Главные вкладки

    ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "МУКАСОЛЬКА"
    рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

            Новизна программы «Мукасолька» состоит в том, что на занятиях используются пальчиковые игры, заучиваются небольшие стишки по теме занятия. А так же доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты. Создание ребенком даже самых простых скульптур – является творческий процесс.

           

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mukasolka.doc207.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Центр детского творчества»

                                                                                           Утверждена приказом

                                                                                     директора ЦДТ №

                                                                                                       от_____________________

                                                                                                           _______________________                                                                                                                                                                                      

    ПРОГРАММА

    дополнительного образования детей

    «МУКАСОЛЬКА»

    для обучающихся 4 – 7 лет

    срок реализации 2 года

                 

                                                                                                          Бацура Елена Владимировна

                                                                                                              Педагог  Д.О.

     

                                                           г.Верхотурье

                                                               2012г.

    Пояснительная записка

    «Когда творим мы чудеса,

    Порою не осознавая,

    Мы вносим в детские сердца

    Крупинку радости и смеха, и тепла.

    Мы учим видеть и ценить

    То,что другие часто и не замечают.

    Природу, мир вокруг себя любить,

    Традиций предков наших не забыть.

    Мы вносим в мир прекрасные слова

    Тогда, когда творим мы чудеса…»

    Киселёва А.А.

            Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он (дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться. Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

            Педагоги и воспитатели уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, особо выделяя пальчиковую гимнастику. Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения в развитии моторных функций проявятся в быту, игровой деятельности, действиях с предметами. Опыт работы показал, что эти дети не любят завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, неохотно выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора при рисовании дают стереотипные изображения; не получаются у них работы из природного материала, лепка из пластилина, вырезывание из бумаги. Всё это связано с трудностями овладения точными дифференцированными движениями.

            Для того чтобы дети с удовольствием и желанием приступали к различным заданиям, способствующих развитию моторных функций была составлена образовательная программа «Мукасолька» по работе с необычным материалом, пластичным и послушным – солёным тестом.
    Лепить из теста - одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук.

             Программа актуальна, так как  лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

            Новизна программы «Мукасолька» состоит в том, что на занятиях используются пальчиковые игры, заучиваются небольшие стишки по теме занятия. А так же доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты. Создание ребенком даже самых простых скульптур – является творческий процесс.

           Педагогическая целесообразность.  Создавая кружок «Мукасолька», мною в первую очередь преследовалась терапевтическая цель – развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, развитие речи у детей дошкольного возраста, посещающих студию раннего развития «Малышок».

           Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, сушили, раскрашивали. При этом фигурки из соленого теста хранились долго и хозяева относились к ним очень уважительно.

          Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму.

          Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке, а затем раскрасить. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.

    Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

    Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

    Легко отмывается и не оставляет следов.

    Безопасно при попадании в рот.

    Не липнет к рукам при лепке.

    Можно сушить на воздухе.

    Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

    Если покрыть лаком - сохранится на века.

    С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
           Для того чтобы попробовать свои силы в лепке из солёного теста, достаточно освоить простые, доступные приёмы, даже дошкольникам. А изделия из солёного теста, сделанные своими руками, доставят радость и детям, и взрослым.

             Занимаясь тестопластикой, дети, как ни в каком другом занятии снимают свои негативные эмоции, никакие другие виды деятельности не производят такого эффекта, как разрывание теста на кусочки, а потом создание из него чего-то нового. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус, развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи. Из соленого теста можно лепить всё, что угодно.

            Малыши начинают с элементарных колбасок и колобков, грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше - более сложные предметы и даже композиции. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контур самостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы получить от детей желаемый результат, мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи, потешки, что способствует релаксации и поддержанию в группе спокойной атмосферы. Наличие интереса побуждает к творчеству, фантазии детей.

             Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет, художественно – эстетической направленности, составлена с учетом возрастных особенностей детей. Методика работы с детьми предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степенью трудностью. Программа рассчитана на 2 года обучения. Для групп каждого года обучения занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 25 – 30 минут, что составляет 18 часов в год. Максимальное количество детей в группах – 10 человек.

          Цель образовательной программы «Мукасолька»: создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.

    Задачи 1-й год обучения: 

    Образовательные:

    1. Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры.

    2.  Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста.

    Развивающие:

     Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих

    рук.    

    Развивать речь, расширять словарный запас.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.

    2.  Побуждать детей самостоятельно выбирать способы лепки при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.

    По окончании курса дети должны знать:

    Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста.

    Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста.

    Основные приемы лепки.

    Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий.

    Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом.

    Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста.

    Приемы разметки по тесту.

    Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков.

    По окончании курса дети должны уметь:

    Соединять детали из соленого теста различными способами.

    Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д.

    Правильно сушить и оформлять изделие.

    Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

    Изготовлять небольшую картину из соленого теста.

    Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков.

    Работать как под руководством педагога, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

    Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

    Творчески подходить к выполнению работы.

    Задачи 2-й год обучения: 

    Образовательные:

    1. Совершенствовать навыки ручного труда средствами лепки из соленого теста.

    2. Формировать умения и навыки работы нужными инструментами и приспособлениями, украшая свою работу.

    Развивающие:

    1. Продолжать развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов лепки.

    2. Развивать конструкторские способности, мышление, воображение, фантазию.

    Воспитательные:

    1.   Воспитывать ответственность при выполнении работ.

    2. Способствовать воспитанию внутренней свободы ребенка, формировать потребность детей к саморазвитию.

    По окончании курса дети должны знать:

    историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;

    инструменты и приспособления для лепки;

    правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

    правила оборудования рабочего места;

    правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

    понятие теплого и холодного цвета;

    пропорции тела человека.

    По окончании курса дети должны уметь:

    Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

    Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

    Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

    Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

    Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

    Соблюдать технику безопасности;

    Оценивать свою работу и работы своих товарищей;

    Работать в коллективе.

           Отличительной особенностью данной программы является тесная связь лепки с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой.  Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

    Программа предлагает эффективные методы занятий в объединении образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, ролевые игры, игры - путешествия, конкурсы, выставки изделий.

        Как приготовить соленое тесто

           Основной материал для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста: на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
          В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).

            Для изготовления теста в одной пропорции нужны продукты в следующем количестве:

    - Соль - 200 г;
    - Мука - 500 г;
    - Вода - примерно 250 мл  (количество воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
    - Клей - 2ст. ложки.
          Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным. 

    Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

          Для раскраски  просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным  быстро сохнущим глянцевым лаком.

    В программе используются различные методы обучения:

            Объяснительно-иллюстративный    метод    (предлагается    образец,

                который  дети  рассматривают,   анализируют  и  работают  над   его изготовлением).

    Исследовательско-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов. Этот метод направлен на      развитие творческого мышления.

    Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

    Используемые приемы в лепке:

     «Разминание» — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

    «Отщипывание» — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

    «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

    «Сплющивание» — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

      На занятиях у детей вырабатываются не только технические знания и навыки, но и воспитывается художественно - эстетический вкус, развивается наблюдательность, прививается любовь к труду.

    Принципы контроля. Учет результатов работы.

    Старательность

    Систематичность

    Индивидуальный подход, хорошее владение техникой работы

    Достижение конечного результата

    Поощрение

    Ведение журнала: учет посещаемости

    Участие в учережденческих и муниципальных выставках.

            К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка.

    На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить

    следующие виды контроля знаний, умений и навыков: беседы в форме «вопрос - ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

          Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

          Контрольные работы на время для выполнения определенной операции по предмету для проверки аккуратности, внимательности, ответственности за выполняемую работу (особенно для групповых занятий).

          После нескольких изученных приемов работы с различным инструментом предусматриваются занятия по повторению правил техники безопасности при работе с инструментом, оборудованием и др.

    Проведение выставок изделий, с обсуждением каждой выполняемой работы.

    Основной формой подведения итогов обучения является участие детей в муниципальных, учережденческих конкурсах и выставках.

            Данная программа модифицирована - составлена на основе Интернета и образовательной программы Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г., Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

     

    Учебно – тематический план 1-го года обучения

    тема

    практика

    теория

    кол-во

    часов

    1

    Вводное занятие. История появления соленого теста. Техника безопасности. Правила работы с соленым тестом. Лепка Колобка.

    1

    1

    2

    2

    Дары Осени.

    Лепка «Корзинка с овощами, фруктами».

    1

    1

    2

    3

    Маленькие друзья. Лепка насекомых (бабочка, жук, божья коровка, гусеница, стрекоза, улитка).

    Роспись насекомых.

    1

    1

    2

    4

    «Новогодние снежинки».

    Роспись готовых снежинок.

    1

    1

    2

    5

    Панно «Морские обитатели» (осьминог, дельфин, рыбы, черепаха, кораллы, водоросли). Коллективная работа. Роспись поделок, оформление панно.

    1

    1

    2

    6

    Подарок мамочке.

    «Декоративная решетка с цветами».

    2

    -

    2

    7

    «Русские матрешки». Работа по трафарету.

    Роспись готовых изделий.

    1

    1

    2

    8

    В гостях у сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заячья избушка».

    1

    1

    2

    9

    Итоговое занятие. Выставка работ. Развлечение «На балу у Мукосольки».

    2

    -

    2

                                                                        ИТОГО:

    11

    7

    18

    Содержание курса

    1. Вводное занятие. История появления соленого теста. Техника безопасности. Правила работы с соленым тестом.

    Практическая работа: Лепка Колобка.

    2.  Дары Осени. Лепка «Корзинка с овощами, фруктами».

    Учить детей на выбор лепить из цветного теста предметы удлиненной, овальной формы, характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание. Показать способ соединения деталей с помощью стеки, воды.

    Практическая работа: Лепка «Корзинка с овощами, фруктами».

    3. Маленькие друзья. Лепка насекомых (бабочка, жук, божья коровка, гусеница, стрекоза, улитка). Роспись насекомых.

    Учить детей лепить из цветного теста насекомых. Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики, крылья) и декорированию образа (оформление раковины). Закрепить способ соединения частей водой. Раскрашивать готовые работы гуашью, правила работы с кисточкой.

    Практическая работа: Лепка насекомых (бабочка, жук, божья коровка, гусеница, стрекоза, улитка). Роспись насекомых.

    4. «Новогодние снежинки». Роспись готовых снежинок.

    Наблюдение за морозным рисунком на стекле. Учить раскатывать тесто в длинный жгутик. Придумывать свой узор снежинки, подбирать краски.

    Практическая работа: Изготовление и роспись снежинки.

    5. Панно «Морские обитатели» (осьминог, дельфин, рыбы, черепаха, кораллы, водоросли). Коллективная работа. Роспись поделок, оформление панно.

    Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать чувство композиции. Учить детей лепить фигурки морских обитателей, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами инструментами.

     Практическая работа: Роспись поделок, оформление панно.

    6. Подарок мамочке. «Декоративная решетка с цветами».

    Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме.

    Практическая работа: Лепить «Декоративную решетку с цветами».

    7. «Русские матрешки». Работа по трафарету. Роспись готовых изделий.

    Познакомить детей вырезанию поделки с помощью трафарета, наносить узоры различными подручными инструментами. Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью.

    Практическая работа: Лепка  и роспись матрешек.

    8. В гостях у сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заячья избушка».

    Формировать умение передавать строение и характерные особенности персонажей сказки. Применять в работе свои знания и умения. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронность работы обеих рук.

    Практическая работа: Лепка сюжетных композиций сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заячья избушка».

    9. Итоговое занятие. Выставка работ. Развлечение «На балу у Мукосольки». 

    Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.

    Учебно – тематический план 2-го года обучения

    тема

    практика

    теория

    кол-во

    часов

    1

    Вводное занятие. Техника безопасности на занятии.

    Лепка «Совушка - Сова».  

    1

    1

    2

    2

    Дары Осени.

    Лепка композиции «Лукошко с грибами».

    1

    1

    2

    3

    «Домашние животные».

    Роспись готовых изделий.

    1

    1

    2

    4

    Скоро, скоро Новый год. Лепка елочных украшений.

    Роспись поделок.

    1

    1

    2

    5

    Сувенир «Магнитик на холодильник».

    Роспись магнитика.

    1

    1

    2

    6

    «Бусы и браслеты в подарок мамочке».

    2

    -

    2

    7

    Лепка  и роспись пасхальных яиц.

    1

    1

    2

    8

    «Сказочная Птица».

    Роспись готовой птицы.

    1

    1

    2

    9

    Итоговое занятие. Выставка работ. Развлекательная программа.

    2

    -

    2

                                                                        ИТОГО:

    11

    7

    18

    Содержание курса

    1. Вводное занятие. Техника безопасности на занятии. Лепка «Совушка - Сова».

    Вспомнить правила работы с соленым тестом, из каких ингредиентов состоит. Учить детей лепить птиц от овала, делить тесто на равные части, сплющивать для получения крыльев, использовать стеку.  

    Практическая работа: Лепка «Совушка - Сова».

    2. Дары Осени. Лепка композиции «Лукошко с грибами».

    Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички), передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой.

    Практическая работа: Лепка композиции «Лукошко с грибами».

    3. «Домашние животные». Роспись готовых изделий.

    Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Учить лепить объемные фигурки животных на основе каркаса из фольги. Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей животных. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла.

    Практическая работа: Лепка и роспись домашних животных.

    4. Скоро, скоро Новый год. Лепка елочных украшений. Роспись поделок.

    Совершенствовать навыки лепки округлых и овальных форм, делить конусовидную форму на равные части. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству.

    Практическая работа: Лепка елочных украшений. Роспись поделок.

    5. Сувенир «Магнитик на холодильник». Роспись магнитика.

    Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.).

    Практическая работа: Лепка сувенира «Магнитик на холодильник». Роспись магнитика.

    6. «Бусы и браслеты в подарок мамочке».

    Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления подарков. Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Предвидеть результат и достигать его. Учить детей работать при помощи шаблона, дополнять изделие различными элементами (бисер). Развивать мелкую моторику и воображение.

    Практическая работа: Лепка подарков для мамочки.

    7. Лепка  и роспись пасхальных яиц.

    Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами.

    Практическая работа: Лепка  и роспись пасхальных яиц.

    8. «Сказочная Птица». Роспись готовой птицы.

    Учить лепить сказочную птицу, используя навыки в скатывании и раскатывании теста, развивать творческое воображение; заполнять пространство декоративными элементами. Закреплять навыки нанесения рисунка на поверхность изделия из соленого теста с помощью палочек, зубочисток, соломинок, стеки. Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронность работы обеих рук.

    Практическая работа: лепка и роспись «Сказочной птицы».

    9. Итоговое занятие. Выставка работ. Развлекательная программа.

    Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность.

    Перечень материально – методического обеспечения

           Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для реализации программы:

    доски, скалки для раскатывания теста;

    салфетки - бумажные и тканевые;

    различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;

    инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа - чупсов;

    печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;

    формочки для кексов, формочки для игр с песком;

    трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны;

    соединительные детали: использованные стержни от шариковых ручек, палочки;

    природный материал (ракушки, перья, шишки, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);

    бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, кусочки ткани, нитки и т.д.);

    пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;

    клей ПВА;

    кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

    Список литературы

    Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Зимина Н.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192 с.: ил.

    Методика И.А. Лыковой «Лепим из глины, пластилина, теста». Москва,

              2007 г.

    Пицик А.А. Игрушки из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 64 с.: цв. ил.

    «Программа специального коррекционного учреждения IV вида» (под редакцией Л.И. Плаксиной, Москва, 2003 г.).

    Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Лыковой И.А., Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.

    Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, 2005 г.

    Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004г.

    Соленое тесто. Поделки, игрушки, сувениры, панно, фоторамки / [сост. С. Ю. Ращупкина]. – М.: РИПОЛ класск, 2011.

    Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.

    Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005г.

    Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).

    Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.

    Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.

    Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

                                                                                             

    № занятия

    Пальчиковые игры, стихи (1- й год обучения)

    1

    Колобок - румяный бок, (Левая кисть лежит на
    Укатился за порог! столе ладонью вверх. Правой раскрытой ладонью
    круговыми движениями, как катаем пластилиновый шарик, водим поверх левой ладошки)

    Скок-по-скок, скок-по-скок (Правую ладонь сжать
    Укатился за порог!      в кулачок, и послогово с небольшим надавливанием

    "пройтись" кулачком, как   молоточком, по подушечкам  пальцев левой руки. На шестой слог – кулачком "стукнуть" в середину ладони, и закончить круговыми движениями)

    Покатился Колобок (поменять руки и
    По тропинке во лесок! выполнять движения из предыдущей части)
    Скок-по-скок, скок-по-скок,
    По тропинке во лесок!

    Повстречал в лесу зайчонка, (Двумя пальчиками каждой руки изображаем
    "ушки" зайчика, слегка сгибая и разгибая - указательный и средний
    подняты вверх, остальные прижаты к ладони) И зубастого волчонка, ("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы на двух руках)
    Мишку косолапого. (Кулачки сжать и послогово "потопать" по столу)
    А лисичка Колобка Хвать! Взяла и сцапала! (Пальцы обеих рук быстро
    соединить в замок)

    2

                                                                   Овощи на грядке

                                                                                Играют с нами в прятки.

                                                                          Вот тяжелый кабачок

                                                                          Лег лениво на бочок.

                                                                                  Вот капуста растолстела,

                                                                           От росы вся запотела.

                                                                                    Помидоры раскраснелись

                                                                                     И на солнце засмотрелись.

                                                                      А зеленый огурец

                                                                                    Под листочек вдруг залез.

                                                                                       Ровненько на грядках вновь

                                                                                       Под землей растет морковь.

                                                                             Свекла, репа и чеснок

                                                                              Запасают силы впрок.

                                                                               Лук красиво зеленеет,

                                                                                     Под землею сам толстеет. «Фруктовая ладошка»

    Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
    Он, конечно, не один,
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит: «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас,
    Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя)

    Мы капусту рубим – рубим.
    ( поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола ),
    Мы капусту трем – трем.
    ( потираем ладошки ),
    Мы капусту солим – солим.
    ( «солим» небольшими щепотками левой и правой руки ),
    Мы капусту жмем – жмем.
    ( сжимаем – разжимаем левую и правую руки в кулачки ).

    3

    Божья коровка

    По цветку ползет букашка

    На ней красная рубашка.

    Маленькая крошка

    На спине горошки.                              Паучок

    Паучок ходил по ветке,
    (руки скрещены)
    А за ним ходили детки.
    (пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
    Дождик с неба вдруг полил,
    (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик)
    Паучков на землю смыл.
    (хлопок ладонями по столу/коленям)
    Солнце стало пригревать,
    (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками - солнышко светит)
    Паучок ползёт опять,
    (действия аналогичны первоначальным)
    А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
    ("Паучки" ползают на голове)

    4

    Тихо падают снежинки.

    Легкий ветер гонит их.

    То построит хороводы,

    То, как вальс, закружит их.

    Ветер стих, снежинки плавно

    Ниже опускаются.

    Собрались в комок пушистый,

    На ветру качаются..

                                                                СНЕЖИНКИ

                                                                     К нам снежинки прилетели,

                                                                     На ладошки к деткам сели.

                                                                     Кружились, летели,

                                                                     На ладошку сели.

                                                                     Но подул вдруг ветерок,

                                                                     Разлетелся наш снежок.

    5

    Под водой растут Рога
    Охраняют от врага.
    За Рога и Рожки
    Прячутся рыбёшки.
    (
    Кораллы.)                                              О дельфинах всем известно

    —                                                                Нет животных интересней:  
                                                                      Острый ум, движенья ловки
                                                                      И легки для дрессировки.

    Чудо-Зонтик на волне
    Весело качается.
    Мириадами огней
    Он переливается.
    Зонтик водянистый
    Любит жить где чисто.

    (Медуза)                              

    «Подводный мир»

    Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
    Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
    Здесь прозрачная вода. (разводят ладони в стороны)
    Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
    Вот медуза, вот кальмар. (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны)
    А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
    А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук)
    Гостей встречает осьминог.

    6

    Цветок

    У каждого из вас кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

    Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

    Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

    Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

    К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).

    И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

    До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

    Наши алые цветки,

    Распускают лепестки.

    (Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышит.

    (Покачивайте кисти рук)

    Наши алые цветки

    закрывают лепестки,

    (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

    Тихо засыпают,

    Головой качают.

    ("Цветом" снова покачивается на ветру)

    7

    Алый шелковый платочек,

    Яркий сарафан в цветочек,

    Упирается рука

    В деревянные бока.

    А внутри секреты есть:

    Может — три, а может, шесть.

    Разрумянилась немножко.

    Это русская... (матрешка).                        

    8

    Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

    Будем пальчики считать,

    Будем сказки называть

    Рукавичка, Теремок,

    Колобок - румяный бок.

    Есть снегурочка краса,

    Три медведя, Волк, Лиса.

    Не забудем Сивку-Бурку,

    Нашу вещую каурку.

    Про Жар-птицу сказку знаем,

    Репку мы не забываем.

    Знаем Волка и козлят

    Этим сказкам каждый рад.

      Мимическая гимнастика

    Давайте, мы как мышка испугаемся;

     Как лягушка похохочем (ха-ха-ха);                                                                  

    Как зайчик потрясемся, подрожим под   кустиком;

     Как волк повоем (у-у-у) ;
    Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим                                                                            Хвостиком, заметем следы;
    Как медведь нахмуримся.

    № занятия

    Пальчиковые игры, стихи (2- й год обучения)

    1

    (Машем руками)
    Летела сова,
    Весёлая голова.
    Летела-летела,

    (Кладём руки на голову)
    На головку села.
    Села, посидела,
    Головой повертела
    (Снова машем руками)
    И опять полетела.

                                                               
    У
    совы полно забот,
    Не прополот огород.
    Ей дела сейчас бы бросить
    И дупло пропылесосить,
    Но совята-шалунишки
    Все испачкали штанишки,
    Крылья, лапы промочили,
    В луже плавать мышь учили.
    Громко ахает сова:
    «Просто кругом голова!
    В чем же мне вести совят
    Завтра утром в детский сад?»
     

    2

    Ходят в рыженьких беретах —
    Осень в лес приносят летом.
    Очень дружные сестрички,
    Называются...
    лисички

    Осень, дождь на целый день,
    Листопад и мокротень.
    Только им не зябко -
    Одноножкам в шляпках
    . Грибы

    Не спорю — не белый,
    Я, братцы, попроще.
    Расту я обычно
    В берёзовой роще.
    Подберёзовик

    Я в красной шапочке расту
    Среди корней осиновых.
    Меня увидишь за версту -
    Зовусь я - …
     подосиновик

    «Грибы»

    Я корзину в лес беру, (Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»)
    Там грибы я соберу. (Разводят ладошки в стороны и снова соединяют)
    Удивляется мой друг: (Показывают удивление, поднимая плечи вверх)
    «Сколько здесь грибов вокруг!» (Разводят руки в стороны)
    Подосиновик, маслёнок, (Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки)
    Подберёзовик, опёнок,
    Боровик, лисичка, груздь –
    Не играют в прятки пусть!
    Рыжики, волнушки
    Найду я на опушке,
    Возвращаюсь я домой,
    Все грибы несу с собой.
    А мухомор не понесу, (Большой палец левой руки оставляют, грозят им)
    Пусть останется в лесу!

    3

    Кошки – мышки

    Эта ручка – мышка. (Правая рука.)

    Эта ручка – кошка. (Левая рука.)

    В кошки – мышки поиграть (Пошевелить пальцами.)

    Можем мы немножко.

    Мышка лапками скребёт, (Соответственно.)

    Мышка корочку грызёт. (Правая рука «покусывает» пальцы левой руки.)

    Кошка это слышит (Рука к уху.)

    И крадётся к мыши. (Правая рука «крадётся».)

    «Домашние животные»

    Довольна корова своими (показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)
    телятами,
    Овечка довольна своими
    ягнятами,
    Кошка довольна своими
    котятами,
    Кем же довольна свинья?
    Поросятами!
    Довольна коза своими
    козлятами,
    А я довольна своими ребятами! (показывают на себя и разводят ладони в стороны)

    4

    За окошком снег идёт,
    Значит, скоро Новый год.
    Дед Мороз уже в пути,
    Долго к нам ему идти
    По заснеженным полям,
    По сугробам, по лесам.
    Принесёт он ёлочку
    В серебряных иголочках.
    С Новым годом нас поздравит
    И подарки нам оставит.

    5

    На разминку

    На разминку становись!

    Вправо-влево покрутись

    Повороты посчитай,

    Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

    Начинаем приседать —

    Раз-два-три-четыре-пять.

    Тот, кто делает зарядку,

    Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

    А теперь поднимем ручки

    И опустим их рывком.

    Будто прыгаем мы с кручи

    Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

    А теперь ходьба на месте,

    Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

    За столы мы сядем, вместе

    И возьмёмся за дела. (Дети садятся за столы.)

    6

    «Наши мамы»

    Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
    Всех их очень любят дети!
    Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
    Повар, милиционер,
    Швея, кондуктор и учитель,
    Врач, парикмахер и строитель –
    Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
    Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

    Хочу лесные бусы я маме подарить,

    они не продаются, их надо смастерить.

    Я вдену паутинку в сосновую иглу,

    Иголкой землянику душистую проткну,

    Потом найду чернику, но в рот не положу,

    Поближе к землянике чернику усажу.

    Потом орех прохладный

    На тропке подниму,

    А следом желудь желтый подвинется к нему,

    Потом найду рябину и все начну опять:

    Багряный, черный, желтый

    Низать,  низать, низать.

    Я сделаю застежку из мягкой бересты,

    Такие бусы маме в лесу найдешь и ты.

    7

    Пасхальное яйцо

    Посмотрите, что за чудо
    Положила мама в блюдо?
    Тут яйцо, но не простое:
    Золотое расписное,
    Словно яркая игрушка!
    Здесь полоски, завитушки,
    Много маленьких колечек,
    Звёзд, кружочков и сердечек.
    Для чего все эти краски,
    Словно в старой доброй сказке?
    Мама всем дала ответы:
    - Пасха – праздник самый светлый,
    А яйцо, известно мне,
    Символ жизни на земле!

    8


    Солнца корона сверкает, искрится
    Рыбка ныряет в ручье, серебрится
    Лебеди белые кружат в волнах
    Яркие бабочки дремлют в цветах.
    Вот на полянку жар-птица садится
    Ежик колючками грозится
    Вот на лужайке танцуют слонята
    Вот притаился леший лохматый
    Гном бородатый для лапочки-дочки
    Вяжет из ягод и травок веночки
    А у избушки на курьей ножке
    Баба Яга варит шишки в лукошке.

    Чудо-птица 

    Я – птица, только не кукушка,

    Не гусь, не чайка, не пингвин,

    Не грач, не дятел, не индюшка,

    А важный расписной павлин.

    Когда орёл парит над лесом,

    Стучит в бору сосновом дрозд

    И сойка сочиняет песни,

    Я расправляю чудо-хвост!

    Трудилась день и ночь природа,

    Чтоб эту красоту создать.

    Вы на рисунок посмотрите:

    В нём краски солнца и огня!

    Любуйтесь мной, а захотите,

    Сфотографируйте меня

    И напечатанные снимки

    Развесьте в рамках на стене.

    Пускай вам яркие картинки

    Напоминают обо мне.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

          Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования

    дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Шахматы»

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Шахматы»...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

    При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...