Сообщение
консультация по аппликации, лепке по теме

Тема: Использование художественных техник для развития у детей творческих способностей в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение                                                                                                                        Тема: «Использование художественных техник для развития у детей  творческих способностей в изобразительной деятельности».

         Впервые дошкольные года жизни у ребёнка происходит формирование сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия.  Дети охотно вовлекаются в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребёнок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).                                                                                          Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок получает опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка:

  • интеллектуальный;
  • нравственно – волевой;
  • эмоциональный.

Художественное творчество крайне важно не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в любых видах деятельности.                                                                                   Постепенно ребёнок учиться рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.                      В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное.  У них развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет развитие мышления ребёнка.                                                                              Движения рук управляются несколькими механизмами:

  • чувственность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твёрдости и мягкости предметов;
  • механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;
  • кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
  • зрение и мышление позволяют ребёнку ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки.         Чем старше становиться ребёнок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.                                                                                          При проведении непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству решаются следующие задачи:
  • пробуждать у ребёнка эмоциональную отзывчивость на звуки краски природы;
  • знакомить детей с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей как основы образного прочтения ребёнком игровых картин;
  • формирование у ребёнка художественные умения и навыки пользоваться изобразительным материалом.

Чтобы  развить у детей творческие способности, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать, переживать чувство удовлетворения от выполненной работы, используются разнообразные художественные техники: традиционные и нетрадиционные.                                                                                         Традиционные техники изображения – это считается рисование карандашом и красками; наклеивание готовых бумажных форм; лепка из глины и пластилина.                                                                                                    Нетрадиционные техники изображения – это выполнение изображения необычным способом и нестандартным материалом, например:  

  • Рисование пальчиками, ладошкой.
  •  Печать листьев.
  • Кляксография.
  • Раздувание краски.
  •  Рисование свечой.
  •  Монотипия.
  • Рисование по шаблону, трафарету.
  • Набрызги.
  • Рисование поролоном.
  •  Рисование солью.
  •  Граттаж.  
  • Пластилинография.
  • Тырцевание.
  • Папье – маше.
  • Обрывная аппликация и т.д.                                                                                          (Приложение№1).                                                                                                                    

В работе используются такие средства: трубочки, поролоновые губки, зубные щетки, ватные палочки, перья, крупы, камни, …                                            Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. В настоящее время обучение дошкольников с зрительными  недостатками художественному творчеству с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.                                                                                                                              В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа:      

  •  Первый этап является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования.                   На этом этапе педагог знакомит дошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.
  •  На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп), пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками).
  •  На третьем этапе дошкольники в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы, как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.                                                                  

На протяжении всех трех этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о создаваемых ими образах. Использование в непосредственной образовательной деятельности или самостоятельной  нетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с зрительными недостатками, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приемы и способы изображения.                                   Для привлечения детей к художественной деятельности в свободное время надо создавать и пополнять материалами в группах, развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей с зрительными недостатками и оснащенную разнообразными пособиями и материалами. В группах дошкольного учреждения такой развивающей пространственной средой являются уголки (центры) изобразительной деятельности, играющие огромную роль в коррекционно-образовательной работе с детьми.                                                       В уголке изобразительной деятельности рекомендуется иметь разнообразные атрибуты, материалы и средства изображения: специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель, различные по толщине и мягкости карандаши и кисти, листы бумаги и картона разного размера и конфигурации, цветную двустороннюю бумагу, пластиковые тарелочки, посуду для воды, ножницы, бросовый (кусочки поролона, пенопласта, лоскуты различных по фактуре тканей, кожи) и растительный (засушенные листья, мох, веточки) материал, кусочки мыла, свечи, пластилин, перья, тычки из поролона.                                                                                                     Многолетний практический опыт работы с детьми с зрительными нарушениями, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед нашими воспитанниками большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.                                              Рекомендации .                                                                                                                         1. Запомните: ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный момент. Следовательно, вы должны быть всегда рядом — ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет к  изобразительной деятельностью всякий интерес. К тому же вместе «творить» веселее.                                                                                                                                 2. Учитесь обучать не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в процессе работы. Старайтесь пробудить фантазию ребенка.                                                      3. Устраивайте соревнования: кто больше увидит фантастических животных или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.                                                                                                                                4. Устраивайте с детьми выставки. Выставка — важный момент сравнения ребенком своих работ с чужими. Он видит, что у других получается иначе. В это время он очень хорошо видит свои работы и понимает другие.                              5. Никого не подвергайте критике! Утверждайте право каждого на индивидуальность!                                                                                                                    6. Постарайтесь не связывать НОД и выставки с соревнованием одновременно. Ведь основа любого соревнования — чья-то победа, а для вас важнее вселить в каждом ребенке уверенность в своих силах.                                  7. Ребенок должен испытывать радость от каждого творческого дня. Следовательно, задачами, которые вы ставите перед ним, должны быть доступны ему, и усложнять их можно только постепенно.                                   8. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягивайте время.                                                                            9. Предоставьте ребенку возможность работать «самому». Если каждый раз подсказывать, что изображаешь, какие брать материалы, ребенок в дальнейшем не сможет действовать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки.                                                                                                                   10. Как только ребенок охладел к одному и тому же приему, технике, забудьте о них и покажите новую технику, новый поворот работы. Увлечения детей, особенно в дошкольном возрасте проходят волнами, а следовательно, спустя некоторое время ребенок вернется к забытому с новым энтузиазмом.        11. Чтобы увлечь ребенка рисованием, лепкой, аппликацией и другими видами изобразительной деятельности, нужно встать на его позицию, то есть понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится.                                         12. Прежде, чем  преподнести ребенку ту или другую технику, тщательно освойте ее сами. Тогда не возникнет неожиданных ситуаций при работе, которые не всегда желательны.                                                                                13. НОД по продуктивной деятельности с применением техник следует планировать так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой.                                                                      Использование художественных техник для развития у детей  творческих способностей в изобразительной деятельности, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

Приложение №1.                                                                                                          

             Описание нетрадиционной художественной техники                                            

Рисование пальчиками

Возраст: от 2 лет

  • Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
  • Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.                                                                 Рисование ладошкой                                                                                             Возраст: от 2 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
  • Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.                                                      Оттиск пробкой
  • Возраст: от 3 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
    Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

Оттиск печатками из картофеля

 (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

Возраст: от 3 лет

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.                       Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
  • Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Свеча + акварель

  • Возраст: от 4 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
  • Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.

Печать по трафарету

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.
  • Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
  • Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
  • Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография обычная

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.                              

Кляксография с трубочкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
  • Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно.
  • Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.
  • Способ получения изображения: ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её. Затем на лист бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: точка, фактура.
  • Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см)
  • Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Акварельные мелки

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
  • Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
  • Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается

Тычкованием

  • Возраст: от 5 лет
  • Средства выразительности: фактура, объём.
  • Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2×2 см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
  • Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.

Цветной граттаж

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
  • Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
  • Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

  • Возраст: от 6 лет
  • Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
  • Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
  • Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.  

Список используемой литературы: «Дошкольное воспитание и развитие», Айрис-пресс, 2008.; интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы

Сообщение из опыта работы «Игры по развитию сенсорики в группе раннего возраста»   Сенсорное воспитание ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления р...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Сообщение на тему «Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»

Сообщение на тему«Роль семьи в развитии поисково - исследователькой активности ребенка»Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей.

Сообщение на тему "Наше здоровье в наших руках". Сообщение ребенка для детей....