Трудовое воспитание дошкольника
статья (средняя группа)

Муратова Евгения Вадимовна

Для каждого ребенка дошкольника основной деятельностью является игра. Для нас воспитателей огромный труд построить воспитательно-образовательную работу так, чтобы маленького ребенка, который хочет играть, научить трудиться. Необходимо направлять его активность, направлять таким образом, чтобы, сохранять присущий этому возрасту интерес к игре и формировать у него потребность трудиться. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи – сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умения прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его играть). Важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы, готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, приводить в порядок рабочее место. Самое главное, что бы все задачи осуществлялись в тесной взаимосвязи, а не изолированно друг от друга.

В нынешнее время проблема трудового воспитания встает очень остро, так как дети не только не хотят выполнять элементарные трудовые поручения, но и не хотят продумывать свои действия.

В работе с детьми среднего возраста мы строим свои требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в другой последовательности. Например: мы воспитатели, предлагаем детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок, или при умывании нужно сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их и только потом вымыть руки с мылом. Именно таким образом мы формируем и определяем у детей последовательность действий. Дети запоминают и действуют по заложенной воспитателем последовательности действий. Для детей средней группы мы формируем логическую последовательность действий. Например: чтобы убрать игрушки в групповой комнате дети должны понимать, что сначала нужно убрать стульчики, а потом разложить игрушки по местам.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, мы показываем ему пример. Очень важно чтобы ребенок обдумал свою деятельность. Поэтому мы предлагаем детям вопросы: Подумай, как ты будешь делать, с чего именно начнешь, что тебе для этого понадобится?

Сначала мы ориентируем детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подаем пример и разъясняем целесообразность такого планирования; позже ребенок сам "начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий" (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования очень важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Малышей часто привлекает сам процесс действий, использование нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям.

Мотивом может стать будущая игра, вызывающая необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.

Средства которые мы используем трудового воспитания дошкольников обеспечивают формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых (например: уделяем внимание на работу младшего воспитателя, повара, дворника и т.д.); о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. С помощью таких средств мы осуществляем:

• ознакомление с трудом взрослых;

• обучаем навыкам труда, организации и планированию деятельности;

• организуем труд детей в доступном им содержании.

В нашем педагогическом процессе детского сада №5 все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

 Мы провели опытно-экспериментальное исследование трудового воспитания в ДОУ

Практическая часть работы была выполнена в детском саду №5 п. Первомайского, Коркинского района, Челябинской области.

Нами были проведены опрос и наблюдения за детьми.

Исследованием были охвачены дети средней группы детского сада. Всего в группе 20 детей. Цель опроса детей - выявить особенности отношения к труду, наличие трудолюбия.

Мы задали несколько вопросов детям:

  1. Нравится ли тебе      трудиться, помогать или не очень нравится?
  2. Расскажи, как ты трудишься дома. Что делаешь?
  3. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо потрудился» - что это значит, как ты думаешь?
  4. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

Дети сразу начинали рассказывать, как они любят трудиться, доказывали, что они трудолюбивые.

Чтобы выявить трудовую воспитанность у детей группы, мы провели наблюдения за трудом ребят (в утренний отрезок времени, на прогулке, вечером). Результаты опроса и наблюдений мы фиксировали в специальных листах, затем обобщили и представили в таблице. Мы выделили три уровня развития трудолюбия дошкольников: высокий, средний и ниже среднего. Данные критерии мы определили на основе учения Т.А. Марковой.

В данной группе у детей преобладает уровень ниже среднего. Дети практически не понимают пользы своих трудовых действий, у них не развито чувство элементарной ответственности за порученное дело, не наблюдается постоянного интереса к труду. На высоком уровне развития трудолюбия всего 15% детей, на среднем - 17%, что, конечно же, недостаточно в средней группе.

Таким образом, на основе выявленных особенностей трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста мы построили систему работы с детьми, предусматривающую разнообразные формы деятельности. В процессе трудовой деятельности мы развивали у детей ценные качества: уважение к друг другу, взрослым людям, их труду, интерес к трудовой деятельности. Так к концу года мы пришли к следующим результатам

Таблица Критерии уровней развития трудовой воспитанности дошкольников

Критерии

Уровни

Начальный

Конечный

Необходимо побуждение взрослых, чтобы ребенок начал трудиться. Ребенок не думает о конечном результате труда. В процессе труда легко отвлекается от порученного трудового задания

Ниже среднего

58%

13%

Ребенок стремится принять участие в труде. Может многократно повторять привлекательные действия. Но в трудовых действиях необходимо эмоциональное побуждение. Труд больше находит отражение в игре. Ребенок понимает пользу своих действий.

Средний

17%

34%

Интерес к труду у ребенка стойкий. Он стремится активно участвовать в реальных трудовых делах. Имеется установка на результат, интерес к результату, качеству работы. У ребенка сформировано понимание пользы своих действий, развито чувство элементарной ответственности за порученное дело.

Высокий

15%

53%

воспитание труд дошкольник

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что систематическая работа и используемые методы, и приемы работы с детьми являются наиболее эффективными в трудовом воспитании дошкольников.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_trudovoe_vospitanie.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольника

Для каждого ребенка дошкольника основной деятельностью является игра. Для нас воспитателей огромный труд построить воспитательно-образовательную работу так, чтобы маленького ребенка, который хочет играть, научить трудиться. Необходимо направлять его активность, направлять таким образом, чтобы, сохранять присущий этому возрасту интерес к игре и формировать у него потребность трудиться. Это требует от воспитателя глубокого понимания содержания задачи – сформировать у каждого ребенка 4-5 лет умения прилагать усилия в труде (физические, когда требуется что-то принести, и волевые, когда приходится заниматься порученным делом, несмотря на то, что сверстники играют, зовут его играть). Важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы, готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, приводить в порядок рабочее место. Самое главное, что бы все задачи осуществлялись в тесной взаимосвязи, а не изолированно друг от друга.

В нынешнее время проблема трудового воспитания встает очень остро, так как дети не только не хотят выполнять элементарные трудовые поручения, но и не хотят продумывать свои действия.

В работе с детьми среднего возраста мы строим свои требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо делать в этой, а не в другой последовательности. Например: мы воспитатели, предлагаем детям перед уходом на прогулку привести групповую комнату в порядок, или при умывании нужно сначала завернуть рукава, чтобы не намочить их и только потом вымыть руки с мылом. Именно таким образом мы формируем и определяем у детей последовательность действий. Дети запоминают и действуют по заложенной воспитателем последовательности действий. Для детей средней группы мы формируем логическую последовательность действий. Например: чтобы убрать игрушки в групповой комнате дети должны понимать, что сначала нужно убрать стульчики, а потом разложить игрушки по местам.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, мы показываем ему пример. Очень важно чтобы ребенок обдумал свою деятельность. Поэтому мы предлагаем детям вопросы: Подумай, как ты будешь делать, с чего именно начнешь, что тебе для этого понадобится?

Сначала мы ориентируем детей на определение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подаем пример и разъясняем целесообразность такого планирования; позже ребенок сам "начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий" (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы).

Большое значение имеет также оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования очень важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Малышей часто привлекает сам процесс действий, использование нового яркого оборудования. Увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям.

Мотивом может стать будущая игра, вызывающая необходимость изготовления каких-либо игрушек или элементов костюмов. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.

Средства которые мы используем трудового воспитания дошкольников обеспечивают формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых (например: уделяем внимание на работу младшего воспитателя, повара, дворника и т.д.); о труженике, его отношении к делу; о важности труда в жизни общества; помощь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организацию разных видов труда с целью воспитания в процессе деятельности положительного отношения к труду и установления доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. С помощью таких средств мы осуществляем:

• ознакомление с трудом взрослых;

• обучаем навыкам труда, организации и планированию деятельности;

• организуем труд детей в доступном им содержании.

В нашем педагогическом процессе детского сада №5 все перечисленные средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Содержание работы педагога по использованию этих средств значительно усложняется в процессе постепенного роста способности детей к овладению трудовыми навыками.

 Мы провели опытно-экспериментальное исследование трудового воспитания в ДОУ

Практическая часть работы была выполнена в детском саду №5 п. Первомайского, Коркинского района, Челябинской области.

Нами были проведены опрос и наблюдения за детьми.

Исследованием были охвачены дети средней группы детского сада. Всего в группе 20 детей. Цель опроса детей - выявить особенности отношения к труду, наличие трудолюбия.

Мы задали несколько вопросов детям:

  1. Нравится ли тебе      трудиться, помогать или не очень нравится?
  2. Расскажи, как ты трудишься дома. Что делаешь?
  3. Если мальчику или девочке говорят: «Ты очень хорошо потрудился» - что это значит, как ты думаешь?
  4. Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устал, что будешь делать, как поступишь?

Дети сразу начинали рассказывать, как они любят трудиться, доказывали, что они трудолюбивые.

Чтобы выявить трудовую воспитанность у детей группы, мы провели наблюдения за трудом ребят (в утренний отрезок времени, на прогулке, вечером). Результаты опроса и наблюдений мы фиксировали в специальных листах, затем обобщили и представили в таблице. Мы выделили три уровня развития трудолюбия дошкольников: высокий, средний и ниже среднего. Данные критерии мы определили на основе учения Т.А. Марковой.

В данной группе у детей преобладает уровень ниже среднего. Дети практически не понимают пользы своих трудовых действий, у них не развито чувство элементарной ответственности за порученное дело, не наблюдается постоянного интереса к труду. На высоком уровне развития трудолюбия всего 15% детей, на среднем - 17%, что, конечно же, недостаточно в средней группе.

Таким образом, на основе выявленных особенностей трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста мы построили систему работы с детьми, предусматривающую разнообразные формы деятельности. В процессе трудовой деятельности мы развивали у детей ценные качества: уважение к друг другу, взрослым людям, их труду, интерес к трудовой деятельности. Так к концу года мы пришли к следующим результатам

Таблица Критерии уровней развития трудовой воспитанности дошкольников

Критерии

Уровни

Начальный

Конечный

Необходимо побуждение взрослых, чтобы ребенок начал трудиться. Ребенок не думает о конечном результате труда. В процессе труда легко отвлекается от порученного трудового задания

Ниже среднего

58%

13%

Ребенок стремится принять участие в труде. Может многократно повторять привлекательные действия. Но в трудовых действиях необходимо эмоциональное побуждение. Труд больше находит отражение в игре. Ребенок понимает пользу своих действий.

Средний

17%

34%

Интерес к труду у ребенка стойкий. Он стремится активно участвовать в реальных трудовых делах. Имеется установка на результат, интерес к результату, качеству работы. У ребенка сформировано понимание пользы своих действий, развито чувство элементарной ответственности за порученное дело.

Высокий

15%

53%

воспитание труд дошкольник

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что систематическая работа и используемые методы, и приемы работы с детьми являются наиболее эффективными в трудовом воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...