Конспект НОД образовательной области "Познание" с интеграцией в областях "Коммуникация" и "Художественное творчество" на тему "Сосна и ель" для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Мень Анастасия Николаевна

Конспект образовательной деятельности, в котором дети в игровой форме узнают, что у хвоинки - это тоже листья, найдут различия между сосной и елью, научатся лепить зимний лес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kospekt_nod_sosna_i_el.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности

области «Познание» с интеграцией в областях

«Коммуникация» и «Художественное творчество»

на тему «Сосна и ель» для старшего дошкольного возраста

Выполнила

Воспитатель ГБДОУ д/с № 48 Кировского района СПб

Мень Анастасия Николаевна

Санкт-Петербург

2014


Конспект НОД образовательной области «Познание» с интеграцией в областях «Коммуникация» и «Художественное творчество» в старшей группе

Тема: «Сосна и ель»

Задачи ОО «Познание»

Задачи развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы о сходствах и различиях этих деревьев;
  • Развивать творчество, связную речь, мелкую моторику

Задачи образовательные:

  • Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев;

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать экологическое мировоззрение: вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе, вырубая ели и сосны.

Задачи ОО «Коммуникация»

Задачи развивающие:

  • Развивать умение согласовывать существительные со словом много

Задачи обучающие:

  • Учить детей образовывать множественное число имён существительных;
  • Обогащать активный словарь: хвоя, хвоинки, древесина, пейзаж

Задачи воспитывающие:

  • Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева;
  • Воспитывать умение работать в коллективе

Задачи ОО «Художественное творчество»

Задачи развивающие:

  • Развивать творчество, воображение

Задачи обучающие:

  • Совершенствовать рельефную лепку методом размазывания

Задачи воспитывающие:

  • Воспитывать умение убирать рабочее место

Материалы:

Ветви сосны и ели, хвоя, еловые и сосновые шишки, картинки с изображением ели и сосны, пластилин, доски для лепки, стеки, простые карандаши, стирательные резинки, листы белого матового картона, магнитофон, новогодние песни  

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

Наша волшебная шкатулка хочет вам что-то показать. Заглянем в неё. Что же внутри? Ой! Какой-то листочек с надписью! Давайте я вам прочитаю, что там написано:

Зимой и летом –

Одним цветом.

Что же это? Догадались? (Ответы детей). Верно, это ёлка. Но правильное название этого дерева – ель. А о каком ещё дереве можно загадать такую же загадку? (Ответы детей). Правильно, сосна.

Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). Правильно, у них есть иголки и они круглый год зеленые.

А чем отличаются эти деревья? (Ответы детей). Верно, у ели иголки – короткие, а у сосны – длинные. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.

Взгляните на эти две ветки. Какая из них ветка сосны? А какая ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

А теперь я вам немного расскажу об этих деревьях.

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ), а это шишка сосны (показ). 

Давайте их сравним. Чем они похожи? (Ответы детей). Правильно, цветом, у них есть чешуйки, в них есть семена.

А чем отличаются? (Ответы детей). Да, эти шишки различаются формой, размером.

Весной из семян, которые находятся в шишке, появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

Ребята, отгадайте, а у ели и сосны есть листья? (Ответы детей). 

Вы неправы, у них есть листья, только они в форме иголок. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

Давайте поиграем.

Подвижная игра «Сосна»

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну –                    Все ходят по кругу вокруг «сосны».

Вот, вот!                                                                                   Присесть.

Пускай наша сосна                                                    Медленно встать.

Растет, растет!

Вырастай ты, сосна,                                               Поднять руки вверх.

Вот такой вышины;

Вырастай ты, сосна,                                     Развести руки в стороны.

Вот такой ширины.

Вырастай ты, сосна,                                             Делают «пружинку».

В добрый час!

Потанцуй, Сережа (имя водящего),                       Хлопают в ладоши.

Покружись для нас!                              Ведущий танцует, кружится.

А мы с этой сосны

Шишки срывать будем.                           Приближаются к ведущему.

От нашего Сережи                 Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем!                                Дети убегают, ведущий их ловит.

Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? (Ответы детей).  Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Под соснами растут грибы подосиновики, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.

Дидактическая игра «Как пахнет хвоя?»

Дети с воспитателем берут хвоинки, растирают в пальцах.

Чувствуете приятный запах? Так пахнет хвоя. Закройте глаза и запомните этот запах. Он очень полезный. В нём вещества, которые помогают бороться с простудой, ведь запах хвои убивает бактерии.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево.

Как вы думаете, для чего нужна древесина? Что из неё делают? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Все ваши стулья в группе сделаны из сосновой древесины. Посмотрите внимательно, найдите и назовите в нашей группе предметы, которые сделаны из древесины. (Дети выполняют задание и называют различные предметы).

В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли, и сам корпус корабля, и мачты, и различные корабельные принадлежности.

Из древесины хвойных деревьев делают и некоторые музыкальные инструменты. Как вы думаете, какие? (Ответы детей). Да, верно. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

А ещё из древесины делают бумагу и картон.

Давайте передохнём и немного поиграем.

Дидактическое упражнение «Один-много»

Ира с мячом. К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.  

Физкультминутка «Есть в лесу»

Есть в лесу три полочки:

(Хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(Руки вверх, встать на носочки)

На елках – птичьи голоса.

(Руки в стороны, махи руками)

Внизу на елочках – роса.

(Руки вниз, присели)

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны и ели. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток, не мусорить в лесу.

В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах или на даче.

Ребята, давайте вспомним, что сегодня мы узнали про наши деревья (воспитатель показывает на картинки с изображением ели и сосны.  Дети называют деревья, рассказывают чем они похожи и чем отличаются, где растут, что вместо листьев у них хвоинки, объясняют, какая польза от этих деревьев для природы и для человека). 

Молодцы, ребята все верно назвали. Вечером обязательно расскажите родителям, всё, что вы узнали сегодня про эти хвойные деревья.

А сейчас давайте потанцуем под веселые новогодние песенки.

Динамическая пауза «Дискотека»

Дети произвольно выполняют танцевальные движения, подпевают знакомые слова песен. Для тех, кто затрудняется воспитатель показывает движения, становится с ними в пару.

Сегодня мы с вами превратимся в художников-пейзажистов. Напомните мне, какую картину мы называем пейзажем? (Ответы детей). Да, пейзаж – это изображение природы. Вот сейчас мы начнем рисовать картину зимней природы. А рисовать будем не карандашами, не красками, не мелками. Чем же ещё можно рисовать? (Ответы детей). Правильно, пластилином.

Но прежде разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ёлка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Коллективная лепка на тему «Зимний лес»

На белом матовом картоне простым карандашом схематично изобразить линию горизонта, тучи, ель.

Голубой или синий пластилин размазывается по тучам.

Одна половина зеленого пластилина раскатывается в жгут, прикладывается к линии горизонта и вытягиваются верхушки деревьев.

Вторая половина зеленого пластилина размазывается на изображение елки, затем стеком наносятся штрихи-хвоя.

Готовые работы мы соединим так, чтобы получился круг и у нас получится панорама – круговая картина, составленная из отдельных фрагментов с изображением зимнего леса.

Наше занятие закончено, а после сна мы попробуем сделать поделки из шишек, поиграем в рифмы и оформим выставку наших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области «Безопасность» " Как Хрюша попал в беду" (для детей старшего дошкольного возраст 6-7 лет)

Беседы: «Что такое электричество», «Предметы источники пожара»; дидактические игры: «Загадки об электроприборах», «Можно –нельзя»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6220032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду "Три арбузных семечка" для детей старшего дошкольного возраста

Материал для педагогов и родителей. Предназначен для знакомства детей с нетрадиционным использование крыжек для художественного труда....