Лепка из глины. Развитие творческих способностей воспитанников.
статья по аппликации, лепке по теме
Занятия лепкой развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют формированию умственных способностей, развитию речи, тактильных восприятий.
У глины шире спектр свойств чем у пластилина или у теста, поэтому у детей больше возможностей в реализации своих идей, в создании выразительных образов.
Лепка из глины разширяет кругозор, способствует развитию творческого восприятия окружающей действительности...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепка из глины.
Развитие творческих способностей воспитанников.
Подготовила воспитатель
ГБДОУ д/с №2 Калининского района
Шин Т.В.
Санкт-Петербург 2013
Я считаю, что человек способный к творческому самовыражению, чутче и добрее относится к окружающему его миру, осознает необходимость бережного отношения к природе и людям.
На протяжении многих лет, я помогаю детям освоить, доступные им навыки изобразительной деятельности, позволяющие им выразить в творчестве свои желания и эмоции.
Лепка их глины, с последующим обжигом и раскрашиванием - замечательное средство развития у детей творческих способностей.
Занятие лепкой способствует развитию мелкой моторике рук, формированию умственных способностей детей, развитию речи, тактильной памяти; расширяет их художественный, и не только, кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.
Глина - природный материал – неаллергенный.
В зависимости от потребности, глина может быть мягкой, очень мягкой, вязкой и даже жидкой. У глины шире спектр свойств, чем у пластилина и у теста, поэтому и возможностей, при лепке из глины, значительно больше.
Детей привлекают пластичные свойства глины: её не нужно предварительно разминать, она приятна на ощупь, не оставляет жирных следов, глина послушно откликается на все движения рук.
На глине можно сделать отпечаток и она удержит его, это свойство дети любят использовать особенно для сохранения хрупкой красоты растений – травинок, резных листьев, цветов.
Обожженная глиняная детская поделка может храниться годами, и напоминать человеку о замечательной поре детства; сохранит отпечаток кленового листа навечно, а ведь этот лист можно ещё и раскрасить. Так к детям приходит понимание того, что они могут создавать красоту своими руками.
Интересно и познавательно использование различных нетрадиционных техник (барельеф, горельеф, «ажурная лепка», изготовление штампов и их последующее использование и др.) и материалов(листья деревьев и кустарников, ткани разной текстуры, бисер, различный бросовый материал и др.). Лепка из глины дает тот же эффект что и массаж рук, что положительно влияет на расширение пассивного и активного словаря ребенка.
Уникальные свойства глины помогут ребенку снять эмоциональное напряжение, освободиться от психологических и интеллектуальных перегрузок, гармонизировать взаимоотношения с окружающим миром.
Цели - раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных приемов.
В основе работы естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Помощь ребенку через красоту в поиске пути к доброму, духовности. Главная цель– становление и развитие личности каждого ребенка. Формирование в нем творческого начала.
Задачи:
1.Одновременное развитие всех психических процессов(восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
2.Совершенствование навыков и умений лепки из глины.
3.Обучение навыкам целесообразного применения приемов лепки для создания выразительного образа.
4.Расширение представлений детей о декоративно- прикладном искусстве.
5.Развитие эмоциональной заинтересованности детей процессом изодеятельности (лепки из глины, роспись).
6.Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности детей на основе обогащения личного опыта ребенка.
7.Развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Работу с детьми разных возрастов можно разделить на 3 этапа:
1 этап - младший возраст. Основной особенностью, в работе с малышами, является формирование у детей навыков формообразующих движений; «конструирование» различных образов из готовых элементов; знакомство со свойством глины удерживать на поверхности отпечаток
. В младшем возрасте у детей уже образовались функциональные связи между анализаторными и ассоциативными системами и происходит совершенствование механизмов управления движениями. Ребенок тянется ко всему, что видит, ему хочется все потрогать, понюхать, т. е. произвести какие- либо действия с предметами попавшими ему в руки- так почему этим предметом не может быть кусочек мягкой глины?
“Фундамент” изобразительных способностей у детей закладывается, когда дети получают представления о том, что знакомые предметы окружающего мира можно изобразить – нарисовать, слепить, например из глины.
Конечно же, на занятиях нужно применять игровые приемы, вводить персонажей (сказочные персонажи, герои песенок, стихов и потешек и др.). С обязательным последующим обыгрыванием любых поделок
2 этап - начинается в среднем возрасте, продолжается в старшем. Происходит закрепление формообразующих движений; интенсивное расширение представлений о свойствах глины; о новых способах и приемах лепки и раскрашивания, в том числе и нетрадиционных.
3 этап - проявление творческой самостоятельности в выборе темы и способах ее реализации - старший дошкольный возраст ( начинается в старшей группе, совершенствуется, в подготовительной).
Создание глиняной скульптуры (поделки) происходит в три этапа:
1 – лепка;
2 – обжиг;
3-раскрашивание или роспись, уже керамического изделия.
Процесс росписи или раскрашивания, обожженной поделки, можно выделить как особый вид изодеятельности.
Размер изделия (как правило, помещается на детской ладошке) диктует определенные правила работы: четкость движений, сосредоточенность, внимание. Здесь важно все, выбор краски (акварель или гуашь), сочетание цвета, размер кисточек.
Важно так же, что бы ребенок имел, как можно больше представлений о создаваемом образе.
Ожидаемые результаты
- г.- младший возраст
- Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
- Формирование навыков создания целостных образов из готовых деталей.
- Формирование формообразующих основных движений.
- Развитие мелкой моторики.
Способы проверки:
Анализ продуктов детской деятельности.
4-5 лет - средний возраст
- Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
- Формирование знаний о свойствах глины.
- Совершенствование основных формообразующих движений.
- Усвоение навыков использования в лепке различных рельефных материалов.
- Умение создавать, с помощью педагога, несложные образы.
- Формирование творческих способностей.
- Проявление самостоятельности в работе
Способы проверки:
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Игровое упражнение «Преврати эту форму во что хочешь»
- Игровое упражнение «Кто в комочке живет».
5-6 лет - старший возраст
- Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
- Формирование знаний о свойствах глины.
- Формирование знаний о разных способах лепки.
- Совершенствование навыков лепки разными способами.
- Проявление самостоятельности в работе.
- Формирование творческих способностей.
Способы проверки:
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Игровое упражнение «Преврати эту форму во что хочешь»
- Игровое упражнение «Кто в комочке живет».
- Игра – фантазия «Придумай сказку».
6- 7лет - старший дошкольный возраст.
Подготовительная группа.
- Проявление интереса к процессу лепки, раскрашиванию поделок.
- Формирование знаний о свойствах глины.
- Формирование знаний о разных способах лепки.
- Совершенствование навыков лепки разными способами.
- Проявление самостоятельности в работе.
- Формирование творческих способностей.
Способы проверки:
- Анализ продуктов детской деятельности.
- Игровое упражнение «Преврати эту форму во что хочешь»
- Игровое упражнение «Кто в комочке живет».
- Игра – фантазия «Придумай сказку».
- Игра- фантазия «Фантастические существа»
Игры и упражнения из пластичных материалов.
Игры и упражнения взяты из программы “Воспитание ребенка дошкольника в мире прекрасного” (РОСИНКА) Л.В. Куцакова, И.С. Мерзлякова “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС” 2003г.
стр. 91-93.
Цель этих занятий и упражнений: развивать ловкость, точность движений рук и пальцев, тренируя мелкие мышцы рук в процессе действий с пластическими материалами. Учить чувствовать материал, развивать память руки, чувство формы. Формировать различные приемы лепки. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру в движении, передавать пропорции, формировать чувство композиции. Развивать воображение, фантазию, творческие начала, эстетическое восприятие, интеллектуальные способности. Формировать речь.
Игровое упражнение: “Придумай сказку” - воспитатель ведущий (в старшем возрасте дети могут играть самостоятельно). Сюжет сказки строится таким образом, чтобы кусочек пластилина (глины) постоянно преобразовывался в новый образ. Например, сказка с персонажами - червячок, улитка, яблоко, ежик и т.д.
“Преврати эту форму во что хочешь” - ведущий лепит исходную форму, дети добавляют к ней отдельные элементы.
“Волшебный комочек” у играющего кусочек глины. Ведущий загадывает загадку “Кто в комочке живет?” (называются характерные отличия загадываемого животного). После того как дети отгадают, все лепят отгадку.
“Слепи фантастическое животное из...(шариков, длинных колбасок, цилиндров и т.д.”
“долепи цветок” - рельефное ленточное изображение из цветного пластилина.
“Слепи второе крыло бабочки” - для младшего и среднего возраста из готовых деталей, старшие лепят самостоятельно (расширяет представления о симметрии).
В старшем возрасте детям можно давать разнообразные “Творческие задания”
“Слепи самую лучшую фигуру.” Сначала дети играют в игру “Море волнуется”, затем ведущий выбирает лучшую фигуру, все дети (кроме выбранной фигуры) - рассматривают эту фигуру, уточняют позу, в чем ее особенность, и приступают к лепке. Затем сравнивают, выясняют у кого скульптура самая выразительная.
“Слепим вместе” стр. 95.И др.
Можно предложить детям устроить тематическую выставку скульптур, например, “Моя любимая игрушка”, “Подарок мамочке” и др.
Мой четвероногий друг. Константинов Федор 6 лет.
Работы детей среднего возраста. Алконост. подготовительная к школе группа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Опыт работы Косенко С.А., воспитателя МБДОУ ДС КВ № 31 «Голубая стрела» г.Туапсе...
на тему: Развитие творческих способностей воспитанников посредства использования нетрадиционных техник изобразительного искусства
презентация на тему:"Развитие творческих способностей воспитанников по средствам использования нетрадиционных техник изобразительного искусства"...
Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»
Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...
«Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей воспитанников»
План.Введение...................................................................................................................1 1.Теоретические подходы и проблемы использования музыкально...
Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников
Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников...
Презентация форм работы по взаимодействию с родителями по развитию творческих способностей воспитанников
«Люди, воспитанные без родительской ласки,...
обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...