Лепка из глины. Развитие творческих способностей воспитанников.
статья по аппликации, лепке по теме

Шин Татьяна Валентиновна

Занятия лепкой развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют формированию умственных способностей, развитию речи, тактильных восприятий.

У глины шире спектр свойств чем у пластилина или у теста, поэтому  у детей больше возможностей в реализации своих идей, в создании выразительных образов.

Лепка из глины разширяет кругозор, способствует развитию творческого восприятия окружающей действительности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лепка из глины.

Развитие творческих способностей воспитанников.

                                   

                                           

 Подготовила воспитатель
                                                            ГБДОУ д/с №2 Калининского района

                Шин Т.В.

Санкт-Петербург 2013

Я считаю, что человек способный к творческому самовыражению, чутче и добрее относится к окружающему его миру, осознает необходимость бережного отношения к природе и людям.

На протяжении многих лет, я помогаю детям освоить, доступные им навыки изобразительной деятельности, позволяющие им выразить в творчестве свои желания и эмоции.

Лепка их глины, с последующим обжигом и раскрашиванием  - замечательное средство развития у детей творческих способностей.

Занятие лепкой  способствует развитию мелкой моторике рук, формированию умственных способностей детей, развитию речи, тактильной памяти; расширяет их художественный, и не только, кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.


Глина
 - природный материал – неаллергенный.
В зависимости от потребности, глина может быть мягкой, очень мягкой, вязкой и даже жидкой. У глины шире спектр свойств, чем у пластилина и у теста, поэтому и возможностей, при лепке из глины, значительно больше.
Детей привлекают пластичные свойства глины: её не нужно предварительно разминать, она приятна на ощупь, не оставляет жирных следов, глина послушно откликается на  все движения рук.

На глине можно сделать отпечаток и она удержит его, это свойство дети любят использовать особенно для сохранения хрупкой красоты растений – травинок, резных листьев, цветов.
Обожженная глиняная детская поделка может храниться годами, и напоминать человеку о замечательной поре детства; сохранит отпечаток кленового листа навечно, а ведь этот лист можно ещё и раскрасить. Так к детям приходит понимание того, что они могут создавать красоту своими руками.

 Интересно и познавательно использование различных нетрадиционных техник (барельеф, горельеф, «ажурная лепка», изготовление штампов и их последующее использование и др.) и материалов(листья деревьев и кустарников, ткани разной текстуры, бисер, различный бросовый материал и др.). Лепка из глины дает тот же эффект что и массаж рук, что положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря ребенка.                                          

 Уникальные свойства глины помогут ребенку снять эмоциональное  напряжение, освободиться от психологических и интеллектуальных перегрузок, гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром.

Цели  - раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных приемов. 

В основе работы естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Помощь ребенку через красоту в поиске пути к доброму, духовности.                            Главная цель– становление и развитие личности каждого ребенка. Формирование в нем творческого начала.

Задачи:

1.Одновременное развитие всех психических процессов(восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

2.Совершенствование навыков и умений лепки из глины.

3.Обучение навыкам целесообразного применения приемов лепки для создания выразительного образа.

4.Расширение представлений детей о декоративно- прикладном искусстве.

5.Развитие эмоциональной заинтересованности детей процессом изодеятельности (лепки из глины, роспись).

6.Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности  детей на основе обогащения личного опыта ребенка.

7.Развитие эстетического восприятия окружающего мира.

Работу с детьми разных возрастов можно разделить на 3 этапа:

     1 этап - младший возраст. Основной особенностью, в работе с малышами, является формирование у детей навыков формообразующих движений; «конструирование» различных образов из готовых элементов; знакомство со свойством глины удерживать на поверхности отпечаток

. В младшем возрасте у детей уже образовались функциональные связи между анализаторными и ассоциативными системами и происходит совершенствование механизмов управления движениями. Ребенок тянется ко всему, что видит, ему хочется все потрогать, понюхать, т. е. произвести  какие- либо действия с предметами попавшими ему в руки- так почему этим предметом  не может быть кусочек мягкой глины?
“Фундамент” изобразительных способностей у детей закладывается, когда дети получают представления о том, что знакомые предметы окружающего мира можно изобразить – нарисовать, слепить, например из глины.
Конечно же, на занятиях нужно применять игровые приемы, вводить персонажей (сказочные персонажи, герои песенок, стихов и потешек и др.). С обязательным последующим обыгрыванием любых поделок

     2 этап - начинается в среднем возрасте, продолжается в старшем. Происходит закрепление формообразующих движений; интенсивное  расширение представлений о свойствах глины; о новых способах и приемах лепки и раскрашивания, в том числе и нетрадиционных.

     3 этап - проявление творческой самостоятельности в выборе темы и способах ее реализации  -  старший дошкольный возраст  ( начинается в старшей группе, совершенствуется, в подготовительной).

Создание глиняной скульптуры (поделки) происходит в три этапа:
1 – лепка;

2 – обжиг;

 3-раскрашивание или роспись, уже керамического изделия.

Процесс  росписи или раскрашивания, обожженной поделки, можно выделить как особый       вид изодеятельности.
Размер изделия (как правило, помещается на детской ладошке) диктует определенные правила работы: четкость движений, сосредоточенность, внимание.  Здесь важно все, выбор краски (акварель или гуашь), сочетание цвета, размер кисточек.
Важно так же, что бы ребенок имел, как можно больше представлений о создаваемом образе.

Ожидаемые результаты

  1. г.- младший возраст
  • Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
  • Формирование навыков создания целостных образов из готовых деталей.
  • Формирование формообразующих основных  движений.
  • Развитие мелкой  моторики.

       Способы проверки:

       Анализ продуктов детской деятельности.

4-5 лет - средний возраст

  • Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
  • Формирование знаний о свойствах глины.
  • Совершенствование основных формообразующих движений.
  • Усвоение навыков использования в лепке различных рельефных материалов.
  • Умение создавать,  с помощью педагога, несложные образы.
  • Формирование творческих способностей.
  • Проявление самостоятельности в работе

  Способы проверки:

  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Игровое упражнение «Преврати эту форму во что хочешь»
  • Игровое упражнение «Кто в комочке живет».

5-6 лет - старший возраст

  • Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
  • Формирование знаний о свойствах глины.
  • Формирование знаний о разных способах лепки.
  • Совершенствование навыков лепки  разными способами.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Формирование творческих способностей.

Способы проверки:

  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Игровое упражнение «Преврати эту форму во что хочешь»
  • Игровое упражнение «Кто в комочке живет».
  • Игра – фантазия «Придумай сказку».

6- 7лет - старший дошкольный возраст.

Подготовительная группа.

  • Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
  • Формирование знаний о свойствах глины.
  • Формирование знаний о разных способах лепки.
  • Совершенствование навыков лепки  разными способами.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Формирование творческих способностей.

Способы проверки:

  • Анализ продуктов детской деятельности.
  • Игровое упражнение «Преврати эту форму во что хочешь»
  • Игровое упражнение «Кто в комочке живет».
  • Игра – фантазия «Придумай сказку».
  • Игра- фантазия «Фантастические существа»

   

Игры и упражнения из пластичных материалов.

Игры и упражнения взяты из программы “Воспитание ребенка дошкольника в мире прекрасного” (РОСИНКА) Л.В. Куцакова, И.С. Мерзлякова “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС” 2003г.

стр. 91-93.

Цель этих занятий и упражнений: развивать ловкость, точность движений рук и пальцев, тренируя мелкие мышцы рук в процессе действий с пластическими материалами. Учить чувствовать материал, развивать память руки, чувство формы. Формировать различные приемы лепки. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру в движении, передавать пропорции, формировать чувство композиции. Развивать воображение, фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие, интеллектуальные способности. Формировать речь.

        Игровое упражнение: “Придумай сказку” - воспитатель ведущий (в старшем возрасте дети могут играть самостоятельно). Сюжет сказки строится таким образом, чтобы кусочек пластилина (глины) постоянно преобразовывался в новый образ. Например, сказка с персонажами - червячок, улитка, яблоко, ежик и т.д.

        “Преврати эту форму во что хочешь” - ведущий лепит исходную форму, дети добавляют к ней отдельные элементы.

        “Волшебный комочек” у играющего кусочек глины. Ведущий загадывает загадку “Кто в комочке живет?” (называются характерные отличия загадываемого животного). После того как дети отгадают, все лепят отгадку.

        

        “Слепи фантастическое животное из...(шариков, длинных колбасок, цилиндров и т.д.”

        “долепи цветок” - рельефное ленточное изображение из цветного пластилина.

        “Слепи второе крыло бабочки” - для младшего и среднего возраста из готовых деталей, старшие лепят самостоятельно (расширяет представления о симметрии).

        В старшем возрасте детям можно давать разнообразные  “Творческие задания”

        “Слепи самую лучшую фигуру.” Сначала дети играют в игру “Море волнуется”, затем ведущий выбирает лучшую фигуру, все дети (кроме выбранной фигуры) - рассматривают эту фигуру, уточняют позу, в чем ее особенность, и приступают к лепке. Затем сравнивают, выясняют у кого скульптура самая выразительная.

        “Слепим вместе” стр. 95.И др.

        

Можно предложить детям устроить тематическую выставку скульптур, например, “Моя любимая игрушка”, “Подарок мамочке” и др.

        

Мой четвероногий друг. Константинов Федор 6 лет.

Работы детей среднего возраста.        Алконост. подготовительная к школе группа.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

на тему: Развитие творческих способностей воспитанников посредства использования нетрадиционных техник изобразительного искусства

презентация  на тему:"Развитие творческих способностей воспитанников по средствам использования нетрадиционных техник изобразительного искусства"...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей воспитанников»

План.Введение...................................................................................................................1 1.Теоретические подходы и проблемы использования музыкально...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников...

обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...