Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
консультация по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Мамыкина Ирина Ивановна

 

 «Реализация художественно - эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных стандартов»

 

Цель: формирование у педагогов профессиональной компетентности

            освоения образовательной области «Художественное творчество»

            в условиях реализации ФГТ.

Задачи:

•      выработать систему работы по художественно-эстетическому развитию детей, с учетом новых ФГТ;

•      способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности;

•      развивать художественно - творческие способности воспитанников посредством интеграции различных видов деятельности;

•      повышать активность и творческие проявления педагогов в

     обобщении,  распространении педагогического опыта.

 

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Цели:

•      формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

•      удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

•      развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование);

•      развитие детского творчества;

•      приобщение к изобразительному искусству

 

Цель: Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно  -  творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи: Развитие восприятия формы и цвета;

Развитие мелкой моторики рук

Сочетание творческой деятельности, упражнение для тренировки пальцев с речевым развитием детей.

 

 В возрасте 1-3 лет любой ребенок – уникальная личность. Он стремится все исследовать, все попробовать, он способен оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства. В этом возрасте уже можно приобщать ребенка к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие мира.

Малыши 1-3 лет воспринимают художественное занятие как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них увлекательнее само занятие, а не результат.

 Для ребенка творчество – это процесс, а не результат.

 Задача взрослого – создать малышу полноценное и безопасное условие для развития творческих способностей.    

 Примерное распределение занятий на год по рисованию, лепке, конструированию.

 

Рисование

•      Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя сво­боду выбора содержания изображения.

•      Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) ос­тавляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом каран­даша (фломастерами, ворсом кисти). Учить следить за движением ка­рандаша по бумаге.

•      Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообраз­ным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и ли­ний, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисован­ного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ра­нее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

•      Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить раз­личать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.

•      Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

•      научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

•      научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;

•      передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.

       

•      Лепка

•      Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими матери­алами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

•      Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбас­ки, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

•      Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (ле­пешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплю­щенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные фор­мы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.

•      Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготов­ленную клеенку,

•      Общими задачами обучения  конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:

•      Научить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соединять концы палочки, сплющивать шар , сминая его ладонями обеих рук;

•      Научить прищипыванию, вытягиванию отдельных частей из целого куска;

•      Научить создавать образцы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

       

Конструирование

•      Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образ­цу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.

•      Способствовать развитию пространственных соотношений.

•      Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, сораз­мерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гара­жей и т. п.).

•      По окончании игры приучать убирать все на место.

•      Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

•      Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

•      Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного матери­ала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

•      Общими задачами обучения  конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:

•      Научить сооружать постройки по образцу,  по собственному замыслу;

•      Научить различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

•      Научить выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

 

Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.

 

Эстетическое развитие.                                                                             

Для работы необходимо выбирать разнообразные цвета и оттенки. Нужно помочь ребенку сравнить различные варианты. Что позволит пробудить в ребенке эстетическое чувство и научить видеть красоту.

Развитие речи.

В ходе работы ведутся  непрерывные беседы с ребенком. Такая деятельность стимулирует его речевую активность, речевое подражание, настоящий диалог с игрушечным персонажем.

Личностное развитие

Важно, чтобы он чувствовал уважение к своим творениям. Почаще хвалите малыша. Такое  отношение побуждает ребенка к деятельности и достижению результата.

Ознакомление с окружающим.

Для работы отбираются сюжеты близкие опыту ребенка. Это уточняет уже усвоенное знание. В ходе работы ребенок узнает много нового, закрепляет знания о цвете, величине и форме.

 

Результаты работы

По результатам работы, наметились определенная  положительная динамика в художественно-эстетическом развитии детей:

- результатом работы у малышей формируется сенсорный опыт. Дети начинают различать цвета,

-  формируется пространственное понятие (вверх, вниз и др.),

- развивается познавательная деятельность, расширяется представления детей об окружающих реальных предметов, соответствующих их восприятию,

- развивается речевое и игровое общение детей, обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание и память,

- дети радуются своим рисункам, называют то, что нарисовано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_khudozhestvenno.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

                                                                                   Воспитатель

                                                                      МБДОУ ЦРР – д/с №3 «Звездочка»

                                                                             Наводная Елена Валерьевна

 «Реализация художественно - эстетического направления развития детей дошкольного возраста в аспекте новых образовательных стандартов»

Цель: формирование у педагогов профессиональной компетентности

            освоения образовательной области «Художественное творчество»

            в условиях реализации ФГТ.

Задачи:

  • выработать систему работы по художественно-эстетическому развитию детей, с учетом новых ФГТ;
  • способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности;
  • развивать художественно - творческие способности воспитанников посредством интеграции различных видов деятельности;
  • повышать активность и творческие проявления педагогов в

     обобщении,  распространении педагогического опыта.

Содержание образовательной области «Художественное творчество»

Цели: 

  • формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
  • удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству

Цель: Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно  -  творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи: Развитие восприятия формы и цвета;

Развитие мелкой моторики рук

Сочетание творческой деятельности, упражнение для тренировки пальцев с речевым развитием детей.

  • В возрасте 1-3 лет любой ребенок – уникальная личность. Он стремится все исследовать, все попробовать, он способен оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства. В этом возрасте уже можно приобщать ребенка к художественному творчеству, развивать эстетическое восприятие мира.
  • Малыши 1-3 лет воспринимают художественное занятие как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них увлекательнее само занятие, а не результат.
  • Для ребенка творчество – это процесс, а не результат.
  • Задача взрослого – создать малышу полноценное и безопасное условие для развития творческих способностей.    
  • Примерное распределение занятий на год по рисованию, лепке, конструированию.

Рисование

  • Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.
    Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора содержания изображения.
  • Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастерами, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.
  • Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать их задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
  • Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их.
  • Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
  • научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
  • научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
  • передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа.
  • Лепка
  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.
  • Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
  • Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.
  • Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку,
  • Общими задачами обучения  конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:
  • Научить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, соединять концы палочки, сплющивать шар , сминая его ладонями обеих рук;
  • Научить прищипыванию, вытягиванию отдельных частей из целого куска;
  • Научить создавать образцы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.

Конструирование

  • Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание что-то строить самостоятельно.
  • Способствовать развитию пространственных соотношений.
  • Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).
  • По окончании игры приучать убирать все на место.
  • Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
  • Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.
  • Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
  • Общими задачами обучения  конструированию, для всех возрастных групп являются следующие:
  • Научить сооружать постройки по образцу,  по собственному замыслу;
  • Научить различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);
  • Научить выделять основные части и детали конструкций, строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь.

Эстетическое развитие.                                                                              

Для работы необходимо выбирать разнообразные цвета и оттенки. Нужно помочь ребенку сравнить различные варианты. Что позволит пробудить в ребенке эстетическое чувство и научить видеть красоту.

Развитие речи.

В ходе работы ведутся  непрерывные беседы с ребенком. Такая деятельность стимулирует его речевую активность, речевое подражание, настоящий диалог с игрушечным персонажем.

Личностное развитие

Важно, чтобы он чувствовал уважение к своим творениям. Почаще хвалите малыша. Такое  отношение побуждает ребенка к деятельности и достижению результата.

Ознакомление с окружающим.

Для работы отбираются сюжеты близкие опыту ребенка. Это уточняет уже усвоенное знание. В ходе работы ребенок узнает много нового, закрепляет знания о цвете, величине и форме.

Результаты работы

По результатам работы, наметились определенная  положительная динамика в художественно-эстетическом развитии детей:

  • результатам работы у малышей формируется сенсорный опыт. Дети начинают различать цвета,
  •  формируется пространственное понятие (вверх, вниз и др.),
  • развивается познавательная деятельность, расширяется представления детей об окружающих реальных предметов, соответствующих их восприятию,
  • развивается речевое и игровое общение детей, обогащается словарный запас; развивается восприятие, внимание и память,
  • дети радуются своим рисункам, называют то, что нарисовано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...