Консультация "ТРИЗ в детском саду"
презентация к уроку (старшая группа)

Шаховая Светлана

Использование ТРИЗ в ДОУ открывает следующие возможности:

– формирования системного мышления;

– формирования произвольности и развития познавательных процессов;

– развития воображения, фантазии детей;

– развития эмоциональной сферы;

– формирования умения оценивать ситуацию в различных аспектах;

– преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию.

Раскрыты методы ТРИЗ, авторы каждого метода.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРИЗ в детском саду Консультация для педагогов ДОУ Подготовила и провела : воспитатель МБДОУ ДС «Родничок» Шаховая С.С..

Слайд 2

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер ) ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Цель , которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности.

Слайд 3

Генрих Саулович Альтшуллер (1926 – 1998гг.) Автор ТРИЗ

Слайд 4

Эта книга поможет развить творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста. Пройдя вместе с героями книги через увлекательные приключения, юные читатели легко научатся решать самые разные задачи Авторы : Зоя Шустерман , Михаил Шустерман

Слайд 5

Использование ТРИЗ в ДОУ открывает следующие возможности: – формирования системного мышления; – формирования произвольности и развития познавательных процессов; – развития воображения, фантазии детей; – развития эмоциональной сферы; – формирования умения оценивать ситуацию в различных аспектах; – преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. Девиз тризовцев – "Можно говорить все".

Слайд 6

Мать связала сыну свитер, а он оказался мал. Что делать?

Слайд 7

Мозговой штурм Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн 1888 – 1966гг. Мозговой штурм — разрешение противоречий при групповом обсуждении проблемы. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. «Чем больше попыток , тем больше вероятность попадания в цель». Алекс Осборн

Слайд 8

Правила мозгового штурма 1 ) исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать. Мозговой штурм В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает

Слайд 9

Морфологический анализ Фриц Цвикки ( 1898 – 1974гг.) Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Автор метода -швейцарский астроном и физик

Слайд 10

дерев . желез. стекл . пластм . Изобретаем новый стул!

Слайд 11

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

Слайд 12

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога разработал в 20-х годах XX века профессор Берлинского университета Иоганн Эмиль Кунце .

Слайд 13

Последовательность вопросов О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Предполагаемый ход действия сказки Жил-был… И был он какой?. Умел делать что?. Делал он это, потому что… Но в это время жила-была… Она была… Однажды между ними случилось… Им помогла… Сделала она это, чтобы… и т.д.

Слайд 14

Кольца (или круги) Луллия – это пособие многофункционального характера, его автор – Раймонд Луллий (1233 – 1315гг.)

Слайд 15

Круги Луллия Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Слайд 16

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. " Сказка- это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи» Сухомлинский А.В.

Слайд 17

« Создание сказки – это всегда волшебный процесс Созидания, Добра и Веры в Чудо, без которых наши Сердца просто не могут жить, дышать и любить». "Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему" Л.Е . Белоусова

Слайд 18

Волшебный поясок Игра «Да- Нетка »

Слайд 19

Как ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада? Данную работу нужно проводить поэтапно: 1 ЭТАП. Учить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. 2 ЭТАП. Учить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д. 3 ЭТАП. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки. 4 ЭТАП. Обучать детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках.

Слайд 20

Литература для занятий с детьми

Слайд 21

Литература для занятий с детьми

Слайд 22

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей. ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию. ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров.

Слайд 23

Словарь терминов Метод фокальных объектов — перенесение свойства одного или нескольких объектов на другой объект. Методика маленьких человечков — моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами. Мозговой штурм — разрешение противоречий при групповом обсуждении проблемы. Морфологический анализ — анализ различных вариантов взаимодействий горизонтальных и вертикальных показателей системы. Синектика (греч.) — объединение разнородных элементов. Операции синектики : эмпатия — принятие на себя образа природных, рукотворных объектов, а также их частей; фантастическая аналогия — представление объекта в фантастической ситуации; прямая аналогия — мыслительные действия по переносу свойств, функций одного объекта на другой; символическая аналогия — выделение символов для образной характеристики объекта (использование метафор, сравнения, олицетворения и т.д.).

Слайд 24

Словарь терминов ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач . Система — некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающих свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Подсистема — часть системы. Надсистема — более сложная система, в которую входит рассматриваемая система. Системный оператор — «Волшебный телевизор» — рассматривание объекта и его частей, функций объекта, временных и пространственных связей объекта со средой. Теория — система многих методов и приемов, предусматривающих целенаправленное управление процессом решения задач на основе законов развития объективной действительности .

Слайд 25

Литература Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Измайлова Е.И. Учимся думать и запоминать. Дыбина О.В. Что было до. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир.

Слайд 26

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...