Перспективное планирование по аппликации
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Митрофанова Екатерина Владимировна

старшая, средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_aplikacii.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Утверждена на

                                                                           педагогическом совете

                                                                           протокол № 1

                                                                           от 28.09.2010 г.

Рабочая  программа

по учебной дисциплине

 «Изобразительная деятельность – Аппликация»

                                                                           Группа: Старшая разновозрастная

                                                                                       (средняя, подготовительная)

                                                                                                 

                                                             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.  Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.

   Настоящая программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности «Аппликации», детей дошкольного возраста 4-5, 6-7 лет (средняя,  подготовительная группы)

Цель: Формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей
  2. Подводить детей к созданию выразительного образа.
  3. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
  4. Обогащать представление об искусстве (скульптура малых форм)
  5. Формировать умение оценивать свои работы и работы других детей
  6. Воспитывать интерес к аппликации.
  7. Учить использовать средства выразительности в аппликации.
  8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
  9. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

Программа предполагает проведение двух занятий в месяц в средней и подготовительной группе в первую половину дня. Продолжительность занятия 15-20 мин (средняя), 25-30 мин (подготовительная).  Общее количество учебных занятий в год – 18. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1 раз в год,  в мае.

      Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей. И межпредметных связей по разделам:

«Развитие речи» и «Ознакомление с художественной литературой».  Аппликация по впечатлениям прочитанных сказок, литературных произведений. Развитие монологической речи при описании своих работ.

«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомство со строением предметов, объектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Средняя группа

Подготовительная группа

Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с коротких полос, а затем длинных. Учить создавать из полос изображения разных предметов. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов;

Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов из готовых форм. Учить преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части.

Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания.

Поощрять проявление активности и творчества.

Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу и по мотивам народного искусства.

Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений; учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.

Тематический план

(средняя группа)

Месяц

Тема недели

Тема занятия

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Ягоды и фрукты»

«Что нам осень принесла»

Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов

Овощи  Саянского района

Согласованно работать

«Золотая осень»

«Роняет лес Осенний свой убор…»(Коллективная работа)

Воспитывать интерес к  аппликации

Красота окружающей природы

Работать коллективно распределяя работу между собой

Октябрь

«Хлеб»

«Колосок»

Вырезание коротких полосок

«Домашние животные»

«Мой кролик»

Продолжать учить вырезать круг из квадрата, овал из четырехугольника

Раскладывать и наклеивать изображение кролика

Ноябрь

«Животный мир жарких стран»

«Хищные кошки Африки»

Воспитывать аккуратность в работе

Создание композиции из разноцветных ниток

«Наземный транспорт»

«Машина и светофор»

Продолжать учить вырезать из квадрата круг.

Составлять и наклеивать изображение светофора

Декабрь

«Воздушный транспорт»

«Парад воздушных шаров»

Вырезание круга из квадрата

Самостоятельно украшать свою работу

«Народные праздники на Руси. Русский фольклор»

«Узоры на стекле»

Составление узора

Развитие фантазии и воображения

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

«Рукавички»

Создание композиции по замыслу

Сочувствие к животным

Развивать воображение

«Наша родина - Россия»

«Кремль» (Обрывание)

Развивать навыки аккуратного наклеивания

Наша родина

Воспитывать любовь к родине

Февраль

«Народные праздники на Руси. Масленица»

«Дымковский петушок»

Развитие мелкой моторики

Народные праздники

Развитие умения работать коллективно

«Детям об огне и пожаре»

«Пожар»

Оформление аппликации из готовых силуэтов

Развитие чувства композиции

Март

«Что нам стоит дом построить»

«Строим дом»

Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур. Вырезание полосок для забора.

Дома на улице

Использование всей площади листа

Апрель

«Мебель»

«Кукольный уголок»

Гармоничное размещение деталей  композиции на листе

Развитие чувства композиции

«Цветущая весна»

«Цветущая весна»

Создание композиции используя всю площадь листа

Знакомство с первыми весенними цветами региона

Уточнить знания о строении дерева

Май

«Насекомые»

«В гостях у Мухи - цокотухи»

Закреплять навыки аккуратного вырезания и наклеивания

Развивать чувство композиции

«Россия моя мастеровая»

«Матрешки в хороводе»

Развитие творческой фантазии

Свобода выбора изобразительных средств и способа выполнения аппликации

«Дружба»

«Открытка»

Продолжать развивать навыки работы с ножницами и клеем

Развитие творческой активности

Тематический план

(подготовительная группа)

Месяц

Тема

Содержание занятия

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

«Ягоды и фрукты»

«Что нам осень принесла»

Вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной гармошкой

Овощи  Саянского района

Согласованно работать, правильно располагать композицию

«Золотая осень»

«Роняет лес Осенний свой убор…»(Коллективная работа)

Развивать навыки работы с кистью и клеем

Красота окружающей природы

Сочетать метод обрывания с контурным вырезыванием

Октябрь

«Хлеб»

«Колосок»

Продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной гармошкой

Злаки с полей Саянского района

Воспитывать уважение к труду людей выращивающих хлеб

«Домашние животные»

«Мой кролик»

Развивать чувство композиции

Сочетание приема вырезания ножницами с приемом обрывания

Ноябрь

«Животный мир жарких стран»

«Хищные кошки Африки»

Создавать выразительный образ, дополняя деталями

Нетрадиционная техника- мелко нарезанные шерстяные нитки

«Наземный транспорт»

«Машина и светофор»

Вырезание  из бумаги сложенной вдвое

Наблюдение за транспортом на улицах родного села

Выполнение аппликации с натуры (игрушка - автомобиль)

Декабрь

«Воздушный транспорт»

«Парад воздушных шаров»

Силуэтное вырезание фигур круглой и каплевидной формы

Учить работе в коллективе

«Народные праздники на Руси. Русский фольклор»

«Узоры на стекле»

Развивать навыки выполнения аппликации методом обрывания

Народные праздники

Совмещать обрывание с вырезанием для получения красивого узора

Январь

«Как звери в лесу зимуют»

«Рукавички»

Создание композиции по замыслу, а не по образцу

Сочувствие к животным

Развитие воображения

«Наша родина - Россия»

«Кремль» (Обрывание)

Развивать умение делать аппликацию методом обрывания

Наша родина

Воспитывать любовь к родине

Февраль

«Народные праздники на Руси. Масленица»

«Дымковский петушок»

Развитие цветоощущения

Уважение к творчеству народных мастеров

«Детям об огне и пожаре»

«Пожар»

Продолжать учить вырезать симметричные формы из бумаги сложенной гармошкой

Развитие чувства композиции

Март

«Что нам стоит дом построить»

«Строим дом»

Развивать умение составлять изображение дома из геометрических фигур

Дома на улице родного села

Учить украшать поделку деталями выполненными из бросового материала

Апрель

«Мебель»

«Кукольный уголок»

Развивать навыки симметричного вырезания по контуру

Развитие чувства композиции

«Цветущая весна»

«Цветущая весна»

Гармонично размещать детали аппликации с соблюдением перспективы

Знакомство с первыми весенними цветами региона

Создание изображения с помощью ткани

Май

«Насекомые»

«В гостях у Мухи - цокотухи»

Совершенствовать приемы выполнения аппликации методом симметричного вырезания

Применение полученных ранее знаний

«Россия моя мастеровая»

«Матрешки в хороводе»

Закреплять навыки симметричного вырезания.

Свобода выбора изобразительных средств и способа выполнения аппликации

«Дружба»

«Открытка»

Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой и гармоничной композиции

Применение полученных ранее знаний

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Требования к уровню подготовки детей по учебной дисциплине «Аппликация»

Воспитанник должен

Базовая программа

Компонент ДОУ

Национально-региональный компонент

1

2

3

4

Знать

Различные методы выполнения аппликации

Уметь

Средняя группа.

Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.

Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Подготовительная гр. Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и способы вырезания и обрывания.

Создавать сюжетные и декоративные композиции.

Пользоваться различными методами выполнения аппликации.  Использовать различные материалы. Использовать бумагу нужных оттенков, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток. Проявлять самостоятельность.

Передавать особенности внешнего вида животных. Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
  2. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по аппликации в младшей и средней группах

Это одно из моих приложений к опыту работы по аппликации с использованием нетрадиционных материалов (фантиков, дисков, пуговиц и т.д.) А также, кого заинтересует, можете посмотреть перспективное план...

Перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе

Перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе, проводится 1 раз в 2 недели, по лексическим темам....

перспективное планирование по аппликации в средней группе по программе "Радуга". Автор Чекалина Л.В.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) к структуре основной Образовательной программы дошкольного образования определены подходы и принципы построения образовательного процесс...

Перспективное планирование по аппликации в подготовительной к школе группе

На мой взгляд, в данном перспективном плане  представлены наиболее удачные занятия по аппликации....

Перспективное планирование по аппликации в старшей группе в соответствиис ФГОС

Составила перспективное планирование по разделу апликация в соответствии с требованиями ФГОС. В занятия включила физминутки в соответствии с тематическим планированием....

перспективное планирование по аппликации в подготовительной группе

перспективное планирование в подготовительной группе...

перспективное планирование Лепка/аппликация в младшей группе на 2015-2016 учебный год

перспективное планирование по образовательным областям лепка/аппликация. Занятия каждую среду....