Конспект занятия по лепке (работа с соленым тестом) «Осеннее «Чудо-дерево»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Корюненко Ирина Сергеевна

Программные задачи:

- помочь увидеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира,;

- проявлять свои чувства в практическом применении через лепку;

- учить  лепить из нетрадиционных материалов (из солёного теста),  передавать в лепке характерные особенности изделий (овощей, фруктов, ягод, грибов);

- формировать умение самостоятельно украшать изделие;

- раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки.

Материалы к занятию:

- мольберт;

- макет «чудо - дерева»;

- соленое тесто (неокрашенное);

- специи для украшения (гвоздика, перец горошком);

- мнемотаблица «Приметы осени»;

- пластиковые дощечки для лепки, стеки, подносы, листы из разноцветного картона  размером 1/24 ватмана по количеству детей, скрепки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» общеразвивающего вида

Конспект открытого занятия по лепке

(работа с соленым тестом)

«Осеннее «Чудо-дерево»

Старшая группа «Огонек»

Разработали и провели воспитатели:

Корюненко И. С.  Котельникова И. В.,

2011 г.

г. Ухта

Программные задачи:

- помочь увидеть многоцветие осени, чувствовать и понимать красоту окружающего мира,;

- проявлять свои чувства в практическом применении через лепку;

- учить  лепить из нетрадиционных материалов (из солёного теста),  передавать в лепке характерные особенности изделий (овощей, фруктов, ягод, грибов);

- формировать умение самостоятельно украшать изделие;

- раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки.

Материалы к занятию:

- мольберт;

- макет «чудо - дерева»;

- соленое тесто (неокрашенное);

- специи для украшения (гвоздика, перец горошком);

- мнемотаблица «Приметы осени»;

- пластиковые дощечки для лепки, стеки, подносы, листы из разноцветного картона  размером 1/24 ватмана по количеству детей, скрепки.

Предварительная работа:

- опробование  с детьми кусочков овощей, фруктов, ягод, рассказ воспитателя о каждом из них:

- заучивание стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет осени;

- рассматривание  иллюстраций, картинок, схем, мнемотаблиц;

- наблюдения в природе,

- подвижные,  хороводные, словесные игры с детьми.

- чтение К.И. Чуковский «Чудо - дерево».

 Макет «Чудо - дерева»

(ватман, оранжевая органза, гуашь,  ветки из картона)


Ход занятия:

1.Вводная беседа с использованием мнемотаблицы «Осенние приметы» (вопросы и предполагаемые ответы детей см. ниже)

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite7.jpg

В: Какое сейчас время года?

Д: (Фрагмент №1) - Осень. Поздняя осень.

В: Какие приметы осени вы знаете?

Д: (Фрагмент №2) – Осенью бывают теплые и холодные дни. Бывает ясная, но чаще пасмурная погода.

Д: (Фрагмент №3) – Осенью часто бывают сильные ветра. Листья на деревьях меняют цвет и опадают.

Д: (Фрагмент №4) – В начале осени часты дожди. В середине осени может пойти дождь со снегом. Поздней осенью выпадает снег.

Д: (Фрагмент №5) – Вода в водоемах, в реках стала холодной. Если течение слабое, то вода быстро замерзает, превращается в лед.

Д: (Фрагмент №6) –  Животные меняют свою шерсть на более теплую. У них вырастает подшерсток. Люди тоже меняют одежду: надевают резиновые сапоги, осенние теплые куртки, шапки.

Д: (Фрагмент №7) – Насекомые прячутся, засыпают. Некоторые животные впадают в спячку. Например, медведи, барсуки, ежи.

Д: (Фрагмент №8) – Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что насекомых нет, другой пищи нет. Остаются зимующие птицы: . Есть еще пролетные птицы – это снегири, свиристели. Они прилетают ненадолго, только чтобы полакомиться ягодами рябины.

Д: (Фрагмент №9) – Звери уже готовы к зиме, накопили под шкурами жир, чтобы зимой не замерзнуть. Делали запасы: белочка грибы, орехи, желуди запасала, мыши : семена, зерна. Люди тоже делают припасы: собирают урожай овощей, фруктов, ягод в садах и огородах, в лесу – грибы, ягоды. Варят варенье. Сушат, маринуют, солят.

В: Как же можно назвать осень?

Д: - Осень … (золотая, урожайная, добрая, светлая, грустная, дождливая, красивая,  разноцветная,  золотая, щедрая, хлебосольная).

3.Сюрпризный момент: под грамзапись входит «Осень» (взрослый). Осень здоровается, читает стихотворение, задает вопросы детям, загадывает загадки, просит детей рассказать знакомые пословицы, поговорки, приметы об осени.

Дети вспоминают знакомые приметы и пословицы:

- «Осень всех наградила, все загубила»

- «Вешний дождь растит, осенний гноит»

- «Весна красна, да голодна, осень дождлива, зато сыта»

- «Весна красна цветами, а осень - пирогами»

- «Холоден сентябрь, да сыт»

- «В октябре только и ягод, что рябина»

- «Осенью кисель, да блины, а весной сиди, да гляди»

- «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь - капустой»

- «В ноябре зима с осенью борется»

4. Проблемную ситуацию создает Осень: «Хочу помочь  перезимовать всем сразу: людям, зверям, птицам. Оставлю  подарок – дерево, на котором растет все: и овощи, и фрукты, и грибы, и ягоды (открывает на мольберте макет дерева). Но я не знаю, как назвать это дерево и кто поможет слепить из волшебного теста все нужные плоды?!».

Д: можно назвать это дерево «Чудо - дерево», как в стихах Чуковского.

5. Мотивация:

В: Ребята, кто хочет помочь Осени? Позаботиться обо всех?

Д: - Мы поможем. Мы как раз собирались лепить разные овощи и фрукты.

В: - Осень, а дети еще вчера выбрали, что каждый хочет лепить, но  они еще ни разу не лепили из волшебного теста.

6. Выстраивание программы действий в самостоятельной деятельности по «Системе 5 пальцев»  (технология Н.М. Крыловой). Воспитатель задает вопросы, ответы детей могут быть общими или индивидуальными.

В: Что задумали сделать?

Д: Помочь Осени сделать «Чудо - дерево». Будем лепить разные плоды.

В: Из какого материала будем лепить?

Д: Будем лепить из соленого теста, украшать перчинками или гвоздикой.

В: Какие инструменты нам понадобятся?

Д: Мы будем лепить руками, а думать головой. Еще понадобятся стеки.

В: Как будем лепить?

Д: Будем лепить по порядку: сначала то, что задумали, потом детали, потом украшать.

В: Что получится?

Д: Чудо! Результат! То, что попросила Осень. Овощи, фрукты, ягоды, грибы.

В: Что задумали, то и получится. А сейчас предлагаю перед работой отдохнуть, поиграть, показать Осени, что мы умеем делать умелыми руками.

7. Физкультурная пауза.

Имитационная игра средней подвижности «Мы лепим, лепим, лепим»:

Мы лепим, лепим, лепим,

Мы лепим целый день!     (энергично соединяют ладони)     

Смотрите – ручки, ножки   (показывают ладони, колени)

Устали ведь они,                 (покачивают головой, ладони у щек)

И снова на работу готовы вы идти? (шагают, поворачиваясь вокруг себя)

Готовы!  - выделенный курсивом текст повторяется после каждого куплета

Мы раскатываем, раскатываем,

Мы раскатываем целый день!    (продольные движения ладонями) 

Мы скатываем, скатываем,

Мы скатываем целый день!        (круговые движения ладонями)

Мы сплющиваем, сплющиваем,  (сжимают сильно ладоши)

Мы сплющиваем целый день!     (сжимают указательные и большие пальцы)

Мы соединяем, соединяем,           (кулачок ставят на кулачок)     

Мы соединяем целый день!

Мы скручиваем, скручиваем,        (пальцы в щепотку и «скручиваем»)

Мы скручиваем целый день!

Мы вытягиваем, вытягиваем,      (пальцы в щепотку и разводят в стороны)

Мы вытягиваем целый день!

Мы прищипываем, прищипываем, (сжимают кончики пальцев поочередно)

Мы прищипываем целый день!

Мы примазываем, примазываем,    (гладят каждый пальчик вниз к кончику)

Мы примазываем целый день!

Осень: Спасибо, ребята, показали, как можно лепить.

8. Лепка. 

В: А теперь, ребята, предлагаю  занять рабочие места и помочь Осени.

Рабочие места дети приготовили себе заранее самостоятельно, выбрав в соответствии с задумкой необходимые материалы. Дети выполняют задуманное на листочках картона  (воспитатель заранее сделал проколы вверху  листа и продел туда раскрытую канцелярскую скрепку, чтобы можно было повесить на дерево).

9. Самоанализ детей. Выполнив свою задумку, ребенок подходит к Осени, рассказывает о том, что слепил, получилась ли задумка и как оценивает свой результат. Например: «Я задумал слепить яблоко, у меня оно получилось как настоящее. Яблоком могут и люди, и животные угощаться». Ребенок рассказывает четверостишие или загадывает Осени загадку о том предмете, который слепил. Осень хвалит, отмечает характерные детали поделок и размещает работы на «Чудо - дереве».

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite15.jpg                              C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg

Работы детей                                                    «Задумали сделать для Осени разные

старшей группы «Огонек»                                   плоды, и у нас все получилось!»

на «Чудо - дереве»

10. Загадки:

- «Этот плод продолговатый, витаминами богатый,

Его варят, его сушат, называется он (грушей)»

-  «Отгадай мою загадку: плод душистый, мягкий, сладкий,

Чуть изогнутый на вид,  желтой кожурой покрыт,

Лакомство для обезьян, называется (банан)»

-  «Сорвали детишки синие шишки,

Шишки гладкие, внутри сладкие» (сливы)

-  «Само с кулачок, красный бочок

Пальцем тронешь – гладко, а откусишь - сладко» (яблоко)

-  «Синее пальто, желтая подкладка,

А в середине - сладко» (слива)

-  «Для начинки пирога подойдет нам курага.

А какой душистый плод людям курагу дает?» (абрикос)

-  «Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос» (морковь)

-  «Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы меня? Я (свекла)!»

-  «Скинули с Егорушки золотые перышки,

Заставил Егорушка плакать  и без горюшка» (лук)

-  «Весной зеленела, летом загорала.

Осенью надела красные кораллы» (рябина)

-  «Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы» (гриб)

-  «Землю пробуравил,  корешок оставил,

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся» (гриб)

-  «Я стою в красивой шляпке на изящной белой лапке,

Но обходят все меня, мух морю от скуки я» (мухомор)

-  «Грибочек все волнуется, и ясно, почему:

Ах, как бы не испортили на шляпке бахрому» (волнушка)

-  «Это красный плод большой, с ярко-красной кожурой,

В южных странах он растет, сок рубиновый дает» (гранат)

-  «Соки, варенье, желе, мармелад,

Осенью дарит нам ягодный сад».

11. Уборка. Каждый ребенок сам убирает свое рабочее место, когда освободится, рассматривает поделки других детей на макете.

12.Анализ деятельности. Осень собирает детей вокруг себя, всех хвалит, благодарит, радуется вместе с детьми, что все получилось, предлагает подумать, что можно сделать для того, чтобы дерево стало еще ярче и еще красивее, тем самым дает установку на последующую деятельность: раскрашивание поделок. Осень уходит.

Коллективные работы детей старшей группы «Огонек» из соленого теста с последующим окрашиванием.

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg       C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg

          «Овощи на грядке»                                         «Грибная пора»

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg              C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg

           «Ветка рябины»                                     «Натюрморт с фруктами»

C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg                C:\Users\Владелец\Desktop\Сканирование\scanlite16.jpg

        «Дымковские лошадки»                Воспитатели: Котельникова И.В., Корюненко И.С.

                                                                                                     Помощник воспитателя: Пичерюкина Н.И.