"Гадкий утенок"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Шаханова Наталья Александровна

Конспект занятия по скульптурной лепке для детей старшего дошкольного  возраста, по сказке Г.Х. Андерсена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной деятельности для детей разновозрастной группы.

Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.

Тема: «Гадкий утенок». (коллективная композиция на фольге по сказке Х.К Андерсена).

Программное содержание: Совершенствовать технику скульптурной лепки. Продолжать учить оттягивать от всего куска пластилина такое количество материала, которое необходимо для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорции. Воспитывать интерес к познанию природы и более точному отражению впечатлений в изобразительном творчестве. Воспитывать познавательный интерес к произведениям художественной литературы.

Предварительная работа.

Чтение сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утенок».  Рассматривание изображение лебедя на картинках, книжных иллюстрациях, альбомах.

Материалы, инструменты, оборудование.

Пластилин, матерчатые и бумажные салфетки, стеки, клеенки, карточки с изображением водоплавающих птиц, лист А-3, фольга.

Порядок проведения.

Воспитатель показывает детям подготовленную заранее композицию «Зеркальное озеро», картинки с лебедями. Читает отрывок из сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок».

 Воспитатель еще раз показывает «Зеркальное озеро», изготовленное из фольги, сообщает, что на этом озере будут плавать лебеди. Помещает на композицию красивую грациозную лебедушку с гордо изогнутой шеей. Показывает  детям, приемы лепки и напоминает, что лепить лебедей лучше скульптурным способом – из целого куска, не деля его на части, а только вытягивая из него нужное количество пластилина и моделируя части тела – гордую шею, хвостик. Крылья лепим отдельно, формируя стекой перья и приемом приглаживания прикрепляем к телу. Дети лепят лебедей и свободно размещают их на зеркальной поверхности озера. Воспитатель дополняет композицию камышами также слепленными из пластилина.

 По окончании работы воспитатель предлагает детям рассмотреть получившуюся сюжетную композицию, дать словесную характеристику своей работы с использованием слов (грациозный, гордый, величавый и т.д.)

Образовательная область познание.

Формирование целостной картины мира (интеграция областей: художественная литература, коммуникация).

Тема: «Свет в домах».

Программное содержание: Познакомить детей с разными осветительными приборами, с историей источников света. Дать понятия о тени, как она образуется. Познакомить с театром теней. Развивать воображение, фантазию. Учить делать выводы.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных светильников (керосиновая лампа, лампа с абажуром, люстра, настольная лампа и т.д.). Свеча, тонкая деревянная щепочка, настольная лампа. Образцы разных материалов: лист тонкой бумаги, лист картона, прозрачный пластиковый пакет, небольшие куски тонкой и плотной ткани.

Содержание: Воспитатель спрашивает детей, можно  ли играть, читать в темноте; что делать вечером, когда стемнеет. Обсуждает с детьми, как сделать так чтобы стало светло в темноте, что для этого нужно сделать (включить свет: зажечь электрическую лампочку). Попросить детей назвать,  какие источники света знают они. Рассказывает детям, как электричество приходит к нам в дома. Воспитатель подводит разговор к тому, что электричество придумали не так давно, что раньше его не было, тем самым разговор подводится к истории осветительных приборов.

Воспитатель говорит что совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался, он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. А ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его. Позже в домах в темное время суток стали использовать лучину – длинную, тонкую деревянную палочку (демонстрация лучины). Рассказывает, что лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться.  Горит палочка светит, а угольки в воду падают. Но света от лучинок было немного – примерно столько же, как от обычной спички.

Еще дома освещались с помощью свечки. Рассматривают свечу все дети, воспитатель показывает фитиль, объясняет, зачем он нужен. Обсуждает с детьми, много ли света дает свеча, что еще мы чувствуем от свечи (тепло). Далее знакомит детей с керосиновой лампой, с ее устройством, обсуждают с детьми для чего нужен лампе стеклянный абажур и отражатель света.

Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С.Я. Маршака «Вчера и сегодня»:

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

- Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему -

Я не пойму -

Не нужна я никому?

А бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Я глядела сонным взглядом

Сквозь туманный абажур,

И шумел со мною рядом

Старый медный балагур.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Говорили, будто в ней

Пятьдесят горит свечей.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырек под абажуром.

В середине пузырька -

Три-четыре волоска.

Говорю я: - Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырек у вас запаян.

Как зажжет его хозяин?

А гражданка мне в ответ

Говорит: - Вам дела нет!

Я, конечно, загудела:

- Почему же нет мне дела?

В этом доме десять лет

Я давала людям свет

И ни разу не коптела!

Почему же нет мне дела?

Да при этом, - говорю, -

Я без хитрости горю.

По старинке, по привычке,

Зажигаюсь я от спички,

Вот как свечка или печь.

Ну, а вас нельзя зажечь.

Вы, гражданка, - самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

А она мне говорит:

- Глупая вы баба!

Фитилек у вас горит

Чрезвычайно слабо.

Между тем как от меня

Льется свет чудесный,

Потому что я родня

Молнии небесной!

Я - электрическая

Экономическая

Лампа!

Мне не надо керосина.

Мне со станции машина

Шлет по проволоке ток.

Не простой я пузырек!

Если вы соедините

Выключателем две нити,

Зажигается мой свет.

Вам понятно или нет?

Вместе с детьми воспитатель делает вывод, что все светильники светят намного хуже, совсем не так ярко, как электрическая лампочка: сгорают быстро, ветер может потушить, опасно для жизни может случиться пожар.

 Затем педагог показывает детям изображение лампы с абажуром, делает вывод, вместе с детьми для чего нужен абажур (защита от яркого света), обсуждает, из каких материалов абажур может быть сделан.

Затем воспитатель предлагает детям послушать загадку и догадаться, о чем в ней говориться:

Ты упала мне под ноги,

Растянулась на дороге,

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лежа!    (тень)

Воспитатель вместе с детьми проводит эксперименты с тенью, с помощью подсветки настольной лампы (подсветка с разных сторон, с удалением источника и приближением его к предмету). Предлагает поиграть с тенью: изобразить  с помощью рук различных животных и птиц.

После занятия: вечером организовать представление с помощью театра теней (можно инсценировать сказку «Заюшкина избушка»).

Конспект по образовательной области «Коммуникация».

Тема: «Свет».

Программное содержание: вовлекать детей в содержательное общение диалог. Учить рассуждать, аргументировано высказываться. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Уточнить представления детей о словесном составе предложения.

Содержание: педагог просит детей сказать, как они понимают пословицы «Мир освещается солнцем, а голова – знанием», «Неученая голова – что фонарь без огня». (Каждая пословица разбирается отдельно и делаются выводы вместе с детьми). Выводы могут быть такими: «Солнышко дарит людям свет, а знания делают голову светлой и умной», «Голова без знаний похожа на фонарь который не светит, не приносит пользы».

Затем педагог загадывает детям загадки о разных источниках света:

Таять может, а не лед,

Не фонарь, а свет дает.  (свеча).

На кочке огонечек,

На огонечке – пузыречек. (керосиновая лампа)

Золотая птичка 
Вечером в дом влетает - 
Весь дом освещает.  (электрическая лампочка)

После каждой загадки, воспитатель спрашивает детей, почему они так думают, и выслушивает их рассуждения.

После этого организуется игра с мячом. Педагог говорит детям: «Сейчас проверим, какие у вас умные головы. Вставайте в круг. Отвечайте на сложные вопросы. Отвечать будет тот, кому я кину мяч.»

- Назови по порядку все звуки в слове «бра».

- Сколько слогов в слове «печка»?

- Назови первый звук в слове «свеча».

- Назови последний звук в слове «фонарь».

- Сколько слогов в слове «лучина»?

- Сколько слогов в слове «подсвечник»?

- Сколько слов в предложении «На столе стоит лампа с синим абажуром»?

- Сколько слов в предложении « Старушка луна улыбалась на небе»?

После окончания игры дети разучивают с воспитателем скороговорку «Слышу шутки от Машутки и Мишутки». Дети проговаривают скороговорку, помогая себе руками (сжимая и разжимая пальцы), с возрастающим темпом и с разной силой голоса. Далее занятие переходит в свободную деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»

Непосредственно образовательная деятельностьпо художественной литературе в подготовительной группе...

Коррекционно-диагностическое занятие с детьми подготовительной группы по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

Цель- диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной группы по развитию зрительного восприятия....

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»

открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...

Конспект открытого педагогического мероприятия по ознакомлению с художественной литературой с элементами интеграции (развитие речи, рисование) на тему «Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок»

Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андер­сена «Гадкий утенок». Пейзаж к сказке «Гадкий утенок».Цель: выявить уровень усвоения программного материала по направлениям: ознакомление с...