Детское творчество
классный час по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Мамыкина Ирина Ивановна

Детское творчество, воплощенное в глине

Глина – волшебный материал, который раскрепощает, освобождает от влияния окружающего мира, от слишком быстрого темпа, заданного современной жизнью, от грубой повседневности, она увлекает в чудесный мир творчества, открывая в человеке новые качества, такие как терпение, душевный покой и равновесие.

Лепка приводит в гармоничные отношения тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и снимают умственную усталость.

Она способна  улучшить произношение многих  звуков, а значит, развивать речь ребенка. Ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.

Наша уверенность в пользе лепки и желание детей лепить привели к тому, что в 1998 году в детском саду были создан кружок детского творчества «Мастерилка».

Дети приходят в кружок с 5-6 лет. И начинается долгий, тернистый путь из подмастерья в мастера. Вот и появилась в детских руках сказочная глина. Детское сердце забилось от мысли: «Сейчас я сделаю, сейчас я слеплю, все увидят». Но я то знаю, что «падение ведет к разочарованию  (глина капризный материал и первая поделка может, не получится и ребенок  навсегда забросит это интересное  нужное для него дело), поэтому предлагаю детям познакомится со свойствами глины. Ведь, чтобы глина стала не врагом, а другом, нужно узнать все ее особенности. На примере первой, второй и даже десятой игрушки дети узнают много нового:

- технологию изготовления глиняных изделий: создание сырой поделки – просушки – обжиг – и наконец роспись поделки;

-знакомлю с методами лепки: конструктивный, скульптурный;

- на практике отрабатываем разнообразные приемы лепки: прищипывание,  примазывания, полирование и т.д.

-Знакомлю  с технологиями поделки: из жгута, из пласта, из полого шара.

Закрепляю эти технологии через знакомства с народными промыслами: красочная, яркая, даже музыкальная Дымковская глиняная игрушка -  важные «барышни», заботливые «мамки», ярмарочные индюки, петушки. У детей глаза разбегаются, так и хочется сделать такие же. Но всему свое время. Ведь, чтобы выполнить такую красоту, придется долго потрудится. Вот и воспитание выдержки, трудолюбия, умение не бросать начатое дело на пол дороги! Через несколько занятий у ребят выходят резвые лошадки, грациозные олени, важные барышни. Душа радуется, что у ребят все получается и они стремятся уже придумывать свои игрушки. В течении двух лет ребята таким образом знакомятся с технологией выполнения Филимоновской, Кировской, Каргапольской игрушкой. И очень ждут, кода мы доберемся до лепки свистульки. Конечно, они лепят только основу, прокалывать -  чтобы свисток свистел, делает педагог.

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка добрым, внимательным. На занятиях ребята с удовольствием готовят сувениры, для своих близких. Дети узнают, что из глины можно создать ювелирные украшения: бусы, талисманы, панно. Очень дети гордятся, когда видят на маме украшения, которые они с любовью для нее делали.

Мне, как педагогу, очень приятно, когда выпускники прошлых лет, при встрече со мной, говорят: «глиняные поделки стоят на полочке».

Подход в обучение детей работы с глиной очень прост, но требующий большого терпения.  В начале,  дети повторяют за мной поделку, стараются повторить все детали, но постепенно, приобретая навыки лепки, привносят что-то свое, новое, непохожее не «оригинал». Даже самые, казалось бы, одинаковые изделия, отличаются друг от друга своей оригинальностью, неповторимостью, индивидуальностью. Он творит! Вот  - уже начался процесс самостоятельного воплощения своих желаний. Творение -обязательная составляющая любого дела, оно поможет ребенку в школе, для выполнения самостоятельных заданий.

По мере усвоения материала усложняю задачи. Ребенок не повторяет, а придумывает свое изделию. Даю возможность проявить себя, показать свое умение, создать свой собственный замысел и воплотить его в жизнь.

И вот наступает долгожданный миг - создано своими руками глиняная, игрушка, расписана краской, теперь можно и выставку организовать, или подарить другу, родным.

Глиняная игрушка – народная игрушка, это самый массовый вид творчества на Руси.  Она  хранит в себе традиции нашего народа, а обращения к народным традициям – возможность творческого обретения национальной памяти, возвращение к самим себе, восстановление связи между человеком и природой.

Мамыкина И.И.

воспитатель МБДОУ д/с №3 "Незабудка"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экопластика в детском творчестве»)

Рабочая программа студии изобразительного творчества "Вдохновение" (на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет  «Цветные ладошки» Лыковой И.А. по теме «Экоп...

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».

1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игруш­ку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...