Главные вкладки

    Рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему:
    ПРОГРАММА «Чудеса пластилинового мира» работа кружка «Пластилиновая Ворона» (пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста

    Влияние пластилинографии на формирование связной речи детей 5 - 6лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_chudesa_plastilinovogo_mira.docx453.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

     средней общеобразовательной школы №6 г.о. Отрадный Самарской области

     «Детский сад №14»

    ПРОГРАММА

    «Чудеса пластилинового мира»

    работа кружка «Пластилиновая Ворона»

    (пластилинография)

    с детьми старшего дошкольного возраста

    F:\с нового фотоаппарата\фото 2013г\101___03\IMG_0258.JPG

    ПРОГРАММА

    «Чудеса пластилинового мира»

    работа кружка «Пластилиновая Ворона»

    (пластилинография)

    с детьми старшего дошкольного возраста

    «Руки учат голову,  затем,

    поумневшая голова, учит руки, а умелые

     руки снова способствуют развитию мозга».

    И. П. Павлов.

    Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.

    Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

    Но как быть, если с раннего детства этот процесс восприятия нарушен? Для того чтобы работа была эффективной и дала ожидаемые результаты, необходимо тщательно выбирать формы работы с детьми, Работая с детьми,  я заметила, что у них слабо развита  координация и сенсорное восприятие, также недостаточно развита тонкая моторика, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий. Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий. А активное познание мира возможно только в движении, в действии. Значит, чем точнее будут детские движения, тем богаче будут ощущения ребенка, тем ярче, глубже и осмысленнее будет проходить знакомство ребенка с окружающей средой и практическое ее освоение.

    Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественно-эстетической направленности “Пластилиновая Ворона”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

    Программа работы кружка пластилинографии «Пластилиновая Ворона» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.

    Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.

    Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к мировозрению.

            Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

            Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающим миром. 

            Термин «анималистическая живопись» происходит от латинского «animal», что означает «животное». Этот жанр изобразительного искусства связан с изображением животных (картины, скульптуры, графика)

    Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

    Цель: Влияние пластилинографии на формирование связной речи детей 5 - 6лет.

    Задачи:

    1. формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
    2. закреплять умение работать на заданном пространстве;
    3. закрепить приёмы лепки;
    4. развивать  тактильно-двигательное восприятие;
    5. развивать мелкую моторику пальцев рук;
    6. развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
    7. развивать внимание, память, речь, мышление;
    8. развивать умение работать в паре;
    9. воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
    10. воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

    Принципы построения программы:

    1. От простого к сложному.
    2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
    3. Научность.
    4. Доступность.
    5. Системность знаний.
    6. Воспитывающая и развивающая направленность.
    7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
    8. Активность и самостоятельность.
    9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

    Этапы кружковой работы с детьми:

    • опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;

    • изучение методических рекомендаций;

    • создание условий для проведения кружковой работы;

    • подведение итогов.

    Предполагаемые результаты работы:

    • у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;

    • усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

    • мелкая моторика развита на достаточном уровне;

    • ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

            Активное использование лепных навыков в самостоятельной продуктивной деятельности детей, расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.

            В занятиях используется чтение веселых стихотворений, которые можно использовать как – стихи рассказанные руками или пальчиковая гимнастика.

            Занятия проводятся 2 раз в неделю с октября по май (28 часов), длительностью 20 минут, по подгруппам в 12 человек.

            Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

            Основные направления.

            1. Лепка объемных предметов.

            Основные приемы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание и т.д.

            Материалы оборудования: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки, скотч плотный картон.

            2. Пластилинография.

            Основные приемы: направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

            Материалы оборудования: плотный картон  (белый и цветной), обклеен прозрачным скотчем, пластилин восковой и шариковый, стеки, бусинки разных размеров, колпачки фломастеров, зубочистки.

            Основные принципы:

    1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
    2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
    3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
    4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
    5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

            Структура занятий:

    1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика).
    2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
    3. Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

            Пластилинография.

            Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.         Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

            Основой каждого такого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

            Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.         Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой».

            Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.

    Работа с родителями.

            Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество, ручной труд прочно входили в жизнь семьи.

            Формы работы с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок и мастер-классов, проведение консультаций, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.

            Общаясь с родителями индивидуально, есть возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи ребенку, дать родителям конкретные советы. Чтобы привлечь родителей к работе с детьми дома по развитию мелкой моторики, в родительские уголки групп помещаются консультации.         Родители заинтересовались на мастер-классе или, посетив выставки работ, увидели успехи детей, стали приносить различный материал для изготовления поделок и начали заниматься дома. Участие родителей всегда стимулирует работоспособность детей и повышает интерес к играм и занятиям по развитию мелкой моторики.

    Библиографический список

    1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003.

    2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

    3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004.

    4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006.

    5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999

    6. Давыдова Г.Н. « Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.1.  Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

    7. Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. – М.:Карапуз, 2010.

    8. Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    9. Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.

    10.  Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фотопрезентация работы кружка русской народной куклы с детьми старшего дошкольного возраста

    Фотопрезентация содержит фотографии детей на занятиях кружка....

    Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

    Тематическое планирование факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста

    Разработана система занятий по ведению факультатива"Умелые ручки" по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста....

    Конспект организованной образовательной деятельности лепка (техника пластилинография) с детьми старшего дошкольного возраста.

    Проект социально-коммуникативного развития "Планшет саморегуляции". В данном проекте я как педагог решала поставленную задачу на саморегуляцию детьми собственных действий и взаимодействию со...

    План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

    Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....

    Проектная работа по теме: "Дары осени" с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

    Проектная работа по теме: "Дары осени" или "Загадываем загадки и рассказываем об овощах и фруктах, грибах и ягодах, а потом рисуем,лепим ..." с детьми старшего дошкольного возраста...