Статья по пластилинографии в работе с детьми раннего возрастс
статья по аппликации, лепке по теме

Добычкина Елена Геннадьевна

В статье  опыт работы воспитателя с детьми раннего возраста по пластилинографии. Коротко, но содержательно , написано о пластилине, о его значении для развития детей, особенно раннего возраста, даны рекомендации родителям об идеях совместного творчества с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya_v_rabote_s_detmi_rannego_vozrasta.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пластилинография в работе с детьми раннего возраста

Я работаю воспитателем на группе раннего возраста около 10 лет. Ранний возраст – важный период в жизни ребенка.  Это время первоначального становления личности, стремления к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающими. Познавательная активность малыша с каждым днем растет. Ребенок стремится к обследованию предметов.

В последнее время стала замечать, что малыши с большим удовольствием занимаются лепкой. Это самая любимая их деятельность в детском саду. Первое время не могла понять, почему дети с таким большим желанием лепят. Наблюдая за малышами, сделала вывод, что сама лепка и ее результат доставляют им радость, удовольствие, дети получают результат своей работы, могут его видеть, потрогать, показать родителям.

Лепка оказывает благотворное влияние на их эмоциональное состояние, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Лепка доставляет малышам радость, заряжает их положительными эмоциями.

 Я начинала делать картины по мотивам русских – народных сказок для украшения интерьера сада и ознакомления детей со сказками, чтобы малыши рассматривали их,  узнавали сказки, отвечали на вопросы по увиденному. На сегодняшний день сделаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». В дальнейшем планирую лепку картин по 4 сезонам: зима, весна, лето, осень.

Неожиданно обратила внимание, что малышам нравятся эти картины,  они постоянно рядом со мной, когда я леплю, их привлекает пластилин,  хотят сами лепить или помогать мне. Например, Арсений К.: «Какая красота! А когда я буду лепить?». Поэтому, в этом  году мы стали создавать картины с детьми вечерами в свободной деятельности. Конечно, наши работы  еще сложно назвать  картинами,  но возраст детей (около 2,5  лет) и маленький  временной промежуток, который мы занимаемся пластилинографией, позволяет нам с гордостью представлять свои работы родителям и гостям.

        Что же такое пластилинография? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Каждый человек знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью с его помощью можно рисовать.

 Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.

Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем  мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:

•    Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.

•    Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.

         •     При  лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это…   развитие мозга и даже профилактика болезней!

           Польза пластилина,  заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками

            В наше время выпускают много видов пластилина разного качества. Важно, чтобы пластилин и пасты для лепки были безопасны для малышей. Поэтому родителям своих воспитанников советую покупать пластилин, который сделан на растительной основе, без вредных добавок.

           Работа с пластилином должна доставлять радость малышам! Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат своих детей работе с изобразительным материалом. Поэтому на первом родительском собрании в сентябре-месяце, рассказав родителям о лепке, предлагаю идеи для творчества с детьми дома.

          Дорогие мамы и папы! Предлагаю вашему вниманию идеи для творчества с детьми. Прислушайтесь, пожалуйста, к ним.                                                                    

 Идеи для совместной деятельности дома:

  1. Принесите с улицы ветку и украсьте ее маленькими кусочками пластилина (ягодами).
  2.  Раскатайте из пластилина лепешку (можно придать ей какую-нибудь форму). Предложите ребенку прилеплять на нее мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох…).
  3. Предложите малышу отщипывать маленькие кусочки пластилина (шарики, яблочки, сливы…) от большого куска пластилина. Попросите ребенка «повесить» их на дерево или елку.
  4. Попробуйте сделать пластилинового ежика. Скатайте шарик, предварительно размяв пластилин, чуть-чуть оттяните «носик», из пластилина сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут спички, зубочистки или спагетти.
  5. Можно сделать улитку из пластилина, слепленного «колбаской», свернутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик - это будет голова. На шарике делаем два глаза.  Рожки можно сделать из макарон или тонких колбасок.                                                                                                                          

          Не стоит заниматься пластилином длительное время, не более получаса, чтобы ребенок не заскучал.

          В заключении хочу отметить, что лепка –  важное занятие для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

          Дорогие мамы и папы! Предлагаю вашему вниманию идеи для творчества с детьми. Прислушайтесь, пожалуйста, к ним.                                                                    

 Идеи для совместной деятельности дома:

  1. Принесите с улицы ветку и украсьте ее маленькими кусочками пластилина (ягодами).
  2.  Раскатайте из пластилина лепешку (можно придать ей какую-нибудь форму). Предложите ребенку прилеплять на нее мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох…).
  3. Предложите малышу отщипывать маленькие кусочки пластилина (шарики, яблочки, сливы…) от большого куска пластилина. Попросите ребенка «повесить» их на дерево или елку.
  4. Попробуйте сделать пластилинового ежика. Скатайте шарик, предварительно размяв пластилин, чуть-чуть оттяните «носик», из пластилина сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут спички, зубочистки или спагетти.
  5. Можно сделать улитку из пластилина, слепленного «колбаской», свернутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик - это будет голова. На шарике делаем два глаза.  Рожки можно сделать из макарон или тонких колбасок.                                                                                                                          

          Не стоит заниматься пластилином длительное время, не более получаса, чтобы ребенок не заскучал.

          В заключении хочу отметить, что лепка –  важное занятие для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

          Дорогие мамы и папы! Предлагаю вашему вниманию идеи для творчества с детьми. Прислушайтесь, пожалуйста, к ним.                                                                    

 Идеи для совместной деятельности дома:

  1. Принесите с улицы ветку и украсьте ее маленькими кусочками пластилина (ягодами).
  2.  Раскатайте из пластилина лепешку (можно придать ей какую-нибудь форму). Предложите ребенку прилеплять на нее мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох…).
  3. Предложите малышу отщипывать маленькие кусочки пластилина (шарики, яблочки, сливы…) от большого куска пластилина. Попросите ребенка «повесить» их на дерево или елку.
  4. Попробуйте сделать пластилинового ежика. Скатайте шарик, предварительно размяв пластилин, чуть-чуть оттяните «носик», из пластилина сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут спички, зубочистки или спагетти.
  5. Можно сделать улитку из пластилина, слепленного «колбаской», свернутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик - это будет голова. На шарике делаем два глаза.  Рожки можно сделать из макарон или тонких колбасок.                                                                                                                          

          Не стоит заниматься пластилином длительное время, не более получаса, чтобы ребенок не заскучал.

          В заключении хочу отметить, что лепка –  важное занятие для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

Польза пластилина,  заключается в самой лепке, а не в ее результате. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

Библиография

  1. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова.-М.: Просвещение, Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников.- М:, 2006.
  3. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. / О.А. Новиковская.- М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  4. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина / Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб.- Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2003