Программа "Сказочная аппликация"
материал по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Васильева Елена Витальевна

Аппликация – это простой и очень красивый вид творчества, где разнообразные узоры и картинки складываются из кусочков разноцветной бумаги. Это увлекательное занятие развивает у ребенка аккуратность, усидчивость, мелкую моторику рук, пространственное мышление и, конечно же, творческие способности.   это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании ,наложении различных форм и закреплении их на другом матерьяле ,принятом за фон ;наиболее  простой и доступный способ создания художественных работ.  С помощью аппликации происходит приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sadik_11.docxlena.docx355.23 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено экспертным

 советом


Пояснительная записка

Аппликация – это простой и очень красивый вид творчества, где разнообразные узоры и картинки складываются из кусочков разноцветной бумаги. Это увлекательное занятие развивает у ребенка аккуратность, усидчивость, мелкую моторику рук, пространственное мышление и, конечно же, творческие способности.   это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании ,наложении различных форм и закреплении их на другом матерьяле ,принятом за фон ;наиболее  простой и доступный способ создания художественных работ.  С помощью аппликации происходит приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. Мы  узнаем насколько велики потенциальные возможности одного из распространенных видов изобразительного искусства — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

  Аппликация может быть :

  • Предметной, состоящей из отдельных изображений (Лист, ветка,дерево,птица,цветок);
  • Сюжетно-тематическая аппликация;
  • Декоративной, включающей орнаменты узоры, которыми можно украсить различные предметы.
  • Аппликация из пластилина;
  • Обрывная аппликация;
  • Аппликация из круп и макарон

Ребенок, осваивает аппликацию ,учится выделять в реальном предмете те стороны которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом , признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками в познании действительности.

Действуя  с предметами и матерьялами , ребенок на практике познает некоторые ее свойства- твердость, мягкость, оббьем величену ,вес, сопротивляемость и т. д.

Основное содержание аппликационных работ в старшей возрастной группе ДОУ-предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Так ,как дети 6года жизни довольно быстро усваивают понятия «вверху»,»внизу»,»посередине»,»друг за другом»,но испытывают трудность ,например, в определении левой и правой стороны, частот путают их.

Программа рассчитана на год работы с детьми старшей группы .

Занятия кружка проводятся во вторую половину дня один раз в неделю. Длительность занятия не превышает 30 минут.

ЦЕЛЬ:

Научить детей овладеть различными пространственными представлениями  и понятиями с помощью аппликации. Необходимо активизировать пассивные и активные движения пальцев рук, научиться вырабатывать положительный настрой при работе с аппликацией , показывать свое эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили.

Задачи:          

  • Расширять знания детей о форме предметов: учить находить и выделять знакомые формы , различать квадрат, прямоугольник по их основным признакам(четыре прямых угла, равные противоположные стороны)
  • Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а так же познавательный интерес.
  • Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.
  • Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом
  • Воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.

ПРИНЦИПЫ:

  • Систематичность
  • Последовательность
  • Личностно- ориентированный подход
  • Природосообразность

Технологии:

  • Традиционное обучение
  • Игровое обучение
  • Эвристическое обучение

Методы:

  • Словесный
  • Игровой
  • Наглядный
  • Авансирование личности

Формы работы:

  • Подгрупповые
  • Индивидуальные

Средства:

  • Цветная бумага, ножницы, клей картон., нитки ,вата,крупа.

Список литературы:

  • Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты Занятий ._М.Мозаика-Синтез,2010.Д.Н.Колдина.
  • Природа и художник. Москва «Глобус»2009 Т.А.Копцева.
  • Занятия по аппликации с дошкольниками. Развиваем самостоятельность ,Санкт –Петербург 2010 Н.Б.Халезова.
  • Занятие по аппликации с дошкольниками. Развиваем самостоятельность. ,Москва 2009 О.А.Малик.

Содержание работы

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Сентябрь

Ваза с цветами

1

Закреплять у детей практические навыки аппликации; формировать пространственные представления – учить правильно располагать изображения на листе бумаги и наклеивать их; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

 

Цветы (размер около 5 см в диаметре), вырезанные из плотной цветной бумаги разных цветов (5-7 цветочков); основа для аппликации – лист картона или плотной бумаги, лист зеленого картона; клейстер, поролоновая губка, тряпочка или салфетка.

Плоды огорода

1

Продолжать учить намечать простым карандашом предмета; знакомить с техникой изготовления фрески

Цветная бумага. Аппликация из силуэтов предметов

Листопад

1

Учить детей намазывать клей при помощи губки с одной стороны изображения; прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, прижимать его ладонью и разглаживать тряпочкой или салфеткой; закреплять знания о различных цветах (сенсорное развитие); формировать инте¬рес и положительное отношение к аппликации.

Разноцветные листочки разной формы (длина около 6 см), вырезанные из плотной двусторонней бумаги, лист картона или плотной бумаги формата; клейстер из муки или крахмала; губки небольшого размера; тряпочка или салфетка.

Берегите лес

1

Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги,сложение в двое.

Цветная бумага. аппликация из вырезанных частей предмета и фреска.

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Октябрь

Красивая бутылка

1

Научить наклеивать наклейки или кусочки клейкой бумаги на объемный предмет, формировать интерес к аппликации.

Небольшая пластиковая бутылка (без рифления с ровными краями, без этикетки); разноцветные наклейки (маленькие геометрические фигуры) или кусочки клейкой бумаги разных форм и цветов. (Мы покупали, да и сейчас покупаем разноцветные ценники-наклейки).

Птицы осени

1

Учить детей вырезать из заготовок разной формы отдельных деталей и составлять из ни образ птицы.

Журнальная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета.

Разноцветная осень

1

Учить вырезать полу овал из прямоугольника путем скгругления верхних углов,вырезать круг из квадрата.

Цветная бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание по контуру

Разноцветные комочки

1

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Двусторонняя бумага черного, коричневого, оранжевого и других подходящих для изготовления камешков цветов; лист картона большого формата; пластмассовое ведерко; коробка клейстер.

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Ноябрь

Платье в горошек

1

Учить правильно, пользоваться наклейками, формировать интерес к аппликации.

Лист белого картона или плотной бумаги с заготовкой для аппликации – контурным изображением девочки в платье, цветная бумага; наклейки (маленькие разноцветные кружочки); цветные фломастеры и карандаши

В комнате

1

Учить детей составлять из геометрических фигур, накладывая их друг на друга,

Цветная бумага накладная аппликация.

Мой гардероб

1

Знакомить детей  с историй и особенность русского народного костюма.

Цветная бумага аппликация из заготовленных частей предмета.

Профессии

1

Учить вырезать необходимые детали, составлять из них и наклеивать пожарную машину.

Цветная бумага аппликация из заготовленных частей предмета


МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Декабрь

Зоопарк

1

Продолжать знакомить детей с новый способом обработки: сгибание в определенной последовательности.

Цветная бумага .Оригами.

Театр

1

Учить детей обрывать бумагу , точно повторять форму круга; составлять из трех заготовленных обрывных кругов задуманных образов.

Лист белой бумаги. Обрывание по контуру.

Готовимся к празднику

1

Учить детей делать подвесную игрушку для елки; соединять с помощью клея четыре детали, пропуская между ними петельки ниток.

Цветная бумага накладная аппликация,

Новый год

1

Познакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге.

Барханная бумага. Аппликация из шерстяных ниток.

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫСЛА

Январь

Белоснежная зима

1

Продолжать знакомить детей с последовательностью выполнения аппликации из ваты на бархатной бумаге.

Вата. Аппликация я на бархатной бумаге.

Снеговичок

1

Продолжаем формировать навыки вырезывания; развиваем глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитываем аккуратность, интерес к аппликации.

Цветная бумага аппликация из заготовленных частей предмета.

Домашние животные

1

Продолжать учить детей обрывать бумагу по контурам неопределенной формы разных размеров и дополнять полученные силуэт графическими изображениями с помощью.

Цветная бумага . Обрывание по контуру.

Обитатели живого уголка

1

Учить детей вырезать силуэт ,передавая плавные изгибы формы;обрыать салфетку, снимать каждый маленький кусок салфетки.

Цветная бумага и салфетки.  аппликация из вырезанного силуэта и скатанных комочков.

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Февраль

Мой дом

1

Учить детей выполнять объемную Продолжать учить складывать  поделку из бобин от липкой ленты: обклеивать их цветной бумагой и оформлять дополнительными деталями

Цветная бумага и бобины от липкой ленты. Коллективная работа. Объемное изделие.

Мой город

1

Продолжать учить складывать прямоугольный лист пополам по горизонтали, сглаживать линии сгиба.

Альбомные листы. Объемное изделие.

Родная армия

1

Учить детей вырезать основные части силуэта яхты, преобразовывать прямоугольник в два треугольника и срезая угол прямоугольника.

Цветная двух сторонняя аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание – мозаики.

Транспорт

1

Продолжать учить детей складывать прямоугольный лист пополам по горизонтали ,сглаживать линию сгиба.

Цветная бумага коллективная работа. Объемная аппликация.


МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Март

Букет роз

1

учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус.

Цветная бумага ,вырезанные круги ,клей ,кисть

Женский праздник

1

Вызывать интерес К работе с разнообразными матерьялами

Цветная бумага и дополнительный матерьял.

Мои друзья

1

Продолжать учить

детей отрывать от листа Цветной бумаги кусочки не большого размера

Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание – мозаика.

Мое тело

1

Продолжать знакомить детей с техникой выкладывания шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге

Бархатная бумага. Аппликация из шерстяных ниток.

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Апрель

Комнатные растения

1

Учить детей сочетать в поделке несколько видов матерьялов

Вата, журнальная бумага ,тесьма. Аппликация из вырезанных силуэтов бумаги.

Космос

1

Продолжать учить детей вырезать симметричные предметы

Цветная бумага .Аппликация из вырезанных предметов.

Весна- красна

1

Учить составлять задуманную сюжетную композицию.

Цветная бумага аппликация из вырезанных частей бумаги.

Пасха

1

Учить детей создавать аппликацию из ткани.

Цветная бумага и ткань.

МЕСЯЦ

ТЕМА

КЛО-ВО ЧАСОВ

ЗАДАЧИ

МАТЕРЬЯЛ И СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ СМЫС ЛА

Май

Мои любимые игрушки

1

Закреплять умение вырезать округлые формы разных размеров.

. Аппликация из вырезанных частей предмета.

Этикет

1

Учить самостоятельно выбирать содержание поделки, подбирать красивые сочетания бумаги.

Цветная бумага .Аппликация из вырезанных предметов.

Бабочка красавица

1

Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

Цветная бумага ,ножницы ,лист зеленого картона,клей.

Скоро лето

1

Познакомить  детей с многообразие луговых растений. Учить создавать образ цветка.

Цветная бумага и горфрированная.Коллективная работа. Накладная аппликация из вырезанных частей предмета.


Критерии оценки знаний  ,умений и навыков воспитанников.

  1. Вопросы среднего уровня сложности:
  1. Что такое  аппликация?
  2. Сформировался ли интерес к искусству аппликация?
  3. Умеет вырезать круглые и овальные формы?
  4. Умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой?
  5. Умеет вырезать симметричные формы из бумаги ,сложенной пополам?
  6. Умеет создавать предметные и сюжетные композиции?
  7. Умеет составлять аппликацию из природного матерьял?
  8. Создает объемные  предметы?
  9. Знакомы ли с простейшими способами складывания из бумаги (оригами) и конструирование?
  10. Составляет и наклеивает изображения ,состоящие из нескольких частей?

Вопросы повышенного уровня сложности?

  1. Преобразует одни геометрические фигуры в другие (квадрат в два – в 2-4 треугольника или маленьких прямоугольников)  ?
  2. Умеет ли составлять  и изготавливать фрески , коллажи?
  3. Составляет простейшие икебаны?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация , виды аппликации

Аппликация , виды аппликации...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".

Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных  способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.

Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"

Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить  знание правил поведения на занятиях по аппликации         2   Побуждать выкладывать изображени...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...