Тематическое планирование факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

карамышева ольга анатольевна

Разработана система занятий по ведению факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад общеразвивающего вида №392.
городского округа Самара.

Тематическое планирование факультатива  
«Умелые ручки»по пластилинографии
 с детьми старшего дошкольного возраста

                                                   Воспитатель:  
                                                  Карамышева Ольга Анатольевна                                                                  

Самара 2014г.

Занятия факультатива по пластилинографии «Умелые ручки» направлены на развитие творческих способностей детей и мелкой моторики. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется замысел. Данная техника заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционной техники  и материалов.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии  являются руки. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление. Они развивают умение ориентироваться в пространстве, улучшают сенсомоторную координацию детей, способствуют развитию творческих способностей.

Лепка укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. При изготовлении поделок ребенок учится концентрироваться и сосредотачиваться, развивается усидчивость. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Главное, чтобы занятия были интересны ребенку. Пластилиновые картины, несмотря на то, что просты в изготовлении смотрятся очень эффектно, особенно если подобрать яркий пластилин и жесткую основу.

На занятиях  дети знакомятся со стихами, потешками, пальчиковыми играми. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, способствует формированию и активизации словаря.

Занятия факультатива «Умелые ручки» проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 мин. Работа проводится подгруппами.

Плодотворная работа факультатива обеспечивается тесным сотрудничеством с родителями и поддержкой родительского комитета.

 Занятия составлены с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста под девизом: «Растём, развиваемся через познания, творчество, игру.

Для составления тематического планирования по ведению факультатива  «Умелые ручки» были использованы пособия Давыдовой Г.Н. «Пластилинография».

                                                 Старший возраст.

 Сентябрь.
 

Тема

Задачи

1. « Солнышко проснулось,
деткам лучики
протянуло».

Напомнить детям о свойствах пластилина, закрепить приёмы его использования: сплющивание, скатывание.

2. «Воздушные шары»

Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную, прикреплять готовую форму на плоскость путём расплющивания.

3. «В нашем саду
яблоки поспели».

Продолжать освоение приёмов пластилинографии.  Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объёма. Закрепить умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.

4. «Вот какой арбуз»

Формировать у детей обобщённое представление об овощах. Развивать умение видеть связь между реальной формой и изображаемых овощей, передавая их природные особенности и цвет.

 

                                                   

 

 Октябрь.

Тема

Задачи

1. «Осенние деревья»

Вспомнить с детьми осенние приметы. Закрепить приёмы работы в технике пластилинографии (придавливать, примазывать, разглаживать границы, соединяя части).

2. «Грибочки»

Формировать у детей обобщённое понятие о грибах. Развивать умение находить связь между формами настоящих и изображаемых грибов, передавая им природные особенности.

3. «Улитка, улитка -
высунь рожки»

Развивать практические умения детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. Развивать мелкую моторику рук используя приёмы лепки: оттягивание, сплющивание.

4. «Ёжик -
колючие иголочки»

Развивать познавательный интерес к природе.

Учить   использовать знания и представления

об особенностях внешнего вида животного. Использование бросового материала.

 Ноябрь.

Тема

Задачи

1. «Котик на прогулке»

Формировать у детей обобщённое понятие о домашних животных – кошке. Развивать умение находить связи между формами реального и изображаемого животного. Продолжать учить пользоваться стекой, передавая структуру шерсти животного.

2. «Божья коровка,
улети на небо»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Развивать умение с помощью взрослых находить ответы на вопросы в ходе выполнения работы.

3. «Семья матрёшек»

Воспитывать интерес к народной игрушке. Учить отражать характерные особенности оформления матрёшек в пластилинографии. Закрепить представления о цвете и размерах предмета.

4. «Цветные зонтики»

Учить достигать выразительности создаваемого образа посредством точной передачи формы и цвета. Развивать мелкую моторику.

  Декабрь.

Тема

Задачи

1. «Снежинка»

Учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.

2. «Снеговик»

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. Закреплять навыки раскатывания и сплющивания. Включать в работу бросовый материал.

3. «Снегурочка»

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт. Учить создавать целостность объекта из отдельных частей, используя навыки: придавливание, примазывание, приглаживание.

4. «Ёлочка, ёлочка,
зелёная иголочка»

Учить создавать картинку с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении ёлочки. Развивать мелкую моторику рук.


   Январь.

Тема

Задачи

1. «Зимняя ночь»

Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Учить создавать лепную картинку с выпуклыми изображениями. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

2. «Олимпийский факел».

Расширять представления детей о традициях и символах олимпийских игр, совершенствовать умения использовать технику работы, совершенствовать умения передавать движение языков пламени, используя различный нажим и направления линий.

3. «Рыбки в аквариуме»

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу-объёме  используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество.

4. «Снегири на веточках»

Обобщать представления о зимующих птицах. Учить передавать особенности внешнего вида птиц. Развивать компенсационные навыки.


 Февраль.

Тема

Задачи

1. «Пингвины на
льдине»

Познакомить детей с представителем самой холодной природы – пингвином .Разобрать особенности внешнего вида пингвина . Побуждать передавать внешний вид объекта.

2. «Кактус в горшке»

Расширять представление детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании образа посредством пластилинографии . Учить использовать возможности материала придания объекту завершенности.

3. «Подарок папе».

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной деятельности.

4. «Цветы –сердечки»

Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в работе. Развивать мелкую моторику.

                                                         

 
 Март.

Тема

Задачи

1. «Одуванчики- цветы ,
словно солнышки
желты».

Расширять кругозор и знания детей о природе. Учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения.

2. «Вышла курочка гулять».

Воспитывать у детей доброжелательность, чувства сопереживания, аккуратность в процессе рисования пластилином. Учить составлять изображение целого      объекта из частей одинаковых по форме, но разных по величине.

3. Картина «Букет роз».

Развивать умения любоваться природными формами  и  преобразовывать их в декоративные. Учить выполнять лепную картину, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.

4. «Веселые поросята».

Расширять представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета, мелких деталей объекта.

 Апрель.

Тема

Задачи

1. « Душистый снег»

Развивать у детей эстетическое восприятие , любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Учить изображать ветку цветущего дерева с помощью пластилина, композицию из отдельных деталей ,используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином.

2. «Пасхальное яйцо»

Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Совершенствовать умения в работе с пластилином.

3. «Проснулись первоцветы»

Формировать у детей интерес к пробуждению природы , дать представление о первоцветах. Побуждать передавать разнообразие природных форм первоцветов.

 3. «Звезды и кометы»

Побуждать интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать чувство формы и композиции. Поощрять самостоятельную деятельность.

                                                         

  Май.

Тема

Задачи

1. «Цветик - семицветик»

Продолжать знакомство с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Развивает мелкую моторику.

2. «Змейка»

Расширять представления детей о многообразии живых существ, населяющих планету. Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой.  Развивать эстетический вкус и цветовосприятие.

3. «Паучок»

Обобщить представление детей о насекомых. Учить лепить паука, передавая его  строение. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

4. «Радуга-дуга»

Учить детей отражать свои представления о красивых природных явлениях. Вызывать интерес к изображению радуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ("Умелые ладошки")

Цель кружковой деятельности - развитие речевой функции детей старшего дошкольного возраста через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.Основой кружковой деятельности является, изобрази...

Конспект организованной образовательной деятельности лепка (техника пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект социально-коммуникативного развития "Планшет саморегуляции". В данном проекте я как педагог решала поставленную задачу на саморегуляцию детьми собственных действий и взаимодействию со...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

Перспективное планирование НОД в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование НОД  в технике пластилинография для детей старшего дошкольного возраста...

Тематическое планирование бесед «Разговор о важном» с детьми старшего дошкольного возраста.

этот материал поможет в планировнии совместной деятельности с детьми в старшей группе...