ПРОГРАММА «Чудеса пластилинового мира» работа кружка «Пластилиновая Ворона» (пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Влияние пластилинографии на формирование связной речи детей 5 - 6лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chudesa_plastilinovogo_mira.docx453.06 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

 средней общеобразовательной школы №6 г.о. Отрадный Самарской области

 «Детский сад №14»

ПРОГРАММА

«Чудеса пластилинового мира»

работа кружка «Пластилиновая Ворона»

(пластилинография)

с детьми старшего дошкольного возраста

F:\с нового фотоаппарата\фото 2013г\101___03\IMG_0258.JPG

ПРОГРАММА

«Чудеса пластилинового мира»

работа кружка «Пластилиновая Ворона»

(пластилинография)

с детьми старшего дошкольного возраста

«Руки учат голову,  затем,

поумневшая голова, учит руки, а умелые

 руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, Работая с детьми,  я заметила, что у них слабо развита  координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественно-эстетической направленности “Пластилиновая Ворона”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновая Ворона» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.

Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к мировозрению.

        Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

        Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающим миром. 

        Термин «анималистическая живопись» происходит от латинского «animal», что означает «животное». Этот жанр изобразительного искусства связан с изображением животных (картины, скульптуры, графика)

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

Цель: Влияние пластилинографии на формирование связной речи детей 5 - 6лет.

Задачи:

  1. формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
  2. закреплять умение работать на заданном пространстве;
  3. закрепить приёмы лепки;
  4. развивать  тактильно-двигательное восприятие;
  5. развивать мелкую моторику пальцев рук;
  6. развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
  7. развивать внимание, память, речь, мышление;
  8. развивать умение работать в паре;
  9. воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  10. воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Этапы кружковой работы с детьми:

• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;

• изучение методических рекомендаций;

• создание условий для проведения кружковой работы;

• подведение итогов.

Предполагаемые результаты работы:

• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

        Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

        В занятиях используется чтение веселых стихотворений, которые можно использовать как – стихи рассказанные руками или пальчиковая гимнастика.

        Занятия проводятся 2 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью 20 минут, по подгруппам в 12 человек.

        Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

        Основные направления.

        1. Лепка объемных предметов.

        Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

        Материалы оборудования: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки, скотч плотный картон.

        2. Пластилинография.

        Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

        Материалы оборудования: плотный картон  (белый и цветной), обклеен прозрачным скотчем, пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки разных размеров, колпачки фломастеров, зубочистки.

        Основные принципы:

  1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
  4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

        Структура занятий:

  1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика).
  2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
  3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

        Пластилинография.

        Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.         Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

        Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

        Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.         Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

        Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

Работа с родителями.

        Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.

        Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.

        Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации.         Родители заинтересовались на мастер-классе или, посетив выставки работ, увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.

Библиографический список

1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003.

2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.

5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999

6. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.1.  Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

7. Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. – М.:Карапуз, 2010.

8. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

9. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.

10.  Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.