна системы целенаправленной коррекционно-развивающей работы по активизации речемыслительной деятельности в процессе сознательного овладения знаниями и первоначальными представлениями о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Актуальность и важность данной проблемы на современном этапе развития общества побудила нас обобщить теоретические положения по проблеме и рассмотреть её на практическом уровне. Научный аппарат нашей работы составляют:
Объект исследования: процесс формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создание эффективной системы работы для активизации речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы по формированию представлений о мире профессий.
Задачи проекта:
- проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии работы по активизации речемыслительной деятельности у детей в процессе знакомства с профессиями взрослых;
- разработать пакет документов по ознакомлению с профессиями взрослых дошкольников через активизацию речемыслительной деятельности;
- повысить уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей;
- способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей по ранней профориентации дошкольников.
Мероприятия:
Для реализации поставленных задач были намечены следующие мероприятия.
Для решения 1 задачи - проанализировать и выбрать оптимальные приемы, средства, технологии работы по активизации речемыслительной деятельности у детей в процессе знакомства с профессиями взрослых:
- изучить методическую литературу, ресурсы сети Internet, компьютерные программы по составлению интеллект карт xMind и mindmeister.net;
- апробировать теоретические и организационные основы применения графического метода интеллект-карт, пиктограмм и схем в образовательном процессе.
Для решения 2 задачи - разработать методический пакет по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей:
- разработать перспективное планирование и конспекты занятий для детей по расширению представлений дошкольников о мире профессий через знакомство с технологиями наглядного моделирования;
- подготовить обучающие презентации для детей и педагогов по современным инновационным технологиям для активизации речемыслительной деятельности детей;
- разработать картотеку специальных игр, рассказов и дидактического материала (интеллект карты, пиктограммы, схемы – таблицы, раскраски, видеотека и т.д.) по ознакомлению детей с профессиями;
- подобрать и модифицировать диагностические методики и критерии оценки.
Для решения 3 задачи - повысить уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей:
- предложить педагогам для изучения список литературы, ресурсы сети Internet по ознакомлению с профессиями взрослых, современными инновационными педагогическими технологиями;
- выступить на педсовете по темам: «Через игру в профессию»; «Вариативность использования инновационных образовательных технологий в практике работы с дошкольниками», «Наглядное моделирование в развитии связной речи старших дошкольников»;
- провести круглый стол с педагогами по теме: «Актуальность работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста», «Развитие познавательной сферы дошкольников: взаимосвязь профессий в одной сфере деятельности»;
- выстроить модель взаимодействия с социальными партнерами (предприятия и организации города Хабаровска);
- разработать консультации для педагогов по следующим темам: "Формирование речемыслительной деятельности дошкольников», «Использование методики Воробьевой В.Н. для развития связной речи у дошкольников» и др.;
- провести мастер-классы для педагогов по темам: «Составление интеллектуальной карты как средства систематизации представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста», «Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Для решения 4 задачи - способствовать формированию понимания важности и личностной заинтересованности родителей по ранней профориентации дошкольников:
- провести родительское собрание;
- организовать семейные КВН;
- привлечь родителей к изготовлению игр и пособий, интеллект карт, мини - книжек и.т.д
- подготовить мастер – классы для родителей по темам: «Интерактивный семейный альбом», «Супермышление»;
- оформить выставки детских работ «Мир профессий глазами детей»;
- провести открытые занятия с привлечением родителей «Город профессий», «Думаю и говорю»;
- выпустить газету «Профессии моей семьи»;
- разработать консультаций для родителей по теме: «Что такое речемыслительная деятельность», «Этапы создания интеллект карт», «Использование пиктограмм и схем для развития связной речи».
Дорожная карта поэтапной реализации проекта «Мои первые шаги в мир профессий».
(активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования интеллект-карт и наглядного моделирования в условиях ранней профориентации)
№ п/п | Направления деятельности | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2019г.) | |||
1. | Организационная деятельность | Определение цели и задач проекта; | до 05.09 |
2. | Нормативно-правовая деятельность | программой Н.В. Меркуловой по ранней профориентации «Детский гудок». | До 20.09. |
3. | Информационная деятельность | Оформление информационного стенда. | До 10.10. |
4. | Взаимодействие с родителями | Проведение организационного родительского собрания. | До 30.09 |
5. | Методическая деятельность | Разработка диагностического материала. | До 01.10 |
6 | Контрольно-оценочная деятельность | Прогнозирование результата. | До 15.09 |
2 этап - практический (ноябрь 2019г. - апрель 2020г.) | |||
1. | Образовательная деятельность | Ознакомление дошкольников с инновационными технологиями: интеллект картами (И - К), пиктограммами. | октябрь |
Что такое интеллект карта? Пилотный показ составление И-К педагогом для детей и работа с картой. «Осень. Профессия лесник (егерь)». | |||
Составление И-К и пиктограмм совместно с детьми | ноябрь | ||
Совместное составление И-К, пиктограмм. Расширение словаря по теме «Человек: части тела. Профессия доктор» | |||
Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов. | декабрь | ||
Самостоятельное составление И-К, пиктограмм. Составление по ним рассказов по теме «Мебель. Дом. Квартира. Профессия мебельщик, архитектор» | |||
|
| Составление рассказов с использованием схем В.К. Воробьевой | январь |
Пилотный показ педагогом составления описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Народные праздники. Рождество. Профессия экскурсовод» | |||
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « Продукты питания. Профессия повар-кондитер». | февраль | ||
Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Семья. Профессии родителей» | март | ||
|
| Совместное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: «Бытовые приборы. Инструменты. Профессия плотник, слесарь» | апрель |
Самостоятельное составление описательного (повествовательного) рассказа по схеме для детей. Расширение словаря по теме: « 9 мая. Военная техника. Профессия военнослужащий (по выбору детей)» | май | ||
2. | Методическая работа | Разработка конспектов мероприятий непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями. | в течение года |
3 этап - аналитический | |||
1. | Контрольно-оценочная деятельность | Анализ выполнения перспективного и тематического планов | по завершению проекта |
Ожидаемые результаты.
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи профессий в одной сфере деятельности; активизируется познавательная деятельность, интерес к профессиям взрослых; сформируется чувство уважения к людям разных профессий;
- повысится уровень компетентности педагогов по ознакомлению детей с профессиями взрослых с использованием технологического инструментария по активизации речемыслительной деятельности детей;
- будет разработан методический пакет по ознакомлению дошкольников с нарушениями речи с профессиями взрослых через активизацию речемыслительной деятельности детей: перспективный план работы с детьми; конспекты занятий для детей; интеллект карты для детей; пиктограммы и схемы-таблицы; консультации для педагогов и родителей; мастер-классы для педагогов и родителей; набор необходимых диагностических карт; дополненный теоретический и практический банк педагогических рекомендаций по развитию речемыслительной деятельности;
-наладится взаимосвязь между родителями, детьми и педагогами по ранней профориентации дошкольников.
Продукты проекта.
- перспективное планирование;
- конспекты занятий, досугов и тематических мероприятий для детей по расширению представлений дошкольников о мире профессий через знакомство с технологиями наглядного моделирования;
- обучающие презентации для детей и педагогов по современным инновационным технологиям для активизации речемыслительной деятельности детей;
- пакет методических и дидактических материалов (обучающие презентации для детей, картотека специальных игр, рассказов и дидактического материала, интеллект карты, пиктограммы, схемы – таблицы, раскраски, мини - книжки, видеотека, буклеты, папки, консультации) по ознакомлению детей с профессиями;
- диагностические методики и критерии оценки;
- мастер – классы для родителей и педагогов
- выставка детских работ «Мир профессий глазами детей»;
- открытые занятия с привлечением родителей «Город профессий», «Думаю и говорю»;
- газета «Профессии моей семьи».
Ресурс.
Кадровый: коллектив детского сада.
Социальный: дети, родители (законные представители), социальные партнеры. Материально-технический: помещение, набор инструментов и материалов для проведения занятий, мультимедийное оборудование.
Информационный: ресурсы сети Internet, литература по теме проекта, компьютерные программы по составлению интеллект карт xMind и mindmeister.net.
Тип проекта: временной - 1 год.
Возможные риски проекта и способы их преодоления.
Возможные риски | Пути преодоления |
Дети | |
Недостаточный уровень сформированности развития речи, представлений о ближайшем окружении и о профессиях взрослых. | Усиление индивидуально - ориентированной направленности педагогического процесса, позволяющего максимально развивать потенциальные возможности ребенка. |
Педагоги | |
Непонимание педагогами необходимости расширения сферы участия в проекте сотрудников детского сада. | Усиление координационных связей между педагогами и узкими специалистами для обеспечения целостности и непрерывности воспитательно - образовательного процесса при реализации проекта. |
Недостаточное оснащение методическим сопровождением проекта. | Приобретение методических пособий, литературы и наглядного материала, компьютерных программ. |
Родители | |
Недостаточная готовность родителей к участию в образовательном процессе при реализации проекта. | Поиск эффективных методов для активизации родителей в педагогическом процессе. |
Социум | |
Недостаточно разработан механизм взаимодействия социальных партнеров (предприятий и организаций) | Наладить механизм взаимодействия социальных партнеров (предприятий и организаций) |
Список литературы и Интернет-ресурсы.
- Акименко В. М «Развивающие технологии в логопедии ». – Ростов н/Д: Феникс, 2011
- Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр.
- Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
- Воробьева В.Н.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528с.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н.Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во "Николаев", 2004..
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В.Логинова,
- Меркулова Н.В Программа по ранней профориентации дошкольников «Детский гудок» /Хабаровск 2011
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
- Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
- Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» /Санкт –Петербург2014.-203 с.
- Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
- Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2011
- .http://www.maaam.ru/detskijsad/-nagljadnoe-modelirovanie-v-razviti-svjaznoi-rechi-starshih-doshkolnikov-s-onr-iii-urovnja.html
- http://logoportal.ru/piktogrammyi-dlya-detey-s-onr/.html
- http://festival.1september.ru/articles/630307/
- http://www.mindmap.ru/
- http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml8. http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma/
- http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33
- http://ipk74.ru/virtualcab/professional/obrazovatelnye-texnologii/intellekt-karta-kak-metodika-predstavleniya-processa-myshleniya-i-strukturirovaniya-informacii
- http://festival.1september.ru/articles/602963/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...
Проект "Выпускной в условиях самоизоляции"(2019-2020 уч. год.)
Создание праздника для детей и родителей в условиях самоизоляции....
Проект «Театр в жизни малышей» 2019-2020 учебный год
Проект направлен на формирование интереса детей раннего возраста к театрально-игровой деятельности и развитие познавательной активности в игре с разными видами театров....
Перспективное планирование по теме: Система работы по развитию способностей к речевому творчеству детей, через театрализованную деятельность на 2019- 2020 уч. г (старший возраст)
Система работы по развитию способностей к речевому творчеству детей, через театрализованную деятельность...
Тема самообразования воспитателя «Развитие творческих способностей через организацию художественного труда» 2019 - 2020 уч.год
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей способствовует всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании д...
Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год
Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...