Статья на тему: "Пластилинография как средство равития мелкой мотрики детей старшей группы"
статья по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Голунова Эльмира Шамилевна

Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития  мелкой моторики рук.  Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма .

 В настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами недоразвития мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации. Движения рук  неловкие, несогласованные, особенно заметно это недоразвитие при подготовке руки к письму. Ребёнку трудно долго и правильно  удерживать ручку или карандаш, он быстро устаёт и теряет интерес к данной деятельности. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно декорирование бисером, семенами растений.  Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображении.Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  на тему: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей старшего возраста» .

Воспитатель:  Голунова Эльмира Шамилевна.

Одним из наиболее важных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития  мелкой моторики рук.  Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и пр. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Данная проблема в отечественной педагогике имеет обширную историю. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией»[16] Такие известные учёные как Е.И. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга. В результате пальчиковых упражнений и игр кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 В настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами недоразвития мелкой моторики  и зрительно-двигательной координации. Движения рук  неловкие, несогласованные, особенно заметно это недоразвитие при подготовке руки к письму. Ребёнку трудно долго и правильно  удерживать ручку или карандаш, он быстро устаёт и теряет интерес к данной деятельности. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у дошкольников являются мероприятия по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно декорирование бисером, семенами растений.  Занятия в технике пластилинография помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

Мелкая моторика и  особенности её развития у старших дошкольников

Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям. Поясним понятие «моторика». В Большой медицинской энциклопедии даётся следующее определение: «МОТОРИКА ЧЕЛОВЕКА (от лат. motus— движение), совокупность анатомо - физиол. механизмов, осуществляющих двигательные функции».  Мелкая моторика рук - это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.

В свободной энциклопедии Википедия это понятие трактуется так: «Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, костной, мышечной и зрительной систем в выполнении движений кистей рук». Как видим, с определением данного словосочетания «мелкая моторика» возникают трудности - однозначного понятия не дает ни один физиолог, ни психолог. Исходя из данных определений, можно сказать, что это сложнейший механизм скоординированных действий. Ведь только при взаимодействии всех этих систем получится совершить нужное действие или систему действий. Если ребенок научится хорошо их  выполнять, то его в  жизни будет гораздо проще научить делать очень сложные вещи. По данным физиологии  мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.  Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это, ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Её исследования и разработки убеждают в том, что использование дидактических игр и упражнений с различными по форме  материалами оказывают положительное воздействие на развитие мелкой моторики. Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки и т.д. Поэтому, развитие  навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей.   Дошкольный возраст — наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Чем характеризуется старший дошкольный возраст? Прежде всего, подготовкой к школьному обучению, а именно готовностью руки к письму и овладением разными формами речи - активно развивается диалогическая и монологическая речь. Как же связано развитие  мелкой моторики с развитием речи, подготовкой руки к письму?  Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечает: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией".  Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.[16] Это утверждение свидетельствует о том, что развитие речи невозможно без развития мелкой моторики и что это развитие должно начинаться с раннего возраста.

Практически все детские деятельности способствуют  развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Так, например,  конструирование, где ребёнок взаимодействует с разными по форме, размеру, текстуре  предметами;  ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствует координацию движений, гибкость и точность в выполнении действий; чтение художественной литературы - перелистывание страниц; спортивные игры и упражнения с различным инвентарём и конечно  изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку, аппликацию, где имеется продукт детской деятельности, который можно сохранить, подарить, что является одним из основных стимулов для ребёнка в формировании интереса к данной деятельности. Это даёт основание утверждать, что систематическое использование разнообразных форм работы, оказывает положительное влияние на развитие общих движений кистей рук и на развитие тонких движений пальцев рук, что  помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Современные образовательные программы направлены на всестороннее развитие дошкольников в разных видах деятельности. Одной из задач программы «Детство»  области  «художественное творчество»  является развитие мелкой моторики рук у дошкольников, а именно создание условий, способствующих освоению детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуаши, цветных карандашей, пластилина, глины, теста), развитию мелкой моторики и умению использовать инструменты. Для  реализации задачи предлагается использовать следующие методы и приемы: упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики (пальчиковые игры), а также игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки»); упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов. В программе «От рождения до школы» одним из вариантов  решения   задачи по развитию игровой деятельности предлагается использование дидактических игр и упражнений на развитие  мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.)   Наличие данных задач в образовательных программах доказывает, что развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью всестороннего развития ребёнка. Обе программы направлены на развитие мелкой моторики в разных видах деятельности доступных ребёнку, работа с пластилином также присутствует в программах, но в традиционной форм.  Таким образом, проанализировав исследования в области развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что для эффективного развития мелкой моторики рук у дошкольников необходимо создать систему условий,  по  использованию разнообразных форм работы, таких как пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, предметная и изобразительная деятельность, пальчиковый театр и другие. Результаты исследований Л.С. Выготского, М. Монтессори, В.Сухомлинского, М.М. Кольцовой и др.  убеждают нас в том, что развитие мелкой моторики тесно связанное с развитием памяти, мышления, воображения, речи, должно начинаться с раннего детства при  совместном сотрудничестве семьи и дошкольных учреждений.  Для нас наиболее важны подходы к этой проблеме М.Монтессори, которая определяла развитие мелкой моторики через использование дидактических игр и упражнений с различными по форме, размерам, текстуре материалами. .

 Использование нетрадиционных техник работы с пластилином как средство развития мелкой моторики у детей

Одним из наиболее интересных видов деятельности для ребёнка дошкольника является изобразительная деятельность. Она сочетает в себе рисование, лепку, аппликацию. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника  велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием моторики и  речи.      Изобразительную деятельность можно рассматривать не только как один из предпочитаемых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы  или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений».   В процессе изобразительного творчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представлени.  Рассмотрим отдельно такие виды изобразительной деятельности, как рисование и лепка,  а так же их влияние на развитие мелкой моторики ребёнка:            

  Рисование, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребенка избегать выполнения действий, которые сложны. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений.

Лепка  имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. В рисовании предмет изображается относительным. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл... Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного — тела от приставных частей — все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

 Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.  На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Н.Б. Халезова писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей» .  Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки, изменяет по мере необходимости. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Занятия лепкой комплексно воздействуют на ребёнка:

 - повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

 - развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

 - синхронизируют работу обеих рук

Остановимся на более  подробном  рассмотрении нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии и его влиянии на развитие мелкой моторики. Техника пластилинография соединяет в себе два направления изобразительной деятельности  рисование и лепку. Рассмотрим подробнее, что же в ней от рисования, а что от лепки. Каждый знает, что рисовать можно как традиционными материалами -  кисть, карандаш, мел, краски, восковые мелки, угольный карандаш и др., так и нетрадиционными - пальчиками, ватными палочками, соком, цветной водой на снегу и др.  Техника пластилинография подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые как и краски можно смешивать, накладывать, друг на друга меняя оттенки цвета. В этой технике можно создавать полноценные картины как нарисовал бы их художник, создавая фон, композицию и самое главное, на чём рисовать, всегда есть основа, в данной технике это картон.

       А теперь рассмотрим, что же в этой технике от лепки. Самое главное это использование пластилина, что видно из названия ПЛАСТИЛИНОграфия.   Работа в  данной технике подразумевает использование пластилина и всех его свойств, он  легко меняет форму, его можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография. Теперь мы видим как много общего у техники пластилинография с рисунком и лепкой, совмещая эти направления, получается прекрасный результат.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением задачи, развития мелкой моторики рук дошкольников. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы. Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.  Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.[33] Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.  

Работа с пластилином с использованием нетрадиционных техник и материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалами, использование их требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учит детей владеть руками.

     Задачи по освоению различных приёмов работы с пластилином представлены в современных образовательных программах достаточно широко, дети овладевают этими приёмами в процессе создания поделок из пластилина. А использование техники пластилинография  можно увидеть только в создании работ, с использованием шариков из пластилина наклеенных на картонную заготовку.

Таким образом, можно сказать, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности имеет огромное значение для развития мелкой моторики рук, которое в свою очередь оказывает  влияние на всестороннее, полноценное развитие ребёнка.

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной воспитатель должен, прежде всего, заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному. В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Организация работы в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки в работе с пластилином,  использования бросового материала знакомит их с миром предметов.

Таким, образом, использование метода пластилинография будет эффективным для развития мелкой моторики  при создании следующих условий: наличии системы поэтапного обучения данной технике, заинтересованности детей техникой пластилинография, совместной работе педагогов и родителей, обеспечивающей единство подходов в образовании и при взаимодействии  педагога с детьми.

                                              Список литературы:

1.Баренцова Н. Готовим руку к письму //Дошкольное воспитание. - 1996 -№2. - С. 89.

2. Березина Т.А., Полякова М.Н. Влияние взаимодействия родителей с ребенком на развитие детского творчества // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее: Герценовские чтения. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С.68-70.

4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1978. – 95 с.

5. Ветлугина Н.А.  Художественное творчество и ребенок: Монография-М.: Педагогика,  1972.-  240 с.

6.   Гаврина С.С. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.С. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 192с.

7.  Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. –15 с.

8. Горяев В.Г. Использование музыки на уроках изобразительного искусства в начальной школе. – М.: 1991.

9. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей.- М.: Скрипторий. - 2003.- 80с.

10. Давыдова Г.Н. Пластилинография 1,2,3. Скрипторий 2003.- 51с.

11. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова 3. А.- СПб.: ООО "Издательство "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011. - 528 с.

12. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство.– М.: Просвещение, 1969. – С. 71-90

13. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 2.

14. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М., 1959 – 299с.

15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

16.  Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Советская Россия, 1979 .

17. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М.,1962.

18. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 116 с.

19. Косминская В.Б, Халезова Н.Б Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1981. –  С. 9-21.

20.   Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду.- М.:  Учпедгиз, 1961-145с.

21.  Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб: Союз, 2005.

22.   Лыкова И.А. Лепим с мамой.- Москва Карапуз-дидактика, 2005.

23.  Медицинская энциклопедия [электронный ресурс].- режим доступа.:  http://medencped.ru/motorika-cheloveka/

24.  Муранова Г.Г. Разноцветные фантазии.- Северск, 2008.

25.Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1957, - С. 66.

26. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М.А.- СПб .: Мозаика-Синтез, 2011.

27.   Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в

школу./Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль. 2006.

28.  Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 27-34; №5. - С. 43-53; №6. - С. 36-45.

29. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.

30. Солнцева Е.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / Е.А. Солнцева, Т.В. Белова. - М: АСТ-Астрель, 2007. - 93с.

31.  Стребелева. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2001.

32. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 1971.

33.   Тарасова  Н.В. Пластилинография – яркие краски детства. - Москва 2010.

34.  Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль, 1998.

35. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

36. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Д.В. Лепка в детском саду.- М.: Просвещение,1978.

37.   Халезова Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Изд.Сфера, 2005.-112с

38. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.

39. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Спб.: Лань, 1999. - 32с.

40.Энциклопедия Википедия [электронный ресурс].- режим доступа.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F2%EE%F0%E8%EA%E0

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Консультация «Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, позн...

Консультация «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста»

Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя....

Квилинг как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста

Квилинг как средство развития мелкой моторики   детей старшего дошкольного возраста...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...

Статья на тему: "Глина - как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста"

Глина – как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаЧеловек с древних времен знает, что глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вош...