лепка
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Искандарова Аделина Геннадьевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka_.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

РАССМОТРЕНО:

на заседании  Педагогического совета

Протокол № __

от «___»  августа 2013 года

Председатель Педагогического совета: ____________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по ВМР_______ Фомина Г.М.

от «__»  августа  2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Золушка» ___________Жукова Л.Г.

 от «__»  августа  2013 года

Образовательная область «Художественное творчество»

Рабочая программа

по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность» (лепка)

для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи

(с 6 до 7 лет)

(непосредственно образовательной деятельности в 2 недели – 1,  

всего непосредственно образовательной деятельности в год – 18)

Составитель:

Искандарова А.Г.

Бердник С.А.

                                                                               

                       

2013-2014

учебный год

                                 

     Содержание рабочей программы:

 

1.

Пояснительная записка .....…………………………………………………………………

2.

Требования к результатам освоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка)…………………...........................................................................

3.

Тематический план ...……………………………………………………………………….

4.

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Изобразительная деятельность»  (лепка)……………………………………………………………………

5.

Способы проверки усвоения элементов содержания  образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка) ......................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ  

6.

Календарно-тематический план  …………………………………………………………...

7.

Методика определения уровня освоения программы воспитанниками подготовительной к школе группы  .......…………………………………………………

             


Пояснительная записка

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог создает для этого все условия: обеспечивает эмоциональное, образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

Рабочая программа по изобразительной деятельности (лепка) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011 г.
  2. Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006 г.
  3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва,2008 г.

Данная рабочая программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 18 учебных часов (согласно календарному учебному графику). Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводится 1 раз в 2 недели в первой половине дня, продолжительностью 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Сопутствующими формами образовательной деятельности являются:

  • непосредственное общение с животными и растениями на прогулках, экскурсиях;
  • использование детской литературы, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков людей по отношению к природе;
  • просмотр видеофильмов о природе, проведение экологических праздников;
  • посещение музейно-ресурсного центра, Зимнего сада;
  • работа с картами России и ЯНАО;
  • сюжетно-ролевые, развивающие игры;
  • создание коллекций;
  • проектная деятельность;
  • экспериментирование;
  • наблюдения;
  • беседы.

Специфика реализации содержания области «Художественное творчество»  заключается в следующем:

  • понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
  • продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
  • понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ребенка;
  • общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной  области «Изобразительная деятельность» (лепка) направлено на достижение цели развития познавательных интересов, потребностей и способностей детей, их самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта посредством решения основных задач психолого-педагогической работы:

Развитие продуктивной деятельности детей: 

  • упражнять  в  способах лепки из целого куска глины, комбинированном и конструктивном; учить моделировать  вылепленную форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения; содействовать закреплению  знакомых приемов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путем прижимания и  примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;

Развитие детского творчества:

  • побуждать при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии; улавливать образ и рассказывать о нем;
  • создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества;
  • проводить (не реже одного раза в месяц) непосредственно-образовательную деятельность по  лепке  по замыслу детей.

Приобщение к изобразительному искусству:

  • продолжать  работу по знакомству  с 2-3 видами  произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства с понятным и интересным  содержанием;
  • начинать знакомить с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены,
  • вызывать и формировать устойчивый интерес к рассматриванию произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, желание задавать вопросы;

побуждать  эмоционально откликаться на  произведения искусства, в которых с помощью средств выразительности переданы разные эмоциональные состояния людей, животных  и освещены проблемы, связанные с  личным и социальным опытом детей, и с учетом их гендерных различий.

Новизна данной рабочей программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.

В программе также представлены: 

  • новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
  • единое творческое пространство – комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 

Обновление содержания рабочей программы связано с тем, что в основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, поэтому темы непосредственно образовательной деятельности подобраны с учетом примерного календаря праздников, событий; предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, что отражено в календарно-тематическом планировании к рабочей программе (раздел «Сопутствующие формы работы»).

В рабочей программе выделено специальное время на непосредственно образовательную деятельность, направленную на реализацию национально-регионального компонента (темы: «Мы живем на севере», «Знакомство с символикой Ямало-Ненецкого автономного округа», «Обитатели тундры», «Ненец – житель тундры», «Промыслы ханты и манси»,  «Средство передвижения ненцев»).

Целью реализации национально-регионального компонента является формирование толерантного отношения к людям другой национальности, раскрытие мира национальных культур, расширение у детей представлений об образе жизни людей, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Работа направлена на решение задач:

  • продолжать знакомить с животными, обитающими на Ямале (звери: горностай, песец, тюлень, морж, бурундук; птицы: кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан; рыбы: ерш, окунь, щука, язь; рептилии: змея, живородящая ящерица, лягушка);
  • учить различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам (деревья: ель, сосна, кедр, осина, береза; кустарники: багульник, карликовая береза, ива; травянистые растения: пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма; ягоды: черника, голубика, брусника, клюква, морошка; грибы: сыроежки, подберезовик, боровик, маховик);
  • формировать представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам;
  • обогащать представления детей о природных богатствах Ямала и их значении в жизни людей;
  • закреплять представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.

В рабочей программе учитывается компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: в каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика; формирование представлений о здоровом образе жизни отражено в отдельные темы («Я человек», «Если хочешь быть здоров», «Человек и его здоровье, здоровая пища», «Береги себя»).

В подготовительной к школе группе основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является фронтальная с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей, предусмотрено также проведение подгрупповых занятий (работа над проектами), индивидуальная работа. 

Особенности организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность» (лепка)

Формы работы

Средства, методы и приемы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Сюжетно-ролевые игры

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование

Исследовательская

деятельность

Развивающие игры

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Детские игровые проекты 

Творческое экспериментирование с изобразительными материалами 

Экскурсии в художественные и краеведческие музеи, галереи, выставки, образовательные прогулки и семейные путешествия.

Чтение познавательной литературы.

Рассматривание красочных энциклопедий, альбомов об искусстве с целью формирования эстетических интересов.

Совместные с родителями домашние занятия эстетической направленности: коллекционирование эстетически привлекательных объектов, игрушек, совместное с родителями рукоделие.

Игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей детей.

Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности  

Использование современных информационных технологий – ресурсов виртуальных экскурсий и музеев, видовых видеофильмов, электронных каталогов и игр, творческих сайтов для детей.

Организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

Структура каждой непосредственно образовательной деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая непосредственно образовательная деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной непосредственно образовательной деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности).  В структуре каждой непосредственно образовательной деятельности предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:

Образовательная область

Интеграция

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

«Познание»

формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности

«Музыка», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество»

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития воспитанников, с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также необходимостью реализации национально-регионального компонента и компонента ДОУ.

В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников умений и навыков (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями), интегративных качеств, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (диагностика) проводится 1 раз в год (май) с использованием низкоформализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.

Требования

к результатам освоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка)

образовательной области «Художественное творчество»

воспитанниками подготовительной к школе группы

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

(мелкая моторика)

2. Любознательный,

активный

Продолжает проявлять устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуется историей создания произведений искусства. Проявляет активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали изображённым в произведении искусства и последуют за ними. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни. Активно использует разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных и поставленных другими целей.

3. Эмоционально

отзывчивый

Эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства и может «прочитывать»  настроение героев, состояние природы, воспринимать и понимать средства выразительности, с помощью которых народные мастера и художники добиваются создания образа. Сопереживает персонажам в произведениях изобразительного искусства.

4. Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Участвует в партнёрской деятельности со взрослым. Способен согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей на общей картинке, в сюжетной лепке, аппликации, конструировании, и действовать в соответствии с намеченным планом

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения

Может управлять своим поведением. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: приходит на помощь взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; доброжелательно и конструктивно анализирует и оценивает продукты деятельности других; бережёт, экономно использует и правильно хранит материалы и оборудование для изобразительной деятельности.

6. Способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения.

Способен в процессе создания изображения следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим, до получения результата.

7. Имеющий первичные

представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

В рисунке и лепке выразительно передаёт то, что для него (мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет. Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной литературе и природе простые сюжеты для изображения. Проявляет интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками учебной деятельности.

Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкцию. При создании рисунка, лепки, аппликации и в конструировании умеет работать по правилу и образцу Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности.

9. Овладевший

необходимыми

умениями и навыками

Может:

— создать новое произведение, придумать варианты одной и той же темы, отталкиваясь от отдельных признаков действительности в сочетании с направленностью воображения на решение определённой творческой задачи;

— подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану, внося в него некоторые коррективы.

В лепке:

 — создавать изображения с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, пропорции частей и различия в величине деталей;

— использовать разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный);

— лепить из целого куска пластического материала (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать созданные изображения с помощью налепов и путём процарапывания узора стекой).

Тематический план

по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность»  (лепка)

образовательной области «Художественное творчество»

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

месяц

№ недели

Тема

Количество

НОД

В том числе практической

сентябрь

1

«Мы поедем и помчимся»

1

1

2

«Мы играем на участке»

1

1

октябрь

3

«Дары осени»

1

1

4

«Девочка на прогулке»

1

1

5.

«Дымковская птица»

1

1

ноябрь

6

«Мой домашний друг»

1

1

7

«Птица»

1

1

декабрь

8

«Снегирь»

1

1

9

«Зимние узоры Деда Мороза»

1

1

январь

   10

«Мы играем»

1

1

февраль

11

«По замыслу»

1

1

12

«Солдат»

1

1

март

13

«Цветы для мам и бабушек»

1

1

14

«Весенняя веточка»

1

1

апрель

15

«Насекомые»

1

1

16

«Хлеб всему голова»

1

1

май

17

«Красивые цветы»

1

1

18

«Праздничный салют»

1

1

Итого

18

18

Содержание программы по освоению образовательного компонента

«Изобразительная деятельность»  (лепка)

образовательной области «Художественное творчество»

Общие:

  • формировать устойчивый интерес и желание участвовать в партнерской деятельности с взрослым и сверстником, побуждать согласовывать содержание совместной работы со сверстником, договариваться с ним о том, что будет изображено каждым из детей  на общей картинке, в сюжетной лепке и действовать в соответствии с намеченным планом;
  • содействовать  закреплению способности   управлять  своим поведением, поощрять соблюдение детьми  общепринятых норм и правил поведения: приходить на помощь  взрослым и сверстникам, если они в ней нуждаются; доброжелательно и конструктивно анализировать и оценивать продукты деятельности других; бережно и экономно использовать и правильно хранить материалы и оборудование для изобразительной деятельности;  
  • развивать способность в процессе создания изображения целенаправленно следовать к цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим, до получения результата; умение слушать взрослого, выполнять его инструкцию и работать по правилу и образцу; под руководством взрослого и самостоятельно оценивать результат собственной деятельности, определять причины допущенных ошибок, намечать пути их исправления и добиваться результата;
  • испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей;  формировать потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, дарить близким, вносить его в игры и др.;
  • формировать бережное отношение к природе (собирать высохшие ветки, листья, коряги; не ломать деревья, не рвать траву и т.п.);
  • закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, мольбертом, быть аккуратными;

По развитию продуктивной деятельности:

  • поощрять активное  использование детьми  разнообразных изобразительных материалов для реализации собственных и поставленных другими целей;
  • развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности; создавать композицию в зависимости от сюжета – располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями; изображать более близкие и далекие предметы; выделять в композиции главное – действующие лица, предметы, окружающую обстановку; познакомить с таким способом планирования сложного сюжета или узора, как предварительный эскиз, набросок, композиционная схема ;  
  • обращать внимание  на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов); учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоящий сзади);
  • организовывать участие детей в создании тематических композиций к праздникам (фризы, панно, коллажи, панорамы, диарамы) с использованием коллективных работ и специального оборудования (лекала, трафареты, степлеры и др.) и разных материалов;
  • развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы, персонажей литературных произведений, фигуры человека и животных в движении, объединяя небольшие группы предметов в несложные сюжеты; передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей,  выразительность образа;
  • совершенствовать практические навыки при использовании пластического, конструктивного, комбинированного способов лепки; побуждать моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать созданные изображения с помощью рельефных налепов, прорезания или процарапывании поверхности вылепленных изделий  стекой;  использовать дополнительные материалы (косточки, зерна, бусинки и т.д.) и  кистевую роспись в качестве декора вылепленных изделий;
  • формировать устойчивые практические навыки: при использовании техники обрывной аппликации; при  вырезании одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой; при  выкладывании по частям и наклеивании схематических изображений предметов, состоящих из 2-3 готовых форм с простыми деталями; при составлении и наклеивании узоров из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике; при отрывании от листа бумаги небольших кусочков бумаги и наклеивании их;
  • побуждать детей использовать свои конструкции в игре;
  • продолжать работу, направленную на овладение обобщенными способами формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в тупой конус; учить создавать выразительные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знакомые способы (разрывание, скручивание, сминание и др;
  • продолжать учить создавать игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.;
  • поддерживать желания детей рассказывать о своей поделке;

По развитию детского творчества:

  • развивать воображение детей: побуждать следовать определенному замыслу, внося в него некоторые коррективы; стремиться к созданию оригинального изображения, придумывать варианты одной и той же темы;
  • развивать декоративное творчество детей: создавать узоры по мотивам 2-3 произведений народного или декоративно-прикладного искусства;  
  • помогать создавать на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простые конструкции по собственному замыслу;
  • поощрять творческие проявления детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, использования своей поделки в общей композиции;
  • при конструировании из природного материала развивать воображение детей, учить их внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы (проволоку,  пластилин, клей, нитки и т.д.);

По приобщению к изобразительному искусству:

  • продолжать работу по знакомству детей  с 2-3 видами  произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом из которого они изготовлены ;
  • развивать способность  эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы;
  • воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения

Способы проверки усвоения образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка) образовательной области «Художественное творчество»

В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий

Кроме этого, в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, педагоги целенаправленно наблюдают за поведением и деятельностью детей, с целью определения уровня сформированности следующих интегративных качеств:

  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),  адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Характеристики интегративных качеств приведены в соответствующих таблицах общего мониторинга. Оценка результатов данных наблюдений проводится один раз в год (в конце учебного года) и является составляющей результатов наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и пр.

Одной из форм подведения итогов реализации данной рабочей программы является проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности.

Используемая литература

1.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» (Подготовительная группа). Москва, 2011 г.

  1. Доронова Т.Н.«ИЗО деятельность и эстетическое развитие детей 6-7 лет». Москва, 2006г.
  2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва,2008 г.


Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Изобразительная деятельность»  (лепка)

образовательной области «Художественное творчество в подготовительной к школе группе

МЕСЯЦ

Планируемая                       дата

Фактическая

дата

НАЗВАНИЕ

Тема, задачи

Структура

Материал

НРК  +

Компонент ДОУ *

Сопутствующие формы работы

сентябрь

« Мой дом Север»

«Мы поедем, мы помчимся…»

(упряжка оленей)

коллективная. Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов. Расширить спектр скульптурных приемов лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами.

 И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.108.

1.Игра с мячом «Назови животных Севера».

2. Беседа по теме.

3. Физкультминутка « У оленя дом большой»

4. Чтение отрывка хантыйской сказки.

5. Лепка  сюжетной  композиции.

Пластилин, дощечки, стеки, салфетки

+

Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

«Детский сад»

«Как мы играем  на участке»

Продолжать учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы и движения. Закреплять умение лепить из целого куска, добавляя детали, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Формировать умение правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Воспитывать старательность.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Рассматривание картин « Дети на прогулке»».

2.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

3.Пальчиковая гимнастика «Мы веселые ребята».

4.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

5.Анализ детских работ

«Похвалим работу товарища»

Выставка работ.

Пластилин, дощечки, стеки, салфетки

+

Наблюдения на прогулке за игрой детей.

Чтение рассказов, показ картин  « Дети на прогулке».

Сбор газетных журнальных тематических вырезок на тему «Человек в движении»

октябрь

«Осень. Овощи и фрукты»

«Дары осени».

Закреплять умение лепить из целого куска, используя при этом разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.) Развивать эстетическое восприятие.

 Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Игровая  мотивация «Отгадай загадку, покажу отгадку».

2.Игровое  упражнение с учетом коррекции: «Угадай по описанию»

3.Дидактическая  игра: «Четвертый лишний»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5. Пальчиковая гимнастика « Мы капусту солим, солим….

6. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7.Выставка работ.

Пластилин, дощечки, стеки, салфетки, овощи и фрукты для рассматривания.

+

Рассматривание картины  « Что нам осень подарила», составление описательного рассказа про овощи и фрукты (по выбору)

с опорой на мнемотаблицу. Загадывание загадок, чтение художественного слова.

Д/И «Угадай на вкус»

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

«Осенняя одежда»

«Девочка на прогулке»

Упражнять в лепке человека из целого куска пластилина, добавляя детали. Учить соблюдать пропорции тела человека. Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности осенней одежды: пальто, шапки. Развивать умение работать стекой, мелкую моторику рук. Формировать умение рассказывать о своей работе и о работе друзей связными предложениями. Воспитывать стремление закончить начатое до конца. Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Рассматривание картин  «Дети  в  осенней одежде».

2.Д/И «Мы сегодня модельеры».

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка « На прогулке»

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6.Пальчиковая гимнастика «Вышли дети погулять»

6. Выставка работ.

Пластилин, дощечки, стеки, салфетки.

+

Рассматривание осенней одежды.

Рассматривание картины «Дети на прогулке.

С/Р игры  «Ателье», «Модельеры».

Д/И «Кому что нужно для работы?».

«Инструменты»

«Дымковская птица»

Создавать интерес к народной игрушке, желание самостоятельно слепить такую же игрушку, передавать характерные признаки птицы. соотношение частей по величине.

Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» с.86.

1. Беседа о мастерах – народных умельцах.

2. Рассматривание филимоновской игрушки, ее узора.

3. Пальчиковая гимнастика «Летели птицы».

4. Самостоятельное выполнение работы, раскрашивание или оформление налепами  цв.плстилином. Оформление выставки «Большие и маленькие красивые птицы».

Дымковская игрушка, глина (пластилин), дощечки, салфетки.

+

Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций, альбомов для раскрашивания. Д/и «Найди пару».

«Четвертый лишний».

ноябрь

«Домашние животные и их                                                   детеныши»

« Мой домашний друг»

Учить лепить животных, используя форму (шар, овал); соединять части методом примазывания. Формировать умение передавать формы основной части и других частей , их пропорции. Формировать желание доводить работу до конца.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1. Презентация, беседа  «Домашние животные».

2.Двигательные импровизации «Угадай животное».

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Прогулка »

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

 Пластилин, стеки, доски, салфетки, мелкие детали для оформления поделки (глаза, нос).

+

Рассматривание игрушек . Рассматривание иллюстраций

«Домашние животные».

Составление описательных рассказов о домашних животных.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

«Перелетные птицы»

«Птица»

Закреплять умение лепить из целого куска, используя при этом разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.)  Продолжать формировать умение передавать характерные движения птиц

( подняла крылышки, приготовилась лететь)

Развивать эстетическое восприятие.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду», стр.

153

1. Организационный момент-«Слушание записи голосов птиц»

 2.Игра с мячом «Назови перелетных птиц».

2. Беседа по теме.

3. Физкультминутка по мнмотаблице « Птицы на юг улетают»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки, мелкие детали для оформления поделки.

+

Загадки о перелетных  птицах. Составление описательных рассказов о птицах.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы.

декабрь

«Зимующие птицы»

«Снегирь»

Закреплять умение лепить из целого куска, используя при этом разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.)  Продолжать формировать умение передавать характерные движения птиц Формировать умение рассказывать о своей работе связными предложениями. Воспитывать самостоятельность в работе.

Развивать эстетическое восприятие.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду»,

1.Игровая  мотивация «Отгадай загадку, покажу отгадку».

2.Игровое  упражнение с учетом коррекции: «Угадай по описанию»

3.Дидактическая  игра: «Четвертый лишний»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5. Пальчиковая гимнастика « Птички-невелички»

6. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7.Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки, мелкие детали для оформления поделки.

+

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Оформление фотовыставки «В мире птиц».

Беседы, загадки.

Акция « Покормите птиц зимой»

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

«Новогодний карнавал»

«Зимние узоры Деда Мороза»

 Развивать навыки: лепки барельефа-изображения из пластилина на плоской пластине; создание выпуклого изображения из пластилина. Совершенствовать прием примазывания для скрепления частей изображения. Развивать творческую фантазию и воображение. Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Организационный момент ( вход под новогоднюю мелодию).

2. Беседа о прошедшем празднике.

3. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Шел веселый Дед Мороз»

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Рисунки с изображением зимних узоров, игрушки – елочка, дед мороз, снегурочка, лесные животные, пластилин, стеки, доски.

+

Наблюдение за узорами на стеклах.

Рассматривание узоров на костюме Деда Мороза.

январь

«Зимние развлечения»

«Как мы играем зимой на участке» Продолжать учить детей лепить фигуру человека в движении. Добиваться отчетливости в передаче формы и движения. Закреплять умение лепить из целого куска, добавляя детали, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику рук, глазомер. Формировать умение правильно оценивать свою работу и работу товарищей. Воспитывать старательность. Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Видео сюжет « Мы на прогулке»

2. Дидактическая  игра: «Назови  зимние виды спорта»

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4. Пальчиковая гимнастика « Зима»

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки, мелкие детали для оформления поделки.

Наблюдения на прогулке за игрой детей Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Рассматривание альбома « Зимние забавы»

февраль

«Мебель. Бытовые приборы»

«По замыслу»

Учить детей задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Совершенствовать разнообразные приемы лепки. Закреплять умение делать эскиз, лепить отдельные детали – придавливать. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду»..

1.Рассказ воспитателя о мебельной фабрике.

2. Загадки  о мебели.

3.Речевая игра « Назови ласково»

4.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5.Пальчиковая гимнастика  «Бабушка на стул присела »

6.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

+

Рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов.

Дидактические игры «Разрезные картинки»

С.Вохринцева

Выставка «Наш дом»

Экскурсия в мебельный магазин. Рассматривание альбома, презентаций по теме.

«Наша Армия»

 « Солдат»

Продолжать учить лепить фигуру человека из целого куска пластилина. Применять известные приемы лепки в процессе выполнения работы. Воспитывать  уважение к людям нашей Армии.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,

1. Рассказ педагога « Наша Армия сильна».

2.Активизация словаря по теме.

3.Подбор эпитетов: геройский поступок, бесстрашный воин.

4. Физминутка « Смелый солдат»

5.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

6.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

+

Подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, соревнования;

Сюжетно-ролевые игры («Пограничники», по мотивам кинофильмов);

Создание коллекции военной техники;

Слушание и исполнение «военных» и патриотических  песен, танцев;

март

«Мамин праздник»

«Цветы для мам и бабушек»

Расширять и закреплять представления о родственных отношениях. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Развивать: навыки разминания и равномерного размазывания пластилина на картон; основные приемы лепки; чувство композиции; умение гармонично размещать изображение на поверхности основы. Учить приему неполного примазывания и создания объемной композиции.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Мини беседа  «Международный женский день».

2.Активизация словаря по теме.

3.Подбор эпитетов: добрый поступок, чудесный праздник.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

5.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

6.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7.. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Рассматривание различных цветов

Беседа о празднике. Рассматривание поздравительных открыток.

Выставка поделок, изготовленных совместно с мамами;

Выставка рисунков («Моя мама», «Моя бабушка», «Любимая сестренка»);

Проведение  вечера в группе (чаепитие  с мамами

«Весна»

«Весенняя  веточка» (барельеф)

Учить изображать ветку и листья. Воспитывать интерес к лепке; самостоятельность; творчество. Использовать в лепке известные приемы и способы. Закреплять умения и навыки. Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

 1.Презентация  « Весеннее пробуждение»

2. Рассматривание натурального объекта. (веточка)

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Физкультминутка «Весна пришла »

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

+

Наблюдение за деревьями в весенний  период. Чтение художественной литературы об осени.

«Трудовой десант» (уборка территории);

 Природоохранная (экологическая) акция;

  Музыкальное развлечение «Весна красна»

апрель

«Насекомые»

« Насекомые»

Закреплять знания детей о барельефе. Учить изображать насекомое с помощью пластилина, лепить отдельные детали-придавливать, примазывать, разглаживать их. Развивать мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1.Презентация « Насекомые».

2. Ввести в словарь новые слова.

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4.Пальчиковая гимнастика « Бабочка »

5.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

+

Наблюдение за насекомыми. Рассматривание иллюстраций.

Загадки и стихи о насекомых.

«Продукты питания»

« Хлеб – всему голова»

Закреплять навыки работы с соленым тестом. Отрабатывать приемы раскатывания, сплющивания, примазывания. Вызвать интерес и радостное настроение при выполнении работы.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,

1. Организационный момент

 « Слава хлебу» (чтение)

2. Рассматривание разнообразных булочных изделий.

3.Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

4. Пальчиковая гимнастика « Раз баранка, два баранка»

5. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

6. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

+

Экскурсия в магазин «Продукты», на кухню детского сада

Изготовление атрибутов для игры в «Магазин»

 Приготовление пирога

 Беседы, игры по теме

«Красивые цветы» (барельефы)

Развивать у детей замысел, передавать пластическим способом изображение цветка, располагать его на глиняной пластине.

Т.Г.Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» с.93.

1. Рассматривание изображения цветка на пластилине, обследование изображения (форма, поверхность, где есть возвышения и углубления).

2. Показ способа лепки отдельных частей цветка.

3. Физ.минутка «Цветок».

4. Самостоятельное выполнение работы.

5. Выставка работ

Глина (пластилин), дощечки, салфетки

+

Рассматривание готовых барельефов. Игры с песочными формами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение худ.литературы о цветах

Уход за растениями уголка природы.

май

«На параде с дедушкой»

 «Праздничный салют» (налеп)

Закреплять навыки работы с пластилином. Отрабатывать приемы раскатывания, сплющивания, примазывания. Вызвать интерес и радостное настроение при выполнении работы.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1. Презентация «День Победы»

2. Беседа по данной теме.

3. Речевая игра « Подбери слово»

4. Показ образца, приемов  последовательности выполнения работы.

5.Пальчиковая гимнастика « Салют»

6. Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

7. Выставка работ.

Пластилин, стеки, доски, салфетки.

+

Беседа о Дне Победы.

Рассматривания иллюстраций с изображением салюта.

Экскурсия к мемориалу Площадь памяти, возложение цветов,

Чтение, заучивание стихов;

Слушание и исполнение песен о Победе

Организация и презентация фотовыставки «Мой дедушка»

Международный день защиты детей

«По замыслу»

Учить детей задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Совершенствовать разнообразные приемы лепки. Закреплять знания детей о барельефе; умение делать эскиз, лепить отдельные детали – придавливать. Примазывать, разглаживать их. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО в детском саду».

1. Мини – рассказ  воспитателя по теме праздника .

2. Пальчиковая гимнастика « Мы веселые ребята»

3.Игровое упражнение с учетом коррекции «Что сначала, что потом» (проговаривание детьми последовательности выполнения работы)

4.Выставка работ.

+

Беседа о правах детей в нашей стране

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Юридическая консультация» (защита прав детей);

Развивающие игры  «Чрезвычайные ситуации в доме», «Чрезвычайные ситуации на прогулке» и др.;

Чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме.


Приложение 1.

Методика определения уровня достижения детьми планируемых результатов

образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка)

образовательной области «Художественное творчество»

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

  • первая применяется при анализе продуктов деятельности;
  • вторая – при анализе процесса деятельности.

               Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

        Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
  • слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

  • ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

   Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Приложение 2.

             Протокол определения уровня достижения воспитанниками подготовительной к школе группы планируемых результатов

образовательного компонента «Изобразительная деятельность» (лепка) образовательной области «Художественное творчество»

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

композиция

передача

движения

цвет

общее

кол-во

баллов

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке: "Лепка домашних птиц" старшая гр.

В данном конспекте представлен материал по закрпелению знаний детей о домашней птице и их птенцах, показаны способы передачи характерных особенностей формы, деталей, пропорций, использование различных...

Лепка в детском саду.Нетрадиционные приёмы в лепке.Семинар-практикум.

1.Обучение лепке детей в дошкольном возрасте.2.Материалы для занятий лепкой в ДОУ.Глина,пластика,бумажная масса,подделки из мятой бумаги.3.Нетрадиционные виды работы с пластелином.4.Окраска пластелина...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе."Лепка кошки" по игрушке.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке в старшей группе.«Лепка кошки» (по игрушке)...

Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )

В  Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..."    использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...

Конспект занятия ООД по лепке с детьми среднего дошкольного возраста Тема. Лепка объемная и рельефная лепка на заготовленном цветном фоне. «Подснежники». Реализуемые образовательные технологии: ИКТ; Личностно-ориентированное

"Это занятие интересно тем, что может быть выполнено как долгосрочный проект или как еденичное занятие. Из личного опыта: дети любят "доделывать" свои работы. Многим это проще, чем придумывать что-то ...

Методика работы по лепке в детском саду. Виды лепки, материалы для лепки.

Предлагаю вашему вниманию материал, который будет полезен любому молодому специалисту в дошкольном образовательном учреждении. Изучив этот материал, начинающий воспитатель будет знать основы работы по...