«Дерево, дерево – мой дружок хороший»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Конспект занятия по экологическому воспитанию
(ознакомление  детей с окружающим с применением элемента  аппликации)
                                                         
Абушахманова Гульнара Ильдаровна
                                                           воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ № 7 «Чебурашка»
                                                           г.Зеленодольск, РТ
Тема: «Дерево, дерево – мой дружок хороший»
Программное содержание:

1.Учить  узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).
2.Закрепить названия профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами и животными.
3.Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит.
4. Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из дерева.
5. Учить моделировать кору из бумаги.
6. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Ход занятия:

Дети проходят в группу и здороваются с гостями.
Ребята, в выходные дни я была в лесу, встретила там лесника. Лесник – это человек, занимающийся  изучением и уходом за лесом, за птицами и животными. Он мне передал для вас корзинку  и письмо. Давайте, почитаем и узнаем, о чем в нем говорится. /Читаем письмо, в котором загадка /.
          Нам в дождь и зной поможет друг зеленый и хороший,
          Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. ( дерево)            

Назовите  названия деревьев,  которые вы знаете./Дети перечисляют/.
А когда деревьев много, как это можно назвать. Правильно лес.
Воспитатель вывешивает иллюстрацию: «Лес - сообщество растений и животных».
Посмотрите как много деревьев в лесу.
Дети читают отрывок из поэмы «Почему деревья не ходят ».

                Не спеша живут деревья.
                Целый век стоят на месте,
                Уходя корнями в землю,
                Простирая ветки к солнцу.
                Ничего они не ищут,
                Ни о чем они не просят-
                Им ведь нужно  так немного:
                Свет, Земля, Вода  и Ветер

Воспитатель: Как вы думаете, живое дерево или нет? Почему? (Оно растет, питается, дышит, размножается). Всегда ли березка была такой большой? Откуда она появилась? Всегда ли дети были такими, какими мы видим их сегодня? Да, когда вы родились, то были маленькими, как росток березки, который вырос из семени. Что вы делаете утром, в обед и вечером? Вы кушаете, чтобы расти. А березка? Да, она питается, добывая все необходимое из земли, тоже растет. Закройте нос. Почему вы его открыли? Вам нужно дышать? А березке? Да, она тоже дышит, но помогают ей в этом ее листочки. Но самое интересное то, что березка дышит тем газом, который мы выдыхаем. Так что оно помогает восстанавливать необходимый для нашего дыхания кислород. А как дышит дерево? Правильно, листьями.
Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника (корзинка). Посмотрите, что в корзинке (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете: что это? Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? Правильно, кора защищает дерево. А от чего она может защищать? (от солнца, ветра, от того чтобы не вытекал сок). Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (не только ствол, но и ветки).
Стихотворение «Дерево, дерево, мой дружок хороший»
Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. (Осторожно, придерживая рукой, отделяем часть кожицы). Что под ней находится? Древесина. А какая кожица? – правильно, тонкая, гибкая, мягкая.
Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же кора - жесткая, толстая, а кожица – тонкая, мягкая. Кожица – это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева. По коре? Верно, чем дерево старше, тем, кора толще, тверже. Давайте посмотрим. Найдите кору молодого дерева; найдите кору старого дерева.
Объясните, почему вы так думаете? Какая она?
Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (береза, сосна, липа). Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спиливать старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги). Картина. А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых. (Больные). Как определить, узнать, что дерево болеет. (Поселились вредные насекомые). Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные насекомыми – вредителями, и покажите другим.
От чего еще болеют деревья? Дерево плачет. Сломанная ветка и если на дереве делают надрез и сок стекает. Люди собирают березовый сок и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку глиной или землей. А кто по запаху определить сосну, чем она пахнет? (Смолой).
Я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем крае. Игра
И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите (яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, берёза, вишня, черёмуха, лимон, апельсин, липа, пальма, баобаб…). Молодцы! Ещё раз (слива, осина, кедр, сосна, рябина, каштан, дуб, кофе, алыча, кипарис, тополь, калина, шиповник).
Хорошо все с заданием справились.
Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята с живого или не живого дерева? Конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Как называются специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом? Кто вспомнит, как называется эта профессия? (Лесник). Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать, и что из какого дерева можно сделать.
Вывешивается иллюстрация: «Зачем пилят деревья»
Что можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры берёзы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда ещё не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры берёзы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы люди плели лапти. А кора обычно дуба используется как лекарство для лечения десен. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица, - это измельчённая кора дерева, растущего в Азии.
Включается магнитофон с голосами птиц (встревоженных).
Воспитатель. Что случилось, что мы слышим? (Птичий переполох). Птицы кружатся над деревом? (Оно погибает). Почему это видно? (нет коры, нет листьев). Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала «оденем его» как сделать кору похожую на настоящую? (смять коричневую бумагу и приклеить её к стволу нашего дерево). Будем делать кору липы. (дети приклеивают)
Вот мы и «вылечили дерево». А чем ещё можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет вылечивать его: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей, делать скворечники, чтобы прилетели птички, собрали насекомых, замазывать ранки; если дерево молодое; привязывать к  палочку, чтобы ветер не сломал…
Посмотрите на наше дерево. Оно ожило.
Я вам давала задания узнать что-то интересное о деревьях. Кто-то узнал? (Дети рассказываю). Вот видите, сколько интересного мы знаем о деревьях. Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте беречь их!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по пожарной безопасности для средней группы "Колобок - пожарников дружок"

Развлечение проводилось для участия в краевом конкурсе по пожарной безопасности "Служба спасения 01". Ребята  помогали главному герою Колобку справиться со сложными заданиями. Дети исполнили песн...

конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"

конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...

Занятие "Дерево-дерево не тонет".

Занятие в старшой группе, ознакомление со свойствами дерева....

Дидактическая игра "Дерево плохих и хороших поступков"

Данная игра направлена на социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

конспект по развитию речи по теме «Деревья, деревья, деревья»

Программное содержание:Закрепить   знаний о деревьях, познакомить  с отличительными признаками (хвойные, лиственные). Развивать  умение узнавать их по характерным признакам и назыв...

План- конспект НОД для средней группы «Такие разные деревья» «Деревья»

План- конспект НОД для средней группы «Такие разные деревья»«Деревья»Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация»...