Главные вкладки

    Проект по пластилинографии "Пластилиновые чудеса"
    проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

    Сошникова Наталья Александровна

    Проект направлен на развитие навыков мелкой моторики ребёнка. Реализация проекта незаметным образом помогает ребёнку в формировании его познавательных и творческих способностей, становлению речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Проект по пластилинографии36.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность

    В настоящее  время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Пластилиновые чудеса”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

    Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

    Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

    Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

    Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

    Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

    Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

    Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

    Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

    Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми  дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

    Такое построение занятий проекта ”Пластилиновые чудеса” способствует более успешному освоению образовательной программы.

    Создание программы проекта обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей  дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

    Цель и задачи проекта «Пластилиновые чудеса»

    Цель: Развитие ручной умелости у детей  дошкольного возраста посредством пластилинографии.

    Задачи:

    - Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

    - Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

    - Учить работать на заданном пространстве.

    - Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

    - Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

    - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

    - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

    - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

    - Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

    - Развивать изобразительную деятельность детей.

    - Развивать сюжетно – игровой замысел.

    - Развивать интерес к процессу и результатам работы.

    - Развивать интерес к коллективной работе.

    Данная программа разработана для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет).

    Данная программа предусматривает один год обучения.

    Принципы реализации проекта:

    1.Принцип развивающего обучения.
    «Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития»
    Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
    2. Принцип воспитывающего обучения.
    Обучая технике «Пластилинография» воспитываются  у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность.
    Обучая технике пластилинографии, закрепляются  у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.
    3.Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
    4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.

    5.Принцип интеграции.
    Художественная деятельность взаимосвязана:
    - с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
    - с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
    6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.

                                             Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный

    - Освоить прием надавливания.

    - Освоить прием вдавливания.

    - Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

    - Освоить правильную постановку пальца.

    -Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

    -Научиться работать на ограниченном пространстве

    2. Основной

    - Научиться не выходить за контур рисунка

    - Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

    - Использовать несколько цветов пластилина

    - Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

    - Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

    - Научиться доводить дело до конца

    - Научиться аккуратно, выполнять свои работы

    - Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

    -Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

    - Научиться действовать по образцу воспитателя

    - Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

    3. Итоговый 

    - Самостоятельно решать творческие задачи.

    - Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

    - Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

    Занятия проводятся 1раз в 2 недели

    Продолжительность занятия 30минут.

    Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

    При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

    Для решения поставленных задач, на занятиях максимально нужно использовать все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

    Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

    Методы и приёмы реализации проекта

    Методы:

    Наглядные - наблюдение, показ, образец;

    Словесные – беседы, обьяснения, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

    Практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный).

    Приёмы рисования пластилином:

    - рисование пластилиновыми верёвочками или «колбасками»;

    - рисование мазками;

    - заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками;

    - процарапывание по пластилину;

    - вырезание отдельных заранее картин,  заполнение их  дополнительными материалами, например бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.

    Ожидаемые результаты

    Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

    Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

    Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

    Появление  первых элементарных математических представлений о счете, размере, величине.

    Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

     Воспитывание тактильных и термических  чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

    Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

    Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифферинцация движений пальцев.

    Перспективное планирование

    Сентябрь:

    1. НОД  « Радужное настроение»

    Задачи: 

    Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

    Правильно подбирать цвета и оттенки.

    Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая  детали.

    Закреплять умение определять способы и приемы лепки. Развивать способности к сюжетосложению и композиции.

    2. НОД  «Ёжик – ворчун»

    Задачи: 

    Развивать у детей художественно-творческие способности, воспитывать у детей терпение и усидчивость,

    закреплять умения работать с природным материалом, развивать мелкую моторику рук, развивать творческое мышление.

    3.Анкетирование для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе?»

    Октябрь:

    1. НОД  «Виноградная фантазия»

    Задачи: 

    развивать художественный вкус детей, мелкую и общую  моторику рук; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

    2. НОД  «Осенние листья»

    Задачи:

     - закреплять приемы надавливания и размазывания,

    - учить смешивать различные цвета,

    - поддерживать желание доводить начатое дело до конца.

    - развивать мелкую моторику,

    - воспитывать навыки аккуратности.

    3. Консультация для родителей «Пластилинография – это интересно»

    Ноябрь:

    1. НОД  «Хохлома»

    Задачи:

    Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография». Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

    2. НОД  «Золотая рыбка»

    Задачи:

     После прочтения сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбки» вызвать у детей желание сделать свою золотую рыбку. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – воздухом через трубочку (растения на морском дне). Закреплять умение размазывать пластилин по поверхности деталей, начиная с контура. Для украшения рыбьей чешуи предложить использовать пайетки. Развивать творческие способности.

    3.  Консультация для родителей «Развитие личности ребёнка через  изо -  деятельность».

     Декабрь:

    1. НОД  «Откуда ёлочка пришла»

    Задачи:

    - расширять знания детей об истории новогоднего праздника;

    -развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

    - закреплять умения детей использовать в работе нетрадиционную технику изобразительного искусства – пластилинографию;

    - добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала.

    2. НОД  «Снегурочка»

    Задачи:

    Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации);

     Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения — пластилинографию;

    Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала. Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям.

    3. Консультация для родителей: «Так ли важно рисование в жизни ребенка

    Январь:

    1. НОД  «Буратино»

    Задачи:

    Упражнять в умение создавать определенный образ предмета с помощью пластилинографии;

    - Закреплять основные приемы пластилинографии  (отщипывание, надавливание, размазывание).

    - Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы.

    - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца,

    помочь герою.

    3. Мастер – класс  для родителей «Щелкунчик»

    Февраль:

    1. НОД  «Дымка - водоноска»

    Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении

    игрушек.

    Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле

    дымковской росписи.

     Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в

    узоре крупные элементы с мелкими.

    Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного

    народного творчества.

    2.НОД «Сердечки»

    Задачи:

    Развивать творческое мышление.

    Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы.

    Развивать мелкую моторику рук.

    3.Консультация на тему «Дымковская игрушка»

    Март:

    1. НОД  «Городец»

    Задачи:

      Продолжать знакомство с городецкой росписью.

    Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

    Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Развивать интерес к народному творчеству.

    2. НОД  «Лебеди» 

    Задачи:

     Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развитие цветовосприятия. Развитие мелкой моторики рук.

    3.Беседа на тему «Городецкая роспись»

    Апрель:

    1.  НОД  «Божья коровка на ромашке»

    Задачи:

     Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

    Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе.

    Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина.

    Воспитывать умение с помощью взрослых находить ответы на возникающие вопросы в ходе выполнения работы.

    2. НОД "Весна идет, весне дорогу"

    Задачи:

    Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах.

    Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином.

    Продолжать развивать мелкую моторику рук

    3. Мастер – класс для родителей  «Подснежник»

    Май:

    1. НОД  « Душистый снег»

    Задачи:

     Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

    Учить детей изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина.

     Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, сглаживание.

    Развивать мелкую моторику рук.

    2. НОД  «Полевые цветы»

    Задачи:

    Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира, формировать реалистические представления о природе.

    Учить детей отражать впечатления и наблюдения в художественно-творческой деятельности, используя нетрадиционную технику изображения - рисование пластилином.

    Побуждать детей передавать разнообразие природных форм полевых цветов.

    Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнений в рисунок по теме работы.

    3. Круглый стол «Обсуждение результатов проекта «Пластилиновые чудеса»

    Работа с родителями.

    В рамках реализации проекта «Пластилиновые чудеса» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

    * Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

    * Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

    * Организованна систематическая работы родительского комитета.

    Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

    Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

    Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы .

    Список использованных источников

    1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
    2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.
    3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.
    4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.
    5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
    6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.
    7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.
    8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
    9. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Долгосрочный проект по пластилинографии "Пластилиновая сказка"

    Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста.Занятия проводятся 1раз в 2 неделиПродолжительность занятия 30минут.Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в бло...

    Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» в старшей группе

    Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки прин...

    Проект по пластилинографии "Пластилиновые чудеса"

    АктуальностьВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а...

    Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»

    Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии» ...

    Проект по пластилинографии «Пластилиновые фантазии»

    Проект по пластилинографии«Пластилиновые фантазии»...