аппликация
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Искандарова Аделина Геннадьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

РАССМОТРЕНО:

на заседании  Педагогического совета

Протокол № __

от «___»  августа 2013 года

Председатель Педагогического совета: ____________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по ВМР_______ Фомина Г.М.

от «__»  августа  2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Золушка» ___________Жукова Л.Г.

 от «__»  августа  2013 года

Образовательная область «Художественное творчество»

Рабочая программа по образовательному компоненту

«Изобразительная деятельность» (аппликация)

для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи

(с 6 до 7 лет)

(непосредственно образовательной деятельности в неделю – 1,  

всего непосредственно образовательной деятельности в год – 36)

Составитель:

Искандарова А.Г.

Бердник С.А.

                                                                               

                       

2013-2014

учебный год

                                 

     Содержание рабочей программы:

 

1.

Пояснительная записка .....…………………………………………………………………

2.

Требования к результатам освоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)…………………...............................................................

3.

Тематический план ...……………………………………………………………………….

4.

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Изобразительная деятельность»  (аппликация)……………………………………………………………

5.

Способы проверки усвоения элементов содержания  образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация) ..................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ  

6.

Календарно-тематический план  …………………………………………………………...

7.

Методика определения уровня освоения программы воспитанниками подготовительной к школе группы  .......…………………………………………………

             


Пояснительная записка

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог создает для этого все условия: обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рабочая программа по изобразительной деятельности (аппликация) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011 г.
  2. Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006 г.
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва,2008 г.

Данная рабочая программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов (согласно календарному учебному графику). Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительностью 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Сопутствующими формами образовательной деятельности являются:

  • непосредственное общение с животными и растениями на прогулках, экскурсиях;
  • использование детской литературы, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков людей по отношению к природе;
  • просмотр видеофильмов о природе, проведение экологических праздников;
  • посещение музейно-ресурсного центра, Зимнего сада;
  • работа с картами России и ЯНАО;
  • сюжетно-ролевые, развивающие игры;
  • создание коллекций;
  • проектная деятельность;
  • экспериментирование;
  • наблюдения;
  • беседы.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество»  заключается в следующем:

  • понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
  • продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
  • понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка;
  • общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной  области «Изобразительная деятельность» (аппликация) направлено на достижение цели развития познавательных интересов, потребностей и способностей детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта посредством решения основных задач психолого-педагогической работы:

Развитие продуктивной деятельности детей: 

  • поощрять активное  использование детьми  разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей;
  • развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы; выделять в композиции главное – действующие лица, предметы, окружающую обстановку; познакомить с таким способом планирования сложного сюжета или узора, как предварительный эскиз, набросок, композиционная схема;
  • обращать внимание  на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов); учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоящий сзади)
  • организовывать участие детей в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры и др.) и разных материалов
  • в аппликации упражнять в наклеивании заготовок; совершенствовать навыки работы с ножницами (правильно держать, свободно пользоваться, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов);
  • формировать устойчивые практические навыки: при использовании техники обрывной аппликации; при  вырезании одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой; при  выкладывании по частям и наклеивании схематических изображений предметов, состоящих из 2-3 готовых форм с простыми деталями; при составлении и наклеивании узоров из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике; при отрывании от листа бумаги небольших кусочков бумаги и наклеивании их.

Развитие детского творчества:

  • развивать воображение детей: побуждать следовать определенному замыслу, внося в него некоторые коррективы; стремиться к созданию оригинального изображения, придумывать варианты одной и той же темы;
  • развивать декоративное творчество детей: создавать узоры по мотивам 2-3 произведений народного или декоративно-прикладного искусства;
  • помогать создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простые конструкции по собственному замыслу;
  • поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции;

Приобщение к изобразительному искусству:

  • продолжать работу по знакомству детей  с 2-3 видами  произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены;
  • развивать способность  эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения.  

Новизна данной рабочей программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.

В программе также представлены: 

  • новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
  • единое творческое пространство – комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 

Обновление содержания рабочей программы связано с тем, что в основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, поэтому темы непосредственно образовательной деятельности подобраны с учетом примерного календаря праздников, событий; предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, что отражено в календарно-тематическом планировании к рабочей программе (раздел «Сопутствующие формы работы»).

В рабочей программе выделено специальное время на непосредственно образовательную деятельность, направленную на реализацию национально-регионального компонента (темы: «Мы живем на севере», «Знакомство с символикой Ямало-Ненецкого автономного округа», «Обитатели тундры», «Ненец – житель тундры», «Промыслы ханты и манси»,  «Средство передвижения ненцев»).

Целью реализации национально-регионального компонента является формирование толерантного отношения к людям другой национальности, раскрытие мира национальных культур, расширение у детей представлений об образе жизни людей, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Работа направлена на решение задач:

  • продолжать знакомить с животными, обитающими на Ямале (звери: горностай, песец, тюлень, морж, бурундук; птицы: кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан; рыбы: ерш, окунь, щука, язь; рептилии: змея, живородящая ящерица, лягушка);
  • учить различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам (деревья: ель, сосна, кедр, осина, береза; кустарники: багульник, карликовая береза, ива; травянистые растения: пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма; ягоды: черника, голубика, брусника, клюква, морошка; грибы: сыроежки, подберезовик, боровик, маховик);
  • формировать представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам;
  • обогащать представления детей о природных богатствах Ямала и их значении в жизни людей;
  • закреплять представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.

В рабочей программе учитывается компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: в каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика; формирование представлений о здоровом образе жизни отражено в отдельные темы («Я человек», «Если хочешь быть здоров», «Человек и его здоровье, здоровая пища», «Береги себя»).

В подготовительной к школе группе основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является фронтальная с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей, предусмотрено также проведение подгрупповых занятий (работа над проектами), индивидуальная работа. 

Особенности организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность» (аппликация)

Формы работы

Средства, методы и приемы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская

деятельность

Развивающие игры

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Детские игровые проекты 

Творческое экспериментирование с изобразительными материалами 

Экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки, образовательные прогулки и семейные путешествия.

Чтение познавательной литературы.

Рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве с целью формирования эстетических интересов.

Совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности: коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, совместное с родителями рукоделие.

Игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей.

Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности  

Использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.

Организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

Структура каждой непосредственно образовательной деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая непосредственно образовательная деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной непосредственно образовательной деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности).  В структуре каждой непосредственно образовательной деятельности предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:

Образовательная область

Интеграция

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

«Познание»

формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития воспитанников, с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также необходимостью реализации национально-регионального компонента и компонента ДОУ.

В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников умений и навыков (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями), интегративных качеств, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (диагностика) проводится 1 раз в год (май) с использованием низкоформализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.

Требования

к результатам освоения образовательного компонента

«Изобразительная деятельность» (аппликация)

образовательной области «Художественное творчество»

воспитанниками подготовительной к школе группы

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

(мелкая моторика)

2. Любознательный,

активный

Продолжает проявлять устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется историей создания произведений искусства. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали изображённым в произведении искусства и последуют за ними. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. Активно использует разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных и поставленных другими целей.

3. Эмоционально

отзывчивый

Эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства и может «прочитывать»  настроение героев, состояние природы, воспринимать и понимать средства выразительности, с помощью которых народные мастера и художники добиваются создания образа. Сопереживает персонажам в произведениях изобразительного искусства.

4. Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Участвует в партнёрской деятельности со взрослым. Способен согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей на общей картинке, в сюжетной лепке, аппликации, конструировании, и действовать в соответствии с намеченным планом

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения

Может управлять своим поведением. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: приходит на помощь взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; доброжелательно и конструктивно анализирует и оценивает продукты деятельности других; бережёт, экономно использует и правильно хранит материалы и оборудование для изобразительной деятельности.

6. Способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения.

Способен в процессе создания изображения следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим, до получения результата.

7. Имеющий первичные

представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

В рисунке и лепке выразительно передаёт то, что для него (мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет. Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной литературе и природе простые сюжеты для изображения. Проявляет интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками учебной деятельности.

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет работать по правилу и образцу Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и навыками

Может:

— создать новое произведение, придумать варианты одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определённой творческой задачи;

— подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы.

В аппликации:

— наклеивать заготовки;

— правильно держать ножницы, свободно пользоваться ими, резать диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путём закругления углов;

— использовать технику обрывной аппликации;

— использовать приёмы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной пополам, гармошкой;

— выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из двух-трёх готовых форм с простыми деталями;

— составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике;

— отрывать от листа бумаги небольшие кусочки бумаги и наклеивать их.

Тематический план по образовательному компоненту

«Изобразительная деятельность»  (аппликация)

образовательной области «Художественное творчество»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

месяц

№ недели

Тема

непосредственно образовательной

деятельности

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том

числе

практической

сентябрь

1

Ажурная закладка для букваря

1

1

2

Север нашей Родины.

1

1

3

Моя родословная.

1

1

4

Качели  карусели.

1

1

октябрь

5

Дары осени.

1

1

6

Кто в лесу живет.

1

1

7

Кудрявые деревья.

1

1

8

Волшебные плащи.                                

1

1

9

Автобус.

1

1

ноябрь

10

Новый район города

1

1

11

Котята из шерстяных ниток

1

1

12

Уточки

1

1

13

Красивая птица

1

1

декабрь

14

Зима.

1

1

15

Пингвины на льду

1

1

16

Там сосны высокие

1

1

17

Новогодние игрушки

1

1

январь

18

Цветочные снежинки

1

1

19

Пушистые африканские звери

1

1

февраль

20

Мебель

1

1

21

Транспорт

1

1

22

Быстрокрылые самолеты

1

1

23

Конверты и открытки

1

1

март

24

Поздравительная открытка для мамы                        

1

1

25

Посуда

1

1

26

Весна.

1

1

27

Тридцать три богатыря.

1

1

апрель

28

Снегири на ветке рябины.

1

1

29

Звезды и каметы.

1

1

30

Букет с папоротниками и солнечными зайчиками

1

1

31

Цветущий луг

1

1

32

Сказочное насекомое

1

1

май

33

Праздник на улице

1

1

34

Моя родословная.

1

1

35

Времена года

1

1

36

Цирк

1

1

Итого

36

36

Содержание программы по освоению образовательного компонента

«Изобразительная деятельность»  (аппликация)

образовательной области «Художественное творчество»

  • в аппликации поощрять составление композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги); создавать на бумаге разной формы предметные, сюжетные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету; создавать аппликационный образ путем обрывания  и составления его из частей с последовательным наклеиванием;
  • продолжать учить пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники),  клеем;
  • учить составлять аппликации из природного материала (осенних листьев простой формы) и кусочков ткани, подбирая тематику с учетом интересов девочек и мальчиков;
  • научить  обобщенным  способам формообразования в работе с бумагой (закручивать  прямоугольник в цилиндр, круг в тупой конус) и создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них;
  • побуждать при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии; улавливать образ и рассказывать о нем;
  • создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества;
  • продолжать  работу по знакомству  с 2-3 видами  произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным  содержанием;
  • начинать знакомить с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены,
  • вызывать и формировать устойчивый интерес к рассматриванию произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, желание задавать вопросы;
  • побуждать  эмоционально откликаться на  произведения искусства, в которых с помощью средств выразительности переданы разные эмоциональные состояния людей, животных  и освещены проблемы, связанные с  личным и социальным опытом детей, и с учетом их гендерных различий.

Способы проверки усвоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка) образовательной области «Художественное творчество»

В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий

Кроме этого, в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, педагоги целенаправленно наблюдают за поведением и деятельностью детей, с целью определения уровня сформированности следующих интегративных качеств:

  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),  адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Характеристики интегративных качеств приведены в соответствующих таблицах общего мониторинга. Оценка результатов данных наблюдений проводится один раз в год (в конце учебного года) и является составляющей результатов наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и пр.

Одной из форм подведения итогов реализации данной рабочей программы является проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности.

Используемая литература

1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011 г.

  1. Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006г.
  2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, 2008 г.
  3. Швайко Г.К. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, 2008 г.
  4.  Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 6-7 лет». Москва, 2011 г.
  5. Малышева А.Н. «Аппликация в детском саду». Москва, 2009 г.
  6. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ». Москва, 2008 г.


Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность» (аппликация)

образовательной области «Художественное творчество в подготовительной к школе группе

МЕСЯЦ

Планируемая

дата

Фактическая

дата

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ

Тема, задачи

Структура

Материал

НРК  +

КомпонентДОУ *

Сопутствующие формы работы

сентябрь

1.

Школа.

«Ажурная закладка для букваря».

Знакомство детей с новым приёмом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором (на полосе бумаги, сложенной вдвое).

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 36

1.Рассматривание закладок.

2.Д/И «Что в портфеле?

3.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

Цв. Бумага, ножницы, клей, кисти, схема с элементами прорезного декора, образцы закладок.

Проведение бесед с детьми о том, что в школе дети узнают новое и интересное. Рассматривание фото своих близких в школьные годы.

 С/Р игра «Школа».

Экскурсия в школу.

2.

«Мой дом – Север»

«Север нашей Родины»(метод обрывания).

Развивать: навыки выполнения аппликации методом обрывания; создание мозаики узора; интерес к методу обрывания. Упражнять в подборе разных оттенков синего и голубого цвета при изображении воды.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Рассказ педагога, что такое север?(Словесное описание).

2.Рассматривание модели земного шара.

3. Беседа, почему край называют северным?

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная бумага, клей, кисти, чистые листы бумаги.образец. Картина с изображением севера.

Рассматривание репродукций с изображением севера.

Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов, направленных на то, чтобы вызвать интерес к северному краю.

3.

Человек.

Моя родословная» (семья).

Закреплять представление о семье. Формировать элементарное представление о родословной. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

.Орг. момент.

2.Загадки о частях тела.

3.Д/И «Один - много».

4.Физкультминутка «Девочки и мальчики»..

5.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы фото семьи, сборник загадок.

Рассматривание картинок с изображением людей, туалетных принадлежностей.

Проговаривание названий частей тела.

Беседа о членах семьи с рассматриванием  семейных фотографий.

4.

«Детский сад»

Качели – карусели» (сюжетная, коллективная).

Создание аппликативной тематической композиции из

Однородных элементов (овал и полуовал), трансформируемых в разные образы (человечек, лодочка, самолёт).

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 30

1.Беседа о том для чего нужен детский сад.

2.Лексико-грамматическая игра «Что делает?».

3.Психоречевая гимнастика.

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, квадраты, прямоугольники, фантики, фломастеры, салфетки.

Рассматривание иллюстраций на тему. Предметные картинки.

Знакомство с группой, с работой персонала д/с.

Знакомство со зданием д/с.

Рассматривание картинок с изображением инвентаря д/с, карты д/с.

октябрь

1.

Овощи и фрукты

Дары осени» (тематическое занятие).

Учить  вырезать различные формы из листа, сложенного вдвое, в несколько раз. Учить согласовывать работу. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Казакова «Занятия с дошкольниками по « ИЗО

1.Орг.момент (загадка – стихотворение).

2.Игра «Назови правильно овощ».

3.Физкультминутка (имитация движений). «Засолка капусты».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, загадки, салфетки, картина «Дары осени».

Загадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением овощей.

Экскурсия на огород.

Приготовление салатов (дигустация с родителями).

Беседы об урожае овощей.

Экскурсия в теплицу.

Чтение стихов.

Игра – хоровод

2.

Дикие животные

Кто в лесу живёт?»

Создание сюжетной композиции из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованному контуру или из бумаги, сложенной пополам.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 60

1.Рассортировать картинки по среде обитания.

2.Физкультминутка «Накорми зверей».

3..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

5.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, простые карандаши, силуэтные изображения животных для вариативных образов.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».

Оформление фотовыставки «В мире диких животных».

Беседы, загадки.

Утренняя гимнастика «В мире диких животных».

3.

«Деревья, грибы, ягоды»

Кудрявые деревья».

Вырезывание двойных (симметричных) силуэтов разных деревьев с передачей характерных особенностей строения ствола и ажурной кроны.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 54

1.Орг.момент (загадка – стихотворение).

2.Игра «Назови правильно»

3.Пальчиковая гимнастика «Под деревом».

4..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, фактурная бумага, мольберт, бумажные силуэты, заготовка альбома «Осень».

Рассматривание  картинок с изображением грибов и ягод.

Упражнение «Назови много».

Чтение В. Сутеева «Под грибом».

Разучивание считалки «Лисички

4.

«Осенняя одежда»

«Волшебные плащи».

Создание интереса к изготовлению элементов одежды. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать художественный вкус.

Воспитание интереса к сотрудничеству.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 90

1.Выставить на фланелеграфе одежду (иллюстрации). Почему её так называют?

2.Игра «Определи на ощупь»

3..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

5.Выставка.

Цветная и белая бумага, упаковочная.клей, ножницы, образцы, тесьма, блёстки, бусины, тканевые формы, фланелеграф.

Рассматривание картин с изображением разных времён года, сезонной одежды и обуви.

Чтение Л. Воронова. «Маша -  растеряша».

Н. Сапонская «Где мой мальчик?»

Е. Благинина «Вот какая мама».

Б. Заходер «Портниха».

5.

«Инструменты»

«Автобус».

Учить передавать специфические особенности формы строения автобуса. Учить самостоятельно вырезывать исходные формы для корпуса, окон, колёс, отрезая их от края листа цветной бумаги; закрепить приёмы парного вырезывания (окна, колёса0, закругления углов, отрезания узких полосок( для дуги).

Г. С. Швайко. С 96

1.Изучение нового - рассматривание картины, вопросы по содержанию, 2.беседы о труде работников ГИБДД, повторение правил дорожного движения.

3.Физкультминутка «Зелёный, жёлтый, красный».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Чтение произведения Е. Сегала «Машины на нашей улице».

Наблюдения за транспортом на прогулке.

Игры с машинками. Строительство грузовой машины, автобуса.

ноябрь

1.

«Моя Родина»

Новый район города».

Учить создавать несложную композицию, подбирать цвет изображений, дополнять композицию характерными деталями. Закреплять умение по-разному располагать в пространстве листа изображения зданий. Упражнять в аккуратном вырезании и наклеивании.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Рассматривание города на слайдах.

2. Чтение стихотворения «Родина».

3..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

5.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, слайды, фломастеры, цветные и простые карандаши.

Экскурсия по улицам города. Рассматривание зданий города

2.

«Домашние животные».

«Котята из шерстяных ниток».

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники – освоение двух разных способов создания образа: контурное и силуэтное.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 156.

Орг.Момент. (рассматривание сюжетных картинок).

2. Д/И «Назови детеныша »

3.Физкультминутка  «Имитация движения животных».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная бархатная и белая бумага, клей ПВА, ножницы, образцы, шерстяные нитки.

Экскурсия по улицам города. Рассматривание зданий города.

Просмотр видеопризентаций «Домашние животные и их детёныши».

Вывешивание картины с домашними животными на лексическую доску.

Заучивание физкультминутки «Кони».

Речевая п/и «Кошка».

Психоречевая гимнастика

3.

Домашние птицы

Уточки».

Продолжать учить детей силуэтному вырезыванию.  Упражнять в вырезывании уточек из бумаги, сложенной вдвое. Учить создавать композицию в аппликации, дополнять основные изображения подходящими деталями (камыш, вода, облака, солнце). Обогащать словарь детей.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Орг. момент.(загадки).

2.Работа с картинками.

3.Д/У «Скажи по другому».

4..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Беседа о домашних птицах. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Составление описательных рассказов о птицах.

4.

Перелетные птицы

Красивая птица»  (с элементами рисования и письма).

Сочетание в одном художественном образе аппликативных, графических и каллиграфических элементов; освоение приёмов штриховки и тушёвки цветными карандашами.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 114.

1.Орг.момент. Мини беседа о птицах (перелётные, водоплавающие).

2.Рассказ педагога по картинкам (птицы).

3.Физкультминутка «Птички».

4..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Чтение произведений о перелётных птицах.

Заучивание загадок, потешек.

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.

Заучивание названий перелётных птиц.

Закреплять перелётных птиц на дидактических ковриках в зоне мелкой моторики.

декабрь

1.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

 Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать фантазию, творчество.замыслу.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

Беседа с детьми по иллюстрациям.

2.Загадка о зиме.

3..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Беседы о времени года - Зима, об изменениях в природе, о животных и растениях в лесу, о характерных признаках.

Чтение художественного слова.

Д/И «Когда это бывает?».

Рассматривание зимних пейзажей.

Учиться называть зимние забавы

2.

«Зимующие птицы»

«Пингвины на льдине».

Обогащать знания о пингвинах.

Формировать: умение вырезать фигуры по контуру, создавать сложную конструкцию. Развивать: навыки симметричного вырезания силуэта пингвина  из листа бумаги, сложенной вдвое; чувство цвета и композиции. Учить органично размещать свою бумажную фигурку в общей композиции. Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Орг.момент.(Упражнение на логическое мышление).

2.Загадка.

3. Речевая игра « мы пингвины».

4..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Чтение энциклопедии. Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение на прогулке за птицами, заучивание стихотворений о весне.

Вспомнить названия всех времён года, месяцев года.

Д/И «Подскажи словечко», «Когда это бывает?»,  «До – между – после».

Чтение рассказов.

3.

«Хвойные деревья»

«Там сосны высокие»(ленточная аппликация).

Создание коллективной композиции из ленточных аппликаций (сосны, ели, кедры) на основе объединяющего образа (гора).

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 78

1.Орг. Момент. Упражнение на логическое мышление.

2.Беседа «Как вы думаете, какие леса называются хвойными?».

3..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Рассматривание иллюстраций с изображением хвойных деревьев.

Заучивание частей дерева.

Чтение произведений о лесе, деревьях.

Наблюдение за хвойными деревьями на прогулке.

Заучивание стихов, загадок.

Д/И «Подбери признак».

4.

«Новогодний карнавал»

Новогодние игрушки».

Создание плоских игрушек из цветной бумаги и картона путём соединения 6-8 одинаковых форм (кругов, ромбов, квадратов, овалов и др.). Развитие пространственного мышления и воображения.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 104.

1.Рассматривание костюмов (проговаривание деталей костюмов).

2..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

3.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Выставка «Мастерская деда Мороза».

январь

1.

«Зимние развлечения»

Цветочные снежинки».

Вырезывание ажурных шестилучевых снежинок из фантиков и цветной фольги с опорой на схему. Формирование умения планировать работу.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 102

1.Беседа о времени года.

2.Д/И «Подбери слова».

3.Физкультминутка «Снег».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

51.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом».

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Выставка «Мастерская деда Мороза».

2.

«Животные жарких стран»

Пушистые африканские звери».(из мятой фактурной бумаги).

Создание в технике бумажной пластики. Расширение возможностей применения обрывной аппликации для передачи выразительности образа.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 86.

1.Орг момент.

2.Беседа о животных жарких стран.

3.Д/И «Кто у кого?»

4.Физкультминутка «Жирафы».

5..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

6.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением животных.

Чтение произведений.

Просмотр видеопризентаций.

Составление описательных рассказов «Как я был в зоопарке».

Чтение С. Маршак «Где обедал воробей?»

Д/И «Чей, чья, чьё, чьи?», «Четвёртый лишний».

Литературная викторина. «Закончи предложение».

февраль

1.

«Мебель. Бытовые приборы»

Лото «мебель».

Учить детей применять свои знания и умения, полученные на предшествующих занятиях, для изготовления дидактической игры; формировать умение распределять работу между собой при выполнении общего задания, согласованно действовать, оказывать помощь друг другу.

Г. С. Швайко.

1.Орг.Момент. Упражнение на логическое мышление.

2Мини беседа о мебели.

3.Д/И на внимание «Чего не стало?».

4..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Рассматривание мебели  с родителями в мебельных магазинах(экскурсии).

Рассказы (из личного опыта) «Мебель в моей квартире».

Д/И «Четвёртый лишний».

Подбор родственных слов.

Выкладывание мебели из счётных палочек

2.

«Транспорт. ПДД»

«Автобус».

Учить передавать специфические особенности формы строения автобуса. Учить самостоятельно вырезывать исходные формы для корпуса, окон, колёс, отрезая их от края листа цветной бумаги; закрепить приёмы парного вырезывания (окна, колёса0, закругления углов, отрезания узких полосок( для дуги).

Г. С. Швайко. С 96

1.Изучение нового - рассматривание картины, вопросы по содержанию, 2.беседы о труде работников ГИБДД, повторение правил дорожного движения.

3.Физкультминутка «Зелёный, жёлтый, красный».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Чтение произведения Е. Сегала «Машины на нашей улице».

Наблюдения за транспортом на прогулке.

Игры с машинками. Строительство грузовой машины, автобуса.

3.

«Наша Армия»

«Быстрокрылые самолёты».

Изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера.

Видоизменение деталей: срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольников пополам  и по диагонали.

И. А. Лыкова. Изо в д/c.

1.Орг. Момент. Упражнение на логическое мышление.

2.Чтение стихотворения С.Я Маршака «Февраль».

3.Физкультминутка.

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом.?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, стихотворение Маршака.

Рассказы взрослых о Дне Защитника Отечества.

Рассматривание газетных вырезок, картинок из журналов, фотографий.

Д/И «Подбери признак» (смелый, храбрый, отважный).

Д/И «Сосчитай».

Заучивание стихотворений.

4.

«Почта. Профессии»

Конверты и открытки». Изготовление и украшение конвертов и открыток для сюжетно-ролевой игры «почта». Учить правильно складывать прямоугольную форму; украшать готовую поделку. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

.Орг. момент  ( сюрпризный ).

2. Рассматривание атрибутов для  игры «Почта».

3.Д/И «Не зевай, отвечай».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, почтовые атрибуты, иллюстрации.

Изготовление атрибутов почты для сюжетно-ролевой  игры.

На занятиях по ручному труду готовим открытки ,письма.

Экскурсия на почтовое отделение.

март

1.

« Мамин праздник»

«Поздравительная открытка для мамы». Учить придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, используя полученные ранее умения и навыки. Закреплять умение вырезать предметы из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой. Развивать чувство цвета, композиции; умение рассказывать о своей работе. Формировать умение добиваться хорошего результата. Воспитывать желание сделать маме приятное. Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Орг. момент. (загадка).

2.Рассматривание открыток.

3.Физминутка « Солнышко».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, открытки.

Беседы о празднике 8-е Марта.

Выучить слова поздравления.

Беседа о женских профессиях.

Чтение стихотворения  С. Маршака «А что у вас?»

Д/И  «Кому что нужно для работы?», «Подбери признак», «Бывает – не бывает».

2.

«Посуда»

«Посуда» (силуэтное вырезывание) Продолжать обучать вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручка, носики-сливы). Учить вырезать различные виды посуды плавным переходом  к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки с другой. Определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты.З.А.Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду», стр.48

1.Чтение отрывка «Федорино горе».

2.Пальчиковая гимнастика «Помощники».

3.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, силуэты посуды, сказка «Федорино горе», натуральная посуда, как образец.

Рассматривание различной посуды, раскрашивание ее. Составление описательных рассказов о посуде различных мастеров.

3.

«Весна»

«Весна идёт».

Оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества. Создание условий для творческого применения освоенных умений.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 162

.Отгадывание загадок.

2.Д/И «Скажи ласково», «Скажи чего много».

3.Пальчиковая гимнастика «Капель».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Беседы с детьми  об изменениях, которые произошли в живой и неживой природе.

Экспериментирование в лаборатории.

Ежедневная работа с календарём природы.

Д/И «ДО – между – после», «Когда это бывает?», «Подскажи словечко», «найди логические ошибки»

4.

«Библиотека. Книги»

(Обложка к книге сказок) «Тридцать три богатыря».

Создание аппликативной композиции по мотивам литературного произведения. Совершенствование техники аппликации, свободное сочетание приёмов работы и материалов.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 126.

1.Беседа по теме.

2.Рассматривание обложек книг.

3.Пальчиковая гимнастика. «Ёжик».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, степлер, книги сказок.

Рассказ о библиотеке и работе библиотекаря.

Рассказ как нужно беречь книги и о том, как много людей разных профессий трудятся над созданием книг.

Чтение С. Маршака «Как печатали книгу».

Посещение библиотек.

апрель

1.

Обобщение (птицы)

« Снегири на ветке рябины»

Продолжать развивать навыки общения (в совместной работе). Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах. Формировать умение передавать характерные особенности снегирей. Закрепить способ парного вырезывания.

Г.С. Швайко. «Занятия по ИЗО деятельности в детском саду» стр.55

1. Мини беседа о снегирях.

2.Выкладывание снегирей на фланелеграфе.

3.Физминутка «Птички»

4..Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом»

6.Выставка

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, части снегиря, исходные формы для вырезания.

Беседа о  птицах. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Составление описательных рассказов о птицах.

2.

«Космос»

«Звёзды и кометы».

Изображение летящей кометы, состоящей из «головы» - звезды, вырезанной по схеме, и «хвоста», составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 180

1.Мини рассказ о космических кораблях.

2.Загадка.

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

3. Пальчиковая гимнастика «Космонавты».

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, схемы, фольга, макеты космических кораблей.

Рассматривание картинок и иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Рассказ о первом космонавте – Ю.Гагарине.

3.

«Продукты питания»

«Букет с папоротниками и солнечными зайчиками».

Составление сложных флористических композиций со световыми эффектами (солнечными зайчиками) по представлению и с натуры. Развитие способности к формообразованию и композиции. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природе.

И.А. Лыкова. Изо в д/с. С 198.

1. Орг. Момент

2.Введение в тему.

3.пальчиковая гимнастика по выбору детей.

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Натюрморты П, Кончаловского, М Врубеля, цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Экскурсия в магазин «Продукты».

Изготовление атрибутов для игры.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Посещение выставки «Пернатые».

Рассматривание открыток, картинок о птицах.

4.

« Времена года (обобщение)»

«Цветущий луг»

(объемная аппликация Учить работе в новой технике выполнения объемной аппликации- создание изображения с помощью скрученных полос бумаги. Продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.

И.А. Лыкова. Изо в д/с.

1. Вопросы по теме.

2. Соотнесение цвета с временем года.

3.Физминутка «Весна»

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы.

Наблюдение на прогулке.

Слушание произведений по данной теме.

Рассматривание иллюстраций, открыток, картинок.

Изготовление часов времён года.

5.

«Насекомые»

«Сказочное насекомое» (силуэтное вырезывание) Развивать воображение, умение придумывать необычный образ, умение сопоставлять его с реальным и выделять необычные черты, делающие ее сказочной. Формировать умение подбирать красивые цвета и их сочетания.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Орг. Момент ( вопросы по теме)

2.Тематическая беседа о насекомых.

3.Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

.4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, ножницы, образцы, силуэты насекомых.

Беседы о насекомых.

Рассматривание частей тела насекомых.

Рассказы о пользе насекомых.

Д/И «Закончи предложение», «Узнай, чьё крылышко», «Бывает – не бывает», «Подбери признак».

Вспомнить загадки о насекомых.

май

1.

«На параде с дедушкой»

«Праздник на улице».

Закреплять умение детей работать с ножницами и клеем. Учить вырезывать симметричные детали, складывая лист пополам, создавать узнаваемый выразительный образ при создании общей композиции. Развивать способность работать в коллективе помогая друг другу.

Ю. А Бревнова. «Художественный труд в д/c. С 41.

1 Пословицы о стойкости, смелости и дружбе.

2. Показ педагогом  фотографий памятников города, ветеранов.

3.Физминутка «Солдат»

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы.

Иллюстрации.

Рассказы взрослых почему День Победы отмечают 9 мая, о героях войны.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Упражнения «Подбери синонимы (смелый – Храбрый)». «Подбери антонимы (смелый – трусливый)».

Совместное посещение мемориала.

2.

«Моя семья»

Моя родословная» (семья).

Закреплять представление о семье. Формировать элементарное представление о родословной. Развивать изобразительное творчество. Воспитывать любовь к своей семье.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду

1.Орг. Момент. Вопросы по картине «Семья на прогулке».

2.Д/И «Кто кем приходится».

3.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная бумага, белая А-3, клей, ножницы, картина «Моя семья», фотографии.

Беседа с детьми об их семьях

С/Р игра «Семья»

Заучивание стихов о маме, папе, бабушке, Братьях и сёстрах.

Составление родословного дерева дерева по фотографиям.

3.

Диагностическое обследование

Выявить уровень знаний детей на конец учебного года.

4.

Международный день защиты детей

«Цирк».

Закреплять умения детей работать с ножницами и клеем. Учить детей создавать узнаваемый образ, используя геометрические фигуры, аккуратно работать с ножницами, соблюдая технику безопасности.

Ю. А. Бревнова. «Художественный труд в детском саду. С. 44.

1.Орг. момент. «Весёлая цирковая музыка»

.2. Мини беседа об артистах цирка.

3.Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики».

4.Показ образца, приёмов

последовательности

выполнения работы.

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом?»

Цветная и белая бумага, клей, кисти, ножницы, фломастеры.

Создание коллекции (дети разных стран и народов);

Организация конкурса рисунков на асфальте по теме праздника;

Чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника;

 Слушание и исполнение музыки (песен) о детях и детстве, исполнение танцев, имеющих «детскую» тематику


Приложение 1.

Методика определения уровня достижения детьми планируемых результатов

образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)

образовательной области «Художественное творчество»

 В результате освоения компонента «Изобразительная деятельность (аппликация) образовательной области «Художественное творчество» у воспитанников подготовительной к школе группы: 

— сформирован интерес к искусству аппликации;

— умеет вырезать круглые и овальные формы;

— преобразует одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в 2-4 треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники);

— умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой;

— умеет вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам;

— составляет и наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей;

— умеет создавать предметные и сюжетные композиции;

— умеет составлять аппликацию из природного и дополнительного материала;

— знаком с техникой изготовления фрески, коллажа;

— составляет простейшие икебаны;

— знаком с простейшими способами складывания бумаги (оригами) и конструирования;

— создает объемные предметы.

По всем критериям оценка даётся по трехбалльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл.


Приложение 2.

             Протокол определения уровня достижения воспитанниками подготовительной к школе группы

планируемых результатов образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (аппликация)

образовательной области «Художественное творчество»

Фамилия

Имя

ребенка

сформирован интерес к искусству аппликации

умеет вырезать круглые и овальные формы

преобразует одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в 2-4 треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники)

умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой

умеет вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной пополам

составляет и наклеивает изображения, состоящие из нескольких частей

умеет создавать предметные и сюжетные композиции

умеет составлять аппликацию из природного и дополнительного материала

знаком с техникой изготовления фрески, коллажа

составляет простейшие икебаны

знаком с простейшими способами складывания бумаги (оригами) и конструирования

создает объемные предметы

Итоги:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация , виды аппликации

Аппликация , виды аппликации...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".

Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных  способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.

Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Аппликация " Как мы занимались аппликацией " " Осень"

Тема : Вспомним , как мы занимались аппликацией Цели: 1 Уточнить  знание правил поведения на занятиях по аппликации         2   Побуждать выкладывать изображени...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...