Проект группы раннего возраста «Ловкие пальчики»
проект

Шуваева Екатерина Петровна

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Долгосрочный проект по сенсорики43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Виталия Валентиновича Бианки»

Проект группы раннего возраста

 «Ловкие пальчики»

Подготовила проект:

Воспитатель: Щетинина Наталья Витальевна

Воспитатель: Шуваева Екатерина Петровна

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными  психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте  интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в  познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель проекта:

 Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.

     Задачи:  

  1. Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  2. Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Образовательная область: Социально-коммуникативное

По составу – групповой

По продолжительности    долгосрочный с 01.07.22 по 31.12.2022

Участники проекта – Дети  группы раннего возраста, воспитатели, родители

 Родители:

Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.

Педагоги:

Повышают профессиональный уровень.

Дети:

Предполагаемый результат проекта: 

Дети будут уметь развивать  фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

Дети будут уметь развивать  умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

  Формы работы с детьми:            

Пальчиковые упражнения

Упражнения с крупой

Упражнения с водой и шариками

 Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

Игры со шнурками, лентами

Игры с крышками от бутылок

 Игры с пирамидками, пазлами, конструктором.

 

С родителями:

Совместная деятельность с родителями.

 Консультации теме:

 «Развиваем мелкую моторику у малышей»

 «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

 Критерии:

 

 развитие точности движений;

  развитие ритмичности  движений;   

  развитие ловкости пальцев;

  развитие силы кисти и выносливости пальцев;

  развитие зрительного контроля движений

Высокий уровень: У детей развито точность движений, ритмичность движений, ловкость пальцев, сила кисти и выносливости пальцев, зрительный контроль движений.

Средний уровень: У детей не полностью сформировано точность движений, ритмичность движений, ловкость пальцев, сила кисти и выносливости пальцев, зрительный контроль движений.

Низкий уровень: У детей не сформировано точность движений, ритмичность движений, ловкость пальцев, сила кисти и выносливости пальцев, зрительный контроль движений.

Содержание проекта:

Июль-Август

Тема: «Веселые пальчики»

Вид образовательной деятельности

Совместная деятельность

Работа с родителями   

Пальчиковые упражнения

«Зайка», «Капустка», «Сорока»

Консультация

 «Развиваем мелкую моторику у малышей»

 Упражнения с крупой

«Пересыпаем крупу», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон»

Упражнения с водой и шариками, спринцовками

«Из ведра в ведро», «Ветерок»

 Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

«Ёжик» , «Дорожка из пуговиц», «Сортируем пуговицы»

Игры со шнурками, лентами

«Весёлый шнурок» , «Развяжи бантик»

Игры с крышками от бутылок

«Пирамидка из крышек» ,«Копилка для крышек»

 Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором

«Собери пирамидку», «Построим башенку»

Снтябрь-Октябрь

Тема: «Быстрые ладони»

Вид образовательной деятельности

Совместная деятельность

Работа с родителями   

Пальчиковые упражнения

 «Машинка», «Игрушки»

Консультация

 «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»

 Упражнения с крупой

«Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу»

Упражнения с водой и шариками, спринцовками

 «Вылавливаем шарик», «Переливание через воронку»,

 Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

 «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов»,

Игры со шнурками, лентами

 «Разноцветные клубочки», «Коврик»,

Игры с крышками от бутылок

 «Разноцветная дорожка», «Цветок для бабочки»,

 Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором

 «Машинки», «Поезд с фруктами»,

Ноябрь-Декабрь

Тема: «Умелые кисти рук»

Вид образовательной деятельности

Совместная деятельность

Работа с родителями   

Пальчиковые упражнения

 «Семья», «Кошки-мышки»,

Консультация

 «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

 Упражнения с крупой

«Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы»

Упражнения с водой и шариками, спринцовками

 «Переливание через воронку», «Ветерок»

 Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

«Вот так улов», «Покорми меня»,

Игры со шнурками, лентами

 «Коврик», «Развяжи шнурок»

Игры с крышками от бутылок

 «Цветок для бабочки», «Копилка для крышек»

 Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором

«Собери пирамидку», «Построим башенку»

Результаты проекта:

     Дети развили фантазию,  речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

     Дети развили умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

На начальном этапе работы мной было обследовано 14 воспитанников группы раннего возраста. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально в игровой форме. Для этого  использовались следующие методы:

   Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;       

 Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);

  Анализ полученных данных.

Тестовые задания:

№ 1. «Ладонь-кулак».

 Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.

Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)

№ 2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку.

Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие  шарика) и ловкость пальцев.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере  - ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.

Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.

№ 3. «Прятки».  Упражнение на сгибание и разгибание пальцев.

Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.

Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.

№ 4. «Помоги ежику донести яблоки» - застегивание и расстегивание пуговиц

(фигура ежика – плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки – плотный материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы).  Оценивается ловкость пальцев ребенка.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.

Не сформирован – ребенок не выполняет задание.

№ 5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – все линии ровные, четкие, примерно одинаковой длины.

Сформирован в не достаточной мере – линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные (под наклоном, прерывистые и т.д.)

Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.

№ 6 «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать  изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.

Сформирован в не достаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.

Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения

№ 7. «Солнышко и  дождик» - нанесение мазков краской на половину листа   бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.

Уровни развития:

Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».

Сформирован в не достаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.

 Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.

По полученным результатам,  определили, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности . У 49 % детей не сформирован уровень развития мелкой моторики, у 34% сформирован в недостаточной мере и только у 17% сформирован в достаточной мере.

Динамика развития мелкой моторики у детей раннего возраста представили в диаграмме.

Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.

Наименьшие затруднения  дети испытывали при выполнении заданий на быстроту,  ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.

Результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей в группе раннего возраста.

Перечень используемой литературы:

1) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;

2) Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

6) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.

7) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

8) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»

предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста....

Педагогический проект по мелкой моторике в разновозрастной группе раннего возраста "Веселые пальчики"

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенси...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в разновозрастной группе раннего возраста «Веселые пальчики»

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев р...

Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр                                  ...

Проект первой группы раннего возраста «Ловкие пальчики»

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр....