прграмма "Занимательная риторика"
рабочая программа (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?

Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа106.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Утверждаю  заведующий МАДОУ «Детский сад №1»

         Максимова Ю.А

                                                                                    Приказ №_____ от________________

Примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

социально - педагогической направленности 


 «Занимательная риторика для дошкольников»

                                                                                                                             Составила: воспитатель

О.Г. Тамулина.

        

г. Сорочинск, 2022

I.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.                                                                                                      3

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

3

1.2.

Направленность программы

4

1.3.

Педагогическая целесообразность

5

1.4.

Отличительные особенности программы

5

1.5.

Адресат программы

5

1.6.

Объем и сроки усвоения программы

5

1.7.

Формы обучения и виды занятий

5

1.8.

Режим занятий

7

 2. Цель и задачи программы               

Содержание                                                                                                                                                 8

3.Содержание программы                                                                                                                   8

3.1 Учебный план         9                                        

3.2 Содержание учебного плана                                                                                                                 10

4.Планируемые результаты                           30

II.Комплекс организационно-педагогических условий                                                                   31

1.Календарный учебный график                                                                                                        31

2.Условия реализации программы                                                                                                     31

3.Оценочные диагностические материалы                                                                                      32

4.Методические материалы                                                                                                                 32

III.Список литературы                                                                                                                            33

1.

Пояснительная записка

Риторика - одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи - устной прежде всего. Риторика - это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 18-19 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение.

Риторика – «наука о хорошей речи». Обучение риторике направлено на развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и не речевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов).                                                                                                                        За основу при составлении Программы использованы материалы программы О.М. Ельцовой «Риторика для дошкольников»: М. :ТЦ Сфера 2018. 128 с.  Данная программа направлена на  формирование и развитие речи, тембра, интонации голоса, расширению интереса к развитию речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно у ребенка обогащается и активизируется словарь, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй, формируется умение выступать перед публикой, самостоятельно импровизировать на заданные темы. Дети открывают для себя удивительный мир слов и задумываются над их значением. 

1.1 Актуальность программы

Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?

Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Педагогический коллектив детского сада считает, что «Риторика для дошкольников» окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

1.2 Направленность. 

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Направленность программы- социально- педагогическая. Назначение – создание условий для создания социально- коммуникативного развития ребенка  старшего дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка , которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей.                                                                                                 В основе разработанной программе лежит технология активного обучения. Она заключается в особой организации воспитательного процесса.

  • Развитие открытых доверительных отношений в условиях учебного процесса.
  • Умение давать оценку поступкам действующим героям сказки.
  • Свободно чувствовать себя на сцене, пытаться изобразить любой заданный текст выразительной интонации , мимикой, жестами и тд.
  • Знать основы театрального мастерства(имитировать характерные движения сказочных героев, сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки героев)
  • Знать и уметь объяснять театральные термины (мизансцена, пантомима, бутафория и дт)
  • Владеет способностью слышать не только себя , но и других.

              1.3  Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена  возможностью обучения дошкольников риторики, через увлекательные и познавательные формы учебной и творческой деятельности. Данная программа способствует формированию толерантного отношения к людям, прививает навыки исследовательской, поисковой и литературоведческой деятельности.

       1.4 Отличительные особенности программы

 Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» в том, что ни один из  образовательных  областей специально не учит грамотной  речи. А программа «Занимательная риторика» восполняет очень важную область образования, а ее отсутствие приводит к тому, что многие дошкольники затрудняются общаться в разных ситуациях. 

                 

                   1.5 Адресат программы 

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 5-6 лет (старшая группа), 6-7лет (подготовительная к школе группа)

 Программой предусматривается 70 занятий в год, 2 занятия в неделю во вторую половину дня по 25 мин, 30 мин Проведение занятий по данной программе предполагает работу с подгруппами из 10 детей. Группа, делится на 2 подгруппы, в зависимости от пройденного материала.

                   1.6 Объем и сроки условия программа 

Программа рассчитана на 8 месяцев обучения дошкольников

1.7. Формы обучения и виды занятий

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все обучающие подгрупповые занятия насыщены разнообразными речевыми, логопедическими играми и развивающими игровыми упражнениями, скороговорками, чисто говорками.                                                                                                                                             Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Таким образом, программа «Занимательная риторика» поможет ребёнку: 

  • Развивает уверенность в себе;
  • Научит общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Откроет секреты выразительной и грамотной речи;
  • Поможет освоить формулы речевого этикета;
  • Познать природу живого слова;
  • Преодолеть застенчивость.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, каждая новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.

  • беседа с объяснением материала и показом дидактического материала;
  • просмотр презентаций и мультфильмов;
  • дидактические игры, занимательные задания дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.),
  • упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания,
  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.):
  • импровизации;
  • чтение художественных произведений;
  • сочинение историй;
  • мини-конкурсы, игры – соревнования

-   пальчиковая гимнастика; 

- сказочная театрализация.  Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр;

-  игровые обучающие ситуации (ИОС);

- игры-соревнования;

- моделирование речевых ситуаций;

- анализ речевых ситуаций;

- уроки вежливости;

- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха.

 - игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры;

- игры и упражнения по развитию сценической речи;

- ораторское мастерство: игры, мастер-классы, соревнования, выступления, интервью;

- творческая продуктивная речевая деятельность;

- коммуникативно-лингвистические игры,

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

1.8 Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю: вторник, среда. Продолжительность занятия: 25мин. (Старшая группа), с 16.25-16.55  Продолжительность занятия: 30 мин (подготовительная к школе группа)

с 16.30-17.00.  Помещение: групповая комната.

2. Цель и задачи программы

Цель программы - обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

            Задачи:

 Образовательные:

- совершенствовать нравственный аспект речевого поведения дошкольников;

-обогатить и расширить речевой этикет детей, используемый в разных ситуациях общения;

- выявить и развить речевые способности детей;

-дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

- совершенствовать навыкам театральной деятельности;

- совершенствовать навыкам ораторского мастерства;

-научить владеть основными элементами правильной точной речи;

- познакомить детей с нормами русского литературного языка;

- дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

-формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

-помочь детям усвоить формулы речевого общения;

- привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;

Развивающие:

- развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

          -развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание);

-развивать навыки вербального и невербального общения (мимика, жесты, телодвижения) - воспитывать культуру слушания;

-  развивать связную речь, творческое мышление и фантазию;

          -развитие коммуникативных качеств ребенка.

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

           Воспитательные:

- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

-выполнение правил речевого этикета в процессе общения;

-воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

Ожидаемые результаты:

-умеет свободно общаться с близкими взрослыми и детьми, в диалоге инициативно высказывается, выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов

- умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами;

- умеет излагать свои мысли, свободно высказывает свою точку зрения;

-владеет навыкам театрализованной деятельности

- умеет управлять своим голосом (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание). Б

3.Содержание программы

    Основное направление:

Программа направлена на приобщение подрастающего поколения к ораторскому искусству  посредством дидактических игр. При реализации содержательной части Программы следует учитывать индивидуальные особенности развития дошкольника и применять разнообразные инструменты, накопленные в образовании. Практический раздел курса направлен на действия,  которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

Программа состоит из четырех смысловых блоков:

  • «Азбука общения»;
  • «Речевой этикет»;
  • «Техника речи»;
  • «Речевые жанры».

        Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:

  1. Ритуал приветствие педагога с детьми.
  2. Вхождение в тему.
  3. Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чистоговорки, скороговорки.
  4. Погружение в тему.
  5. Проведение риторических речевых игр.
  6. Физкультминутка
  7. Дополнительные задания, так называемые сквозные виды работ.
  8. Закрепление изученного.
  9. Итог занятия.
  10. Ритуал ПРОЩАНИЯ с детьми.

3.1 Учебный план

Группа

Количество ООД

Продолжительность занятий

В неделю

Предусмотренных

программой

Старшая

2

70

25-30 минут

Подготовительная

2

70

30-35 минут

Всего по группам

4

140

Календарный учебный график

Программа реализуется с сентября по май, проводится 70 занятия в год, 8 занятий в месяц, 2 раза в неделю.

Месяц

всего

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апредь

Май

8

8

8

8

6

8

8

8

8

70

                                               

3.2 Содержание учебного плана

Дата ООД

ООД, тема

Страница

учебного пособия

Цели задачи

Элементы содержания

1

Сентябрь

"Красную речь любо слушать»"

Стр. 9-12

Формировать представление о значении красивой речи в жизни, объяснять, что голос необходимо беречь, заботиться о нем; продолжать работу над постановкой речевого дыхания; учить детей извиняться и отвечать на извинения;

пробуждать интерес к живому слову; воспитывать у детей внимание, усидчивость, умение слушать и понимать собеседника.

Артикуляционная гимнастика;  скороговорки в речи; беседа-диалог «Наш голос-это музыкальный инструмент; Физкультминутка «Буратино»; дидактическая игра «Разговор сказок»;  игра «Азбука общения».

2

"Красно поле пшеном, а беседа умом"

 Стр. 7-9

 Объяснение детям, что речь – это важнейшее средство общения, обмена мыслями и чувствами между людьми; выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; развивать артикуляцию упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить, внимательно слушать друг друга

Рассказ «Невидимка»; речевая разминка; игра с мячом «Наоборот»; Игровая ситуация «В детский сад пришло письмо от Буратино»; дыхательная гимнастика; разминка с пословицами

3

"Доброе слово лечит, а худое калечит»"

Стр. 12-14

Формирование представлений о том, что речь-средство воздействия на мысли, чувства и поведения людей; добиваться большей дикционной чистоты, учить правильно реагировать на то, что говорит собеседник; развивать культуру речевого общения через создание проблемной ситуации; учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Слово утешает, предостерегает, заставляет задуматься…»; физкультминутка «Кузнечики»; знакомство с рассказом «Мячик» С.Летова;  беседа-диалог «А можно ли говорить без слов?».

4

"В добрый час молвить, а в дурной промолчать"

Стр.14-16

Расширение представлений детей о неязыковых средствах в речи (мимика, жесты); обучать грациозной и «легкой речевой ходьбе» с помощью скороговорок; подводить к пониманию того, что речь является средством воздействия; упражнять детей в умении достойно выходить из различных речевых ситуаций.

Минутка скороговорок, дыхательная гимнастика, чтение стихотворения  В Берестова  «Прощание с другом»; физкультминутка «Хомка»; чтение стихотворения-небылицы «Перевертыш»; игра «Изобрази радость».

5

"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться..."

Стр.17-18

Формирование первичных представлений о роли неязыковых средств в речи, в процессе общения; развитие правильного речевого дыхания; учить употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации; помогать детям овладеть коммуникативными умениями, столь необходимыми в жизни каждого человеку; воспитывать у детей уважительное отношение к людям, желание контактировать, сотрудничать.

Артикуляционная гимнастика; игровая обучающая ситуация «Путешествие в страну Вежливости»; игра-соревнование «Кто теплее, сердечнее  произнесет слова приветствия;  игра без слов «Попробуй изобрази»; моделирование конкретных речевых ситуаций.

6

"Здравствуйте!- что особенного тем мы друг другу сказали?"

Стр. 18-21

Обучение правильному использованию интонаций, совмещению их с жестами; закрепить потребление форм приветствия на примере повседневных ситуаций; развивать умение ориентироваться в ситуациях общения, определять коммуникативное намерение партнера; учить детей выражать собственную точку зрения.

Дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; беседа-диалог по теме «Приветствие»; анализ речевых ситуаций; игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»; игра-упражнение со словом «Здравствуйте».

7

8

8

"Если виновен-проси извинения..."

Стр. 21-24.

Обучение правильной реакции на слова собеседника; учить осознанно задавать вопросы и отвечать на них; учить употреблять различные формы выражения извинения; учить детей вступать в этикетный диалог и поддерживать его; учить строить логически завершенное предложение; продолжать учить детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

Артикуляционная гимнастика; беседа-диалог «Простое слово «Извините»; физкультминутка «Если нравится тебе»; дидактическая игра «здравствуйте»; речевая ситуация.

8  8

«Сколько способ начинается с «будьте добры»

Стр. 24-27

Обучить правильному употреблению различных словесных форм обращения с просьбой (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны)

Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; беседа – диалог «волшебные слова» , моделирование речевых ситуаций, физминутка, дидактическая игра «сказку вспомнить нужно»

9

Октябрь

"Сколько просьб начинается с «будьте добры»!"

Стр. 24-27

Обучение правильному употреблению различных словесных форм обращения с просьбой; обогащать речь синонимами; учить детей делать комплименты окружающим людям, сказочным героям; развивать фантазию, воображение детей; продолжать учить детей общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Фонопедическое упражнение; беседа-диалог «Волшебное слово»; моделирование речевых ситуаций; физкультминутка «Спасибо»; дидактическая игра «Сказку вспомнить нужно»; Сюжетно-ролевая игра «Я-интервьюер»

10

"Спеси боятся, а вежливость чтут"

Стр. 27-29

Учить детей бережному отношению к чужой речи, высказыванию; воспитывать чуткое отношение к собеседнику, желание слушать и быть услышанным;  учить детей ясно, четко выражать свои мысли, правильно ставить вопросы, аргументировать свои суждения; воспитывать желание помочь, подбодрит собеседника, создать у него хорошее настроение; воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Чтение скороговорок; выразительное прочтение стихотворения; рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей»;  презентация «Просим прощенье»; мнемо-таблицы к сказке «Вежливый кролик»; физкультминутка «Мельница»; дидактическая игра «Кто больше назовет?»;

 Упражнение «Нарисуй свое настроение!»

11

"На всякие приметы надобно иметь ответы»

 Стр. 29-32

Знакомить с правилами вежливости у разных народов; Упражнять в соотнесении названий действий с названиями предметов; воспитывать самостоятельность, творческую активность детей во время выполнения речевой разминки; привлекать внимание детей к живому слову, заинтересовать русским языком.

Речевые игры с чистоговорками; беседа-диалог «Формы вежливости у разных народов»; физкультминутка «Цыпленок»; моделирование речевой ситуации; дидактическая игра «Кто что делает?»; игра «В библиотеке».

12

Октябрь

«Не дорого ничего – дорого вежество»

Стр. 33-36

Привлечь внимание к живому слову. Отработать правильную дикцию. Закрепить умение употреблять различные формы словесной вежливости. Использование художественного слова и создание стандартных ситуаций

Речевые игры с чистоговорками. Чтение стихотворения .физминутка. пословица «Слово не воробей, вылетит не поймаешь! Д/и «Уневермаг»

13

"Где больше двух, там говорят вслух"

. Стр. 36-38

Знакомство с правилами поведения во время разговора; отрабатывать упражнения на фонационное дыхание;  обогащать и развивать словарный запас;  учить детей правильно начинать разговор по телефону, быстро ориентируясь в различных ситуациях; прививать ребенку интерес к слову, истории родного языка; продолжать учить детей рассуждать, корректно отстаивать свою точку зрения; учить детей договариваться, принимать совместное решение

Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Как себя вести во время разговора»; моделирование речевых ситуаций;  упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»;  дидактическая игра « Какие бывают слова?».

14

"Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому"

Стр. 38-40

 Знакомство с правилами речевого поведения во время телефонного разговора; развивать фонематический слух и восприятие;  упражнять детей в четком и быстром произношении скороговорки; учить детей вежливо отвечать на телефонные звонки; совершенствовать навыки устной речи через употребление фразеологизмов.

Развитие речевого дыхание; артикуляционная гимнастика; дидактическая игра «Угадай кто?»;  беседа-диалог «Разговор по телефону»; моделирование речевых ситуаций;  чтение и анализ отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Телефон».

15

"Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив!"

 Стр. 40-43

 скороговорок; продолжать

З работу над артикуляцией;

н учить детей делать бесшумно

а вдох - выдох; упражнять в

к планом, энергичном, не

о ослабевающем к концу

м выдохе; учить детей активно

с запоминать тот или иной

т фразеологизм путем

в обыгрывания его прямого или

 переносного значенияо с правилами поведения в театре, в гостях; отрабатывать правильную дикцию с помощью

.

Артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок; игра «Уроки вежливости»;  физкультминутка «Что сказать?»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «Ждем гостей».

16

"Петь хорошо вместе, а говорить порознь"

Стр. 43-46

Развитие умения изменять громкость в зависимости от ситуации и от содержания высказывания; воспитывать уважение к собеседнику: внимательно выслушивать, не перебивая, вежливо отвечать на вопросы; добиваться качественного выполнения упражнений на дыхание, самостоятельно контролируя осанку; развивать мышление, фантазию детей, подбирая какие-нибудь подходящие ситуации из жизни к устойчивому сочетанию слов типа фразеологизмов; развивать слуховое восприятие.

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; выразительное чтение стихотворения А.Шлыгина «Гром и тишина»; игра «Эхо»; физкультминутка «Мельница»; моделирование речевых ситуаций;  дидактическая игра «В больнице».

17

"За твоим языком не поспеешь босиком"

Стр.46-50

Формирование представлений о такой особенности речи, как темп; упражнять в умении изменять темп речи в зависимости от ситуации общения; расширять словарный запас, развивать наблюдательность, сосредоточенность; учить вести рассказ перевоплощаться, мыслить логически.

Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; игра «Воробьи  –вороны»; анализ речевых ситуаций; разучивание скороговорок; игра «Скажи кто твой друг»;

Музыкальная игра «Хоровод дружбы»

18

«Приятная для слуха речь - своего рода музыка»

3, стр. 71

Учить детей правильно делать вдох и выдох, согласуя их с движением руки; развивать умение изменять громкость и темп речи в зависимости от содержания высказывания; учить изменять тембр голоса в зависимости от речевой ситуации.

Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; игра «Воробьи  –вороны»; анализ речевых ситуаций; разучивание скороговорок; игра «Скажи кто твой друг»;

Музыкальная игра «Хоровод дружбы»

19

«Секреты волшебницы Речи»

Стр. 50-52

Активизировать словарь: громкость, темп, тембр голоса, устная речь, мимика, жесты

Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога.

20

"Для чего у нас два уха, а язык один?"

Стр.52-54

Создание условий для овладения творческой продуктивной речевой деятельностью; учить внимательно слушать собеседника; воспитывать сознательное намерение говорить выразительно, эмоционально, образно; учить детей правильно, вежливо реагировать на обращение к ним; воспитывать верную реакцию на привлечение внимание;

формировать желание общаться и достойно выходить из нестандартных ситуаций

Выразительное прочтение стихотворения С Михалкова «Сашина каша»; речевая гимнастика;  игра-соревнование «Кто произнесет знакомую скороговорку в быстром темпе?»; беседа-диалог «Секреты устной речи»; игра «Спаси птенца».

21

"Хорошее слово-половина дела"

Стр.54-56

Учить детей при составлении сказки  выбирать в родном языке красивые, точные слова; совершенствовать речевые умения детей, познакомить с понятием "слово- сорняк"; учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно, пользоваться "языком внешнего вида": мимикой, жестами, пантомимикой; воспитывать интерес к русскому языку и внимательное отношение к своей речи.

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; творческая продуктивная речевая деятельность; анализ речевой ситуации «Поздравь своего друга с днем рождения»; игра «Вопросы-шутки»; игра «Кто красивей всех на свете?»

22

«Доброе слово лучше пирога»

Стр. 57-58

Обучить умение правильно формировать вопросы, учить говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; творческая продуктивная речевая деятельность; анализ речевой ситуации , чтение рассказа В.Н. Сухомлинского , творческая продуктивная деятельность

23

"Речь любит течь, фраза  - идти потихонечку, а слово – бежать да играть!"

 Стр.59-60

Закреплять умение «окрашивать» произносимый звук; учить пересказывать рассказ близко к тексту; упражнять детей в подборе слов - синонимов, активизировать и обогащать детский словарь; формировать у детей представление о правилах знакомства, об этикетных выражениях; продолжать работу с детьми по осознанию необходимости выполнять правила этикета; учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл).

упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации «Судья».

24

«Верный тон и речь красит, и успех делу сулит»

 стр.60- 62

Развивать мышечные ощущения, способствовать произношению протяжных звуков; продолжать учить детей говорить выразительно, пересказывать текст от третьего лица.

Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога.

25

«Бином фантазии»

Стр. 62- 64

Активизировать образное восприятие , обучить созданию целостного изображения на основе уже имеющихся деталей.

Речевая гимнастика. Игра «Подскажи слово». Придумывание историй «Бином фантазии»(круги луллия) чтение стихотворения Лунина.

26

«Богатство русского языка»

Стр. 64- 66

Развивать воображение , умение представить то, о чем говорится. Формировать правильное четкое произношение, учить точно и четко передавать мысли автора

Дыхательное упражнение «Свеча», игра на расширение диапазона голоса «Чудо – лесенка». Физминутка, упражнение на пополнение словарного запаса. Составление творческих рассказов.

27

"Риторика есть наука....красиво говорить и писать"

Стр.67-69

Давать детям представление о риторике, как науке; Обогащать словарь детей (риторика, ритор, "красно говорить"); Выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; Развивать артикуляцию, упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить внимательно слушать друг друга.

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; выразительное чтение стихотворения А.Шлыгина «Гром и тишина»; игра «Эхо»; физкультминутка «Мельница»; моделирование речевых ситуаций;  дидактическая игра «В больнице».

28

«Речь как средство воздействия на мысли, чувство и поведение людей»

Стр.50-52

Дать представление о регулирующей функции речи. Упражнять в воздействии словом в различных ситуациях.

Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога.

29

«Невозможно без внимания получить образование»

 3, стр. 82

Учить детей говорить выразительно; изменять громкость, темп речи, тон высказывания в зависимости от его содержания и основной мысли, использовать жесты, мимику

Чтение скороговорок; выразительное прочтение стихотворения; рассказывание узбекской сказки «Аист и соловей»;  презентация «Просим прощенье»; мнемо-таблицы к сказке «Вежливый кролик»; физкультминутка «Мельница»; дидактическая игра «Кто больше назовет?»;

 Упражнение «Нарисуй свое настроение!»

30

декабрь

«Как адресовать высказывание»

Стр. 40-43

Знакомство с понятием «диалог», способами вступления в диалог. Познакомить с комплектом раздаточного материала.

Артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок; игра «Уроки вежливости»;  физкультминутка «Что сказать?»; моделирование речевых ситуаций; дидактическая игра «Ждем гостей».

31

«Благодарность и ответ на нее»

3стр.115

Продолжать работу над развитием фонационного дыхания; учить общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства

Разучивание скороговорки; чтение стихотворения Г.Остера «Если ты пришел к кому-то…»; моделирование речевых ситуаций; мексиканская сказка «Вежливый кролик»; пословица «Слово-не воробей, вылетит – не поймаешь»

32

Разучивание стихотворения «Приветствие»

Учить детей говорить выразительно; изменять громкость, темп речи, тон высказывания в зависимости от его содержания и основной мысли, использовать жесты, мимику

Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога.

33

«В страну звуков и шумов»

2, стр. 60

Учить умению рассказывать, фантазировать, сочинять; учить детей сочетать движение и речь, интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки

Игра – соревнование «Самое интересное стихотворение»; лексическое упражнение «Скажи по другому»; физкультминутка «Часы»; беседа-диалог «Окраска (тембр) голоса»; игра «Узнай по голосу»; продолжение беседы-диалога.

34

«Зачем нужна речь»

Стр.57-58

Обучение  ораторскому искусству. Знакомство с функциями речи.          -развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание)

Упражнение «Врасти в землю»; артикуляционная гимнастика; разучивание считалки; игра «Как тебя зовут?»; творческая продуктивная речевая деятельность «Сочинения  –миниатюры по теме»; дидактическая игра «Для чего нужны эти предметы?»

35

«Слушаем и слышим собеседника»

Стр. 36-38

Сформировать представление о «слушателе», особенностями этой роли в диалоге, правилах ведения диалога.

Артикуляционная гимнастика, разучивание скороговорки; дыхательная гимнастика; беседа-диалог «Как себя вести во время разговора»; моделирование речевых ситуаций;  упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»;  дидактическая игра « Какие бывают слова?».

36

«Правила речевого поведения во время телефонного разговора»

Стр. 38-40

Отработать правила речевого поведения во время телефонного разговора на материале дидактической игры в парах «Телефон».

Развитие речевого дыхание; артикуляционная гимнастика; дидактическая игра «Угадай кто?»;  беседа-диалог «Разговор по телефону»; моделирование речевых ситуаций;  чтение и анализ отрывка стихотворения К.И.Чуковского «Телефон».

37

Инсценировка басни Крылова «Ворона и лисица»

3, стр. 96

Разбор, ответы на вопросы. Ласковый тон  Давать детям представление о риторике, как науке; Обогащать словарь детей (риторика, ритор, "красно говорить"); Выучить комплекс упражнений для отработки фонационного дыхания; Развивать артикуляцию, упражняя в произношении скороговорок; вовлекать детей в активный разговор по заданной теме, учить внимательно слушать друг друга.

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ;  упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»;  дидактическая игра « Какие бывают слова?».

38

«Путешествие в Страну Сочиняйку»

(использование кругов луллия)

3, стр. 194.

Учить детей придумывать свои сказки, изменяя сюжеты известных сказок путем введения новых сказочных героев; воспитывать творческую инициативу

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ;  упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»;  дидактическая игра « Какие бывают слова?».

  1. 39

январь

«Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо.»

. 3, стр. 185

Учить произносить скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса, изменять интонацию; играть звуками и рифмами; развивать слуховое восприятие; учить детей образовывать названия детенышей животных, чувствовать рифму, играть звуками 

Дыхательная гимнастика, речевая гимнастика; повторение чистоговорки с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания; ;  упражнение «Помощники устной речи –мимика и жесты»;  дидактическая игра « Какие бывают слова?».

40

«Кто говорит тот, сеет, кто случает собирает»

Стр. 69-71

Обогатить речь меткими образными выражениями- фразеологизмами.

Речевая гимнастика. Разучивание скороговорки. игра «ливина». Беседа- диалог. Физминутка. Знакомство с новым фразеологизмом

41

Беседа- инсценировка по стихотворению С. Маршака «Усатый- полосатый»

5, стр. 67

Формировать умение правильно строить ответ на поставленный вопрос; развивать логическую речь; привлекать детей к обсуждению правильных и неправильных поступков; вызывать интерес к стихотворению.

Речевая гимнастика, чтение скороговорок; беседа-диалог о темпе речи; с изменением громкости и темпа в зависимости от содержания ; беседа-диалог «Секреты устной речи»;

42

«Благодарность»

Стр. 28-29

Познакомить детей с речевыми формулами, которые употребляют, выражая свою благодарность; обратить внимание, что слова благодарности говорят вежливым, доброжелательным тоном; напомнить, что никогда не надо стесняться произносить слово благодарности. Рисование на тему «Благородное сердце»

Дыхательная гимнастика, игра-соревнование « Кто быстрее проговорит скороговорку?», беседа-диалог «Комплимент и ответ на него», моделирование речевой ситуации  по стихотворению В.Орловой «Портниха», игра «Зеркало».

43

«Каким тоном?»

Стр.26-27

Учить детей использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра; воспитывать чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Упражнение «Каким тоном?», артикуляционная гимнастика, упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия, чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром», игра с мячом « Сделай комплимент».

44

«Тихо или громко?»

Стр.20-21

Обратить внимание детей на то, что уровень громкости всегда соотносится с конкретной речевой ситуацией и видом общения; учить детей управлять своим голосом; воспитывать у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, понимание собеседника. Д.И. «Тише - громче»

Речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, скороговорка «Стеша спешила…», чтение стихотворения с установкой на заучивание А.Шибаев «В день солнечный июльский…», беседа-диалог «Прощание, пожелание при прощании».

45

«Устное общение»

Стр.6-7

Показать детям значимость устного общения. Знакомить с дыхательными упражнениями, с чистоговорками. Придумывание чистоговорок.

Упражнение  «Цветочный магазин», дыхательная гимнастика, беседа-диалог на тему «Звонок по телефону», лингвистическое упражнение «Доскажи словечко», игра «Тайный смысл», совместная продуктивная деятельность «Рисунок к рассказу А.Н.Носова «Живая шляпа».

46

«Путешествие по сказкам»

(Использование кругов луллия)

5, стр. 88

Учить придумывать новую сказку по представленным картинкам; формировать художественно-речевые исполнительские способности; учить выразительно передавать диалоги сказочных персонажей, их характеры.

Речевая разминка «Путешествие язычка»; моделирование речевых ситуаций; »; мнемо-таблицы к сказке беседа – диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну Сочиняйку», коммуникативная игра « Бывает-не бывает», игра – соревнование  «Лучший выдумщик – фантазер», продуктивная творческая деятельность «Если б был бы я волшебником…».

47

Февраль

«Говорит она беззвучно»

Стр.8-9

Показать роль книги в жизни человека; доказать, что чтение книги – это тоже общение; прививать любовь к книге, бережное отношение к ней. Экскурсия в книжный магазин.

Проговаривание чистоговорок в разном темпе, с разной громкостью; беседа-диалог на тему «Звонок раздается в доме…»,  игра «Слово на ладошке».

48

«Письменное общение»

Стр.10-11

Показать детям, что письменное общение может осуществляться по-разному; знакомить детей с техникой разгадывания ребусов; развивать логическое мышление. Сюжетно – ролевая игра «Почта»

Упражнение  «Письмо», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа-диалог на тему «Разговор о звонках на работу», обыгрывание речевых ситуаций, лингвистическое упражнение  «Узнай по голосу».

49

«Для чего люди общаются?» 

Стр. 3

Знакомить детей с основными коммуникативными целями; объяснить разницу в целях: поделиться радостью и похвастаться. Инсценировка сказки «Заяц-хваста»

Упражнение «Здравствуй, друг!», артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа о риторике,  разучивание скороговорки, коммуникативная игра «Колобок», проигрывание проблемной  речевой ситуации  «Не мед, а ко всему льнет».

50

«Зачем быть вежливым?»

Стр. 12

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником; вежливым нужно быть всегда; вежливость должна быть искренней. Чтение В.Осеевой «Волшебное слово», заучивание стихотворения В.Лунина «Вежливый слон»

Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционная гимнастика, обыгрывание речевой ситуаций «Звонок в больницу», беседа- диалог на тему «Звонки в другие города или страны»,  Игра «Вежливый персонаж».

51

«Здравствуйте!»

Стр . 12-13

Знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации приветствия; объяснить детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата. А.Барто «Вовка -добрая душа»

Дидактическая игра «Только…слова», речевая разминка, фонопедическое упражнение, обыгрывание речевой ситуации: позвонить в книжный магазин, позвонить в театральную кассу; словесная игра «Автобиография».

52

«До свидания!»

Стр.13-14

Продолжать работу по речевому этикету; знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации прощания; объяснить детям, что выбор слов в этой ситуации зависит от адресата.

Речевая разминка, проговорить чистоговорки, беседа-диалог на тему «Извинения и ответ на него», моделирование речевой ситуации: что посоветуете мальчику, который дернул девочку за косичку; Творческая продуктивная деятельность «Нарисуй свое любимое слово».

53

март

«Кто? Кому? Зачем? Как?»

Стр 16-17

Знакомить дошкольников с такими основными компонентами речевой ситуации, как: кто говорит, к кому говорящий обращается с речью, зачем, с какой целью он говорит, как говорит; обратить внимание на разную интонацию в зависимости от цели говорящего. С-Р и «К нам гости»

Дыхательная гимнастика, проговори скороговорку «Дед Додон ….», беседа-диалог на тему «Благодарность  и ответ на нее»,  игра «Руки-ноги», решение ситуаций  в форме диалога, игра «Аргументация», этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик».

54

«От улыбки стало всем светлей»

Стр.30-31

Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка – признак доброго расположения говорящих друг к другу. Дидактическая игра «Какое настроение?»

Речевая разминка «Путешествие язычка»; упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации «Судья».

55

«Твой голос!»

Стр.18-19

Учить детей управлять своим голосом. Развивать просодическую сторону речи. Игра «Кто позвал?»

Речевая гимнастика, выразительное прочтение стихотворения «В день солнечный июльский…!» А.Шибаев, Игра «Выполни фигуру», беседа-диалог на тему «Приветствие и ответна него», моделирование  речевой ситуации.

56

«Жить в соседях — быть в беседах»

Стр.60

Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.

Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.

Моделирование речевой ситуации «Если сосед обижает?», речевая разминка, дыхательная гимнастика, игровое упражнение «Менялки», игра «Зеркало», упражнение «Автопортрет».

57

«Говорить не думая, что стрелять не целясь»

3, стр. 162

Совершенствовать речевые умения детей, познакомить с понятием «слово-сорняк»; учить детей говорить чисто, правильно, интонационно выразительно.

Фонопедичекое упражнение, речевая гимнастика, беседа об этикете, Игра «Король!», речевая ситуация « знакомство», игра «Что общего?», речевая ситуация «Как обратиться к другу за помощью?».

58

«Поспешишь – людей насмешишь!»

Стр.22-23

Учить детей управлять своим поведением, обдумывать свои поступки; воспитывать такие качества как сдержанность, рассудительность, целенаправленность. Просмотр мультфильма «Итак бывает»

Дыхательная гимнастика, фонопедическое упражнение, игра «Любопытный», чтение стихотворения с правильно выбранной интонацией, игра «Попробуй изобрази», беседа –диалог на тему «Согласие – несогласие- частичное согласие с мнением собеседника».

59

«Отгадай, что я сказал!»

Стр. 34-35

Продолжить знакомить детей с невербальными средствами общения, учить отгадывать настроение близких по их выражению лица, жестам, позе, передавать с помощью жестов, мимике своё настроение. Дидактическая игра «Найди друзей»

Этюд «Семейные обязанности мамы», дидактическая игра «Только …слова»,  беседа – диалог на тему «Реакция на привлечение внимания собеседника», практическое упражнение «Как обратиться к собеседнику?».

60

«Как обратиться к собеседнику?»

Стр.36-37

Учить вежливо обращаться к собеседнику; объяснить, что обращение должно быть целенаправленным. Игра «Школа вежливости»

Фонопедичекое упражнение, речевая гимнастика, беседа об этикете, Игра «Король!», речевая ситуация « знакомство», игра «Что общего?», речевая ситуация «Как обратиться к другу за помощью?».

61

апрель

«Как обратиться с просьбой?»

Стр. 38-39

Учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику; объяснить, что просьба должна быть мотивированной. Дидактическая игра  «Хлопни в ладоши»

Разучивание скороговорки «Чики-чики, чики-чок!»,  беседа-диалог «Как обратиться за помощью к воспитателю, маме, учителю, продавцу?», упражнение «Путаница», игра «ПУМ-ПУМ-ПУМ»

62

«Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь!»

Стр.56-57

Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т.п.; предупредить детей: прежде, чем сказать, подумай, как к твоим словам отнесется собеседник; убедить детей, что только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание. Н.Дурова «Две подружки»

Дыхательная гимнастика, проговори скороговорку «Дед Додон ….», беседа-диалог на тему «Благодарность  и ответ на нее»,  игра «Руки-ноги», решение ситуаций  в форме диалога, игра «Аргументация», этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик».

63

«Ты – зритель!»

Пересказ текста от третьего лица.

Стр.54-55

Знакомить детей с правилами поведения в театре; объяснить детям, что значит зрительская культура. Рисование

«Портрет друга»

Сформировать представление о понятии «пересказ от третьего лица» на примере русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Речевая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа – диалог «Подготовка к путешествию в сказочную страну Сочиняйку», коммуникативная игра « Бывает-не бывает», игра – соревнование  «Лучший выдумщик – фантазер», продуктивная творческая деятельность «Заюшкина избушка».…».

64

«Можно ли общаться без слов?»

Стр.32-33

Знакомить дошкольников с невербальными средствами общения, телодвижениями; формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но нетождественные эмоциональные состояния собеседника. Игра  «Где мы были не скажем, а что делали покажем»

Игра «Письмо», игра «Что я показываю?»,  пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, беседа – диалог на тему «Давайте общаться жестами!», игра «Волшебный стул».

65

«Какой ты слушатель?»

Стр.48-49

Объяснить суть нерефлексивного слушания; формировать умение адекватно воспринимать информацию; учить оценивать себя как слушателя. Сюжетно-ролевая  игра «Театр».

Дыхательная гимнастика, речевая разминка, беседа-диалог на тему «Какой ты слушатель?», игра «Зеркало», моделирование речевой ситуации.

66

«Человек без друзей, что дерево без корней!»

Стр.58-60

Объяснить детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание, добрые и сердечные отношения

Проговаривание чистоговорок, речевая разминка,  викторина «Знаете ли  вы сказочную географию?»,  игра «Вежливость в каждой стране», составление коллективного расказа о путешествии по сказочной стране с соблюдение правил этикета.

67

«Сказка - ложь, да в ней намек.»

3, стр. 199

Учить детей рассказывать скороговорку, используя сказочную интонацию: неторопливость, загадочность тона, игривость; пользуясь жестами, мимикой, как умелый сказатель. Познакомить детей с методом «бином фантазии» Упражнять в составлении небольших сказок, используя этот метод.

Речевая разминка «Путешествие язычка»; упражнение со смысловым заданием; игра «Сундучок»; презентация « Слова благодарности»; творческая продуктивная деятельность в парах; моделирование ситуации

68

69

«В магазине!»

Стр.40-41

Познакомить детей с правилами речевого обращения в магазине, научить их вежливо беседовать с продавцами, кассирами, покупателями. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, моделирование речевой ситуации « В магазине»,  упражнение «Сочиняем шутки-скороговорки», беседа-диалог «О громкости речи», игра «Доскажи словечко».

       69

Май

«День рождения только раз в году!»

Стр 52-53

Соотнести представление о праздничном дне и праздничных словах; ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок о праздниках,  беседа-диалог на тему «Я пригласил гостей на свой праздник», игра «Комплименты»,  игра «Вежливый гость», моделирование речевой ситуации.

70

«По части учтивости лучше пересолить»

Стр. 82- 85

Обучать детей, как правильно извиниться и отвечать на извинения

Речевая гимнастика, беседа- диалог, моделирование речевых ситуаций, игра «Слово на ладошке», продуктивная деятельность

  1. Перспективное планирование работы

Месяц,

Количество занятий

ООД, тема

Сентябрь

     8

"Красную речь любо слушать»"

«Риторика есть наука. красно говорить и писать»

"Красно поле пшеном, а беседа умом"

"Доброе слово лечит, а худое калечит»"

«Зачем нужна речь»

"В добрый час молвить, а в дурной промолчать"

«Приятная для слуха речь - своего рода музыка»

«Слушаем и слышим собеседника»

Октябрь

8

Как адресовать высказывание

«Благодарность и ответ на нее»

"Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться..."

"Здравствуйте!"

"Если виновен-проси извинения..."

«В страну звуков и шумов»

«Речь как средство воздействия на мысли, чувство и поведение людей»

«Невозможно без внимания получить образование»

ноябрь

8

"Сколько просьб начинается с «будьте добры»!"

Разучивание стихотворения «Приветствие»

"Хорошее слово-половина дела"

"Спеси боятся, а вежливость чтут"

"На всякие приметы надобно иметь ответы»

"Где больше двух, там говорят вслух"

«Правила речевого поведения во время телефонного разговора»

"Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому"

Декабрь

 8

"Клади крест по-писанному, поклон веди по-ученому"

Инсценировка басни Крылова «Ворона и лисица»

"Риторика есть наука....красиво говорить и писать"

«Верный тон и речь красит, и успех делу сулит»

«Путешествие в Страну Сочиняйку»

(использование кругов луллия)

«Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо.»

«Секреты волшебницы Речи»

Пересказ рассказа «Волшебный колпак»

 январь

   6

"Для чего у нас два уха, а язык один?"

"Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив!"

"Петь хорошо вместе, а говорить порознь"

"За твоим языком не поспеешь босиком"

Беседа- инсцинировка по стихотворению С. Маршака «Усатый- полосатый»

«Благодарность»

 Февраль

 8

«Не сломай язык»

«Каким тоном?»

«Тихо или громко?»

«Устное общение»

«Путешествие по сказкам»

(Использование кругов луллия)

"Речь любит течь, фраза  - идти потихонечку, а слово – бежать да играть!"

«Говорит она беззвучно»

«Письменное общение»

  Март

   8

«Для чего люди общаются?» 

«Общение бывает разным»

«Зачем быть вежливым?»

«Здравствуйте!»

«До свидания!»

«Кто? Кому? Зачем? Как?»

«От улыбки стало всем светлей»

«Твой голос!»

  Апрель

  8

«Жить в соседях — быть в беседах»

«Говорить не думая, что стрелять не целясь»

«Поспешишь – людей насмешишь!»

«Отгадай, что я сказал!»

«Как обратиться к собеседнику?»

«Как обратиться с просьбой?»

«В магазине!»

«Не забудь извиниться!»

 Май

 8

«Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь!»

«Ты – зритель!»

Пересказ текста от третьего лица.

«Можно ли общаться без слов?»

«Ты – слушатель»

«Какой ты слушатель?»

«День рождения только раз в году!»

«Человек без друзей, что дерево без корней!»

«Сказка - ложь, да в ней намек.»

Бином фантазии

4. Планируемые результаты освоения программы

Контроль за освоением программы « Занимательная Риторика» осуществляется по результатам педагогических наблюдений при наборе или на начальном этапе формирования коллектива (водный мониторинг), при окончании изучения темы (промежуточный мониторинг) в конце учебного года и заносится в протокол мониторинга освоения программы.

Ожидаемые результаты: К концу курса ребенок

Педагогическое наблюдение осуществляется по следующим параметрам:

  • Владеет  ораторским искусством;
  • владеет разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
  • знает названий «инструментов речи»;
  •  проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
  • умеет ориентироваться в ситуации и правильно подбирать лексические способы выражения своих потребностей;
  • умеет управлять силой и высотой голоса;
  • умеет эмоционально пересказывать и составлять диалоги героев сказок;
  • расставляет логическое ударение;
  • владеет темпом речи как средством выразительности.
  • в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
  • проявляет активный интерес к процессу словотворчества;
  • ориентируется в разных ситуациях общения;
  • владеет своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко, когда тихо, когда быстро, а когда медленно, с какой интонацией и т.п.;
  • умеет внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
  • знает правил речевого этикета;
  • соотносит вербальные и невербальные средства общения; адекватно оценивает собственное речевое поведение и речевое поведение другого (сверстника или взрослого).

II. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график (разрабатывается педагогом самостоятельно на основании учебного плана программы и содержания занятий).

  1. Условия реализации программы

Программа «Занимательная риторика» может быть реализована в любой образовательной организации.

Для образовательной деятельности необходимы следующие условия:

  • материально-технические: учебный кабинет, оснащенный   мебелью,соответствующей возрасту учащихся; дидактические пособия и материалы;
  • кадровые: педагог , обладающий профессиональными знаниями и компетенциями по профилю обучения.

Санитарно-гигиенические условия в учебном кабинете должны соответствовать предъявляемым требованиям СанПиН.

  1. Оценочные диагностические материалы

  1.         Методические материалы

Кабинет должен отвечать всем стандартным санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, должен быть обеспечен нормальным освещением и вентиляцией. Также он должен отвечать требованиям техники безопасности. Оборудование для занятий в кабинете:

  • столы для воспитанников;
  • стулья для педагога и воспитанников;
  • дидактические игры, комплекты демонстрационного материала;
  • наглядные пособия-                
  •  Мольберт
  • Крупные буквы на магнитиках
  •  Зеркало с лампой дополнительного освещения.
  • демонстрационные  пособия; Игрушки и пособия для развития дыхания (тренажёры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, пособия из природного материала). Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.
  • - Серии сюжетных картинок. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах»
  • - Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.
  • - Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков.
  • 7.Материалы для  звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
  • предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т.п.).
  • 8.Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
  • 9.Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом?», «Кто за забором?», «Собери скамейку» и т.п.).
  • 10.Картотека коммуникативных игр, картотека словесных игр.
  • 11.Лото и домино по изучаемым лексическим темам.
  • 12.Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
  • 13. Экран, картотека презентаций и методических пособий  по изучаемым лексическим темам.
  • 14. Методическая разработка «Чемодан для Вани и Тани»: куклы в разных костюмах.
  • 15.Инновационные игры с фонариками: «Что в шкафу?», «Какой пирожок?», «Кто в клетке?»
  • 16. Картотека по Ритм-праксису.
  • 17.Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрёшек», «Раньше и сейчас» и т.п.).
  • обучающие видеоуроки, мультфильмы, диафильмы;
  • стимуляторы игр;
  • диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;
  • -библиотека детских сказок и рассказов для детей старшего дошкольного возраста;
  • альбомы, карандаши, краски, пластилин, тетради;
  • проектор, акустическая система,
  • 3.Картотека предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам.
  • 4.Серии сюжетных картинок. «Алгоритмы» для составления рассказов о предметах и объектах»
  • 5.Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков и аффрикат.
  • 6.Картотека речевого материала для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих, сонорных, йотированных звуков.
  • 7.Материалы для  звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза
  • предложений (разноцветные фишки, магниты, семафоры, флажки, светофорчики и т.п.).
  • 8.Дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.
  • 9.Дидактические игры для формирования грамматического строя речи («Один и много», «Бабочка и цветок», «Найди маму», «У кого кто», «Кто за деревом?», «Кто за забором?», «Собери скамейку» и т.п.).
  • 10.Картотека коммуникативных игр, картотека словесных игр.
  • 11.Лото и домино по изучаемым лексическим темам.
  • 12.Настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука.
  • 13. Экран, картотека презентаций и методических пособий  по изучаемым лексическим темам.
  • 14. Методическая разработка «Чемодан для Вани и Тани»: куклы в разных костюмах.
  • 15.Инновационные игры с фонариками: «Что в шкафу?», «Какой пирожок?», «Кто в клетке?»
  • 16. Картотека по Ритм-праксису.
  • 17.Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре» («Собери матрёшек», «Раньше и сейчас» и т.п.).
  • - Стеллаж или открытая витрина для книг.
  • - Большая ширма, маленькая ширма
  • - Стойка-вешалка для костюмов.
  • - Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания сказок.
  • -Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания этих же сказок.
  • -Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.
  • -Грим, зеркало, парики.

Список литературы

Учебная и научная литература, схемы, плакаты, карточки, материал, портреты ораторов.

Список литературы:

  1. Ельцова О.М. Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. С.Пб.; Детство - Пресс, 2009.- 208с.
  2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.НиловаАзбука общения (методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста)
  3. Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко. Учебное пособие./ З.И. Курцева; под ред.    
  4. Н.Курочкина Путешествие в страну хороших манер М., Просвещение, 2007
  5. Галина Шалаева Правила поведения и этикет за столом. М.: АСТ: СЛОВО,2010. - 36 с.
  6. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей М., ЭКСМО, 2012.
  7.   Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. - М.: Просвещение, 2010                                                                                                                                  
  8. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 1992.
  9. Вербитская Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с. 143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический кружок "Риторика"-2 класс

Пояснительная записка логопедического кружка "риторика"Планирование логопедического кружка...

Авторская образовательная программа дополнительного образования "Основы риторики в детском саду"

Внесение изменений в действующее законодательство в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования заставляет нас сегодня перейти от простой передачи детям знаний к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Составитель: Ладилова О.В. «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИТОРИКЕ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ФОЛЬКЛОРОМ»

Занятие по риторике – это занятия, на которых происходит обучение детей речемыслительной деятельности в определенной жизненной ситуации. Предлагаемая программа сориентирована на дет...

Риторика

Консультация для родителей...

Конспект по риторике "Где больше двух, там говорят вслух"

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Главной целью является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение у...

Конспект по риторике «Сколько просьб начинается с «будьте здоровы»!»

Учимся  дикционно  проговаривать текст чистоговорки, правильно интонируя, придавая голосу окраску,  правильно дышать, чтобы обеспечить «опору» своему голосу; употребление различных слов...

Конспект занятия по риторике в старшей группе по теме «Благодарность»

Цели и задачи:Работа над фонационным дыханиемРазвитие силы голосаРабота над интонационной выразительностью речиЗнакомить детей с этимологией слов «спасибо», «благодарю»Развитие общей и мелкой мо...