Познавательно – творческий проект в средней группе: «Секрет волшебных слов»
проект (средняя группа)

Волобуева Елена Александровна

«Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» Сервантес.

Дети не знают значение слов« здравствуйте», «спасибо», «благодарю». Эти слова они употребляют неосознанно, так говорят все! Что это за слова?

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Слова извинения обычно появляются в речи ребенка с общением его со сверстниками, т.е. в основном с детского сада. Общаясь с детьми, ребенок совершает действия, поступки и иногда не очень правильные. Задача взрослого объяснить правильность поступка ребенка. Он должен знать, что не прав когда, кого то обидел (ударил, укусил, ущипнул), разбросал, сломал, толкнул, отнял, т.е. принес другому боль, огорчения, не удобства. Взрослый может наказать его за этот поступок, но у пострадавшего надо попросить “прощение”, “извинение”. То есть не держать на него обиды, вины (“снимите с меня вину”). Слова пожелания. Их лучше назвать вежливыми, чем волшебными, но без них нам тоже не обойтись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект в средней группе:

 «Секрет волшебных слов»

Подготовила Волобуева Елена Александровна.

Проблема (актуальность): «Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как

вежливость» Сервантес.

Дети не знают значение слов« здравствуйте», «спасибо», «благодарю». Эти слова они употребляют неосознанно, так говорят все! Что это за слова?

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Слова извинения обычно появляются в речи ребенка с общением его со сверстниками, т.е. в основном с детского сада. Общаясь с детьми, ребенок совершает действия, поступки и иногда не очень правильные. Задача взрослого объяснить правильность поступка ребенка. Он должен знать, что не прав когда, кого то обидел (ударил, укусил, ущипнул), разбросал, сломал, толкнул, отнял, т.е. принес другому боль, огорчения, не удобства. Взрослый может наказать его за этот поступок, но у пострадавшего надо попросить “прощение”, “извинение”. То есть не держать на него обиды, вины (“снимите с меня вину”). Слова пожелания. Их лучше назвать вежливыми, чем волшебными, но без них нам тоже не обойтись.

Цель: дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить с правилами этикета.

Задачи:

- учить   детей  правилам речевого этикета;

- учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, коммуникативные навыки, мышление;

- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.

Описание продукта, полученного в результате проекта: Развлечение «Если добрый ты». Газеты «В мире вежливых слов».

Вид проекта: Познавательно – творческий. Долгосрочный ()

Состав участников: дети средней группы «Колобок», родители, воспитатели.

Интеграция ОО:

Название ОО

Задачи

Познавательное развитие

Формировать у детей любознательность и познавательную активность, воспитывать желание заботиться друг о друге. Учить видеть, понимать и оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Речевое развитие

Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, обогащать словарный запас. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог.

Социально- коммуникативное развитие

Формировать коммуникативные навыки. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, формировать умение действовать в соответствии с предложенным материалом; учить детей помогать друг другу в процессе игры;

Физическое развитие

Содействовать укреплению здоровья дошкольников  ч/з двигательную активность, развивая интерес к физической культуре и спорту. Развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость), умение координировать речь с движениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Художественно- эстетическое развитие

Способствовать пробуждению творческой активности, обогащение знаний детей о этике и культуре поведения с применением художественного слова, литературные произведения, учить сопоставлять свои действия с действиями героев.

8.Материально-технические ресурсы (оборудование), необходимые для выполнения проекта: фото – материал по теме, загадки, картотека подвижных игр, дидактических игр, для младшего возраста, папка-передвижка (консультации, памятки для родителей, комплексы различных видов гимнастик, физминутки и игры с речевым сопровождением).

9. Этапы реализации проекта:

Этап        

Поисково- аналитический        

Практический

Обобщающий

10.Организационные формы работы над проектом (если несколько участников, то каждый специалист заполняет данную таблицу):

Формы работы

Содержание работы

Организованная образовательная деятельность (занятия), беседы, игры.        

Беседы с детьми о вежливых словах и правилах поведения. Беседа: «Доброе утро» «Вежливые слова» «Правила вежливости». «Наши добрые дела», «Волшебные слова - почему они волшебные», « Правила поведения во время еды».

Игра «Ласковое приветствие»

Показ инсценировки «Кто спасибо потерял?»

Мимическая гимнастика. - Д/ игра «Грустно – весело».

Рассматривание плакатов: «Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым»

Развитие речи

Д/и: «Продолжи предложение» , «Кто знает больше вежливых слов». 

Чтение стихов о вежливых словах, отгадывание загадок, заучивание пословиц.

Чтение художественной литературы: ту художественную литературу можно прочитать ребенку:

М. Дружинина “Волшебные слова”, Н. Мигулина “Машина школа” (часть: Малышам об этикете), В. Дмитриева “Азбука этикета для детей от 2 до 5 лет”, А. Усачев “Этикет для детей различных лет”, В. Осеева “Волшебное слово”, В.И. Южин “Энциклопедия этикета”, В. Маяковский “Что такое хорошо, что такое плохо”, В. Крохин “Доброе утро”, Б. Заходер “Очень вежливый индюк”, Е. Сосновский “Мои первые вежливые слова”, М. Яснова “Спасибо”, С. Маршак “Ежели вы вежливы”, “Урок вежливости”, “Медвежонок-невежа”, О. Дриз “Добрые слова”, Н. Красильщиков “Доброе утро”, В. Юсупов “Чудесное слово”, В. Лиходед “Вежливые слова”, Э. Мошковская “Вежливое слово”, М. Танич “Волшебные слова”, А. Барто “Признание”, “Спасибо”, М. Поздеева “Сказка о вежливых словах”, О. Емильянова “Вежливые слова” (загадки для детей), В. Берестов “Непослушная кукла”, сказка “Морозко” и многое  другое.С.Прокофьева из цикла «Машины сказки»: «Сказка о грубом слове «Уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке», «Заюшкина избушка» русская народная сказка.

Сюжетно-ролевые игры

 С/р: «Магазин», «У зайчонка день рождения», «Новая кукла».  Игра – драматизация «Добрый день»,  «В автобусе», «В детском саду», «А у нас гости»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация: «Солнышко». «Подарок для мамы» (салфетки), Изготовление макета «Волшебный цветок»

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативные этюды: «Не  сердись – улыбнись», «Поссорились –помирились», «Встреча друзей». «Цветок добра».

Двигательная активность.

Подвижная игра «Лавата», «Если нравиться тебе»

Самостоятельная работа детей с родителями

Выставка книг  «Добрая книга»

Есть волшебные слова,

Все запоры открывают,

Говорим мы их не зря,

Они в жизни помогают,

Возвращают силу вновь,

Убирают боль при муке,

Возрождают в нас любовь,

Грусть снимают при разлуке.

Не стесняйтесь говорить,

Здравствуйте, пожалуйста,

С ними легче нам прожить,

Плыть под белым парусом.

 ( Ребенок берет лепесток, называет слово, втыкает в шарик. Воспитатель читает стихотворение об  этом  слове.)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи 
«Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем 
«До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.

«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.

«Приятного аппетита!» -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.

«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.

«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.

Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: 
«Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».

Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».    Наталья Мажирина

- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, с волшебными словами. Словом  «Здравствуйте», мы желаем здоровья. Пожелаем «Доброго утра» и весь день будет добрый. «До свидания», значит, скоро снова увидимся. Скажем «Спокойной ночи» и будут сниться красивые, добрые сны. Мы поселим цветочек в нашей группе. Давайте выберем для него место.

Д/ игра «Грустно – весело». Ребята, у меня есть 2 коробочки. Эта коробочка, какого цвета (синего), а эта – (желтого). В коробочках живут человечки. Посмотрите внимательно, а какое настроение у человечка из желтой коробочки? (веселое), а у человечка из синей коробочки – (грустное). Давайте покажем друг другу какое у нас бывает настроение.

Мимическая гимнастика (показ воспитателя – дети повторяют)
Мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться.
Мы умеем удивляться, мы умеем жмуриться.

Давайте всех грустных человечков соберем в синюю коробку, а веселых – в желтую. (Человечки разложены на полу. Под музыку дети собирают их в коробки.)
- Может быть, мы грустных человечков унесем из группы, чтобы у нас всегда было хорошее настроение? А веселых человечков я подарю вам.

Рефлексия. - Из каких слов мы сегодня с вами вырастили цветочек? Каких человечков мы собирали в коробочки? А какое у вас настроение?

Приложение 3.
Художественное слово
Пословицы
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрые слова дороже богатства.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Загадки
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»    (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»      (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»    (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»   (Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»   (после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»    (Доброго пути!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»    (вам помочь!)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»    (Поздравляем!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»    (Прошу прощенья!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»    (Добрый день!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»    (Добрый вечер!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»    (Спокойной ночи!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»    (Угощайтесь!)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»    (аппетита!)      Автор. Олеся Емельянова.
СТИХИ
ПРИМЕРНЫЕ ЗВЕРЯТКИ
Солнцем залиты опушки.
Пролетела здесь молва,
Что все птички и зверушки
Знают важные слова.

Села галка на сирень,
Закричала: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Светят солнышка лучи.
Прилетели к нам грачи!

Папа дрозд учил сынишку:
-Ты со всеми, сын, дружи!
Попроси у белки шишку
И "ПОЖАЛУЙСТА" скажи.

Быстро кушают зайчата
Из морковочки салат.
Улыбаются ребята
И "СПАСИБО" говорят.

Ну, а слон не ест, не пьет -
У него болит живот.
Все друзья спешат к нему:
- БУДЬ ЗДОРОВ! - кричат ему.            
Ольга Корнеева

Слово "ПОЖАЛУЙСТА"
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
                                                                
   ДОБРОЕ УТРО
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.            
  Н. Красильников
                                                        
СПАСИБО                                    
Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!

А то бы только-только
  Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
"Спасибо!" ей сказал.

За то, что я родился!
За то, что я живой!

  Приветствия
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".          
(А. Усачёв)
Чудесное слово
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!(В. Юсупов)
Волшебный цветок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание познавательно-творческого проекта в средней группе «Море»

Цель проекта: создание разноплановых условий, способствующих экологическому развитию дошкольников...

Познавательно - творческий проект в средней группе "Снеговик".

Познавательно - творческий проект в средней группе "СНЕГОВИК"....

Краткосрочный познавательно-творческий проект для средней группы «Волшебный мир цветов»

Тема: «Волшебный мир цветов».Актуальность: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, дети испытывают потребность в общении с природой. Цветы - это н...

Информационная карта проекта Краткосрочный познавательно-творческий проект в средней группе «Моя семья – моя радость»

Участники проекта: воспитатель, дети и родители старшей группыТип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2020 года)Возраст детей: младший...

Познавательно-творческий проект во второй младшей группе «Волшебный мир русских народных сказок»

Цель проекта: создание условий для приобщения детей к устному народному творчеству, через  драматизацию сказок и различных  видов  деятельности....

ООД Познавательно - исследовательская деятельность в средней группе "Секреты песка"

Формирование представления детей о происхождении, составе, свойствах песка через опытно-исследовательскуюдеятельность....

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы "Волшебный новый год"

Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Но знают ли дети о празднике что-то еще, кроме Деда Мороза и подарков?Разобраться в эт...