особенности развития самосознания
консультация (младшая группа)

Куликова Мария

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приво­дит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, само­му себе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • В конце второго — начале третьего года жизни поступки детей все чаще оказываются не связаны ни с ситуативным мгновенным желанием, ни с конкретной ситуацией, их мотивом является стремление ребенка к самостоятельности, проявлению его личности. 
  • Начало третьего года жизни связано с этапом целеполагания. Заметим, что младенец мог ставить элементарные цели и стремился их достичь. Например, искал спрятанную игрушку.

  • Для поведения ребенка в раннем детстве характерна ситуативность, т. е. оно неразрывно связано с самой воспринимаемой ситуацией и целиком определяется ею. К.Левин назвал такое поведение «полевым», когда дверь, коробочка притягивают ребенка, чтобы он закрыл и открыл их; лестница — чтобы он поднялся по ней; колокольчик — чтобы он позвонил в него; шарик — чтобы он покатил его и т. д. От каждого предмета исходит определенный побудительный аффект, притягивающий и отталкивающий ребенка.

  • В исследовании Л.С.Славиной было показано, что слова ребенка двух лет не могут разойтись с действительностью. Он повторяет за взрослыми фразы: «Курица идет», «Собака бежит», но затрудняется сказать: «Таня идет», когда Таня сидит перед ним на стуле. Ребенок не способен к выдумке, лжи и обману, и лишь к концу раннего детства появляется элементарная способность говорить не то, что есть на самом деле.

Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, самому себе.

Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительностиhttps://s3.amazonaws.com/media-p.slid.es/uploads/tomaszkolodziej/images/1168103/Fotolia_2095833_M.jpg

  • По мнению Л. С. Выготского, ситуативность поведения ребенка обусловлена своеобразностью его сознания, для которого характерно,         1. единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Восприятие любого предмета аффективно окрашено и поэтому влечет за собой действие с ним.

2.  восприятие и чувствование существуют в неразрывном единстве. Ребенок смотрит на вещи, не отвлекаясь от непосредственных эмоций, которые они вызывают.

Особенности развития самосознания в раннем возрасте:

  • ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий;
  • появляются личное действие, личное желание, сознание «Я сам»;
  • постепенно развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит появление целеполагания, целеустремленности, зачатков конкретной самооценки;
  • возникает гордость за достижения — личностное новообразование периода кризиса трех лет.http://topolek.obr-tacin.ru/images/gallery/031/rodit_i_pom.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы по теме: «Сказкотерапия как средство развития самосознания старших дошкольников»

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом воспитания маленького человека....

Особенности развития самосознания у детей дошкольного возраста.

Основным социальным институтом, формирующим самосознание ребенка, является его семья. Именно здесь закладывается фундамент личности ребенка. Приобретается опыт общения ребенка и взаимоотношений с роди...

"Развитие самосознания у детей старшего возраста при подготовке к обучению в школе"

По мнению отечественных психологов, самосознание играет важную роль в формировании психологической готовности к обучению в школе: Е.Е Кравцова  одной из составляющих психологической готовности к ...

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших....

Статья на тему: "Особенности развития самосознания детей в дошкольный период"

В данной статье представлены понятие и структура самосознания дошкольного возраста и ее схематичное изображение с описанием. А также возрастные особенности, влияющие на становление самосознания....

Особенности становления самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст....

Личностное развитие, развитие самосознания.

Происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Последовательно проявляются 2 особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция» (система внутренне согласован...