Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шикалова Наталья Леонидовна

Приобщение детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа. 

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие русскому народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mladshaya_gruppa.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая  группа

Перспективное планирование

СЕНТЯБРЬ

                           

Тема:

Дополнительный  дидактический

материал

                        «Кот Васька»

Цели: Познакомить детей с домашними животными – котом, его внешним видом, повадками. Воспитывать умение у детей слушать художественные произведения; при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы.

  • Чтение и обыгрывание потешки.
  • Чтение рассказа К. Ушинского «Кот Васька».
  • Игра «Васька какой?» (Шерстка какая? Усы какие? Глазки какие?)
  • Игра «Назови ласково». (Кот--котик, собака--собачка, корова--коровушка, лошадь--лошадка.)        
  • П. Игра «Ходит Васька беленький».

                Ходит Васька беленький,  

                Хвост у Васьки серенький,

                А бежит стрелой.

                Глазки закрываются--

                Спит иль притворяется?

                Зубы у кота- острая игла.

                Пойдем посмотрим:

                Спит ли котик?

                Только детки подойдут--

                Серенький котик тут как тут!

(На последние слова водящий-«котик» ловит детей, они убегают.)

  • Рисование котят ( по трафаретам-- поролоновыми палочками).

«Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем»

Цели. Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступать в диалог со взрослым.

  • Игра-ситуация: --Ножки,ножки…
  • Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»
  •  Отгадывание загадок о грибах.
  •     Рассказывание потешки:        

       Дождик, дождик,

       Полно лить,

       Малых детушек

       Мочить.    

  • П. Игры «Кто больше соберет грибов». «У медведя во бору».
  • Лепка «Грибы для ежика».

«Что растет на грядке?»

Цели. Дать знания детям об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах. Научить с помощью взрослого инсценировать сказку «Репка».

  • Игра-ситуация:  

        Еду, еду к бабе. Деду

        На лошадке, в красной шапке.

        По ровной дорожке

        На одной ножке,

        В старом лапоточке

        По рытвинам, по кочкам.

        Все прямо и прямо,

        А потом вдруг…

        В яму—бух!

  • Отгадывание загадок.
  • Игра «Один—много» (помидор—помидоры, огурец—огурцы и пр.)
  • Игра «Большой—маленький» (огурец—огурчик, помидор—помидорчик и т.д.)
  • Игра-хоровод «В огороде был козел».
  • Драматизация сказки «Репка».
  • Аппликация «Овощи».
  • П.Игра «Огуречик»

       Как у нашего кота

        Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Котик серенький присел

На печурочке

И тихонечко запел

Песню Юрочке.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

Котик серый,

Хвостик белый.

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Кувшин молока

Да кусок пирога.

        - Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

-В лесок, во борок—

Грибы, ягоды собирать,

Нашу Катю угощать.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.  

      Загадки:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,--

Зовусь я …(подосиновик).

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

       Загадки:

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта как мед,

А вкус не тот.   (Репка)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска)

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Летом в огороде—свежие,зеленые,

А зимою в бочке—крепкие, соленые.    

                                        (Огурцы)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети ?   (Лук)

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет—

Тебе хвостик отгрызет.

  ( Дети убегают, водящий-«огуречик» их догоняет).            

ОКТЯБРЬ

«Петушок, петушок…»

Цели: Познакомить детей с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам.

  • Слушание записи «На птичьем дворе»(голос петушка)
  • Чтение и обыгрывание потешки.

           Петушок, петушок,

           Золотой гребешок,

           Маслена головушка,

           Шелкова бородушка.

           Что ты рано встаешь,

           Что ты громко поешь,

           Детям спать не даешь?

  • Чтение рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей».
  • Игра «Трух-трух» (Дети имитируют ходьбу петуха.)

      Трух-трух, трух-тух-тух,

      Ходит по двору петух.

      Сам со шпорами,

      Хвост узорами.

      Под окном стоит,

      На весь двор кричит: «Ку-ка-ре-ку!»

  • Игра «Большой—маленький»
  • Игра «Кто как передвигается?» (Предложить изобразить птиц).
  • Игра «Кто спрятался?» (По иллюстрации с изображением части тела угадать птицу: по хвостику—петушка, курочку или цыпленка и пр.)
  • Аппликация «Петушок с семьей» (из готовых деталей)

«Каша масленая, ложка крашеная»

  • Цели: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно-прикладном искусстве—расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
  • Загадывание загадки про лису:

           Хитрая плутовка,

           Рыжая головка,

           Пушистый хвост-краса.

           Кто это?       (Лиса).

  • Рассматривание иллюстрации с изображением лисы. (Какая лиса? Что она делает?—Крадется, петляет, заметает следы, ищет добычу.) Предложить посмотреть сказку про лису и маленького человечка—Жихарку.
  • Внести игрушку—Жихарку.
  • Рассказывание сказки «Жихарка» (фланелеграф).
  • Игра «Кто как кричит?»
  • Рассматривание расписных ложек.

          Разные ложки и ковши—

          Ты разгляди-ка, не спеши.

          Там травка вьется и цветы

          Растут нездешней красоты.

          Блестят они как золотые,

          А может, солнцем залитые.

  • Обыгрывание ситуации из сказки с ложками: «Это ложка простая—Петина…»
  • Игра на ложках (плясовые движения под русскую народную мелодию).

         Как у нашего соседа

         Весела была беседа:

         Гуси—в гусли,

         Утки—в дудки,

         Овцы—в ложки,

         Тараканы—в барабаны.

  • Роспись ложек (рисование ягод) для Жихарки и его друзей.
  • Выставка готовых работ: «Ложки расписные».

-Курочка-рябушечка,

Куда идешь?

-На речку.

-Курочка-рябушечка,

За чем идешь?

-За водой.

-Курочка-рябушечка,

Зачем тебе вода?

-Цыплят поить.

Они пить хотят.

На всю улицу пищат:

«Пи-пи-пи».

Цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки!

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Я лесочком шел,

Горшок каши нашел.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

             Осень

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета.

Затерялось где-то

Лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клена листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Желто-розовый,

Кленовый.

                       В.Авдиенко

Золотистая косичка—

Это рыжая сестричка.

Убирает, веет, косит,

Урожай в амбары носит.

                            (Осень).

Ноябрь

                                                       

 «Домовенок Кузя».

Цели: Познакомить детей с печкой, ее внешним видом, назначением. Воспитывать интерес к труду, желание быть трудолюбивым, помогать взрослым.

  • Кузя (персонаж) встречает детей в «горнице», знакомится с ними, поет веселую песенку:

            Домовой за печкой жил,

            С ребятишками дружил.

            Он хозяйке помогал,

            Всех гостей он развлекал.

            Он за печкою сидит,

            Иногда слегка ворчит.

            А вообще он удалой,

            Самый лучший домовой.

  • Кузя предлагает детям отгадать, почему он живет за печкой:

            Ой ты, печка-сударыня,

            Помоги нам, боярыня,

            Ты свари, обогрей, освети,

            Полечи и спаси,

            В дом богатство неси.

  • Кузя предлагает вспомнить, в каких сказках есть печка (с использованием иллюстраций). («Жихарка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и др.)
  • Игра «Скажи, где?» (Лиса лежит—на печке, Жихарка спрятался—под печку, козленок спрятался—в печку и пр.)
  • Домовенок утверждает, что они с котом Васькой любят только трудолюбивых и заботливых хозяев и всегда им помогают. Предлагает детям рассказать, как они помогают дома маме, а в садике воспитателю.
  • Предлагает помочь Хозяйке (воспитателю) постирать кукольное белье и навести порядок в «горнице».
  • Лепка «Угощение для Кузи» (соленое тесто).

         

                                                                             Пирог

Мы спросили нашу печь:

-Что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали—не устали.

Начинили творогом

И назвали пирогом!

-Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко!

Ах, какая чистота

В доме нашего кота!

Утром он полы подмел,

В детский сад котят отвел

И пошел варить обед,

Помахав им лапкой вслед. 

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод. 

  • Хозяйка благодарит трудолюбивых детей, предлагает поиграть ( сварить кашу в чугунке, сходить с ведрами и коромыслом по воду, погладить белье, накормить домовенка и пр.)

                                                                               

«Что за чай без самовара?»

Цели: Познакомить детей с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сластями.

  • Загадывание загадок.

          У носатого  у Фоки

          Постоянно руки в боки.

          Фока воду кипятит

          И как зеркало блестит.

                                ( Самовар.)

         

          В нем пылал когда-то жар,

          В нем бурлил когда-то пар.

          В золотой пузатый бок

          Глухо бился кипяток.

                                ( Самовар.)

  • Рассматривание самовара, называние его частей.

        Самовар—птица-жар,

        Кран открывается—

        Чай наливается.

  •  Рассматривание и сравнение разных сортов чая.
  • Встреча гостей—Хозяйки и домовенка.
  • Игра «Каравай» (с домовенком).
  • Аппликация «Угощение для Кузи»

     Кольцо не простое, кольцо золотое,

     Блестящее, хрустящее.

     Всем на загляденье—

     Ну и объеденье!

                                      (Бублик.)

     

      Круглые, да не колеса,

      Горячие, да не солнце,

      Есть их можно, а не пироги.

      Что это?                 (Блины.)

  • Слушание русской народной песни «Ой, блины мои, блины» (в записи).
  • Чаепитие.

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу,

Прибауточки пою.

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай-чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день-денечек.

Очень-очень вкусный пирог

  (подскажи словечко)

Я захотел устроить бал

И гостей к себе…(позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости…(не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек…(не нашли).

                            Д. Хармс

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

      Тары-бары-растабары,

      Выпьем чай из самовара.

      С крендельками вкусными,

      С калачами, с сухарями,

      С пирогами русскими.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий

У себя в саду на даче.

                                                      Декабрь

«В гости к нам пришли матрешки»

Цели: Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки.

  • В «горнице» Хозяйка загадывает загадки.
  • Хозяйка предлагает рассмотреть матрешек, определить, в чем их сходство и отличие. Знакомит с одеждой (яркий сарафан, шелковый платочек). Предлагает сосчитать их, поиграть с ними.
  • Игровая ситуация: матрешки просят украсить им сарафаны (по трафарету).
  • Рисование «Украсим сарафанчики».
  • Хозяйка предлагает нарядиться в русские костюмы, исполнить песню «Мы—матрешки», поиграть на ложках, потанцевать.

«Зимушка-зима»

Цель: Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе.

  • Загадывание загадок о зиме.
  • Рассматривание картины И. Шишкина «Зима».
  • В гости приходит Ваня (кукла).

         Уж ты, зимушка-зима,

         Запружила, замела

         Все дорожки, все пути—

         Негде детушкам пройти.

  • Рассказывание Ване о зиме (почему она нравится, чем дети любят заниматься зимой—с использованием иллюстраций, фотографий).
  • Аппликация «Украсим Ване рукавички».
  • Предложение детям помочь Ване одеться на прогулку (тулуп, рукавички, валенки).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к нам идут матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные!

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…(матрешка).

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не стоит и другим не велит.

                       (Мороз).

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

                          (Мороз).

Он вошел—никто не видел,

Он сказал—никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес.

                             (Мороз).

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.  (Зима).

                                                        Январь

«Коляда-коляда»

Цели: Познакомить детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения. Помочь детям понять, что эти праздники—часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослым встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков.

  • Хозяйка (воспитатель) показывает детям костюмы для ряжения, знакомит с обычаем колядования в праздник (ходить ряжеными по домам, петь хвалебные песни, принимать угощения).
  • Предлагает испечь угощение для ряженых. (Лепка козулек).
  • Разучивание колядки.

         Пришла коляда

         Накануне Рождества!

         Тетенька, добренька,

         Пирожка-то сдобненька

         Не режь, не ломай.

         А по целому давай!

         Двоим, троим, давно стоим—

         Печка-то топится,

         Пирожка-то хочется!

  • Игра «Коза и козлята».
  • Игра с колядовщиками «Шла коза по лесу».
  • Угощение колядовщиков.

«Из бабушкиного сундука»

Цели: Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым.

  • Воспитатель показывает сундук детям.
  • Загадывание загадок, рассматривание отгадок—предметов одежды из старинного сундука. Предложить детям нарядить домовенка Кузю.
  • Игра «Скажи, какая? (какие?)»
  • Домовенок благодарит детей и поет им песенку.

          Домовой за печкой жил,

          С ребятишками дружил,

          Он хозяйке помогал,

          Всех гостей он развлекал.

          Он за печкою сидит,

          Иногда слегка ворчит.

          А вообще он удалой,

          Самый лучший в мире домовой.

  • Игра «Что шьют (вяжут, надевают, обувают…)?»
  • Домовенок предлагает аккуратно сложить вещи в сундук.
  • Аппликация «Украсим новую рубашку Кузи (украшение орнаментом).

Пухом землю замело—

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

                              (Снег.)

Две сестрички, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять—их надевать,

Чтоб не мерзли пять на пять.

                           (Варежки.)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром—в садик, днем—домой.

                           (Валенки.)

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

С ней козлятки спешат.

Колокольчиком звенят.

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской—

И пойдешь на покой.

                       (Рубашка)

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел.

                  (Штаны)

Сижу верхом не знаю на ком,

Знакомца встречу—соскочу, привечу.

                                         (Шапка)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Мы за обедом—под столом,

А ночью—под кроватью.

                               (Башмаки)

Надену—ободом сведет,

Сниму—змеей упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.

                         (Пояс)

                                                        Февраль

«Дымковские расписные»

Цели: Познакомить детей с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Воспитывать бережное отношение к глиняным игрушкам.

  • В гости к детям приходит «дымковская барышня» (взрослый в костюме), загадывает детям загадку.

          Веселая белая глина,

          Кружочки, полоски на ней,

          Козлы и барашки смешные,

          Табун разноцветных коней.

          Кормилицы и водоноски,

          И всадники, и ребятня,

          Собачки, гусары и рыбки…

          А ну, назовите меня!

                         (Дымковская игрушка)

  • Рассматривание игрушек (из чего изготовлены, как раскрашены, как называются и почему, как с ними можно играть).
  • Игра «Какой игрушки не стало?»
  • «Дымковская барышня» предлагает детям изготовить игрушки на выставку.
  • Рисование «Украсим барышню»

«Ярмарка игрушек»

Цели: Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении.

  • Рассказывание детям о ярмарке (с показом иллюстраций). Предложить подумать, что бы хотели купить на ярмарке себе и в подарок друзьям.
  • Разучивание песенки.

         Ай, тари, тари, тари,

         Куплю Маше янтари,

         Останутся деньги—

         Куплю Маше серьги!

         Останутся  пятаки—

         Куплю Маше башмаки,

         Останутся грошики—

         Куплю Маше ложки!

  • Показ кукольного спектакля «В гостях у Петрушки».
  • Хозяйка предлагает выбрать понравившуюся игрушку, прочитав про нее потешку.
  • Игра «Маша и куклы».
  • Игра «Курочка-рябушечка».

           - Курочка-рябушечка,

              Куда идешь?

            -На речку.                                                                                                                                                        

            -Курочка-рябушечка,

             За чем идешь?

            -За водой.

            - Курочка-рябушечка,

            Зачем тебе вода?

            - Цыплят поить.

Они пить хотят,

            На всю улицу пищат:

            «Пи-пи-пи!»  

  • Хороводная игра «Где был, Иванушка?»
  • Игры с игрушками.

«Едет Масленица дорогая»

Цели: Познакомить детей с праздником Масленицы. Вызвать желание участвовать в его проведении.

  • Рассматривание соломенной куклы Масленицы.
  • Хозяйка рассказывает детям о празднике Масленицы—изготовлении чучела, его сжигании для хорошего урожая, счастливой жизни, здоровья и благополучия всех людей, традиционном угощении блинами.
  • Изготовление тряпичной куколки вместе с детьми.
  • Хозяйка предлагает детям сделать тесто и «испечь блины» для куклы Масленицы. ( лепка )
  • Игра «Ходим кругом».

        Ходим кругом друг за другом,

        Эй, ребята, не зевать,

        Все, что Ваня нам покажет,

        Будем дружно повторять!

  • Игра «Как у дяди Трифона».
  • На прогулке организовать просмотр праздника, игр, соревнований старших детей.
  • Угощение блинами.

                                                                                                                                     

За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

Барашек-свисток,

Левый рог—завиток,

Правый рог—завиток,

На груди—цветок,

Бока крутые, рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине—Егорка!

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный!

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост—

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Будто в цирке круг за кругом

Мчатся кони друг за другом,

А на них детишки мчатся.

Очень трудно удержаться.

                     (Карусель)

Серый маленький зверюшка,

Длинноухая игрушка.

                       (Зайчик)

Эти чудо- кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них—сломаю,

Все сначала начинаю.

(Кубики)

Дорогая наша гостья Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа

Ловко вставили морковку.

Глаза-угольки,

Губы-сучки.

Холодная, большая.

Кто такая?

                   (Снежная баба)

Март

«В гостях у сказки».

Цели: Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания.

  • Слушание аудиозаписи «В мире много сказок». Организация выставки знакомых книг «В гостях у сказки».
  • Хозяйка (воспитатель) предлагает отгадать сказки.

   

  • Хозяйка предлагает изобразить веселого Колобка, спеть его любимую песенку, найти книгу с названием «Колобок».
  • Предлагает найти сказки, в которых есть лиса, вспомнить их названия, изобразить хитрую лисичку, обыграть сюжет из сказки ( «Жихарка», «Заюшкина избушка» и др.).

         

  • Хозяйка предлагает вспомнить названия сказок, в которых есть медведь, изобразить сытого, довольного мишку, обыграть сюжет из сказки «Маша и медведь».

     

  • Предлагает найти книги, в которых есть зайка, изобразить трусливого зайчишку.

   

  • Игра «Кто где живет?» (В берлоге—медведь, в норе—лиса, в логове—волк, под кустом—заяц.)
  • Игра «Один—много»
  • Игра «Кто как кричит?»
  • П.игра «Зайцы и волк».  

«Жаворонки, прилетите»

Цели: Познакомить детей с праздником прилета птиц—Сороками. Побуждать активно исполнять заклички, развивать умение испытывать радость от игр со звуками, словами.

  • Слушание пения птиц (аудиозапись)
  • Рассказывание детям о первых признаках весны, о празднике прилета птиц, о традиции детворы закликать их.
  • Игровая ситуация: появление птиц (жаворонков, гусей, журавлей). Рассматривание иллюстраций с их изображением, сравнение внешнего вида. Рассказывание об образе жизни, повадках птиц, их охране.
  • Игры с изображением птиц.
  • Игра «Большой—маленький».
  • Игра «Совушка». (Выбрать считалкой):

       Начинается считалка:

       На дубу—скворец и галка.

       Улетел домой скворец,

       Тут считалочке конец.

  • Лепка «Жаворонки».

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился…(Колобок.)

Хожу я в рыжей шубке,

Живу в густом лесу,

Люблю я петушатинку

И зайчиков люблю.

                                (Лиса)

Ходит летом без дорог

Между сосен и берез,

А зимой лежит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                              (Медведь)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Грызет морковку.

                         (Заяц)

Игра «Зайцы и волк»

Зайцы скачут—

Скок-скок-скок—

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

(Дети изображают зайчиков, «волк» их догоняет.)

Солнышко-ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают!

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели:

«Чив-чив-чив—пришла весна!»

Жаворонки, прилетите,

Студеную зиму унесите,

Зима нам надоела—

Весь хлеб у нас поела!

                                                       Апрель

«Приди, весна, с радостью!»

Цели: Развивать умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в художественных произведениях. Развивать интерес к природе. Способствовать развитию у детей интереса к устному народному творчеству.

  • Загадывание загадок о весне.
  • Предложить детям рассмотреть почки на вербе, иллюстрации с изображением подснежников, с изображением весенних признаков в природе.
  • Рассматривание картины А.Саврасова «Грачи прилетели».
  • Беседы: «Как светит солнышко весной?», «Какой снег?», «Что появляется на деревьях?», «Кто весной прилетает к нам из теплых стран?», «Что будут делать птицы?», «Как мы можем помочь птицам?».
  • Аппликация «Прилетели птицы» (весенний пейзаж).                                  

«Яичко не простое, яичко золотое»

Цели: Познакомить детей с праздником Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к пасхальным играм.

  • Загадывание загадки.

         Белый камешек разбился,

         Богатырь на свет родился,

         Богатырь на курьих ножках,

         В желтых кожаных сапожках.

       (Цыпленок вылупился из яйца).

  • Вопрос «Кем станет цыпленок, когда вырастет?»
  • Загадывание загадок о курице.
  • Рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом настольного театра.
  • Рассматривание пасхальных яиц—золотого, простого, крашеного, писаного. Беседа: чем отличаются, чем нравятся.
  • Рассказывание детям о Пасхе, где яйцо—главное угощение: их красят, ими обмениваются, играют.
  • Слушание русской народной песни «Далалынь, далалынь, по яиченьку» (аудиозапись).
  • Рисование «Украсим яйца».
  • Пасхальные игры: «Катание яиц» (по желобку—к призам); «Чье яйцо дольше прокрутится?»; «Обменяемся яйцами».
  • Музыкальная игра «Курочка-рябушечка».

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет—

В лесу подснежник расцветет.

                          (Весна)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

                               (Весна)

Круглое и яркое, дарит всем тепло,

Встало утром рано, по небу пошло,

Закатилось вечером за леском.

Угадайте, дети, говорю о ком?

                              (Солнце).

                Загадки:

Съем червя, попью водички,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

                     (Курица)

Что за птица:

Людей не боится,

Не летает высоко
И поет лишь: «Ко-ко-ко!»

                       ( Курица)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Под крыло собирает.

                       (Курица)

Избушка нова—

Жильца нет.

Жилец появится—

Изба развалится.

                     (Яйцо)

                                                            Май

«Веселые музыканты»

Цели: Познакомить детей с русскими народными инструментами—гуслями, балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость. Вызвать желание играть на них.

  • Домовенок Кузя рассказывает детям сказку «Кот, петух и лиса» с показом иллюстраций. Знакомит с гуслями, обыгрывает сценки из сказки.
  • Знакомит с балалайкой, играет и поет.

       Цынцы-брынцы, балалайка,

       Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

       Цынцы-брынцы, не хочу,

       Цынцы-брынцы, спать хочу!

       Цынцы-брынцы, куда едешь?

       Цынцы-брынцы, в городок.

       Цынцы-брынцы, чего купишь?

       Цынцы-брынцы, молоток!

  • Предлагает детям рассмотреть гусли, деревянные ложки, балалайку, отметить их сходство и различия. Определить назначение.
  • Предлагает детям поиграть на гуслях, ложках, балалайке под русскую народную мелодию.

«Раскудрявая береза»

Цели: Познакомить детей с праздником Троицы, обычаем украшать жилища веточками березы. Укреплять веру в благополучное будущее, побуждать желание проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу.

  • «Хозяйка» загадывает детям загадки о березе.
  • Предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением березы (белый ствол, зеленая крона, резные листочки). Рассказывает, что березу считают «счастливым» деревом.
  • Предлагает полюбоваться картиной  И. Левитана «Березовая роща».
  • Рассказывает о празднике, в который украшают березку, загадывают желания, водят вокруг нее хороводы; веточками березы украшают дома—для здоровья, благополучия и добра.
  • Предлагает украсить веточку березы ленточками, загадать свое желание. Прикоснувшись украшенной веточкой березки к ребенку, побуждает пожелать друг другу быть добрыми, вежливыми, заботливыми, здоровыми.
  • Предлагает послушать русскую народную песню «Во зеленом во бору» в записи.
  • Предлагает всем вместе поводить хоровод
  • Рисование «Раскудрявая береза». Ватными палочками нарисовать крону.

Кто горланит во весь дух?

Ну конечно же…(петух).

Где-то прячется в лесах

Очень хитрая…(лиса).

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

                         (Кот.)

Сторожем не стоит,

А всех будит рано.

                         (Петух.)

Он заливисто поет,

Если солнышко встает.

                             (Петух.)

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

                              (Лиса.)

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

                   (Березки)

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото—сережки,

С расплетенною косой,

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит.

                     (Береза)

Березка моя зелененькая,

Кудрявая, веселенькая.

Близ тебя, березонька,

Трава шелковая.

Близ тебя, березонька,

Вода ключевая.

На тебе, березонька,

Соловьи поют.

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венки плетут.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки и маленькие сказки. Так как у малышей присутствует наглядно-образное мышление, то самым...

Тема: «Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»

laquo;Роль театра в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с устным народным творчеством»На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим исток...

Опыт работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русской народной игрушкой.

Представлен опыт работы по одному из направлений нравственно-патриатическому воспитания, о приобщении детей младшего дошкольного возраста к истории и традициям своего народа....

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликации, игрушки и т.д. Все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Культ...

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством и культурой...