Ниткография как средство развития мелкой моторики детей
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Корохова Людмила Владимировна

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Как известно, формирование словаря ребёнка тесно связанно с развитием представлений об окружающей действительности, а также с развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка.Комплексно подойти к проблеме развития речи ребенка позволяют игровые упражнения ниткографии.Данная техника заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи,  лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм  и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ниткография и мелкая моторика21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нам, как педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь.

Комплексно подойти к проблеме развития речи ребенка позволяют игровые упражнения ниткографии.

Данная техника заключает в себе большие возможности: это средство умственного, моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей, совершенствование психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций, а так же эти упражнения могут быть использованы в качестве развития связной речи,  лексической стороны речи. Выполняя под руководством педагога игровые задания, ребёнок знакомится с геометрическими фигурами, со способами схематичного изображения предметов, форм  и учится их различать не только на глаз, но и через моторную память рук.

Такие упражнения  открывают детям широкие возможности для проявления творчества.

Основная цель:  развить творческие способности и мелкую моторику пальцев рук детей дошкольного возраста при помощи техники  «ниткография».

 Работа с детьми по обучению технике «ниткография» позволяет решать следующие дидактические задачи:

  1. образовательные:
  • обогащение знаний о декоративно-прикладном творчестве;
  • формирование умений и навыков при выполнении работ в технике «ниткография»;
  • обогащение словаря детей;
  • развитие связной речи ребенка;
  • развитие воображения, творческого мышления, ассоциативных образов, умения решать художественно-творческие задачи;
  • формирование умения выполнять поставленные задачи;
  • развитие умения подбирать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;
  • развитие координации, плавности, ритмичности и точности движений, зрительно-моторной координации;
  • развитие и совершенствование мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
  • подготовка руки ребенка к письму;
  • освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие;
  • расширение кругозора детей.

б) воспитательные:

  • расширение коммуникативных способностей детей;  
  • совершенствование трудовых навыков, аккуратности, умения доводить начатое дело до конца, бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  •  воспитание аккуратности в работе, самостоятельности, трудолюбия;
  • развитие эстетического восприятия, художественного вкуса и умения видеть красоту окружающего мира;
  • воспитание усидчивости, умение работать в коллективе и индивидуально.

  Приемы, которые я использую в своей работе с нитками: игры,  чтение и обсуждение литературных произведений, отгадывание загадок, показ образцов работ и др.

Организация детей для работы в данном направлении может быть как фронтальной, так и групповой или индивидуальной.

Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере овладения детьми навыками работы в технике «ниткография».

Организация проведения включает в себя как привлечение внимания детей, показ образца, объяснение, так и продуктивную деятельность детей. Данный вид деятельности позволяет научить ребенка не только практическим умениям, но и последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Сложность заданий подбирается с учетом возраста и опыта детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы.

Материалы, необходимые для выполнения работ:

– основа – картон, цветная бумага, бархатная бумага, фетр, ткань;

– нитки – шерстяные или акриловые;

– ножницы;

– клей или другая липкая основа.

Первым этапом работы с нитками были игры с клубочками, в основе которых лежит развитие умения разматывать и сматывать нить в клубок.

Следующий этап был наматывание нитки на катушку или другие специально заготовленные формы. Вырезанные из картона  звездочки и цветочки, силуэты животных, а из деревянных палочек бабочки и гусеницы.

             К концу учебного года дети в достаточной степени овладели навыками сматывания ниток в клубки, и от игр  с клубками мы перешли к работе по выкладыванию на бархатной бумаге или фетре ровных и волнистых линий, кругов и квадратов.  

          В средней группе от выкладывания узоров толстой нитью мы постепенно перешли к рисованию «по представлению», то есть на основе ранее полученного опыта и воображения. Для этого можно детям предложить более тонкие нитки разнообразных цветов. Мы создали новую дидактическую игру «Занимательные ниточки». С помощью этой игры можно развивать не только мелкую моторику, но и фантазию, внимание и цветовое восприятие, мышление, что способствует развитию речи, обучение ориентированию на листе бумаги.

Это одна из любимых детских игр  на сегодняшний день, которая позволяет развивать фантазию, воображение, и зрительно-моторную координацию.

            Организованная деятельность ниткографией открывает для ребенка возможность выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на «фланелеграфе» её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Разнообразие тем, предложенных детям, для работ в первом полугодии, позволило нам в полной мере отработать навыки выкладывания нитью различных форм, как простых, так и сложных. Дети научились передавать формы овощей и фруктов, предметов окружающего мира и природы; передавать не только форму, но и соответствующий цвет.

          Со второго полугодия, от простого выкладывания рисунков к наклеиванию ниток по готовому контуру. Сначала это были легкие формы, такие как этот коврик.                

В старшем дошкольном возрасте задачи в работе с техникой «ниткография» возрастают. Дети не только выкладывают нить по готовому контуру, но и заполняют пространство внутри контура обрезками ниток или цельными нитками.

Использование нетрадиционной техники «Ниткография» позволяет мне более успешно решать поставленные программой «От рождения до школы» задачи, а также дает возможность детям раскрыть свои творческие способности, увидеть красоту окружающего нас мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная техника «Ниткография», как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Тренировка движений пальцев, и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а такж...

«Ниткография» как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Ниткография - великолепная нетрадиционная техника рукоделия, которая позволяет создавать картины без кисти и красок, только с помощью нитей и клея....

Консультация для воспитателей: «Ниткография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей: «Ниткография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»Воспитатель: Маркина А.И. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном в...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

Статья: "Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста"

первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:-быстро устает рука;-теряется ...