Методическая разработка "Пластилинография как средство развития детей"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Чикал Тамара Олеговна

Для воспитателей дошкольных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

для воспитателей дошкольных учреждений

«Пластилинография, как средство всестороннего развития ребенка»

Актуальность:  Взаимодействие ребенка с пластилином развивает мелкую моторику ладоней и рук, которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления. В наше время очень много говориться о развитии мелкой моторики, почему? Около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти. Участки мелкой моторики находятся очень близко от языковых, поэтому кисть рассматривается, как «орган речи» Моторика взаимодействует с вниманием, мышлением, координацией движений… На протяжении всей жизни человеку понадобится развитие кистей и пальцев, хотя бы для того, что бы писать и одеваться. Тренировка и развитие моторики происходит, в первую очередь, с помощью лепки из пластилина. Так что же такое пластилинография? Это техника, позволяющая нам создавать картины на бумажной, стекляной или другой основе.  

Цель:  Донести до сознания педагогов всю важность работы с детьми над пластилином.

Задачи:  1  Познакомить педагога с особенностями работы с пластилином.

                 2   Донести до воспитателя что- то новое и увлекательное.

                 3   Дать знания, которые можно применить в работе с детьми.

                 4   Донести до педагогов, как это важно- работать с детьми над пластилином.

                  5  Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности.

Практическая значимость:  Данная разработка поможет педагогам найти что-то новое для своей работы над пластилинам, а педагоги, не использовавшие данный метод, поймут, как это интересно и важно. Из такого материала, как пластилин, можно создавать демонстрационный материал к образовательному процессу и ему не будет равных.

Приемы работы: Скатывание, раскатывание, сплющивание, разглаживание, разрезание, размазывание, придавливание, налепы.

Используемый материал: картон, зубочистки стекло, рамки, маркер водяной, средство для обезжиривания поверхности, готовая иллюстрация, пластилин, стека, палочка для нанесения узора, фон (для работы на стекле), упаковки от киндеров (пластмассовые), свеча, лак для волос, технологические карты

Этапы обучения:  1  Подготовительный- в нем идет знакомство с техникой пластилинография и материалами для ее создания.

-  Первое занятие вводное, на нем воспитатель знакомит детей со свойствами пластилина, обучает его делить на несколько частей (пластилин не рвется, а выкручивается винтом), разминать его пальчиками.

Идет демонстрация картин из пластилина, сделанных разными способами.

-  На втором занятии идет знакомство с подручным материалом, который понадобится в ходе работы (стека, палочки для создания рисунка), дети пробуют на, раскатанном куске пластилина, действие этих материалов.

-  Затем идет знакомство с цветовым спектром (предлагается таблица смешивания цветов (для более старшего возраста)), дети пробуют самостоятельно смешать цвета.

  • Розовый (для лепки рук, ног, лица) 1/5 красного + 4/5 белого
  • Темно- серый (волк) 3/5 черного + 2/5 белого
  • Светло- серый (зайчик) 7/8 белого + 1/8 черного
  • Салатовый (трава) 1/2 зеленого + 1/2 желтого
  • Светло- зеленый (листочки) 1/3 желтого + 2/3 зеленого
  • Если добавить 1/5 белого, то получаться молодые листочки
  • Фиолетовый 1/3 красного + 3/3 синего
  • Охра 1 желтого + 1/2 коричневого
  • Мраморный-  валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

-  Далее воспитатель знакомит детей с технологическими картами изготовления картин техникой пластилинография. Идет подробный разбор каждого вида рисунка.

2  Оснавной- знакомит с последовательностью изготовления работ из пластилина. (См. Технологические карты в приложении к разработке)

  • Картины на стекле: Для начала надо подобрать картинку и рамку. Вытаскиваем стекло из рамки и края обклеиваем скотчем (воизбежании порезов), далее стекло накладывается на рисунок и водяным маркером по стеклу рисуется контур рисунка, затем рисунок раскрашивается пластилином, как раскраска карандашом (работу лучше начинать с мелких деталей). Если что то не правильно, то можно легко исправить при помощи стека (преимущество стекла- на нем не остаются жирные пятна). Когда картина будет готова, стекло переворачивают- готово. Затем подбирают фон и вставляют картину в рамку. Эта техника используется в основном со старшими дошкольниками. Для примера рассмотрим рисование картины «Анютины глазки».

 

-  Для работы нам понадобится: рамка со стеклом для фото, картинка или фрагмент (лучше брать  детские раскраски), пластилин (лучше  фирмы «Гамма» не восковой), черный маркер (несмываемый), цветная бумага для фона, карандаш и ножницы, средство для обезжиривания, скотч

-  Для начала нам надо раскрыть рамку, вытащить стекло, обезжирить его любым средством, например спиртом, обклеить края скотчем, положить стекло на картинку или фрагмент.

-  Черным маркером аккуратно скопировать контур рисунка на стекло (на этом этапе уже могут подключаться дети)

-  Вытащить картинку из-под стекла, отложить (стекло не переворачивать!) Если контур получился не слишком ярким, то можно еще раз его обвести маркером.

-  По нарисованному контуру начинаем прилеплять маленькие кусочки желтого пластилина для сердцевинок (сначала лучше начать с мелких деталей, которые находятся внутри рисунка)

Берем фиолетовый цвет и прилепляем в середину цветка, можно немного растянуть пластилин от центра к краю лепестка

 Можно перевернуть картинку, посмотреть, что получается

 Берем розовый цвет (для самого крупного цветка), скатываем маленькие комочки, прилепляем их и размазываем пальцем, стараемся не заходить за контур, но если зашли – ничего страшного, можно подправить все стекой

-  Берем голубой пластилин для следующего цветка, скатываем шарик.

Прилепляем и тоже начинаем размазывать до контура, не заезжая за него

-  Скатываем желтый шарик для третьего цветка.

 Прилепляем, размазываем,

Итак, желтый цветок тоже готов!

 Переворачиваем, любуемся

-  У нас остались только листья, скатываем зеленый шарик для листьев, прилепляем, размазываем, рисунок готов, переворачиваем стекло

-  Подбираем фон (на этом этапе снова главную роль на себя берут взрослые). Желтый – нет!

Фиолетовый – тоже не годится.

Цвет морской волны – что-то не подходит.

А вот светло-зеленый подходит! Вырезаем фон по размеру стекла

-  Далее  на лист картона кладем фон и  стекло и все это упаковываем в рамку

-  Картина готова!

Можно дарить или поставить на стол

  • Картины на картоне: Для данной работы понадобится плотный картон и рисунок, который переводится на него. По рисунку, при помощи пластилина, выкладывается картина (прием размазывания). Затем готовому рисунку придается эстетическое оформление, при помощи палочек для нанесения рисунка и стеки. Готовую картину покрывают лаком и вставляют в рамку. Эту технику можно использовать с детьми начиная с младшего возраста.

       Рассмотрим на примере самой простой картины «Букет»

Для работы необходимо:

- картон с контурным рисунком или без него;

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- доска для раскатывания пластилина;

- стека;

- бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки);

- лак для волос (для лакирования).

-  Для начала нам надо выбрать или придумать самостоятельно, рисунок для будущей картины, например вот этот. Затем мы тщательно продумываем фон нашей картины. Рисунок можно перевести на фон, или выкладывать от руки. Анализируем, с чего начинать работу (с деталей заднего плана), в данном случае это стебельки.

-  Из маленьких кусочков пластилина раскатываем тоненькие колбаски.

-  Располагаем стебельки на нашем фоне так, как требует задуманный рисунок. Затем делаем заготовки для изготовления колосковых зернышек, для этого нам необходимо скатать тоненькую колбаску и разделить ее на много маленьких частей, которые скатываются в шарики.

-  Из полученных шариков мы формируем колосок, придавливая кусочки пластилина пальчиком к стебельку.  

-  Для объемности, мы при помощи стека, на каждом зернышке делаем маленькие надрезики. Так же стеком убираем лишний пластилин с краев стебля, делая его более ровным.

-  Раскатываем тоненькие колбаски (как ниточки) и выкладываем их между каждым зернышком. Колосок готов.

-  Далее мы переходим к листьям. Их так же изготавливаем из колбасок, прикрепляя к стебельку. Вдоль листа можно при помощи стека (так же как на зернышках) провести надрез, для придания объемности.

-  Далее мы переходим к листьям. Их так же изготавливаем из колбасок, прикрепляя к стебельку. Вдоль листа можно при помощи стека (так же как на зернышках) провести надрез, для придания объемности.

-  Надавливая на шарик, ведем пальчик к центру, получается лепесток.

-  Затем в центр лепестков крепим сердцевину и при помощи стержня от авторучки придаем ей объемность.

-  Далее мы прикрепляем к цветочку стебелек (формируя букет) и приступаем к изготовлению листа. Он делается так же, как и все остальное, из колбаски, только более толстой. Она примазывается к основному рисунку и при помощи стека листу придается зубчатая форма.

-  В заключении готовая картина обрабатывается лаком для волос, чтобы она не запылилась, так как пластилин очень притягивает пыль.

-  Картина готова, осталось только оформить ее в рамочку, для этого подойдет либо коробка из под конфет (в данном случае), либо рамка без стекла.

  • Раскрашивание объемных предметов при помощи пластилина: Для начала мы выбираем предмет, с которым будем работать- это может быть DVD диск (цветочное панно на стену). Пластмассовая упаковка от киндер сюрприза (большого и маленького) (самовар, чайник,кофейный сервиз, разнообразные зверюшки…), упаковки от бахил (мордочки для зверей, чашки) и т.д. Способ работы очень простой: обмазываем поверхность пластилином, затем на готовый фон наносим всевозможные узоры или рисунки. Затем все покрывается лаком для волос (для более длительного срока хранения). Так как изделие получается объемным, то дополнительных декоративных оформлений не требуется.

      Вашему вниманию предлагаю работу на диске DVD «корзина с цветами»

  -  Для работы нам понадобится: DVD диск, пластилин, стека, скотч, кусочек тесьмы, лак для волос

-  С одной стороны диска делаем петельку, при помощи тесемки и скотча. Так же скотчем заклеиваем дырку в середине диска.

-  Затем диск переворачиваем и начинаем его обмазывать пластилином в форме корзиночки.

Внутреннее пространство (по желанию) можно оставить не закрашенным.

-  Затем нам надо при помощи пластилина более темного цвета, придать поделке имитацию плетеной корзиночки.

-  Для изготовления цветов нам понадобится много разноцветных маленьких шариков (чем шире цветовая гамма, тем ярче рисунок). Приступаем к заготовкам.

-  Заготовки готовы, делаем цветы. Желтый пластилин пойдет на сердцевину, а зеленый оставим на листочки.

Исполнение цветов очень просто- сначала кладем желтый шарик на корзиночку и легонько придавливаем пальчиком, затем вокруг сердцевины прикрепляем лепестки (таким же способом)

-  Цветы готовы, лепестки можно сделать разной формы.

-  Далее прикрепляем лепестки.

-  При помощи стека придаем листочкам и лепесткам объемность- аккуратно надавливая, рисуем прожилки.

-  Вот такие интересные работы могут получиться. Можно использовать для украшения интерьера.

-  В заключении работу обязательно надо покрыть лаком- это придаст ей блеск и защитит от пыли.

Полезные советы: очень хочется поделиться со всеми своими знаниями, которые получены в результате работы- как положительные, так и отрицательные.

-  При выполнении работы, очень важно иметь перед глазами технологические карты с последовательностью работы (хотя бы при изготовлении первых картин)

-  Перед работой пластилин можно разогреть в горячей воде (но не кипяток)

-  При делении куска на нужное количество кусочков пластилин не отрывается, а выкручивается. Если мы пластилин делим стеком, то не пилим его, как пилой, а отрубаем сверху вниз, нажимая пальчиками.

-  Перед тем, как покрыть поверхность, мы берем маленький кусочек пластилина (его будет легче размазать) и разминаем его пальчиками до блинчика, очень тоненького, только после этого прикладываем и размазываем.

-  Благодаря тому, что на пальчиках много кровеносных сосудов, то пластилин разогревается через несколько секунд и становится горячим, особенно у детей. Поэтому я не рекомендую пользоваться восковым пластилином (в работе он может потечь и все испортить), самый оптимальный пластилин, это «Гамма»

-  Если вам что то не нравится в своей работе, то это можно исправить при помощи стека, он легко справится, не оставляя следов.

-  При работе со стеклом, его краю нужно обернуть скотчем, во избежании порезов (особенно при работе с детьми)

-  Если вы создаете картину на картоне, то после нанесения рисунка, картон можно покрыть прозрачной пленкой (типа скотча), на скользкой поверхности легче размазать и удалить пластилин стеком.

-  Готовые работы можно подержать над пламенем свечи- это придаст пластилину блеск и гладкость.

- В заключении работу покрывают лаком для волос, чтобы она служила дольше и не теряла свой вид (не будет прилипать пыль)

3  Заключительный: В этой разработке я пыталась изложить последовательность и четкость работы с пластилином в такой новой технике, как пластилинография. Я надеюсь, что мои советы помогут вам при работе с детьми. Но очень важно помнить, когда пластилин попадает в руки ребенка, то самое главное- это не переоценить его силы, подобрать нужный и удобный материал для работы. К дополнению того, о чем я сегодня вам рассказывала, хочу предложить вашему вниманию литературу, которой сама пользуюсь:

  • Давыдова «Пластилинография» 2008г,  «Пластилинография для малышей» 2008г,  «Цветочные мотивы» 2009г, «Детский дизайн», «Анималистическая пластилинография»
  • Гаврина и Кутявина «Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»
  • Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
  • Цирулик и Проснякова «Уроки творчества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:" Использование кукол БИ-БА-БО,как средство развития детей дошкольного возраста"

Малышу тяжело найти интересное занятие, он хнычет, балуется, карабкается на руки? Вы не можете придумать, как поступить и испробовали различные способы? Просто попытайтесь надеть на свою руку оригинал...

Методическая разработка по познавательному развитию детей 6–7 лет средствами современных технологий с использованием ИД

Методическая разработка посвящена проблеме использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Демонстрируются возможности использования интерактивной доски в работе с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Книги из фетра как средство развития детей раннего возраста"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКниги из фетра как средство развития детей раннего возраста...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕПКИ

В  разработке дано методическое сопровождение сенсорного развития в условиях коррекционной группы, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педа...

Методическая разработка на тему "ИЗО деятельность как средство развития детей раннего возраста"

Методическая разработка на тему: «ИЗО деятельность как средство развития детей раннего возраста»Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для...

Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)

Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное   учреждение детский сад № 11муниципального образования Кореновский район        Ме...