Программа кружка "Мукасолька" для детей от 3 до 6 лет (тестопластика)
рабочая программа (средняя группа) на тему

Кравцова Наталья Николаевна

программа разработанна для детей 3-6 лет,логопедической группы..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Орленок» города Зернограда

 Программа кружка

"Мукасолька"

для детей от 3 до 6 лет

(тестопластика)

составила:

воспитатель

1 квалификационной категории

 Кравцова Наталья Николаевна

 

г.Зерноград

2014 год

             

Пояснительная записка

Давно известно, что АРТТЕРАПИЯ - прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.

     Разрабатывая программу, я попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективных работ, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка я учла план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.

   Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитию мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

   Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей .

  Тестопластика оказывает психотерапевтический эффект на развитие высших психических функций головного мозга. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому свою программу я разработала для занятий с детьми с задержкой речевого развития. На занятиях я использую  различные пальчиковые игры, массаж кистей рук с проговариванием стихов. Работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно. Ведь никто не будет тебя оценивать.

Лепить из теста - одно удовольствие!

      Соль, мука, вода - вот и всё, что нужно для умелых рук. Мы можем лепить картины, игрушки, сюжетные композиции, открытки, т.е. все. Занятия провожу в два этапа. На первом занятии мы лепим поделки, игрушки, фигурки животных и людей. Второе занятие посвящено раскрашиванию работ и сочинению рассказов или сказочных историй. Игрушки мы лепим небольшие.

   У тестопластики очень широкие возможности применения. Можно заниматься с детьми младшего возраста; тесто не липнет к рукам, пластично, безвредно. Если ребенок попробует поделку на вкус, как это обычно бывает, то резкий соленый вкус обычно отвращает его от дальнейших попыток делать это. Хорошая сохранность. Поделки будут храниться годами, не растрескаются, как необожженная глина.

   Изготовление поделок требует от ребенка ловких и точных движений, и если вначале ребенок еще не может вылепить мелкие детали. То потом в результате математического труда. Рука приобретет уверенность и точность. Пальцы гибкость, а это очень важно и для подготовки к учебной деятельности.

   Благоприятный эмоциональный настрои во время занятия. Радость общения в труде, удовольствие вылепить поделку и подарить близкому человеку. Сколько радости испытывает ребенок. Когда из простого кусочка теста появляется забавная русалочка, поросенок, птенчик! А положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.

   Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

   Занятия строятся по продуманному плану. Оптимальное количество – 10 человек.  Проводятся занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям.  Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.          

   Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой.        Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

   Когда малыш лепит: развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь- влияет на развитие речи и мышления. Лепка влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. На что я хочу обратить внимание, именно на то, чтобы не добиваться конкретного результата, чтобы не требовать от ребенка- "слепи именно то или именно это" или "именно такую собачку", лепка- как копирование-  НЕТ ни в коем случае! Я хочу научить детей получать удовольствие от творческого процесса. Постепенно приходя к результату.

Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников.

   История изготовления предметов из теста имеет тысячелетнюю историю.   Их стали делать, наверное, сразу, как только человечество научилось делать хлеб. Предметы из теста называют еще скульптурой из теста. Нужны для них только мука и соль, причем большое количество соли обеспечивает сохранность поделок. Эту художественную форму можно считать результатом своеобразной революции, которую претерпело на протяжении веков создание основного продукта - хлеба. Согласно легенде, хлеб появился благодаря Нилу! Десять тысяч лет назад, поднявшаяся вода затопила принадлежащие фараону зернохранилища с мукой, так и появилась тесто.

Из Египта хлеб попал в Грецию, потом в Рим, там он приобрел священное значение, связанное с понятием цикличности жизни. В архаических обществах конец цикла, который олицетворяет зима, воспринимается, как конец жизни. А потенциал жизни, заключенный в колосе. Символизирует рождение.

    В Греции изготавливали фигурки богини Деметры - б. плодородия, в Риме б. Цереры - б. плодородия и земледелия. В Европе до настоящего времени сохранилась традиция передавать от отца к сыну предметы, выполненные из теста.

   Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.

   Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

   Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

   Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

   Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

  Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

   С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

   В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

   Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

   Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

   Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

  Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.  До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

  Большое влияние оказывает лепка на умственное развитие ребенка, развитие его мышления. Приобретение новых знаний и умений способствует развитию творческих способностей детей.

  Занимательность лепки игрушек из теста и желание найти им применение, способствует развитию внимания. Повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

   Поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

   Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.

1.  Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

2.  Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

3.  Синхронизирует работу обеих рук;

4.  Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

5.  Развивает творчество ребенка.

   Труд по изготовлению игрушек из теста способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь изготовление любого рельефа непросто, требует определенных волевых усилий. Когда ребенок самостоятельно встречается с трудностью, он пытается самостоятельно разрешить её. Под руководством взрослого ребенок пытается установить причины неудачи, преодолеть и постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

   Когда дети выполняют коллективную работу, например.  Это создает положительные условия для формирования общественно-мотивированного труда, имеет очень важную побудительную силу, именно в младшем возрасте ребенку важно его участие в большом общем деле, ведь от его маленькой части зависит красота общей поделки.

   В данном виде лепки есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок ребенок встречается с необходимостью не только анализировать образец, но и контролировать свой процесс лепки. И, конечно, оценить готовый результат. Лепка коллективная формирует у детей доброжелательность, взаимопомощь, товарищество.

   Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования....

Программы кружков для детей дошкольного возраста.

1.Программа кружка "Умный малыш" для детей младшей группы.2.Программа кружка "Юный математик" для детей средней группы....

Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....

Программа кружка для детей «Пластилиновая сказка»

для детей старшего дошкольного возраста...

Программа кружка для детей старшей группы детского сада. "Школа юного книголюба"

Программа кружкадля детей старшей группы детского сада."Школа юного книголюба" ...

Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.

Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства вы...