Выступление на семинаре: "Виды лепки"
статья (аппликация, лепка, средняя группа) по теме

Кондратьева Надежда Владимировна

В выступлении говорится о традиционных и нетрадиционных видах и способах лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst._na_seminare_2011_v_internet.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня мы с вами поговорим о лепке в старшей группе. Давайте с вами вспомним, какие бывают виды лепки? ( предметная, сюжетная и декоративная).

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так в лепке ребенок имеет дело с реальным объектом, и ему  нет  надобности,  прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстро овладевают  изображением предмета конструктивной, нежели, пластической формы. Вначале нужно подвести детей к изображению человека конструктивным, а затем пластическим способом.

Сюжетная лепка требует от детей большого объема работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении на подставке или без неё, дополнить лепку деталями.

Для составления сюжетной композиции, прежде всего, следует подумать о подставке, её объёме и форме, а затем вылепить её, распределить и укрепить на ней предмет. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действий

Основные задачи, при обучении сюжетной лепки следующие: научить детей задумывать и

изображать лепные композиции из 2-3 предметов; использовать во время лепки знания формы, пропорций предмета; учить творчески подходить к решению сюжета.

Декоративная лепка позволяет учить детей  предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. К ней относится дымковские, филимоновские,  каргопольские глиняные игрушки. Работа над  декоративной пластиной учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, а главное - красивому декоративному заполнению пространства.

-Теперь мы с вами вспомним способы лепки, (конструктивный, пластический и  комбинированный)

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивным способом) - наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Работу начинают с  основной, более крупной части. Например, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Лепка предмета пластическим способом - это лепка из целого куска. Приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчётливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции и пластику перехода от одной части к другой. Комку глины  придается определенная  исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для гуся, курицы - овоид , (яйцевидная форма), а белку легко вылепить из толстого валика, согнутого в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Всё время проверяется и уточняется правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки  включает в себя оба вышеназванных способа. Из целого куска  лепятся те части, которые составляют основную массу предмета, например: туловище и толстые ноги медведя; голова, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, можно нарушить общую форму.

-Теперь мы  перейдем к практической части и на конкретных примерах рассмотрим виды и способы лепки.

- К конструктивному способу лепки относятся такие темы, как: « Наши любимые игрушки», «Кто под  дождиком промок», «Снежный кролик», « Мы поедем, мы помчимся», « Дедушка Мазай и зайцы» (Мы поедем, мы помчимся» и «Дедушка Мазай и зайцы»- это сюжетные композиции составляются).

А теперь мы на конкретном примере - на лепке кролика  рассмотрим этот способ лепки.

- У кролика какая  самая большая часть тела? (это туловище), оно напоминает яйцо

- А какая по величине голова? (небольшая, круглая, чуть сплюснутая)

- Какие  уши? ( длинные, на кончиках заострённые), а хвостик куцый - короткий и круглый, как снежок. Мой кролик лежит на животике, поэтому лапки чуть выглядывают из- под туловища.

-Давайте с вами подумаем, на сколько разных частей нужно разделить брусок пластилина, чтобы слепить кролика. Посмотрите, все ли части одинакового размера? Да, туловище самое большое, поэтому нужно отрезать стекой половину бруска пластилина. А из этого кусочка получатся все остальные части. Поделим его пополам: половинка для головы и ушей, половинка для лапок. Сколько у кролика лапок? Разделим этот кусочек на четыре равные части.

-Сейчас мы все вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для лепки кроликов. Покажите, из чего будете лепить туловище? (показывают самые большие куски) Найдите материал для лапок.(4 одинаковых кусочка) Что выйдет из оставшегося кусочка? (голова и уши.) Этот кусочек вы поделите на части сами, и сами придумаете, как лучше слепить голову и длинные уши.

-Молодцы! Начинаем лепить, только постараемся, чтобы кролик вышел, «как живой».

К пластическому способу лепки относятся такие темы, как: «Наш пруд», « Косматый мишка». На примере - водоплавающих птиц рассмотрим этот способ лепки,  (показываю композицию « Наш пруд»)

-Водоплавающие птицы имеют особое строение тела, чтобы легко было плавать и летать. А лепить их лучше всего особым способом - из целого куска пластилина, не деля его на части. Посмотрите: я беру кусок пластилина, разминаю его, чтобы он меня слушался, был мягким, « послушным». Задумываю птицу, представляю себе, как она выглядит, и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части оттягиваю пальцами небольшое количество пластилина, но не отрываю, а сразу начинаю лепить шею и голову - приподнимаю вверх, слегка изгибаю и закругляю. Клюв у уточки широкий - вытягиваю немного пластилина и округляю. Рассматриваю уточку со всех сторон. Вытягиваю хвостик и заостряю. Крылышки прорисую стекой. Лапок не видно, потому что моя уточка поплывёт. Смотрите, (помещаю на  пруд, изготовленный из фольги)

-Как вы думаете, как бы я лепила птицу, если бы задумала не уточку, а гуся или лебедя? (ответы) Да, этих птиц можно лепить точно также, только постараться во время лепки передать особенности внешнего вида: у гуся шея длиннее, чем у утки, и клюв с нашлёпочкой  вверху; а у лебедя шея тоньше, чем у гуся, и грациозно изгибается. Начинаем  лепить.

К комбинированному способу лепки относятся такие темы, как: «Собака со щенком», «На арене цирка», «Зимние забавы», « Топают по острову слоны и носороги», «Обезьянки на пальмах», лепка дымковских игрушек: «Лошадки», « Водоноски», «Козлики», « Бараны».

- На конкретном примере - на лепке собаки со щенком рассмотрим  этот способ лепки. Посмотрите у меня два цилиндра (валика). Как вы думаете, почему два, и почему они разного размера? (ответы) Из большого валика я буду лепить собаку, а из маленького - щенка. Валик нужно согнуть дугой и надрезать с двух концов стекой, чтобы получилось четыре лапы. Это туловище с  лапками. Осталось слепить голову и хвостик. Подскажите мне, как это лучше сделать? Щенка можно лепить точно так же, как собаку, только из маленького валика.  А как можно показать, что собака и щенок играют? (поднимаю лапку собаки и опускаю вниз) А теперь предлагаю вам слепить играющих собачек.

К декоративно- рельефной лепки  относятся такие темы, как: « Листья танцуют и превращаются в деревья», « Солнышко, покажись»,(отщипываются небольшие комочки и растягиваются пальцами, накладываются на цветной картон,  можно с предварительной прорисовкой простым карандашом.) «Весенний ковер» (плетение из жгутиков),  « Ветер по морю гуляет...»

- На примере «Весеннего коврика» рассмотрим этот способ лепки. Посмотрите, как мы будем выполнять свою работу. Сначала раскатаем жгутики – пять - семь одного цвета и столько же другого. Затем  подравняем жгутики по длине - выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все-все наши «ниточки» были одинаковой длины. После этого возьмём картон и начнём ткать: сначала выложим «ниточки» одного цвета, размещая их сверху вниз - вот так, на небольшом расстоянии друг от друга, а потом будем брать по одной «ниточке» другого цвета и переплетать, чтобы было красиво. Когда коврик получится, его можно украсить узорами из цветов, ягод, солнышек. Цветы можно сделать так: раскатать шарики, сплющить в лепешки и надрезать стекой по краю, будто это лепестки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему " Лепка как средство развития мелкой моторики"

Выступление на пед.совете на тему "Лепка как средство развития мелкой моторики"...

Выступление на районном МО «Лепка из глины. Филимоновская игрушка».

Какие виды лепки используются в работе с детьми дошкольного возраста. История возникновения Филимоновской игрушки....

Выступление из опыта работы "Формирование графомоторных навыков через использование технологии лепки из соленого теста"

Представлен опыт работы по использованию тенологии лепки из соленого теста для формирования графомотрных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста....

Семинар «Виды изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста». Тема: «Батик».

«Батик» - обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани, которая традиционно производилась по хлопчатобумажной поверхности. Технология такой росписи возникла в Индонезии еще в 16 век...

Выступление на педагогическом совете Тема : «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации и лепке при организации и проведении занятий по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Конспект НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет 2018 г.

Сочинение вместе с детьми сказки с использованием предметных картинок. Лепка детьми по сюжету сказки....

Выступление на семинаре "Виды закаливания в детском саду"

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переох...