Роль чтения в духовно-нравственном развитии детей.
методическая разработка

Филатова Алёна Степановна

Роль чтения велика и незаменима для развития детей дошкольного и школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Роль чтения в развитии детей29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Роль чтения в духовно-нравственном развитии детей и подростков.

«В младшем возрасте, когда душа
очень податлива к эмоциональным
воздействиям, мы раскрываем
перед детьми общечеловеческие
нормы нравственности, учим их
азбуке морали».
В.А.Сухомлинский 

Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру – одна из главных целей духовно - нравственного воспитания. Заглянуть в душу каждого ребёнка, зажечь в ней свечу нравственной личности, не поддаться соблазну массового потока суеты – задача, стоящая перед педагогами. Развитие духовности, является важной государственной задачей, имеет исключительное значение в воспитании личности, так как именно духовность отличает человека от других живых существ.

Какова же роль чтения в духовно-нравственном развитии детей?

   Исходя из своего опыта, мы считаем,что важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит изначально семье.

Традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Раньше главной книгой была Библия, потом стали появляться произведения известных философов, классиков, которые были путеводителями человека по сложным лабиринтам судьбы. Сегодня эта семейная традиция утрачена, т.к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей пропал стимул обращаться к книге. Однако чтение является не только источником знаний, а и тем духовным оплотом, который должен быть у каждой личности.

   Почему важно возродить традицию именно семейного чтения? Во-первых, это один из главных способов воспитания подрастающего поколения. Именно совместно проведенное время становится тем мостом, который соединяет отцов и детей.  Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение различных сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Во-вторых, семейное чтение формирует у ребенка правильное отношение к книге и литературе. Если ребенок с малых лет видит читающих родителей, то он будет копировать их модель поведения и в будущем сам пристрастится к литературе. Семейное чтение стимулирует внимание малыша к книге, дает первоначальные представления о художественных образах, особому стилю изложения. Кроме того, когда ребенок слышит, как читает ему мама, он овладевает навыками правильной речи. Также семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили много времени за книгой, более приспособлены к общению в социуме. Кому полезно семейное чтение? И мы ответим, что всем членам семьи.

   Вторая ступенька приобщения ребенка к книгам происходит в дошкольном учреждении. Дети не умеют еще пока читать, но они с удовольствием слушают, рассматривают иллюстрации. Увлекая детей в мир книги, мы решаем большое количество педагогических задач: развиваем познавательный интерес,слуховое восприятие, память, знакомим с окружающим миром и, конечно, развиваем детей духовно. Из книжных историй наши воспитанники знакомятся с понятиями добра и зла, любви и ненависти, отзывчивости и равнодушия. 

   В дальнейшем ребенок овладевает грамотой и, если мы привили ему любовь к книге, то его мир будет красочнее и богаче. Велика роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольников и младших школьников, ведь «Книга – это открытие мира», а растущий человек открывает самого себя и окружающий мир. То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все желают своим детям.  

   К сожалению, выполнив домашнее задание,посетив дополнительные занятия, зачастую у школьников не остается сил и времени на дополнительное чтение художественной литературы. Век информации и компьютеризации взял власть над умами школьников-читателей в свои руки, превратив чтение в технологический процесс поиска и получения информации. К сожалению,произошёл резкий спад качества чтения детей. 

«Сокровищница книг», как называл библиотеки Белинский В.Г., может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, болеющей душой за судьбу своей страны. Воспитать такого человека без книги невозможно.

   Велика роль чтения в развитии человека, ведь никто не отрицает тот факт, что огромная часть накопленного человечеством культурного наследия существует именно в виде книг. Ведь именно книга может помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать своё поведение и деятельность, научиться самоконтролю и ответственности за свои поступки.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но ключевая роль в духовно – нравственном воспитании и развитии отводится образованию.

   В воспитании нравственности участвуют все школьные предметы, но особенно большую роль играет литература. Именно на уроках литературы закладываются основные представления о нравственности, которые становятся важными в жизни каждого человека: семья, добро, честь, милосердие, трудолюбие, мудрость… 

Рассказы и стихи помогают ребятам лучше понимать и видеть мир природы, быть ближе к ней, любить её, охранять.

Сказки А.С.Пушкина, В.Г.Сутеева, Х.К. Андерсена воспитывают в детях преданность, верность, умение быть верным данному слову, а также учат ценить людей не за их внешний облик, а за их внутреннее душевное состояние.

Художественные рассказы Л.Н.Толстого, Е.Пермяка, Д.Н.Мамина-Сибиряка дают богатейший материал для воспитания нравственных ориентиров у учащихся через оценочную деятельность, через анализ причинно-следственных отношений, через эмоционально-чувственное восприятие событий и образов.

   «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги. Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь». Это слова К. Паустовского . 

   Конечно,воспитывать только по книгам невозможно, поскольку каждый человек неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать с помощью книг, с опорой на книги – значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы, значит развиваться. 

  Книга и живая мысль, пробужденная книгой, являются самыми сильными средствами. Любовь к чтению, книге пробуждает  силы разума. Воспитать школьника-подростка пытливым, вдумчивым читателем   не так просто. Нельзя представить полноценного воспитания, если человек в детском возрасте не узнал на собственном опыте волнующей радости размышления над книгой.

  Чтение становится могучей воспитательной силой благодаря  тому, что, увлекаясь моральной красотой, стремясь подражать, человек начинает думать о себе, оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумья над книгой становятся «интеллектуальной потребностью».

Чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.

   Роль чтения в духовно-нравственном развитии детей и подростков велика и не поддается сравнению. Духовность от слова «душа», и именно книга пробуждает наши души. Нравственность — это моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Именно книга дает оценку качествам, показывает те или иные правила.

Повышая уровень читательской культуры обучающихся, расширяя круг самостоятельного детского чтения, мы воспитываем человека пытливым, вдумчивым читателем, формируем качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека. 

«Занятия с книгами – юность питают, старость увеселяют,

счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение,

дома радуют, вне дома не мешают…»

Марк Тулий Цицерон, древнеримский политик и философ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейного чтения в духовно-нравственном становлении личности и духовном обогащении семьи

Нам всем необходимо помнить. что родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.Домашнее чтение – одно из важнейших средств духовно-нравственн...

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»...

Публикация в сборнике "Нравственные ценности и будущее человечества" ( Материалы ежегодных Митрофановских церковно- исторических чтение) Статья "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы".

Проблематика деформации духовно-нравственных представлений детей дошкольного возраста. Методы воспитания через мир художественной литературы. Применение эффективных форм воспитания духовно-нравственны...

Духовно-нравственное воспитание у детей среднего дошкольного возраста через чтение художественной литературы» на 2019 – 2020- учебный год.

Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало. Формировать духовно - нравственные представления и воспитание нравственных качеств.Формирование привычки советоваться со своей совестью ...

Роль семейного чтения в духовно-нравственном развитии дошкольника

Семейное чтение способствует формированию интереса к чтению у детей, воспитывается читательский вкус. Именно читающие родители непосредственно могут влиять на становление книжной культуры ребенка. Кул...