Статья: "Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста"
статья

Барсукова Наталья Александровна

первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:

-быстро устает рука;

-теряется рабочая строка;

-не получается правильное написание букв;

-нередко встречается так называемое «зеркальное письмо»;

-ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»;

-не укладывается в общий темп работы.

 

Все эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Ниткография как средство развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом:

-быстро устает рука;

-теряется рабочая строка;

-не получается правильное написание букв;

-нередко встречается так называемое «зеркальное письмо»;

-ребенок не различает понятия «вправо», «влево», «лист», «страница», «строка»;

-не укладывается в общий темп работы.

Все эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки.

Психолог Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, предполагает способность ребенка пальцами осуществлять какую-либо деятельность.

Отсюда следует, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние и на развитие активной речи ребенка.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

В современном обществе почти все дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребенка от неприятностей.

Ведь сейчас дошкольники, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук:

-на одежде и обуви - липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее);

-на играх кнопочки;

-мало кто из детей помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности.

Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно,  без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с детьми.

Решение нашлось благодаря такой нетрадиционной технике рисования как ниткография.

Ниткография (сочетание слов «нитка» и «grafo» - пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») это выкладывание с помощью толстой нити либо шнура изображений различных предметов. Нитка при этом может приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Корни ниткографии можно обнаружить в далеком прошлом в Мексике. Местные мастера создавали на простеньких фанерных дощечках загадочные сцены из жизни неведомых персонажей. Картины были сделаны из ниток, вдавленных в тонкий слой пчелиного воска или сосновой смолы.

За основу взяла практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста «Рисование веревочкой» Анжелики Витальевны Никитиной. Выделив для этого время при проведении занятий, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности самих детей. Оригинальность моего опыта заключается в разработке собственных тем, которые изображают дети по методике «ниткография».

Цель метода: способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребенка методы работы.

Применение метода направлено на решение следующих задач:

- совершенствование зрительного восприятия;

- развитие зрительно-моторной координации, воображения фантазии, логического, образного и пространственного мышление, способности к творчеству и познанию, способствовать развитию внимания;

- формирование плавности, ритмичности и точности движений;

- развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму

- воспитывать трудолюбие, терпение, усидчивость.

Суть метода: Ворсистая нитка да листок бархатной бумаги – вот и всё, что нужно для организации данного игрового метода. Освоение ниткографии доступно каждому. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку, слегка прижимая её пальцем по всей длине. При вертикальном положении листка нитка сохранит своё исходное положение, она не упадёт и не сместится. Нитка удерживается за счёт сцепления волосков двух материалов, поэтому дополнительные средства крепления ей не нужны. Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на укладываемой поверхности. Это даёт возможность корректировать только часть контура без изменения его изображения, что значительно расширяет возможности преобразования создаваемых образов.

Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества. Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла как педагога, так и ребенка.

Плюсы данного метода:

• развитие мелкой моторики;

• не возможность ошибки, так как можно все исправить;

• шерсть – успокаивает;

• развитие фантазии и воображения;

• многократность использования данного пособия.

Инновационная технология «ниткопись» позволяет решать сразу несколько дидактических задач.

Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.

Я считаю, что «ниткография» универсальный игровой метод, который можно использовать как дома, так и на любых занятиях, так как возможности его применения безграничны и это очень интересно детям:

  1. Эффективным будет использование ниткографии при формировании элементарных математических представлений. Можно заменить раздаточный материал нитками и выкладывать необходимое количество геометрических фигур; удачно закреплять ориентировку на листе бумаги, а так же после изученной цифры, знака. Дети с интересом выкладывают примеры.

 Нитки можно использовать как условные мерки для измерений, в процессе формирования понятия «множество», сенсорного развития использовали клубочки разного цвета и размера.

  1. В развитии речи детей дошкольного возраста данный игровой метод уникальный. С помощью него можно обогащать словарный запас, работать над развитием звуковой культурой речи, формировать грамматические структуры и развивать связную речь посредством изображения сюжетных картин и составления по ним рассказов. При изучении действий, схемы тела человека: можно изобразить схематично человека в движении: идет, бежит, стоит и т.д., меняя только положение рук и ног.
  2. На занятиях по обучению грамоте дети с удовольствием выкладывают новую букву, слог, слово или предмет в котором есть заданный звук.

4. При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печаль и т. д., изменяя только губы, глаза и брови. Одной ниткой выкладывается контур овала лица человека, другой его глаза, третьей рот и т. д.

5. Для развития воображения и фантазии выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребёнок подумает, на что он похож и дополнит его до нужного образа и составит по образу короткий рассказ или сказку.

Задания для работ по ниткописи могут быть:

• по зарисовкам после прогулок;

• по образцу, рисунку;

• после чтения сказок, басен, стихов.

Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

Таким образом, Ниткография и есть тот самый искомый золотой ключик к интенсивному развитию способностей детей. Особенно мощным средством улучшения работы головного мозга является постоянная тренировка пальцев рук. Сейчас учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, которые, в свою очередь, влияют на:

-развитие речи,

-умственной активности,

- логического мышления,

- памяти,

- зрительного и слухового восприятия ребенка,

-формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание.

 Развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

 Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Исток способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов.  Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние манцальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно уже во втором веке до нашей эры в Китае. Специ...

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В методической разработке представлены актуальность, новизна темы. Методы диагностики развития мелкой моторики рук у дошкольников. Перспективное планирование....

доклад из опыта работы на тему "Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР"

Доклад из опыта работына тему«Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»      Выполнила:С. А. Со...

Тестопластика – как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Значение развития мелкой моторики невозможно недооценивать. Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Развитие мелко...