Конструкт НОД по экологическому образованию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Маничева Надежда Владимировна

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

государственное бюджетное  профессиональное  образовательное учреждение  Свердловской области

«Северный педагогический колледж»

КОНСТРУКТ  ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

ТЕМА: «Зимовье зверей»

Составитель:

Маничева Надежда Владимировна,

студентка 310-з группы,

Специальность: 44.02.04

«Специальное дошкольное образование»

                                                                                                                                     

Серов  2017г.

Тема: «Зимовье зверей»

Возрастная группа: старшая группа (дети шестого года жизни)

Форма НОД: беседа.

Форма организации: фронтальная.

Программно-методический комплект:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

2. Волочкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе. Экология. – Воронеж, 2004

Средства:

наглядные  - иллюстрации барсука, енота, ежа, сурка, суслика.

мультимедийные - презентация  «картинки зимнего леса». «Странный сугроб в лесу»

литературные - стихотворение А.С. Пушкина, читает отрывок из рассказа Скребицкого Г. А.,  «Четыре художника», рассказ «Беличья память» Пришвин М. М.,  рассказ  «Зайцы» Толстой Л.Н., чтение загадки.

ЦЕЛЬ

Формирование представлений детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

- Полина - воспитывать инициативность.

- Илона – развивать умение устанавливать причинно-следственную связь.

- Саша – развивать умение пояснять свой ответ.

- Коля - учить понимать причины изменений.

ЗАДАЧИ

Обучающие задачи:

-учить понимать причины изменений в жизни животных.

- закреплять знания детей о жизни животных в зимний период.

Развивающие задачи: 

- развивать познавательную инициативу ребенка (любознательность)

- развивать восприятие, мышление (умение устанавливать причинно-следственную связь), диалогическую речь.  

- развивать умения рассуждать, пояснять.

Воспитательные задачи:

- воспитывать инициативность, целеустремленность, волевые качества личности  

- воспитывать бережное отношение к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Этапы

(последовательность) деятельности,

приемы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

1 этап Вводный

Мотивация на совместную деятельность.

Беседа,

Художественное слово

 Воспитатель читает детям стих о зиме. А.С. Пушкина

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

- Ребята, о чем этот стих? Какое за окном время года? Какая стоит погода?

- Ребята, как вы думаете, звери и птицы, живущие в лесу рады приходу зимы? Хорошо им зимуется в морозы, вьюги, снегопады? Что изменилось, когда наступила зима?

Дети слушают стихотворение А.С. Пушкина,

отвечают на вопросы.

Дети прослушали стихотворение, заинтересовались деятельностью.

Развитие диалогической речи

2 этап Основной

Использование мультимедии

Художественное слово

Беседа

Художественное слово

- Ребята, что происходит с лесом, когда приходит зима?

Воспитатель показывает презентацию – картинки зимнего леса.

Зима украшает лес? Давайте посмотрим.

Воспитатель читает отрывок из рассказа Скребицкого Г. А. «Четыре художника».

         - Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам, то тут – то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела.

Стоят лесные богатыри, возле друг друга, стоят спокойно. А внизу под ними разные кустики, да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек зима тоже в белые шубки одела.

И на рябину, что возле самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

- Застыл зимний лес, будто его околдовала чародейка зима. Кажется, что никто в лесу не живет. Тишина.

- А вы  этой зимой бывали в лесу? Понравился вам зимний лес?

Воспитатель загадывает загадку.

- Ребята, отгадайте загадку: «Зимой белый, а летом серый» (заяц)

-Почему зимой белый? У меня для вас есть интересный рассказ  «Зайцы» Толстой Л.Н.

         Зимой лесные зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его бы сразу нашли и поймали. Но трусость спасает его. Поскачет вперед, испугается чего-нибудь и бежит назад по своему следу. Если услышит что-нибудь,  резко отскачет в сторону и поскачет прочь. Если стукнет что-нибудь, заяц опять развернутся назад, и в сторону отскачет. Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить, он просто боится.

Активно высказывают предположения.

Слушают рассказ

отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку

Слушают рассказ  «Зайцы» Толстой Л.Н.

Дети проявляют любознательность, умение устанавливать причинно-следственную связь, используют диалогическую речь.

Дети проявляют умение отгадывать загадку.

Дидактическая игра.

Этап (Введение игровой ситуации)

Беседа

Рассматривание

(Проблемная ситуация)

- Ребята, если хорошо приглядеться, то можно увидеть на снегу следы животных. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умет разбираться в следах, сразу поймет, какие звери тут были.  Мы с вами тоже узнаем по следам, какие животные зимуют в лесу.

Воспитатель рассматривает с детьми следы зайца, лисы, волка, лося.

Воспитатель выкладывает на ковре следы животных, дети ищут следы зайца.

- Ребята, посмотрите какие здесь разные следы, давайте попробуем отыскать следы зайца.

Зимой зайцев трудно отыскать. Как вы думаете почему? Как их находят охотники?

Дети играют, ищут следы зайца.

Дети активно играют.

Физ. минутка

(самостоятельная деятельность детей в парах)

- Ребята давайте с вами как зайцы попробуем запутать свой след.

Разделитесь на пары, один из вас будет заяц, а другой охотник. Заяц  прыгает  и пытается запутать следы, а охотник вслед за зайцем пытается распутать его следы.

Дети играют.

Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.

Рассказ

Беседа

Использование мультимедии

Слайд 5

«Странный сугроб в лесу»

Рассматривание иллюстраций

Беседа

- Ребята, посмотрите, это следы белочки. Белочка не боится зимы, щедрая осень подарила ей шубку, так же как и зайцу, шубка помогает им маскироваться.

Послушайте рассказ, он называется «беличья память» Пришвин М. М.

- Разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу, и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чувствовала запах орехов через толстый слой снега. Значит с осени помнила расположение своих орехов и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное – она не могла как мы отмеривать сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала орехи. Ну кто бы не позавидовал беличьей памяти.

- В солнечный зимний денек белка прыгает с ветки на ветку. Но когда наступают морозы, вьюги и метели, белку не видно, она, свернувшись в клубочек, может спать несколько суток.

- Чьи еще следы мы видели в лесу? Волк и лиса рыщут по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки. Волк и лиса запасов не делают, бывает им голодно порой.

 Лось пробирается через заснеженную чащу в поисках корма: раскапывает под снегом сухую траву, объедает тонкие ветки с кустарников и деревьев.

- Ребята, посмотрите, что это за странный сугроб в лесу?

Воспитатель показывает презентацию.

Вы догадались, что это за сугроб? Медведь заваливается спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется. Чем сильнее морозы, тем крепче медведь спит.

 А кто еще ложится на зиму в спячку?

Воспитатель показывает детям иллюстрации барсука, енота, ежа, сурка, суслика.

- Ежи запасов на зиму не делают. На зиму еж накапливает жир – осенью он много ест. Спит всю зиму.

-Сурки зимуют всей семьей. В норе их собирается более десятка. Утеплив сеном свои тесные владения, они спят беспробудным сном вплоть до весеннего потепления. Поэтому едой сурки совсем не запасаются.

- Суслики на зиму запасают очень много зерна.

- Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель.

- Еноты спят не крепким сном и могут зимой просыпаться.

Ребята, как вы думаете, трудно зверям жить зимой в лесу. Как люди могут им помочь?

Люди подкармливают голодных зверей. Лосям раскладывают сено, белкам желуди и шишки, птицам развешивают кормушки.

Дети слушают рассказ, Пришвин М. М.

отвечают на вопросы.

Смотрят презентацию

Дети понимают причины изменений в жизни животных.

воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Беседа

 - Ребята, как зима украшает лес? Как живется животным в лесу зимой? Как животные готовятся к зиме? Как делают запасы на зиму?  Кто ложится в спячку зимой? Как люди помогают животным зимой?

Дети высказывают предположения.

Демонстрируют  знания о жизни животных в зимний период, умения рассуждать, пояснять.

Дидактическая игра.

Этап (Введение игровой ситуации)

Беседа

Использование художественного слова

- Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду рассказывать вам, как животное зимует, а вы попробуете отгадать, о каком животном я рассказываю.

1)У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).

2)Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).

3)Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).

4)Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью, иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).

 

Дети отвечают на вопросы.

Дети проявляют умение отгадывать по отрывку рассказа, о зимовке какого животного идет речь.

3 этап

Заключительный

Рефлексия

Планирование дальнейшей деятельности

 - Ребята, давайте поиграем в игру.

Посмотрите, у меня в руках мяч – я буду кидать вам его по очереди и задавать вопрос, кто из животных ложится в спячку, а кто нет.

Например, Саша, лиса ложится в спячку? Как зимует лиса?

- Ребята, как вы думаете, животным нужно помогать в зимний период? Как им можно помочь? Вы хотели бы вы им помочь? С родителями вы можете прогуляться в лес и оставить там еду животным.

Дети играют в игру.

Дети отвечают на вопросы.

Дети проявляют умение устанавливать причинно-следственную связь, инициативность, целеустремленность

Дети приняли решение помочь животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по методике экологического образования в подготовительной группе на тему "Друзья природы"

Конспект занятия по методике экологического образования в подготовительной группе на тему "Друзья природы"Цель: дать элементарные знания устройства природы.Задачи:1.Образовательная:1. закреп...

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ)...

Конспект занятия по экологическому образованию в подготовительной группе

Закрепление представлений о растительной и животной среде нашего края....

Конспект занятия по экологическому образованию в подготовительной группе ко Дню Земли

Конспект занятия по экологическому образованию в подготовительной группе ко Дню Земли...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. «Кто дружит с деревом?»«Четвертый лишний»Игра с мячом «Воздух, земля, вода»...