Образовательная программа дополнительного образования "Художественное творчество"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы- 1 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,  а умелые руки  способствуют развитию мозга»

         Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Детское творчество построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Маленький ребёнок легче выражает свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (объёмное изображение - в лепке, силуэтное - в аппликации, графическое – в рисовании).

Дополнительная образовательная программа «Художественное творчество» комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов художественной деятельности детей на основе придания ей развивающего и творческого характера.

Актуальность состоит в том, что интеграция разных видов художественной деятельности детей, на которых строятся занятия, обеспечивает  оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Программа занятий для младшего и среднего возраста составлена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития И.А.Лыковой «Цветные ладошки», рекомендованной  Учёным Советом Федерального государственного образовательного учреждения Академия повышения квалификации работников образования и Учёным советом Института художественного образования Российской Академии образования. Использовались пособия к данной программе: «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии», «Художественный труд в детском саду», «Дидактические игры и занятия».

Продолжительность реализации образовательной программы – 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю в течение 8 месяцев, длительностью 15-20 минут. Занятия по художественному творчеству построены по принципу интеграции (конструирование и рисование, лепка и конструирование  и др.). Занятия проводятся в изостудии.

Количество академических часов в неделю – 1 час.

Количество академических часов в год – 32 часа.

В начале и в конце учебного процесса проводится диагностика художественно-эстетического развития детей.

Формы проведения итогов реализации образовательной программы – выставка детского творчества.

Целью  программы является формирование у детей младшего и среднего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, форма, ритм, динамика).
  2. Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.
  3. Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество.
  4. Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
  5. Создавать оригинальные образы из двух-трёх деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали.
  6. Учить самостоятельно дополнять образ мелкими оригинальными деталями.
  7. Побуждать детей к экспериментированию с традиционными и нетрадиционными материалами и техниками.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование  представления и отображение ребёнком впечатлений о предметах и явлениях окружающей действительности в продуктивных видах деятельности;
  2. Развитие творчества и творческого воображения;
  3. Формирование самостоятельности, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца;
  4. Формирование аккуратности и трудолюбия;
  5. Развитие умений и навыков в обработке различных материалов;
  6. Развитие мелкой моторики рук;
  7. Овладение обобщенными приёмами создания изображения;
  8. Формирование экспериментальной деятельности детей с художественными материалами;
  9. Повышение интереса к занятиям по рисованию, лепке, конструированию.

Структура занятий

Вводная часть:  игровая мотивация, создание интереса.

Включение игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки); сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; получение писем, посылок; игры – драматизации; упражнения и игры на развитие творчества, цветоведения, воображения; принятие на себя роли юных художников, фотографов, сказочных героев.

 Знакомство с изображаемым предметом.

Основная часть (практическая):  

показ последовательности создания изделия (рисунка). Выполнение работы детьми. Доработка (дорисовывание) изделия с помощью дополнительного материала (деталей) и инструментов.

Заключительная часть:

 рассматривание  и анализ готовых работ.

Проводятся гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

        Для проверки знаний дошкольников будет проведена диагностика освоения детьми дополнительной программы «Художественное творчество» (приложение № 1).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов (блоков)

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1

Цветоведение

1

1

2

Конструирование из природного и бытового материала

4

4

3

Конструирование + рисование

2

2

4

Конструирование + лепка

2

2

5

Плетение из бумаги

1

1

6

Конструирование (бумагопластика)

4

4

7

Лепка

4

4

8

Пластилинография

3

9

Коллаж

2

2

10

Витраж

2

2

11

Нетрадиционные техники изображения в рисовании:

  1. Пальцеграфия;
  2. Печать по трафарету;
  3. Рисование мыльными пузырями;
  4. Витраж;
  5. Роспись на объёме;
  6. Рисование по наждачной бумаге;
  7. Рисование паралоном.

7

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

32

1

31

СОДЕРЖАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Художественное творчество»

№ п/п

Наименование разделов (блоков)

Содержание

1

Цветоведение

Сюрпризный момент (приход Королевы Кисточки), знакомство с красками и цветами, беседа, рассматривание иллюстраций, рисование разных видов линий

2

Конструирование из природного и бытового материала

Слушание сказки, беседа по содержанию, показ способа изображения, инсценирование, самостоятельный выбор материалов ребёнком, изготовление изделия

3

Конструирование + рисование

Чтение стихотворений, подвижная игра, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия

4

Конструирование + лепка

Слушание песни, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия

5

Плетение из бумаги

Гимнастика для глаз, музыкальное сопровождение, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия

6

Конструирование (бумагопластика)

Физкультурная минутка, беседа по содержанию, художественное слово, показ способа изображения, изготовление изделия

7

Лепка

Викторина сказок, загадки, фонограмма, показ выполнения способов изготовления изделий, изготовление

8

Пластилинография

Беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия

9

Коллаж

Самостоятельный подбор материала детьми,  игра «Начни - продолжу», игровое упражнение, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия

10

Витраж

Словесное описание, презентация, сюрпризный момент, беседа по содержанию, показ способа изображения, изготовление изделия

11

Нетрадиционные техники изображения в рисовании:

  1. Пальцеграфия;
  2. Печать по трафарету;
  3. Рисование мыльными пузырями;
  4. Роспись на объёме;
  5. Рисование по наждачной бумаге;
  6. Рисование паралоном.

Просмотр презентации, рассматривание выставки по теме, дорисовывание, музыкальное сопровождение, беседа по содержанию, показ способа изображения, самостоятельный выбор способа изображения и материала детьми, изготовление изделия

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Художественное творчество»

№ п/п

Перечень разделов (блоков) занятий

Используемые формы

Методы и приемы

Дидактическое и техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Цветоведение

Совместно-индивидуальная

Наглядный, словесный, практический (репродуктивный), эвристический.

Гуашь, кисти беличьи, листы бумаги, «Королева-кисточка».

Уточняющие вопросы к детям,

2

Конструирование из природного и бытового материала

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический.

Природный материал, клей, клеевые кисти, клеёнки, тряпочки.

Оформление выставки

3

Конструирование + рисование

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический, исследовательский

Гуашь, кисти клеевые, беличьи, листы бумаги, восковые карандаши, вата, клей.

Оформление выставки

4

Конструирование + лепка

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический

Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти, пластилин, солёное тесто.

Оформление выставки

5

Плетение из бумаги

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический (репродуктивный)

Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти.

Оформление выставки

6

Конструирование (бумагопластика)

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический (репродуктивный)

Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти.

Оформление выставки

7

Лепка

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический

Пластилин, клеенка.

Оформление выставки

8

Пластилинография

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический (репродуктивный), исследовательский.

Пластилин, клеенка, дополнительные детали.

Оформление выставки

9

Коллаж

Интегрирован

ная, совместно-индивидуальная

Наглядный, словесный, практический, исследовательский.

Цветная бумага, картон, клей, клеевые кисти, дополнительный материал.

Оформление выставки

10

Витраж

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический, исследовательский.

Витражные краски, плёнка, пластиковые крышки, образец.

Оформление выставки

11

Нетрадиционные техники изображения в рисовании:

  1. Пальцеграфия;
  2. Печать по трафарету;
  3. Рисование мыльными пузырями
  4. Роспись на объёме;
  5. Рисование по наждачной бумаге;
  6. Рисование паралоном

Интегрирован

ная, индивидуальная

Наглядный, словесный, практический, исследовательский, эвристический.

Гуашь, кисти беличьи, листы бумаги, поролоновые губки, ватные палочки, вата, мыльные пузыри и др.

Оформление выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» (программа ориентирована на детей второй младшей группы 3-4 года)

Конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Дети начинают заниматься LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. В своей программе я бы хотела бы повысит...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества «РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО»

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субъекта отношений с самим ...

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Автор-составитель: Будкина Елена Сергеев

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.программа реализуется с использованием техн...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....