Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа

Ватолина Оксана Лукьяновна

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.

Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружок по развитию

экологических представлений

«Юный эколог».

(старший дошкольный возраст)

        

        Цель: воспитание у дошкольников экологической культуры и      

        бережного отношения к природе родного края.

        Задачи:

  1. Познакомить с воздушной, водной средой, сушей.
  2. Познакомить с природными зонами нашей планеты.
  3. Сформировать представление о глобусе, карте мира и нашей страны, карте Красноярского края.
  4. Овладеть с детьми использованием модели, отражающей особенности внешнего вида животных, обитающих в разных средах.
  5. Освоить с детьми действия использования модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах.
  6. Познакомить с животным и растительным миром различных природных зон.
  7. Познакомить с растениями и животными нашей страны и края.
  8. Развивать экологические представления.

Материал: глобус, карта мира, карта России, карта Красноярского края, макет самолёта, макеты природных зон, сюжетные и предметные картины, карточки с условными обозначениями, схемы, символы, книги и энциклопедии о растительном и животном мире.

Октябрь.

Занятие 1. «Этот удивительный мир»

  • беседа об окружающем нас мире;
  • знакомство с глобусом и картой мира;
  • рассматривание картин, иллюстраций книг о природе;
  • путешествие по карте мира, рассказывание о самых интересных местах.

         Занятие 2. «Наша планета – Земля»

  • рассказ воспитателя о нашей планете;
  • работа с глобусом, знакомство с водной, воздушной средой и сушей;
  • рассматривание картин с различными природными зонами нашей планеты;
  • экскурсия в библиотеку, рассматривание книг и энциклопедий о нашей планете.

         Занятие 3. «Зона вечных льдов и снегов»

  • путешествие по карте мира, знакомство с Арктикой и Антарктикой;
  • беседа с детьми об условиях жизни на севере, составление схемы с помощью условных обозначений;
  • работа с макетом «Крайний Север»;
  • рассматривание сюжетных и предметных картин.

       

         Занятие 4. «Животные Крайнего Севера»

  • рассказ воспитателя о животных, обитающих на севере;
  • беседа с детьми об особенностях внешнего вида животных, обитающих на севере;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций;
  • чтение интересных рассказов о жизни животных Крайнего Севера.

     

Ноябрь.

Занятие 1. «Путешествие в тундру»

  • путешествие по карте, рассматривание природной зоны «Тундра»;
  • работа с макетом «Тундра», выяснение условий жизни в этой природной зоне;
  • составление схемы с условными обозначениями, отражающей условия жизни в тундре;
  • знакомство с коренными жителями, рассказ воспитателя об эскимосах.

         Занятие 2. «Растения и животные тундры».

  • беседа с детьми о растениях и животных тундры;
  • рассматривание предметных картин растений и животных;
  • чтение интересных историй из жизни животных тундры;
  • д/и: «Угадай животное»

         Занятие 3. «Вечно - зелёная тайга и зона лесов»

  • путешествие по карте, рассматривание природной зоны «Тайга»,
  • работа с макетом «Тайга», беседа об условиях жизни в этой природной зоне;
  • составление схемы, отражающей условия жизни в тайге;
  • рассматривание иллюстраций книг и энциклопедий.

         Занятие 4. «Животный и растительный мир тайги и зоны лесов»

  • беседа с детьми о растениях и животных тайги и лесов;
  • рассказ детей по теме «Лесные жители» или «Что интересного я видел в лесу?»
  • д/и: «Угадай растение», «Откуда это животное», «Расположи животных по своим природным зонам»;
  • конкурс стихотворений и загадок о растениях и животных тайги и леса.

Декабрь.

Занятие 1. «Путешествие в саванну»

  • путешествие по карте, рассматривание природной зоны «Саванна»;
  • наблюдение за природной зоной с помощью макета;
  • составление схемы, отражающей условия жизни в саванне;
  • чтение книг, просмотр фильма о природе саванн в библиотеке.

            Занятие 2. «Животные и растения саванны»

  • рассказ воспитателя о растениях и животных саванн;
  • рассматривание сюжетных и предметных картин, мелких игрушек-животных;
  • д/и: «Мы – путешественники», «Загадочные животные»;
  • выполнение индивидуальных заданий на карточках.

            Занятие 3. «Жаркая пустыня»

  • путешествие по карте, рассматривание природной зоны «Пустыня»;
  • работа с макетом пустыни, составление схемы, отражающей условия жизни;
  • рассматривание картин, иллюстраций книг;
  • знакомство с интересными историями о природе пустыни.

            Занятие 4. «Растительный и животный мир пустыни»

  • беседа с детьми о растениях и животных пустыни;
  • рассматривание сюжетных и предметных картин;
  • д/и: «Кто живёт в пустыне?», «Угадай животное»;
  • рисование любого понравившегося животного пустыни.

Январь.

Занятие 1. «Путешествие в джунгли»

  • путешествие по карте, рассматривание природной зоны «Джунгли»;
  • наблюдение и рассматривание макета джунглей, составление схемы, отражающей условия жизни;
  • рассказ воспитателя о природе и интересных особенностях джунглей;
  • творческие рассказы детей по теме: «Что интересного можно увидеть в джунглях?»

            Занятие 2. «Животные и растения джунглей»

  • рассматривание картин, иллюстраций книг и энциклопедий;
  • чтение интересных рассказов из жизни обитателей джунглей;
  • д/и: «Какое животное спряталось», «Назови растение джунглей»;
  • выполнение работ на карточках по теме «Животные севера и жарких стран».

            Занятие 3. Викторина «Знатоки природных зон»

  • подготовка к викторине, повторение названий природных зон и их обитателей;
  • конкурсы: «Угадай природную зону», «Где растут растения?», «Расположи животных по своим природным зонам»;
  • игры на внимание «Путаница», «Что изменилось»;
  • конкурс загадок и рисунков о животных.

Февраль.

Занятие 1. «Мир океании»

  • беседа с детьми о жизни в океане;
  • наблюдение и работа с макетом, выяснение условий жизни в океане;
  • рассматривание природного материала морей и океанов;
  • д/и: «Кто живёт в океане?», «Кто здесь лишний».

     Занятие 2. «Интересные животные океании»

  • рассказ воспитателя о наиболее крупных обитателях океана;
  • рассматривание предметных и сюжетных картин, иллюстраций книг;
  • чтение интересных рассказов из жизни обитателей океана;
  • конкурс рисунков по теме «Обитатели морей и океанов».

     Занятие 3. «Многообразие животного мира Земли».

  • беседа с детьми о своих домашних питомцах;
  • рассказы детей по теме: «Мой питомец» или «Моё любимое животное».
  • рассматривание фотографий своих питомцев, слайдов, картин;
  • экскурсия в библиотеку, рассматривание энциклопедий и книг о животных, из серии «Всё обо всём».

     Занятие 4. «Древние животные океана и суши»

  • путешествие на «машине времени» в прошлое;
  • рассказ воспитателя о древних животных океана и суши;
  • рассматривание картин, слайдов с изображением древних животных»;
  • придумывание и составление схемы внешнего вида древних животных.

Март.

Занятие 1. «Природа нашей страны»

  • работа с картой, атласом;
  • рассматривание природных зон, расположенных в нашей стране;
  • беседа о природных условиях;
  • д/и: «Угадай по описанию», «Назови природную зону».

     Занятие 2. «Растительный мир нашей страны»

  • беседа с детьми о растениях, которые растут в нашей стране;
  • рассматривание гербариев, картин;
  • работа в природном уголке;
  • д/и: «Угадай растение», «Где это растёт?».

     Занятие 3. «Животный мир нашей страны»

  • рассказы детей о животных нашей страны;
  • чтение рассказов о жизни животных;
  • рассматривание фотографий, открыток, картин;
  • конкурс поделок из пластилина по теме «Моё любимое животное».

     Занятие 4. «Экскурсия в звероуголок»

  • наблюдение за животными;
  • рассказ воспитателя о животных;
  • составление детьми рассказов об увиденном.

   

 

Апрель.

   Занятие 1. «Природа нашего края»

  • работа по карте Красноярского края;
  • беседа о природе, об окружающем нас в городе;
  • рассматривание книг о нашем крае, о нашем городе;
  • д/и: «Угадай, где это место», игры с макетом нашего города.

      Занятие 2. «Растительный мир Красноярского края»

  • рассказ воспитателя о растениях нашего края;
  • рассматривание картин, гербариев;
  • экскурсия в парк, наблюдение за деревьями и кустарниками»;
  • д/и: «Угадай дерево», «Откуда листочек».

      Занятие 3. «Животный мир Красноярского края»

  • беседа с детьми о животных нашего края;
  • рассматривание книг, энциклопедий в библиотеке;
  • выполнение работ по теме: «Наши любимые животные»;
  • конкурс рисунков о животных.

      Занятие 4. Конкурс: «Знатоки природы»

  • угадывание по схемам природных зон;
  • расположение растений и животных по своим местам обитания;
  • придумывание различных новых видов животных;
  • конкурсы стихов, загадок, пословиц о природе.

Май.

        

        Занятие 1. «Солнечная система»

  • рассказ воспитателя о планетах Солнечной системы;
  • рассматривание картин, атласов;
  • знакомство с планетами в уголке космоса;
  • с/р игра: «Космонавты»

      Занятие 2. «Планеты и звёзды»

  • беседа с детьми о звёздах, о космосе.
  • рассматривание предметов по теме «Космос»;
  • экскурсия в библиотеку, просмотр фильма о космосе;
  • д/и: «Угадай планету», «Что нужно космонавту?».

      Занятие 3. Итоговое занятие.

  • повторение материала, с которым познакомились на кружке;
  • рассказы детей по теме: «Что больше всего запомнилось и понравилось на занятиях»;
  • конкурс рисунков по теме: «Берегите и охраняйте природу!».

 



Предварительный просмотр:

Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике.

В подготовительной группе кружковая деятельность осуществляется на основе набора LEGO Education WeDo 1 раз в неделю, 36 занятий в год

Подготовительная группа. (4-ый год)

№ раздела/ темы/

занятия

Тема занятия

Основные виды деятельности

Планируемые результаты

I блок.  Первые шаги

1

Знакомство с конструктором LEGO WeDo

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и, в частности, в России. Показ видеороликов о роботах и роботостроении. Инструктаж по технике безопасности. Показ основных деталей конструктора (название и назначение).

Знакомятся с конструктором LEGO WeDo, с формой деталей, вариантами их скреплений. Вырабатывают навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога.

2

Знакомство с элементами управления конструктором

Рассказ о современных роботизированных системах. Показ основных элементов управления: USB LEGO-коммутатор, мотор, датчик наклона и расстояния. Знакомство с названиями и назначениями элементов.

Знакомятся с основными элементами управления, запоминают новые названия и их назначения.

3

Первые шаги

Рассказ о сборке и программировании. Знакомство с функцией мотора в приведении в движения зубчатых колес. Введение понятия: повышающие и понижающие передачи, функции датчика наклона.

Знакомятся с понятием программирование, его использование в современной жизни. Отработка навыка запоминания новых вводимых понятий.

II блок. Забавные механизмы. Фокус: естественные науки

1-2

Танцующие птицы

Знакомство с ременными передачами, экспериментирование со шкивами разных размеров, прямыми и перекрестными ременными передачами. Сборка, конструирование, программирование и испытание модели «Танцующие птицы».

Модификация модели за счет изменения ее конструкции – смены шкивов и ремня.

Конструируют, используя пошаговые инструкции, двух механических птиц, которые способны издавать звуки и танцевать. Учатся программировать поведение птиц. Анализируют влияние смены ремня на направление и скорость движения модели.

3-4

Умная вертушка

Построение модели механического устройства для запуска волчка и его программирование. Изучение зубчатой передачи.

Исследование влияния размеров зубчатых колес на вращение волчка. Модификация конструкции модели с целью изменения скорости и продолжительности вращения волчка.

Создают модель устройства для запуска волчка и программируют его таким образом, чтобы волчок освобождался после запуска, а мотор при этом отключался.

Придумывают другие конструкции волчков.

5-6

Обезьянка-барабанщица

Конструирование, программирование и испытание модели «Обезьянка-барабанщица».

Изучение принципа действия рычага и кулачков, а также знакомство с основными видами движения. Модификация конструкции модели.  Изменение количества и положение кулачков, используя их для передачи усилия.

Следуя пошаговой инструкции, создают модель механической обезьянки с лапами, которые поднимаются и опускаются, барабаня по поверхности. Программируют звуковое сопровождение, чтобы поведение модели стало более эффектным.

7-8

Дополнительные задания

Создание и программирование моделей «Танцующие птицы» и «Обезьянка-барабанщица» так чтобы обезьянка барабанила и птицы танцевали одновременно.

Создание различных моделей «Обезьян-барабанщиц», подборка разных ударных, создание оркестра барабанщиков.

Две команды создают и программируют свои модели в соответствии с заданием.

Несколько команд создают разные модели обезьян-барабанщиц, подбирают разные барабаны – железные миски, картонные коробки, пластиковые стаканы и др.

III блок. Звери. Фокус: технология

1-2

Голодный аллигатор

Построение модели аллигатора, программирование и испытание.

Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели.

Программирование аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». Усложнение поведения за счет установки на модель датчика расстояния.

Конструируют, используя пошаговую инструкцию, и программируют механического аллигатора, который открывает и захлопывает свою пасть, одновременно издает различные звуки.

3-4

Рычащий лев

Создание, программирование и испытание модели льва. Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели.

Программирование льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона.

Строят модель механического льва и программируют его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложиться.

5-6

Порхающая птица

Конструирование, программирование и тестирование движения птицы.

Создание программы, включающей звук хлопающих крыльев с использованием датчика наклона. Усложнение поведения птицы путем установки на модель датчика расстояния.

Строят модель порхающей механической птицы и программируют ее, чтобы она издавала звуки и хлопала крыльями, когда ее хвост поднимается и опускается.

7

Дополнительные задания

Совместное занятие со всеми командами – создание заповедника «Сафари парк».

Каждая команда создает и представляет своего животного. Из подручных материалов создают среду обитания для своего животного и проводят экскурсии для детей ДОУ.

IV блок. Футбол. Фокус: математика

1-2

Нападающий

Конструирование, программирование модели футболиста и испытание ее в действии. Изучение системы рычагов, работающих в модели. Измерение расстояния, на которое улетает бумажный мячик. Изменение поведения футболиста путем установки на модель датчика расстояния.

Конструируют, используя пошаговую инструкцию, и программируют механического футболиста, который будет бить ногой по бумажному мячу.

3-4

Вратарь

Построение модели механического вратаря и испытание ее в действии. Изучение систем шкивов и ремней, работающих в модели.

Подсчет количества голов, промахов и отбитых мячей, создание программы автоматического ведения счета. Усложнение поведения вратаря путем установки на модель датчика расстояния.

Создают, согласно пошаговой инструкции, и программируют механического вратаря, который способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик.

5-6

Ликующие болельщики

Построение модели ликующих болельщиков и испытание ее в действии. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели

Использование чисел для оценки качественных показателей. Изменение поведения болельщиков путем установки на модель датчика расстояния.

Конструируют, в соответствии с пошаговой инструкцией и программируют механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте.

7

Дополнительные задания

Проведение чемпионата на звание лучшего нападающего и вратаря.

Каждая команда создает свою модель: нападающего, вратаря и ликующих болельщиков и проводится чемпионат.

V блок. Приключения. Фокус: развитие речи

1-2

Спасение самолета

Построение модели самолета, испытание ее движения и уровня мощности мотора. Понимание и использование принципа управления звуком и мощностью мотора при помощи датчика наклона. Усовершенствование модели самолёта путём программирования звуков, зависящих от показаний датчика наклона.

Создают по инструкции и программируют модель самолета, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолета.

3-4

Спасение от великана

Построение модели великана и испытание её в действии. Изучение работы шкивов и зубчатых колёс в данной модели. Изменение поведения модели: установка датчика расстояния и программирование реакции великана на появление вблизи него каких-либо объектов.

Конструируют, исходя из пошаговой инструкции, и программируют модель механического великана, который встает, когда его разбудят.

5-6

Непотопляемый парусник

Построение модели лодки, испытание её в движении и проверка работы мотора при разных уровнях мощности. Изучение зубчатых колёс и понижающей зубчатой передачи, работающих в данной модели. Установка датчика наклона и программирование воспроизведения звуков синхронно с сигналами, поступающими от датчика для усложнения поведения модели лодки.

Конструируют и программируют модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто она плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками.

7

Дополнительные задания

Совместное занятие «Приключения на острове». Созданием всех моделей из раздела «Приключения».

Каждая команда создает свою модель: самолет, великана и непотопляемый парусник.  Организуется игра по разработанному сценарию.

VI блок. Диагностика. Подготовка к Чемпионату Baby Skills по робототехнике

1

Диагностическое задание «Танцующие птицы»

Конструирование и программирование модели по схеме «Танцующие птицы». Составление своей программы для модели.

Умение конструировать и программировать по схеме, находить простые механизмы в готовой конструкции, объясняя принцип работы модели. Умение составлять новую программу для модели.

2

Турнир по скоростной сборке из конструктора LEGO WeDo

Конструирование и программирование по схеме. Соревнование между парами на время по сборке моделей.

Развивают способность сосредоточиться, быстрое принятие решений, мышление, логику. Навык общения друг с другом, работы в паре.

3

Подготовка к городскому Чемпионату Baby Skills по робототехнике

Составление собственного творческого проекта. Определение темы, цели и зада проекта. Тестирование и доработка проекта.

Закрепляют умение самостоятельно конструировать и программировать, применяя ранее полученные умения, навыки и знания. Развивают техническое творчество.

4

Подготовка к городскому Чемпионату Baby Skills по робототехнике

Подготовка к выполнению технических заданий фестиваля. Закрепление навыков нахождения ошибок в модели, создания и усовершенствования моделей. Развитие умения презентовать свою модель.

Выполняют различные технические задания, представляют  свою работу по составленному плану, грамотно выстраивают выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

Программа дополнительного образования по физкультурно-оздоровительному кружку «Крепыш» (программа разработана для детей старшего дошкольного возраста)

Программа «Крепыш» имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Данная программа ориентирована на закон РФ «Об образовании», санитарные нормы и правила, утверждённые совместным постановлением Ми...

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста        Воспитатель:Сенцова М.В.2015...

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Цель:·        Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям....

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Поликультурное воспитание дошкольников»

Цель: работы способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием...

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие исследователи»

Цель программы кружка состоит в создании условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей как основы интеллектуально-личностного, познавательно-речевого, творческого развития. Р...