МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕПКИ
методическая разработка (средняя группа)

Cулайманова Василя Маратовна

В  разработке дано методическое сопровождение сенсорного развития в условиях коррекционной группы, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педагогических технологий, средств сенсорного развития, в том числе и лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx80.29 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕПКИ

СУЛАЙМАНОВА ВАСИЛЯ МАРАТОВНА


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

РАЗДЕЛ I        5

1.1 Основные понятия сенсорного развития        5

1.2 Средства сенсорного развития детей в условиях коррекционной группы        7

1.3 Методика обучения лепке детей в средней группе детского сада        11

РАЗДЕЛ II        14

Диагностические методики        14

РАЗДЕЛ III        16

3.1 Программа кружковой работы «Умелые ручки»        16

3.2 Комплекс занятий по лепке для детей 4-5 лет в условиях коррекционной группы        22

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        43


«Творчество – это двигатель человеческого развития. Не будь творчества, мы остались бы первобытными людьми».

(Индийская мудрость)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование, игровая деятельность, т. к. играя ребенку легче запомнить сенсорные эталоны.

В свете современных требований образования, педагоги дошкольного образования должны постоянно заниматься поиском новых способов сенсорного развития детей. Обновление методов сенсорного развития, технологий обучения, форм организации занятий диктуют необходимость обеспечения этого процесса методической литературой.

Цель данных методических рекомендаций: методическое сопровождение сенсорного развития в условиях коррекционной группы, анализа передового педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных педагогических технологий, средств сенсорного развития, в том числе и лепки.

Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки занятий по сенсорному развитию в условиях коррекционной группы, определяют предъявляемые к ней требования, содержат дополнительные сведения о средствах сенсорного развития, видах занятий, кружковой работы и т.д., которые могут быть полезны могут быть использованы воспитателями для организации работы по сенсорному развитию посредством лепки в условиях коррекционной группы детского сада.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке авторских и иных материалов для организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, обмена педагогическим опытом, научных публикаций.


РАЗДЕЛ I

1.1 Основные понятия сенсорного развития

Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Сенсорная культура ребенка - это развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений). Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

 Именно возраст 4-5 лет наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие, совершенствование у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений, восприятий, представлений.

В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей, имеющих различные нарушения в развитии, а потому реабилитация таких детей приобретает значение общественно важной проблемы. Трудности, проявляющиеся в обучении детей с нарушениями в развитии, привлекают внимание исследователей, прежде всего, к своеобразию развития процесса восприятия-тактильного, слухового и зрительного. Исследования восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями в развитии ограничиваются лишь констатацией необходимости разработки специальных мер, направленных на оказание помощи в развитии данного процесса у детей изучаемой категории. Однако комплексной системы развития восприятия детей с нарушениями в развитии не разработано.


1.2 Средства сенсорного развития детей в условиях коррекционной группы

Сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все этапы жизни ребенка, особенно важно оно в процессе изучения окружающей жизни (предметов, их свойств и качеств). Поэтому проблема формирования сенсорной культуры становится приоритетной и первостепенной в развитии ребенка и требует особого внимания. В детском возрасте основной формой и содержанием организации жизни является игра. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания

Именно через игру ребенок учится осязанию, восприятию, сравнению, устанавливать закономерности, принимать самостоятельные решения, усваивает основные сенсорные эталоны, а самое главное путем игры ребенок познает мир и развивается как личность.

Внедрение дидактических игр в детском саду эффективно помогает развивать, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Именно индивидуальный подход становится решающим при развитии тех или иных способностей у детей.

Дидактические игры позволяют детям:

- повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять их в узнавании и различии;

- оформлять чувственное впечатление, уточнять название предметов и их характерные свойства (цвет, форма, величина). Ориентироваться по внешнему виду предмета и по словесному описанию;

- делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

- соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами.

Детское конструирование тесно связано с игрой. Сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой. Ребенок учится различать не только внешние качества предмета; у него развиваются познавательные и практические действия.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

В психологии и педагогике накоплен богатый опыт по обучению конструирование из строительного материала. Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. Сегодня в педагогической практике широко используются и другие виды конструирования — из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др.

Детское конструирование обладает высоким потенциалом для развития дошкольника. В процессе конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как деятельность, внутри которой формируется общая способность по выстраиванию целостностей различного типа. Обучение детей с задержкой психического развития протекает, как и у их нормально развивающихся сверстников. Однако имеет некоторые особенности. В связи с этим в настоящее время специалисты коррекционных дошкольных учреждений уделяют особое внимание именно конструктивной деятельности. Эта деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в психическом развитии у детей с задержкой психического развития, а также играет важную роль в формировании творчества. Проблема развития конструктивной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития в настоящее время является актуальной в связи с тем, что в специальной психологии особое значение отводится поиску резервов формирования детского конструирования. В современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка) - это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в своей деятельности лишь то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся правильно называть и различать цвета.

Для детей дошкольного возраста характерны быстрые переходы от продуктивной деятельности в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.

Исследованиями было выделено, что для большинства детей в коррекционных группах характерно нарушение двигательных способностей ‒ движения неловки, неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук.Особенно это проявляется в различных видах деятельности- в навыках самообслуживания, трудовых навыках и в продуктивных видах деятельности

Успешное развитие мелкой моторики рук происходит при занятии различными видами изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность помогает развить творческие способности детей, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы состоит в том, что развитие мелкой моторики у детей с ЗПР позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность.

Работа с пластилином способствует развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук, творческому воображению, развитию четкости непроизвольных движений и тактильной чувствительности.


1.3 Методика обучения лепке детей в средней группе детского сада

Лепка  это самый осязательный вид художественного творчества. Ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и изменяет. Основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, который повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию предмета, пластики, фактуры, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук.

Лепка в средней группе необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел- их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания.

Для узнавания предмета детям средней группы достаточно лишь некоторых его общих признаков. Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.  Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Активное обследование предмета перед лепкой — это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычленить четыре этапа.

Первый этап- это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

На втором этапе обследование предмета сочетается с его анализом. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т.д.); движения пальцев как бы измеряют соотношения глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап- выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап- повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно.

Большое место отводится ознакомлению детей с сенсорными эталонами- формой, величиной и т. д.

В лепке дети работают обычно с объемным предметом, форма которого имеет в основе геометрическое тело. Поэтому в младших группах детей знакомят с такими эталонами, как шар, куб, в средней-конус, овал, цилиндр.

Дети занимаются обследованием предметов не только на специальных занятиях, обучающих активному осязанию, но и в процессе лепки. Это дает им возможность с помощью осязания и зрения сопоставлять пространственные свойства изображаемого предмета с натурой. И если на первоначальных этапах обучения детей действиям обследования требуется проведение специальных занятий, дидактических игр, то с усвоением данной системы для детей уже достаточно осязательно-зрительного ознакомления с натурой перед лепкой. В подготовительной к школе группе проводятся занятия по лепке незнакомого предмета без его осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ. Дети в старшей и подготовительной группах должны различать как плоскостные, так и объемные геометрические формы.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости корректировать его.


РАЗДЕЛ II

Диагностические методики

Для выявления уровня сформированности восприятия величины можно применять диагностическую игру «Накормим мишек», в которой используется картинка с изображением медведей (5, стоящие по росту), а также 5 различных по величине мисок, 5 ложек убывающей величины. Детям предлагается помочь медведям и расположить по размеру каждому медведю нужную миску и ложку. Воспитатель фиксирует, как раскладывают ложки и миски: наугад, как попало, на глаз или используют способ соизмерения. Оценка уровня развития сформированности восприятия величины осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:

- уровень ниже среднего (1 балл) - ребенок раскладывает миски и ложки как попало, играет с ними, раскладывает миски и ложки не соотнося их величину с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой; наводящие вопросы воспитателя не приводят к успеху;

- средний уровень (2 балла) - ребенок не всегда пользуется способом соизмерения, делает 2-3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способен самостоятельно их исправить; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания;

- высокий уровень (3 балла) - ребенок безошибочно выполняет задания, при необходимости проверки использует способ соизмерения предметов; хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняет задания.

2) Для выявления уровня сформированности восприятия формы можно применять диагностическую игру «Построим домики для фигур» - взрослый показывает детям геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Предлагают построить для них домики, такой же формы из приготовленных заранее фигур из пластилина. Оценка уровня сформированности восприятия формы осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:

- уровень ниже среднего (1 балл) - ребенок не знает названия фигур, не справляется с заданием, играет пластилином, выкладывает что попало, не принимает помощь взрослого;

- средний уровень (2 балла) - ребенок не твердо знает название фигур, называет с помощью воспитателя; действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу домиков для разных фигур. Допускается показ способа построения домиков.

- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно называет все геометрические фигуры, самостоятельно строит домики для всех фигур

3) Для выявления особенностей восприятия цвета, детям предлагают цветные шарики (сформированные из пластилина).

Диагностика проводится в индивидуальной форме. Перед ребенком раскладывают эти шарики, и просят показать определенный цвет. («Где красный шарик?» «Где синий?» и т.д.)

 Затем предлагается назвать цвета всех шариков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Распределение детей по уровням восприятия цвета осуществлялось по следующим критериям: понимание задания, сличение цветов, выделение цвета по слову-названию.

Оценка уровня восприятия цвета осуществлялась в соответствии со следующими уровнями:

- уровень ниже среднего (1 балл) – ребенок не знает названия цвета, не справляется с заданием даже после обучения, играет пластилином, не принимает помощь взрослого;

- средний уровень (2 балла) – ребенок не твердо знает название цвета после обучения, называет с помощью воспитателя; действует с помощью взрослого, который помогает увидеть разницу в шариках.

- высокий уровень (3 балла) – ребенок правильно называет все цвета, самостоятельно справляется с заданием.


РАЗДЕЛ III

3.1 Программа кружковой работы «Умелые ручки»

Цель: Создать условия для сенсорного развития детей, самовыражения и самореализации дошкольников через декоративно - прикладное искусство. Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. Возможность подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста, вовлечение детей в активную творческую деятельность, развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать расширению кругозора детей по декоративно - прикладному искусству;
  • Способствовать обучению основным способам и приемам лепки;
  • Познакомить детей со свойствами и особенностями лепки из пластилина, соленого теста;
  • Способствовать раскрытию личности ребенка через творческую деятельность;
  • Формировать у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат;
  • Формировать у детей умение передавать в лепке изображения знакомых предметов из повседневной жизни.

Развивающие:

  • Способствовать сенсорному развитию детей
  • Способствовать развитию у детей мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
  • Развитие конструктивных способностей, памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия фантазии; усидчивости;
  • Способствовать формированию у детей восприятия величины;
  • Обогатить предметно - развивающую среду группы, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;
  • Способствовать формированию у детей восприятия формы и цвета;
  • Развивать у детей навыки коллективного творчества, умение работать сообща.

Воспитательные:

  • Вызывать эмоциональный положительный отклик на созданные изделия;
  • Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности;
  • Воспитывать у детей аккуратность, самостоятельность, усидчивость, стремление добиваться хорошего результата;
  • Воспитывать у детей эстетическое восприятие, положительное отношение к работе с пластилином, соленым тестом, стремление сделать красивую вещь;
  • Воспитывать умение ценить и уважать свой собственный труд и труд сверстников

Оборудование и материалы, используемые в работе кружка

  • пластилин
  • картон
  • пшеничная мука;
  • соль мелкого помола;
  • холодная вода;
  • скалки;
  • стеки;
  • кисточки,
  • краска (гуашь или акварель);
  • пищевые красители;
  • одноразовые разноцветные тарелки
  • подготовленные и раскрашенные яичные контейнеры
  • подготовленные бусины из соленого теста
  • клей (ПВА или обойный клей);
  • формочки и другой материал.
  • бусинки, бисер.

График проведения занятий

День недели

Время

Пятница

15.15-15.40

1. Форма занятий: групповая.

2. Количество занятий:

1 занятие в неделю, 4(5) занятий в месяц, 18 занятий за пол года

3. Продолжительность занятий: 25 минут.

4. Занятия проводятся во второй половине дня.

5. Состав группы постоянный. Количество детей в группе для успешной реализации программы: 10-15 человек.

6. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза: вводный - в начале занятий, итоговый - в конце.

Календарно-тематический план занятий

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Необходимые материалы

1

Вводное занятие «Знакомство с пластилином»

ознакомиться с правилами техники безопасности, обучение разнообразным приемам работы с пластилином, изучение основных форм

пластин, доска для лепки

2

«Овощи»

изучение овальной и круглой формы, наглядное представление

муляжи овощей, пластилин, доска для лепки

3

«Ягоды»

учить скатывать шарики из пластилина, изучение формы и величины

картон, пластилин, доска для лепки

4

«Солнце в тучах»

учить налепу из пластилина, сформировать маленькие шарики

картон, пластилин

5

«Цветочная поляна»

закрепление знания цвета, величины

пластилин, заготовки из цветного картона

6

«Крендельки»

навыки катания колбаски, скручивания

пластилин

7

«Бусы»

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности

подготовленные бусины из соленого теста

8

«Разложи яички»

умение различать цвета

подготовленные и раскрашенные яичные контейнеры, пластилин

9

«Раскраска пластилином»

повторяем навыки цветов, ориентируемся в пространстве, развиваем мелкую моторику

пластилин, раскраски

10

«Дополни рисунок»

развиваем сенсорное развитие, навык цвета

пластилин, заготовки

11

«Разложи по тарелочкам»

Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи, Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник)

одноразовые разноцветные тарелки, пластилин

12

«Мяч в ворота»

вспоминаем значение «круглый», закрепляем навыки цветов

подготовленные ворота, пластилин

13

«Угощение обезьянкам»

закрепляем представления о цвете, величине

пластилин

14

«Солнышко»

закрепляем представления о цвете, развиваем мелкую моторику

Картон, пластилин, бусинки

15

«Пирог»

Продолжать учить лепить округлые предметы, сплющивая пластилин между ладоней, украшать изделия.

Развивать умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Пластилин, доска для лекпи

16

«Елочка зеленая»

Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки. Развивать умение переключать внимание.

пластилин, картон, доска для лепки

17

«Котенок

Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура.

Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений.

Развивать точность и координацию движений.

пластилин, контур котенка на бумаге

18

«Цветик-семицветик»

Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность

Контурные изображения цветика-семицветика на картоне (крупно), пластилин, доски для лепки

3.2 Комплекс занятий по лепке для детей 4-5 лет в условиях коррекционной группы  

Занятие 1.

Конспект занятия по лепке «Знакомство с пластичным материалом  (пластилин) «Шар, цилиндр, конус»

Тема: Знакомство с пластичным материалом – пластилин. 

«Шар, цилиндр, конус».

Цели и задачи:

- знакомство детей с пластичным материалом;

- правила техники безопасности при работе с пластилином;

- обучение разнообразным приемам действий с пластилином: разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание и вытягивание;

- обучение формирования колбаски (цилиндр, шар, конус;

- развитие мелкой моторики.

Материалы и инструменты:

Пластилин ярких цветов, подкладная доска, клеенка, стек, салфетки, пластмассовые формы (цилиндр, шар, конус).

Ход занятия.

1 Орг. момент.

Приветствие детей. Объявление темы и цели занятия.

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся?

Вы сделали правильный выбор, решив заниматься лепкой. Мы научимся быть маленькими фантазерами и попробуем попасть в страну «Пластилинию». А попасть в нее очень просто, стоит взять коробку с пластилином, закрыть глаза и сказать: «Раз, два, три, четыре, пять в «Пластилинию» хочу попасть! Теперь все вместе!Ура! Вот мы и в стране «Пластилиния».

Так что же необычного в этой стране? Оказавшийся в руках пластилин способен оживать и принимать различные формы, а в голове начинают возникать различные образы и сюжеты, которые можно вылепить из него.

Но, как и в любой стране есть свои секреты и правила.

2. Подготовка к изучению нового материала (тех. безопасности).

Перед тем как начать работу с пластилином мы должны вспомнить некоторые правила:

1. Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

2. Лепку пластилином выполнять только на дощечке или клеенке.

3. Нельзя класть пластилин на стол.

4. Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Отделите маленькую часть, разомните, потом прибавьте еще и т. д.

5. Не бросайте остатки пластилина на пол.

6. Не размахивайте стеком.

7. После работы протирайте руки салфеткой.

8. Когда закончите работу, уберите рабочее место, протрите стол.

9. Стеки и клеенку нужно хорошо протереть салфеткой.

10. Салфетку (бумажную) использовать один раз.

3. Изучение нового материала.

Игра с пластилином

1. Разминание

В руки я комок возьму, хорошо его помну,

Чтоб он теплым, мягким стал, но к рукам не прилипал.

2. Скатывание

На него я посмотрю, что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю, с ним немного поиграю.

3. Раскатывание

Шарик в руки я возьму и раскатывать начну –

Вот и столбик получился, столбик в жгутик превратился.

4. Скручивание

Жгутик я в спираль скручу и ракушку получу.

5. Сплющивание

Чтобы с ней случилось что-то, сплющить мне ее охота.

Ну и что же получилось? Она в блинчик превратилась.

6. Прищипывание

Блинчик в трубочку сверну и прищипывать начну.

7. Вдавливание

Можно снова в шар скатать, чтобы пальцем протыкать

8. Вытягивание

Я кусочек прищипну и вытягивать начну.

Хвостик длинный получился, шарик в репку превратился.

4 Практическая часть.

Предлагаю детям выбрать кусочек пластилина, который нравиться.

Педагог: Попробуйте отщипнуть кусочек. Размять его. Сплющить. Предлагаю, самостоятельно скатать шар, цилиндр и конус.

Динамическая пауза:

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя!

Раз – нагнись, два – нагнись,

Руки кверху все подняли!

И друг другу помахали!

Молодцы. Продолжаем наше занятие.

5. Закрепления нового материала.

Вспоминаем правила техники безопасности. Вспоминаем основные приемы действий: разминание, скатывание, раскатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание и вытягивание.

6. Итог.

Педагог отмечает «+» и «–» работ детей, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся при изготовлении. Организуется выставка работ.

Приводим свои рабочие места и инструменты в порядок.

- Что нового вы узнали из нашего занятия?

- Какие формы вы запомнили (ответы детей)

- Что мы сегодня с вами делали? (ответы детей)

- Вам понравилось лепить? (ответы детей)

Вы все постарались. Молодцы! Всем спасибо. Занятие окончено. До свидания.

Занятие 2.

«Овощи»

Программное содержание. 

  • Учить лепить из пластилина предметы овальной и круглой формы.
  • Развивать мелкую моторику рук и память.
  • Развивать сенсорное развитие

Демонстрационный материал. Муляжи или настоящие овощи по количеству детей, мешок.

Раздаточный материал. пластилин, доски для лепки.

Ход занятия

Раздайте детям овощи. Дети по очереди называют овощ, который им достался. Соберите овощи в мешок. Затем дети достают по одному овощу из мешка и вспоминают, у кого этот овощ был (предыдущий обладатель овоща должен молчать).

Покажите детям пластилин, вспомните навыки пользования, первое занятие, технику безопасности

Предложите вылепить из него два любых овоща.

Для этого нужно отломить небольшой кусок пластилина, скатать его между ладоней в шар и придать форму нужного овоща.

Из другого шара прямыми движениями рук можно раскатать овал и придать форму другого овоща.

Занятие 3.

«Ягоды»

Программное содержание. 

  • Учить лепить полый предмет с ручкой.
  • Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней.
  • Закреплять умение сопровождать стихотворение соответствующими тексту движениями.
  • Закрепление понятий формы предмета.
  • Развивать точность и координацию движений.

Демонстрационный материал. Настоящая или нарисованная корзинка.

Раздаточный материал. Пластилин, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Выполните вместе с детьми движения, соответствующие стихотворению:

В сад сегодня мы пойдем (шагать на месте),

И всю вишню соберем (вставать на носочки и «складывать в корзинку»).

На компот и на варенье (разводить руками),

Будет деткам угощенье(погладить себя по животу).

Спросите детей:

– Что мы собирали в саду? (вишню.)

– Куда клали ягодки? (В корзинку)

Покажите детям корзинку.

Предложите тоже отправиться в сад и набрать корзину вишню. Но сначала объясните детям, как сделать корзину из пластилина: скатать круговыми движениями большой шар, затем большим пальцем с одной стороны надавить, чтобы получилось отверстие. Пальцами расширить и углубить его, выровнять края. Раскатать колбаску и прижать ее сверху корзины, примазав пальцами, чтобы получилась ручка.

Остается наполнить корзину ягодами. Пусть каждый ребенок скатывает маленькие красные шарики между ладоней и кладет в корзину.

Занятие 4.

Программное содержание. 

  • Продолжать учить скатывать маленькие шарики из пластилина, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета.
  • Развивать умение отгадывать загадки.

Раздаточный материал. Половинки листов голубого картона по количеству детей, простые карандаши, пластилин желтого и серого (белого) цвета.

Ход занятия

Загадайте детям загадки:

Над рекой остановился

Шар воздушный, золотой.

А потом за лесом скрылся,

Покачавшись над водой. (Солнце)

Пушистая вата плывёт куда-то:

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Спросите детей:

– В какое время года на небе много туч, закрывающих солнце? (Осенью.)

Предложите на голубом картоне крупно нарисовать облако, частично закрывающее солнце, а затем украсить солнце и облака маленькими шариками из желтого и серого пластилина. Покажите, как, отрывая маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней в шарики и прикреплять на картон внутри соответствующего контура.

Занятие 5.

«Цветочная поляна»

Программное содержание. 

закрепление знания цвета, величины.

Раздаточный материал. пластилин, заготовки из цветного картона

Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поедем мы на машине (дети рассаживаются в построенную из стульчиков машину, воспитатель подаёт сигнал и все с песней отправляются в путешествие).

В машине, в машине шофёр сидит.

Машина, машина идёт гудит.

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети. Машина стой!

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали на цветочную поляну. Как здесь красиво! 

Но кажется, у цветочков чего-то не хватает. Как вы думаете, чего?

На большом листе бумаги из картона изготовлены разноцветные цветы разного размера. Серединки этих цветов  белые. Необходимо выбрать пластилин нужного цвета, скатать в шарик и закрепить в серединке цветов.

«Найди самый большой цветок, какая у него серединка?», «Найди самый маленький/красный цветок»

Занятие 6.

«Крендельки»

Программное содержание. 

закреплять приемы лепки: формировать умение раскатывать жгутик движениями ладоней; закреплять умение соединять элементы способом прижимания. 

Раздаточный материал. пластилин, доска

Ход занятия

Воспитатель:ребятки, послушайте стихотворение:

Муха - цокотуха - именинница

Муха на базаре,

Самовар купила.

В дом гостей позвала,

Стол для них накрыла.

Муха суетилась

Стряпала весь день,

Для гостей стараться

Было ей не лень.

За столом расселись:

Букашки, червячки,

Козявочки и блошки,

Бабочки, жучки.

Все хозяйку славят,

Песни ей поют.

За чаем с крендельками,

Скучать ей не дают.

Сегодня у Мухи-Цокотухи день рождение, она гостей пригласила и просит вас, ребятки ей помочь налепить крендельков. Ну что, готовы помочь?

Лепим крендельки для мухи-Цокотухи.

Чтобы сделать кренделек нужно скатать длинную колбаску из пластилина (сопровождается показом, соединить ее концы и пальчиком их прижать, чтобы они крепко держались.).

«Ребятки покажите, какие крендельки у вас получились». Дети угощают всех гостей, которые пришли к Мухе-Цокотухе на день рождение, чаем с крендельками, которые они слепили своими руками.

Занятие 7.

«Бусы»

Программное содержание:

  • укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;
  • формирование умения сочетать по цвету;
  • развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности

Раздаточный материал: подготовленные бусины из соленого теста, предварительно раскрашенные.

К детям в группу приходит кукла Катя с корзиночкой, где лежат рассыпанные бусы красного цвета. Кукла одета в платье красного цвета, на голове красный бант.

Воспитатель«К нам пришла в нарядном платье с красным бантом кукла Катя». Воспитатель с детьми отмечают, что платье и бант у Кати красного цвета. Катя рассказывает, что идет в гости к своим подружкам, но у нее развязывается шнур на бусах, и они рассыпались. Что ей делать?

Воспитатель успокаивает куклу Катю и предлагает ей свою помощь. Дети и Катя садятся за стол. Далее воспитатель объясняет, как надо правильно собрать бусы на верёвочку. Получились красивые бусы красного цвета. Воспитатель надевает бусы на куклу, и все любуются. Дети отмечают, что они такого же цвета, что и платье с бантом. Бусы имеют форму шара.

Далее воспитатель предлагает детям изготовить бусы в подарок Катиным подружкам, приносит коробку, где лежат шарики и верёвочки четырех цветов. Но сначала воспитатель предлагает выбрать все синие шарики в синюю тарелочку, зеленые –в зеленые, красные –в красную, желтые- в желтую, при этом проговаривать правильно цвета. Дети берут понравившуюся тарелочку с шариками, подбирают шнурок такого же цвета и выполняют работу.

Во время изготовления бус для кукол воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, подбадривает, хвалит за старание, ловкость, умение. Дети отмечают, что бусы получились очень красивые, разные по цвету.

Кукла Катя предлагает вместе идти в гости к ее подружкам. Дети встают, идут к куклам, несут бусы и надевают их куклам, подбирая бусы в тон платьев. Кукла Катя благодарит детей за помощь и предлагает всем вместе поиграть в подвижную игру «Прятки». В конце игры каждый ребенок берет свою куклу, и вместе с ней пляшут:

Это кукла наша,

Зовут ее Маша.

Куклы любят все ребятки,

С ней играть мы будем в прятки.

Спрячу куклу Машу,

Спрячу куклу нашу.

Оля к куколке пойдет,

Оля куколку найдет.

С куклой Машей

Оленька пляшет.

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки.

После игры дети собираются гулять и приглашают куклу Катю пойти с ними.

Занятие 8.

«Разложи яички»

Содержание программы:

сформировать умение различать цвета

Раздаточный материал: подготовленные и раскрашенные яичные контейнеры, пластилин

Ход занятия:

Курочка пеструшка

Яичко принесла,

Всем ребяткам поиграть дала.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем.

Вперед-назад, вперед-назад,

А теперь я покручу,

Всем яичко покажу.

Спрячу в ручки, покажу,

Покатаю, не разобью,

Деду с бабой подарю.

Поможем деду и бабе разложить яички в цветные корзиночки.

В подготовленный и раскрашенный заранее яичный контейнер складывать яички (сформированные из пластилина овалы разных цветов).

«Где домик у красного яичка», « в синем гнездышке какое может быть яичко»

Занятие 9.

«Раскраска пластилином»

Содержание программы:

  • обучение техники намазывания
  • повторяем навыки цветов
  • ориентируемся в пространстве
  • развиваем мелкую моторику.

Раздаточный материал:

пластилин, раскраски

Ход занятия: Воспитатель раздает приготовленные заранее контуры рисунка сказочных героев, напечатанные на разноцветном картоне. И объясняет и показывает технику намазывания пластилина на ровную поверхность.

 От пластилина отщипываем маленькие кусочки и равномерным слоем наносим на контурное изображение.

- Кладем кусочек и пальчиками размазываем от центра к краям.

- Таким способом заполняем контур рисунка, используя нужные цвета пластилина.

- Намазывая пластилин, не заходите за контур, иначе работа будет неопрятной.

Занятие 10.

«Дополни рисунок»

Содержание программы:

развиваем сенсорное развитие, навык цвета 

Раздаточный материал:

пластилин, заготовки

Ход занятия: 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем с вами…

В группу забегает взъерошенный художник с иллюстрациями. Они падают, дети помогают собрать.

Художник: Ой, спасибо. Здравствуйте (дети здороваются, я так тороплюсь, что у меня все из рук падает.

Воспитатель: А кто это к нам пришел? (Художник)

Художник: Подскажите, я попал в библиотеку?

Дети: Нет.

Художник: А что это?

Дети: Детский сад.

Воспитатель: А может, прежде чем ты побежишь в библиотеку, покажешь нашим ребятам свои иллюстрации?

Художник: А почему бы и нет. Ребята, хотите посмотреть? (Да). 

Раздают каждому по листочку.

Воспитатель: Ой, ребятки, вам не кажется, что картинки какие-то странные. Мы бы не хотели тебя обидеть, художник, но что-то в них не так.

Как вы думаете, ребята, что забыл нарисовать художник?

Давайте ему поможем.

На заготовленные на листе бумаге шаблоны (ежик без иголок, солнышко без лучиков, дерево без веточек), укладываем колбаски, необходимого цвета из пластилина.

«Сделай ежику колючки/солнышку-лучики» и т.д.

Занятие 11.

«Разложи по тарелочкам»

Содержание программы:

Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи,

Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник)

Раздаточный материал:

пластилин, одноразовые разноцветные тарелки

Ход занятия: Одноразовые тарелочки 4-х основных цветов. Геометрические формы лепим из пластилина/из подготовленного заранее сухого теста, выбираем определенный цвет/раскрашиваем их соответствующими цветами

1. Разложить предметы только круглой или только треугольной формы.

2. Разложить только жёлтые и синие (красные, зелёные и т. д.) предметы.

Далее усложнять.

Занятие 12.

«Мяч в ворота»

Содержание программы:

учим детей значению «круглый», закрепляем навыки цветов 

Раздаточный материал:

подготовленные ворота, пластилин 

Ход занятия: 

Лепим шарик тех же цветов, что и ворота.

Необходимо прокатить пластилин, сформированный в шарик определенного цвета, в такого же цвета ворота.

«какой прокатим мяч в красные/желтые ворота»

Занятие 13.

«Угощение обезьянкам»

Цель: Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями и другие раннее приобретенные навыки.

Задачи: Прививать интерес к изобразительной деятельности; учить различать красный, зеленый, желтый цвета, любоваться изделием.

Материал: Образец изделия, муляжи (яблок, груша, апельсин, лимон, банан, пластилин разного цвета, дощечки, салфетки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в группу и садятся на стульчики. Раздаётся стук в дверь.

- Ой, ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. (Обезьянка). Кто это? (ответы детей).

-Правильно это обезьянка из страны Лимпопо.

2. Беседа о пользе фруктов

Ребята, а вы любите витамины? (Ответы детей).

- А кто вам их дает? (Ответы детей).

- Ребята, витамины не только продаются в аптеке, но и находятся в продуктах, которые вы кушаете. Вы знаете, в чем содержится много витаминов? (Ответы детей).

- Посмотрите, что я вам принесла (Достаю корзинку с фруктами)

Рассматривают, что лежит в корзинке:

Яблоко

Груша

Апельсин

Лимон

Банан

Называют, какого цвета.

Что больше всего любят обезьянки? (Ответы детей).

Основная часть. Лепка бананов.

Воспитатель. Бананы обезьянки любят не зря. Они очень полезны. В бананах, как и во всех фруктах, есть витамины, поэтому тот, кто их ест, меньше болеет. Давайте соберем урожай вкусных и очень полезных бананов и отправим их обезьянкам в страну Лимпопо. Вылепим бананы из пластилина. Какого цвета пластилин нам нужен? Посмотрите, бананы  бывают желтого цвета.

-Как мы будем лепить бананы? Для этого нужно узнать, какую они имеют форму. (Предлагает детям обвести пальчиком контур банана.) -Какой формы банан? (Ответы детей.)

-Банан овальный.

-Как мы лепим овальные предметы? (Показывает приемы скатывания из пластилина шариков, придание им овальной формы. Дети выполняют вслед за воспитателем движения ладонями.)

- Вот мой банан готов. А вы хотите слепить такие полезные бананы?

Воспитатель предлагает взять необходимого цвета пластилин и в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Физминутка: «Собираем бананы»

Дети то тянут руки вверх, будто срывая бананы с пальмы, то наклоняются, будто собирая их с земли.

5. Итог занятия.

Молодцы, много получилось бананов. Обезьянка благодарит детей и прощается с ними: «Спасибо, ребята! Теперь витаминов хватит всем. Я отвезу ваши угощения остальным обезьянкам из страны Лимпопо. Запомните, что во всех фруктах находится много витаминов. Если вы будете их кушать, то будете сильными и здоровыми».

Занятие 14.

«Солнышко»

Содержание программы:

  • закрепляем представления о цвете
  • развиваем мелкую моторику 

Раздаточный материал:

картон, пластилин, бусинки

Ход занятия:

Формируем шарики из желтого цвета. На картон белого цвета ложим шарик, приплющиваем его ладошкой сверху. Украшаем бусинками-глазками

Занятие 15.

«Пирог»

Программное содержание. Продолжать учить лепить округлые предметы, сплющивая пластилин между ладоней, украшать изделия. Развивать умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Пластилин, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Прочитайте стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», попросив детей говорить недостающие слова.

Я захотел устроить бал, 

И я гостей к себе ……   позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ……пирог

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости …..не идут.

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ….откусил

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….съел.

Когда же гости подошли,

То даже крошек  ….. не нашли.

Скажите: «Наверное, гости очень расстроились! Давайте испечем новый пирог».

Для этого надо круговыми движениями скатать шар, сплющить его между ладоней и украсить длинными колбасками. Колбаски следует раскатывать прямыми движениями рук из небольших шариков.

Занятие 16.

«Елочка зеленая»

Программное содержание. Учить передавать строение елки, соединяя между собой столбики из пластилина разной длины в определенной последовательности. Упражнять в использовании стеки. Развивать умение переключать внимание.

Демонстрационный материал. Предметная картинка елки.

Раздаточный материал. Пластилин, картонки-подставки, доски для лепки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Бардадыма:

Ёлочка зелёная,

Ёлочка мохнатая,

Поиграй-ка ёлочка,

С нашими ребятами.

Помаши, зелёная,

Лапами душистыми,

Покажи нарядная,

Бусы серебристые.

Посвети-ка ёлочка,

Огоньками яркими,

Позови Снегурочку,

Дедушку с подарками.

Ёлочка зелёная,

Ёлочка мохнатая,

Попляши, весёлая,

С нашими ребятами.

Дети встают в круг, держатся за руки. Попросите их показать, какие елочки растут в лесу:

– Широкие, – дети делают несколько шагов назад, расширяя круг.

– Тонкие, – дети приближаются к центру круга, сужая круг.

– Высокие, – все вместе поднимают руки вверх.

– Низкие, – приседают, руки опускают. Рассмотрите предметную картинку елки и определите, что

у нее есть ствол и ветки с иголками. Предложите слепить елку. Для изготовления ствола из коричневого пластилина нужно скатать шарик, раскатать его в цилиндр, заузив одну сторону путем прокатывания с нажимом между ладонями. Из небольших зеленых шариков следует скатать колбаски, разрезать их стекой на короткие, средние и длинные части. Объясните, что короткие колбаски надо прикрепить к верхушке ствола с нескольких сторон, чуть ниже – средние по длине колбаски, а в самом низу – длинные. Полученную елку можно закрепить на картонке-подставке, предварительно украсив подставку белым пластилином (снегом).

Занятие 17.

«Котенок»

Программное содержание. 

Продолжать учить размазывать пластилин внутри заданного контура.

Побуждать детей изображать слова стихотворения при помощи движений.

Развивать точность и координацию движений.

Раздаточный материал. Картон с нарисованным котенком, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия

Прочитайте вместе с детьми стихотворение, изображая называемые действия:

Вот идет черный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет.

Движения: Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

Раздайте ребятам картон с нарисованными котятами, попросите определиться с цветом котенка.

Напомните, как отрывать от куска пластилина небольшие кусочки и размазывать их внутри очерченного контура. Затем оформить картинку, скатав из пластилина маленькие шарики и сделать глаза, нос, рот, а из тонких колбасок – усы. Получился веселый котенок!

Занятие 18.

«Цветик-семицветик»

Программное содержание. Закреплять умение наносить пластилин на картон тонким слоем. Развивать мелкую моторику рук и аккуратность.

Демонстрационный материал. Нарисованный цветик-семицветик.

Раздаточный материал. Контурные изображения цветика-семицветика на картоне (крупно), пластилин, доски для лепки.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

Начните занятие с пальчиковой гимнастики: «Руки крутим-крутим-крутим». (Вращение кистей рук.) Затем пальцы и ладошки, изобразив какой-то цветок, замирают.

Спросите детей:

– Какой цветок получился? (У кого-то роза, у кого-то тюльпан, кактус и т. д.)

– В какой сказке мы встречались с необычным волшебным цветком? (В сказке о цветике-семицветике.)

Вспомните с детьми это произведение и спросите, кто бы хотел иметь такой цветик-семицветик. Какие желание загадали бы ребята.

Предложите каждому сделать цветик-семицветик. Рассмотрите образец цветка. Обратите внимание на то, что каждый лепесток своего цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Предложите детям «раскрасить» каждый лепесток, нанося пластилин тонким слоем.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдонина Е.Ю. Развитие коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта [Текст] // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. № 4 (20). –С. 262-266.
  2. Агибалова, Е.А. Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста средствами предметно-развивающей среды [Текст] // Педагогический вестник. 2018. № 5. С. 4-5.
  3. Карасева, А.В. Значение развития цветовосприятия дошкольников [Текст] // Территория науки. 2017. № 3. С. 21-24.
  4. Кахнович, С. В. Технологии когнитивного развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности [Текст] //Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4.  С. 57-62.
  5. Каюрова, В.Г. Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики[Текст]  // Преемственность в образовании. -2018. –№ 17(04). – С. 323-338.
  6. Якшигулова, И.Т. Коррекционная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Человек. Общество. Культура. Социализация материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции. – 2019. – С. 371-375
  7. Уколова, М.И. Восприятие предметов как средство формирование сенсорного развития ребёнка раннего возраста [Текст] // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т. 3. С. 95-99.
  8. Фролова, С.С. Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников [Текст] // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции./ Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. 2016.  С. 324-325.
  9. Шпиняк, Е.С. Развитие наглядно-образного мышления детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук Материалы XXXIХ международной научно-практической конференции. –2018. –С. 56-59.
  10. Якшигулова, И.Т. Коррекционная деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] // Человек. Общество. Культура. Социализация материалы XV Международной молодежной научно-практической конференции. – 2019. – С. 371-375


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Воспитатель ГБДОУ № 196 Максимова Галина Гордеевна

В младшем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание.Для полноценного познания окружающего мира...

Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего возраста

Ранний возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника ...

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...

Лепка, как средство сенсорного- развития детей 4-5 лет в условиях коррекционной группы детского сада

В статье раскрыты основные понятия сенсорно-перцептивных процессов, сенсорного равития. Изучены основные средства сенсорного развития, такие как: дидактические игры и упражнения, изобразительная деяте...

Методические рекомендации "ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ"

Данные методические рекомендации направлены на развитие сенсорного воспитания детей. По освоению ими формы предметов в работе с дошкольниками младшего возраста. Представленные материалы ориентированы ...