Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Дидыч Антонина Николаевна

Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия был создан кружок «Придумай, вырежи, наклей!» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_applikatsii_2.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»

Пояснительная записка.

Аннотация.

Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.


Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия был создан кружок «Придумай, вырежи, наклей!» .

В процессе творчества происходит самовыражение, формируются зачатки креативности, дети мыслят самостоятельно, творчески, применяют свою логику, полученную в процессе своей работы. Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, моторика, интеллект.

Программа основывается на следующих принципах:

  • принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
  • комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;
  • принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 
  • принцип доступности программы  для дошкольного возраста;  Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Цель программы –          

укрепление мелкой моторики пальцев рук через занятия аппликацией.

Основные задачи:

• знакомить детей с аппликацией из нестандартных материалов;

• учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок) ;

• формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

• воспитывать аккуратность в работе с бумагой;

  • развивать творческие способности.

Особенности организация программы. Режим и структура занятий.

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста( 5-7лет)

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается) .

Срок реализации программы- 1 год.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; составление альбома лучших работ.

Занятия эффективнее проводить по подгруппам- 10-15 человек.

          Занятия проводятся  четыре раза в месяц, с сентября по  май.

    Всего 36 занятий в год.

    Продолжительность занятий - 30 минут. 

Формы и режим занятий.

       Формы работы.

  • Индивидуальные.
  • Групповые.
  • Фронтальные.

Методы  работы .

  • Игры, конструирование ,аппликация.
  • Беседы, работа с наглядным материалом.
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
  • Выставки.

Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.

Ожидаемые результаты после первого года обучения:

В результате обучения по данной программе дети:

должны знать:

- технологию изготовления аппликации;

- основные приемы и техники;

- технологический процесс изготовления аппликаций;

должны уметь:

- соблюдать правила безопасного труда;

- переводить шаблоны на бумагу;

- изготавливать и оформлять поделки;

- осуществлять декоративную работу изделия;

- самостоятельно изготавливать поделки;

- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

Условия реализации программы.

Для организации обучения дошкольников искусству аппликиции, необходимо создать   определенную предметно-развивающую  среду, которая представлена следующими компонентами:

Рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши.

 Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы .

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся для родителей:

– в группе,

– в детском саду.

• Участие в конкурсах детского сада.

Мониторинг развития мелкой моторики детей.

В самом начале обучения аппликации и в конце года воспитатель наблюдая за деятельностью детей, анализируя их продукты деятельности определяет  уровень   развития  мелкой моторики.

Высокий уровень развития мелкой моторики:

  • Ребенок правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал – их прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

  • Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей.  Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
  • Изображает предметы, создает несложные композиции, использует разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

2

3

Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.

1

2

3

Аппликация из «ладошек».

1

2

3

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.

1

2

3

Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

1

2

3

Аппликация из ткани.

1

2

3

Аппликация из крупы и песка «Посыпушки».

1

2

3

Обрывная аппликация.

1

2

3

Аппликация по технике «Мозаика».

1

2

3

Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). 

1

2

3

Аппликация по технике «Квилинг».

1

2

3

Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

1

2

3

ИТОГО:    

12

24

36

Содержание программы.

месяц

Тема

Цель

Материал к занятию

сентябрь

1

Введение в программу. Что такое аппликация?

 Познакомить детей с инструментами нужные для работы и правилами  их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.

Материалы необходимые для работы на весь год: манка, салфетки, природные материалы и т.д.

2

Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.

Учить детей вырезать геометрические фигуры, придумывать из них композицию.

Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

3

Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.

Учить детей вырезать геометрические фигуры, придумывать из них композицию.

Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

4

Организация рабочего места. Работа с шаблонами.

Познакомить с видами шаблонов.

Шаблоны, листы, цветная бумага, клей, щетина.

октябрь

5

Изготовление аппликации из бумаги, с  помощью шаблонов.

Учить детей обводить шаблоны и аккуратно их наклеивать.

Шаблоны, листы, цветная бумага, клей, щетина.

6

Изготовление аппликации из бумаги, с  помощью шаблонов.

Учить детей обводить шаблоны и аккуратно их наклеивать.

Шаблоны, листы, цветная бумага, клей, щетина.

7

 Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».

Познакомить с аппликацией из ладошек.

Бумага, карандаш, ножницы.

8

 Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек»

Учить детей обводить ладошку, придумывать картинку из ладошек.

Бумага, карандаш, ножницы, клей.

ноябрь

9

Изготовление коллективной композиции «Елочка».

Учить детей обводить ладошку, придумывать картинку из ладошек.

Бумага, карандаш, ножницы, клей.

10

Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.

Познакомить с понятием объем, искусством оригами.

Примеры изделий, сделанных  методом оригами.

11

«Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток.

Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз.

Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти.

12

«Букет для мамы» Объёмная аппликация .

Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким.

Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

декабрь

13

Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации: карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

Познакомить  с разнообразием аппликации, нетрадиционной формой исполнения.

Примеры работ.

14

«Бабочка-красавица» Аппликация из стружки от карандашей

Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовосприятие.

Листы картона, клей, кисть-щетина, точилка и цветные карандаши.

15

«Листопад» Аппликация из осенних листьев

Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина.

16

Виды тканей.  

 Познакомить с видами ткани, учить наложению шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации.

Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага, разнообразная ткань.

январь

17

«Кошечка»  Аппликация из ткани

Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным.

Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

18

«Лучший друг человека» Аппликация из ткани

Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным.

Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

19

Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы.

Познакомить с нетрадиционным видом  аппликации из крупы.

Разнообразные виды круп, примеры работ.

20

«Зимний пейзаж Аппликация манкой

Учить детей аппликации манной крупой;

аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе,

развивать мелкую моторику рук; развивать

Листы картона клей, кисть-щетина, манка.

февраль

21

«Мои любимые фрукты» Аппликация манкой.

Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем;

Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь.

22

Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.

Учить технике обрывной аппликации.

Примеры работ.

23

«Паук в паутине» Обрывание бумаги

Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым.

Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши.

24

«Царь зверей» Обрывание бумаги.

Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к животным.

Листы картона, клей, кисть-щетина, цветная бумага, трафарет

март

25

Мозаика. Возможности использования мозаики.

Рассказать о технике «Мозаика».

Примеры работ.

26

«Черепаха Аппликация из яичной скорлупы.

Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы

Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти.

27

«Мухомор - красавец» Аппликация из яичной скорлупы

Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь.

28

Пластилинография - что это?

Дать детям понятие «Пластилинография»

Примеры работ.

апрель

29

«Я поймал рыбку» Шарики из пластилина .

Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику.

Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин.

30

«Рыжая плутовка» Размазывание пластилином

Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу.

Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина.

31

Что такое «Квилинг»? Техника выполнения квилинга.

Познакомить детей с техникой «Квиллинг»

Примеры работ.

32

«Цветы в вазе» Аппликация  в технике «Квилинг».

Учить детей скатывать полоски методом «Квилинг», самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие.

Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, полоски для квилинга.

май

33

«Весёлая овечка». Аппликация  в технике «Квилинг».

Учить детей скатывать полоски методом «Квилинг»,  развивать цветовосприятие.

Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, полоски для квилинга.

34

Совмещение различных техник в одну аппликацию.

 Познакомить с комбинированной аппликацией:  изготовление открыток, картин, панно.

Примеры работ.

35

По замыслу. Различные .

Закреплять знания и умения детей в каждом виде аппликации

Все необходимые материалы

36

По замыслу .Различные .

Закреплять знания и умения детей в каждом виде аппликации

Все необходимые материалы

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

Тема программы

Формы занятий

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие.

Беседа

Коллекция поделок, книги.

Опрос

2.

Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.

Комбинированное

Готовые шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

3.

Аппликация из «ладошек».

Комбинированное

Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

4.

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами

Комбинированное

Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

5.

Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

Комбинированное

Сушеные листья, растения, карандашная стружка, точилка для карандаша, вата, цветная бумага, картон кисточка, салфетки, туалетная бумага, яичная скорлупа, нитки, клей ПВА, ножницы, калька.

Самостоятельная работа

6.

Аппликация из ткани.

Комбинированное

Кусочки ткани, картон, ножницы, клей ПВА, пуговицы, нитки, иголка.

Самостоятельная работа

7.

Аппликация из крупы «Посыпушки».

Комбинированное

Крупы (рис, пшено, манка, греча), фасоль, семена арбуза и тыквы, картон, клей ПВА, кисточка для клея

Самостоятельная работа

8.

Обрывная аппликация.

Комбинированное

Цветная бумага,  картон, клей ПВА, кисточка.

Выставка

9.

Аппликация по технике «Мозаика».

Комбинированное

Цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы.

Самостоятельная работа

10.

Аппликация из пластилина (Пластилинография).

Комбинированное

Пластилин, рамка для фотографии,  пластиковые крышки,  маркер, картон.

Самостоятельная работа

11.

Аппликация по технике «Квилинг».

Комбинированное

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка, картон.

Выставка

12.

Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

Комбинированное

Цветная бумага, картон, природные материалы, вата, клей ПВА,  салфетки, ножницы.

Выставка

Учебные и методические пособия:
 Из списка  литературы.


                    Список литературы:

  1. К. Мититело "Чудо - Аппликация".  Эксмо:, 2008 г.
  2. Митителло К.  Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
  3. Просова Н. А.  Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва.  2008 г.
  4. Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»: 2008.
  5. Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона;         «Астрель Академия развития»: 2008.
  6. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
  7. Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности (по реализации дополнительного образования воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ № 54, (в рамках проведения месячника оборонно-массовой и военно - патриотической работы

Цель: обогащение представления детей о жизни и быте кубанских казаков с позиции формирования качеств личности (сила, смелость, ловкость, закалка и т.д.). Задачи: - воспитывать патриотические чувства...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Дополнительная образовательная программа "Учимся,играя"в подготовительной к школе группе

Актуальность данной программы состоит в том, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связно...

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности. Подготовительная группа

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я - исследователь" Курс проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет". ГБОУ Школа №1503 г. Моск...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ...