"Пластилиновая фантазия"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Волкова Анна Владимировна

Кружковая работа по технике пластилинография во 2 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_fantaziya.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

          Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. .

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновая фантазия”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновая фантазия” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

                            Цель и задачи программы дополнительного образования

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) .

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

ЭТАП Задача перед ребёнком.

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

 2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Организация занятий кружка:

Два  занятия в месяц по 15 минут.

Материал:

–картон белый и цветной;

-пластилин;

-досточка для лепки;

-влажные салфетки;

-стеки;

-бросовый материал.

Ожидаемый результат работы кружка:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

                    Перспективный  план кружковой работы.

                                             ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ

  ТЕМА

                           ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

1

«Осенние листья»

  • закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;
  • обучать детей  к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, «вливание одного цвета в другой»;
  • воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Пластилин, белый картон с изображением дерева, дощечка, салфетки влажные.

2

«Тучка слезки проливает»

  • закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени;
  • обучать детей   приемам:  придавливать, примазывать,

Пластилин, белый картон с изображением тучи, дощечка, салфетки влажные.

3

«Мухоморы»

  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • обучать детей приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Пластилин,картон; дощечка, влажные салфетки;

4

«Ветка рябины»

  • закрепить с детьми приемы работы с пластилином: разглаживание, придавливание, раскатывание.
  • вызвать интерес к работе с пластилином;
  • развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей ( художественное слово, иллюстрации);
  • развивать мелкую моторику;

Пластилин,картон; дощечка, влажные салфетки;

                               

                                                  ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ

ТЕМА

                    ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

5

«Снежинки»

  • учить детей раскатывать тонко пластилин и надавливать;
  • вызвать у детей  радостное настроение;
  • закрепить  математические понятия: большой-маленький; много-мало;

Пластилин, картон ; дощечка, влажные салфетки; блестки,

6

 «Новогодняя      елочка»

  •  развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);
  • научить детей не выходить за контур рисунка;
  • для выразительности работы уметь использовать дополнительный материал(блестки);

Пластилин, картон изображением елки; дощечка, влажные салфетки; блестки, стеки

7

«Овечка»

  • расширять  знания о домашних животных -овце(ягненок);
  • закреплять приемы раскатывания маленьких кружочков и надавливания;
  • развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей ( художественное слово, иллюстрации);

Пластилин, картон изображением овечки; дощечка, влажные салфетки;

8

«Цыпленок»

  • закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
  •  использовать имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;
  • развивать мелкую моторику рук.

Пластилин, картон изображением цыпленка; дощечка, влажные салфетки;

   

                                                   ФЕВРАЛЬ-МАРТ

ТЕМА

                    ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

9

«Корзина ягод»

  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • обучать детей приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать.

Пластилин, картон с изображением корзины ; дощечка, влажные салфетки;

10

«Кораблик»

  • закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
  • учить детей  создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;

Пластилин, картон с изображением кораблика ; дощечка, влажные салфетки, стеки.

11

«Солнышко»

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, тепло,солнце);
  • осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;
  • закреплять навыки раскатывания, примазывания;
  • развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, картон с изображением круга ; дощечка, влажные салфетки.

12

«Арбуз»

  • закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина;
  • закрепить навыки :придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения;
  • развивать мелкую моторику рук.
  • вызвать радостные имоции у детей

Пластилин, картон с изображением дольки арбуза ; дощечка, влажные салфетки.

                                       

                                                        АПРЕЛЬ-МАЙ

ТЕМА

                    ЦЕЛИ

ОБОРУДОВАНИЕ

13

«Божья коровка»

  • закрепить приемы размазывания  подушечкой пальца и надавливания;
  • воспитывать чувства цветовосприятия;
  • вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • укреплять познавательный интерес к природе.

Пластилин, картон ; дощечка, влажные салфетки, стеки.

14

«Бабочка»

  • способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии;
  • продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция;
  • развивать мелкую моторику рук;

Пластилин, картон с изображением бабочки; дощечка, влажные салфетки, стеки,блестки.

15

«Цветочки»

  • закрепить приемы размазывания  подушечкой пальца и надавливания;
  • повторить известные названия цветов;
  • воспитывать чувства цветовосприятия;

Пластилин,картон; дощечка, влажные салфетки;

16

«Красивая рыбка»

  • способствовать расширению знаний о многообразии подводного мира;
  • учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения рыбы (туловище, хвост, плавники) посредством пластилинографии;
  • добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (скорлупа фисташек, блестки и т.д.);

Пластилин, картон с изображением рыбы; дощечка, влажные салфетки, скорлупа фисташек и блестки;

Диагностическая карта результатов развития детей

                                                 (начало, конец года)

Фамилия, имя ребенка

Технические навыки

Проявление творчества в декоре

Развитие мелкой моторики

Проявление аккуратности и трудолюбия

Раскат.

Сплющ.

Размаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программное обеспечение.

  1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
  2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
  3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
  4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
  5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
  6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
  7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
  8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
  9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

Resource id #3544

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Пластилиновая фантазия: Рисуем пластилином

Задачи и обучение детей с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией...

План работы кружка "ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая фантазия». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать ...

Пластилиновая фантазия на тему "Осенние цветы"

Настала осенняя пора, сказочная и удивительно красивая!При встрече с природой нас переполняют чувства, которые дарят нам вдохновение для дальнейшего творчества.Вот и дети третьей речевой группы «Звёзд...

Проект "Пластилиновые фантазии"

Проект в слайдовой форме+выход из проекта-пластилиновый мультфильм....

«Пластилиновые фантазии» Цель: знакомство с пластилиновой техникой как видом изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию буклет с техниками лепки. Буклет призван дать возможность взрослым разнообразить занятия по лепке, создать творческую атмосферу и познакомить детей с удиви...